Напоминание

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время


Автор: Табунова Таьяна Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа им. И. И. Цапова"
Населённый пункт: с.Пречистое, Гагаринский район, Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Е.В. Макаренкова

Утверждаю

директор МБОУ «Пречистенская

средняя школа»

__________________Н.В. Мелентьева

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающихся

на уроках географии и во внеурочное время

С. Пречистое

2018 г.

Паспорт программы

Наименование про-

граммы

«ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающих-

ся на уроках географии и во внеурочное время»

Основание для разра-

ботки программы

Федерального Закона «Об образовании в Россий-

ской

Федерации»

от 29 декабря 2012 года

№273ФЗ;

Федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования, утвер-

жденного приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г.

№1897.

Устав школы.

Разработчики програм-

мы

Учитель географии высшей категории Табунова Та-

тьяна Юрьевна

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и

развития творческих способностей обучающихся че-

рез предмет «География», создание условий для само-

реализации способностей обучающихся через творче-

ство.

Задачи программы

1.

создание системы целенаправленного выявле-

ния детей с высоким уровнем творческого по-

тенциала;

2.

создание системы стимулирования творческой

деятельности обучающихся;

3.

вовлечение обучающихся в систему дополни-

тельного образования;

4.

расширение возможностей для участия школь-

ников в конкурсах, конференциях различного

уровня по географии.

Исполнители основных

мероприятий

Учитель географии высшей категории Табунова Та-

тьяна Юрьевна

Участники программы

Обучающиеся 5-9 классов

Система организации

контроля за ходом реа-

лизации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуще-

ствляет администрация школы.

Куратор Программы - зам.директора по УВР Мака-

ренкова Е.В.

Время реализации про-

граммы

2018-2023 г.г.

Этапы реализации про-

граммы

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический, включающий реализацию,

анализ и обобщение результатов повседневной рабо-

ты;

3 этап – завершающий, включающий анализ результа-

тивности работы, определение новых задач, способ-

ных совершенствовать пути достижения целей.

Основные направле-

ния реализации програм-

мы

выявление творческих способностей обучаю-

щихся;

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм работы;

внедрение в учебный процесс современных пе-

дагогических технологий для развития творче-

ских способностей обучающихся;

использование активных форм и методов орга-

низации образовательного процесса;

создание образовательных курсов, направлен-

ных на поддержку одаренных обучающихся при

выстраивании индивидуальной траектории раз-

вития обучающихся;

развитие системы внеурочной учебной и вне-

классной деятельности обучающихся, которая позво-

лит школьникам демонстрировать свои достижения

на конкурсах, смотрах различного уровня.

Основные применяе-

мые педагогические тех-

нологии

1.

ИКТ

2.

Технология проблемного обучения;

3.

Технология сотрудничества;

4.

Технология проектного обучения;

5.

Технология личностно-ориентированного обу-

чения

6.

Игровые технологии

7.

Технология критического мышления

8.

Здоровьесберегательная технология

Формы работы по выяв-

лению и развитию твор-

ческих способностей обу-

чающихся

наблюдения;

диагностика;

беседы с участниками образовательного процесса;

консультации;

дифференцированные задания;

учебные задания практикоориентированной

направленности;

проектная деятельность;

географические игры, диктанты, викторины, рабо-

та с картой и атласом;

предметные олимпиады и конкурсы;

конференции творческого и исследовательского

характеров.

Ожидаемые результа-

ты реализации про-

граммы

1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и

творческой одарённостью.

2. Изменении шкалы социальных ценностей молоде-

жи лицея на увеличение значимости такой категории

как «знание».

3. Включение в содержание уроков технологии новых

видов, форм, инновационных технологий.

4. Разное сочетание традиционных и инновационных

подходов

5. Формирование вариативной части программы по

географии, учитывающей индивидуальные способно-

сти, интересы, потребности, мотивы учащихся, а так-

же образовательные возможности школы.

6. Усиление образовательной направленности уро-

ков.

Построение учебно-воспитательного процесса по гео-

графии с учетом педагогических технологий образо-

вания.

7. Внедрение в систему уроков технологии профес-

сиональной компетентности.

8. Организация и проведение встреч с выпускниками

школы.

9. Расширении диапазона мероприятий для раскры-

тия творческих способностей учащихся.

10. Организации проектно-исследовательских работ

учащихся.

11. Создании системы работы с одаренными детьми.

12. Разработке и апробации новых образовательных

технологий для работы с одаренными детьми.

13. Выявлении проблем по различным аспектам рабо-

ты с одаренными детьми.

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творче-

ской и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных

условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способ-

ностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных

технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности

для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих

конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года №273ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Рос-

сийской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих

способностей обучающихся через предмет «География», создание условий для

самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

1.

создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем

творческого потенциала;

2.

создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;

3.

вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;

4.

расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конкур-

сах, конференциях различного уровня.

Основные направления реализации программы

выявление творческих способностей обучающихся;

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм работы;

внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для

развития творческих способностей обучающихся;

использование активных форм и методов организации образовательного

процесса;

создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных

обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обу-

чающихся;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучаю-

щихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на кон-

курсах, смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и

развитию способностей:

принцип доверия и поддержки;

принцип добровольности;

принцип индивидуальности;

принцип выбора;

принцип творчества и успеха;

принцип привлекательности результатов;

принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обуча-

ющихся:

наблюдения;

диагностика;

беседы с участниками образовательного процесса;

консультации;

дифференцированные задания;

учебные задания практикоориентированной направленности;

проектная деятельность;

географические игры, диктанты, викторины, работа с картой и атласом;

предметные олимпиады и конкурсы;

конференции творческого и исследовательского характеров.

.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на

творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обуча-

ющихся.

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика:

1.

Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступно-

сти, информативной емкости.

2.

Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению

интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.

Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем

анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собесе-

дования.

II.Развитие творческих и познавательных способностей:

1.

привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.

2.

использование в практике работы с одаренными детьми следующих прие-

мов:

творческие ответы;

выполнение творческих тематических заданий;

выполнение проблемных поисковых работ;

выступления в лекторских группах;

назначение ответственными за проведение групповых и коллективных

работ;

приобщение (в различных формах) к работе учителя;

повышение степени сложности заданий;

интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

1.

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся

(молнии-объявления).

2.

Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родитель-

ских собраниях.

Ожидаемые результаты

1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Изменении шкалы социальных ценностей молодежи лицея на увеличение значи-

мости такой категории как «знание».

3. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновацион-

ных технологий.

4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов

5. Формирование вариативной части программы по географии, учитывающей ин-

дивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также об-

разовательные возможности школы.

6. Усиление образовательной направленности уроков.

Построение учебно-воспитательного процесса по географии с учетом педагогиче-

ских технологий образования.

7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.

8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.

9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей

учащихся.

10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.

11. Создании системы работы с одаренными детьми.

12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с ода-

ренными детьми.

13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Педагогические методики:

Методика проектов Л.С. Выготский,

Методика индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Яки-

манская.

Диагностики:

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)

Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).

Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова

и др.)

Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.



В раздел образования