Напоминание

Логические игры по математике 5-9 классы


Автор: Соловьева Татьяна Михайловна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: Учитель, МАОУ гимназия №1 города Тюмени
Населённый пункт: Город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Логические игры по математике 5-9 классы
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗРАБОТАНО

Рабочая группа по разработке

программы ВД

(Мальцева М.А., Соловьева Т.М., Калницкий И.В.)

СОГЛАСОВАНО

Управляющий совет

МАОУ гимназии №1 г. Тюмени

Протокол от ___.___.2017 г. № __

_____________ В.А. Лейс

ПРИНЯТО

Педагогический совет

МАОУ гимназии №1 г. Тюмени

Протокол от __.___.2017 г. № __

_______ А.Г.Толстогузова

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ гимназии №1 г. Тюмени

Приказ от __.___.2017 г. г. № ___

____________ М.А. Колосов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

(5-9 классы)

Тюмень, 2017

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой базой создания рабочей программы является ряд

основополагающих документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (в актуальной версии);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования» (в актуальной версии);

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и

молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации

дополнительных общеобразовательных программ».

Рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

общеинтеллектуального направления «Логические игры» в рамках ФГОС

основного общего образования разработана на основе программы под

редакцией М.С. Цветковой, О.Б. Богомоловой, Н.Н. Самыкиной «Решение

нестандартных задач (5-6, 7-9 классы)».

Программа

носит

сквозной

характер,

так

как

продолжает

курс

«Логические игры», реализуемый в 1-4 классах, и имеет продолжение в курсе

«Логические игры» для 10-11 классов.

Образовательная деятельность направлена на достижение планируемых

результатов освоения основной образовательной программы основного общего

образования МАОУ гимназии № 1 города Тюмени и осуществляется в формах,

отличных от классно-урочной.

Программа рассчитана на 174 часа (из расчёта 1 час в неделю для 5, 6, 7,

8, 9 классов):

- 5 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);

- 6 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);

- 7 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);

- 8 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);

- 9 класс: 34 часа (1 ч. в неделю).

Продолжительность занятия – 40 минут.

При реализации программы учитываются индивидуальные особенности

детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

При освоении программы детьми с тяжелыми нарушениями речи,

задержкой

психического

развития,

умственной

отсталостью,

иными

образовательными потребностями следует обеспечить:

- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и

индивидуальных трудностей обучающихся:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому

оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на

короткие

смысловые

единицы,

задающие

поэтапность

(пошаговость)

выполнения задания;

2

3)

в

дополнение

к

письменной

инструкции

к

заданию,

при

необходимости,

она

дополнительно

прочитывается

педагогом

вслух

в

медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых

образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся

(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;

упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому

оформлению и др.);

-

при

необходимости

предоставление

дифференцированной

помощи:

стимулирующей

(одобрение,

эмоциональная

поддержка),

организующей

(привлечение

внимания,

концентрирование

на

выполнении

работы,

напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и

разъяснение инструкции к заданию);

- увеличение времени на выполнение заданий;

- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в

поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

- недопустимость негативных реакций со стороны педагога, создание ситуаций,

приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Рабочая программа курса «Логические игры» сохраняет концептуальные

идеи программы М.С. Цветковой, О.Б. Богомоловой, Н.Н. Самыкиной

«Решение нестандартных задач (5-6,7-9 классы)», изменяя лишь количество

часов и формы организации деятельности.

Основной целью данного учебного курса является обучение решению

нестандартных задач по математике и информатике, а также подготовка к

участию в олимпиадах по указанным предметам.

Общая характеристика учебного курса

Одной из особенностью творческой личности является устойчивое умение

(превращенное в привычку) икать наилучшее решение проблемы. Это

относиться и к любым задачам.

Множество неординарных, нестандартных задач для учащихся основной

школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах,

посвященных олимпиадным задачам, дается их обзор с решением и без них, в

ряде случае разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс

поиска решения задачи, как правило, не отражается, и у учителя возникает

вопрос: как «додуматься» до решения задачи? Другой не менее важный вопрос,

на

который

необходимо

обращать

внимание

при

обучении

решению

нестандартных задач: каковы составляющие мыслительного процесса от

«прочтения» задачи до ее решения?

Научить решать нестандартные задачи - интересная, но и достаточно

непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике,

методике и психологии, личного творчества и многого другого. Решение

нестандартных задач соотносится с творчеством личности, поэтому чем больше

учтено существенных элементов, входящий в процесс творчества, тем

3

успешнее будет достигнута цель.

Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться

с идеями и механизмом, лежащими в основе творчества, необходимого для

решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к

обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А

далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать

различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их

особенности. Так, с прослеживанием связи творческого процесса и процесса

нестандартной задачи рассматриваются такие компоненты творчества, как

научные знания, творческое мышление, а также такие качества, без которых

немыслимо

творчество,

как

анализ,

синтез

и

умение

предвидеть

(прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще не познанную

ситуацию).

Большое

внимание

необходимо

уделять

возрастным

особенностям

восприятия учебного материала, а также принципам организации занятий по

развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных

задач у учащихся с 5 по 9 классы, включая систематизацию самих

нестандартных задач.

Содержание учебного курса

Успешная реализация предлагаемой программы учебного курса в составе

основной образовательной программы ориентирована на существующую

информационно-образовательную

среду

школы.

Информационно-

образовательная среда образовательной организации включает комплекс

информационно-образовательных

ресурсов,

в

том

числе

цифровые

образовательные

ресурсы,

совокупность

технологических

средств

информационных и коммуникационных технологий: компьютеры и иное ИКТ-

оборудование, коммуникационные каналы.

Основным видом деятельности обучающихся при использовании данной

программы является поисково-исследовательский подход при решении задач.

Содержание учебного курса

5 класс

Арифметика

Методы

устного

счёта.

Числовые

ребусы.

Делимость

и

остатки.

Проценты. Десятичная система счисления. Числовые неравенства и оценки.

Геометрия

Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур. Вычисление

площадей фигур разбиением на части и дополнением.

Логика

Логические

таблицы.

Переливание.

Взвешивание.

Популярные

и

классические логические задачи. Раскраски: шахматная раскраска, замощения.

4

Игры: игры-шутки; выигрышные позиции; симметрия и копирование действий

противника.

Анализ

Разные задачи на движение.

Комбинаторика

Факториал.

6 класс

Арифметика

Признаки

делимости.

Последняя

цифра

степени.

Арифметические

конструкции.

Геометрия

Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника.

Логика

Принцип

Дирихле:

принцип

переполнения

и

незаполнения;

доказательства

от

противного;

конструирование

«ящиков».

Чётность:

делимость на 2; чередование; парность.

Алгебра

Разность квадратов: устный счёт; задачи на экстремум.

Анализ

Задачи на совместную работу. Суммирование последовательностей:

арифметическая прогрессия; геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и ½.

Теория множеств

Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.

Комбинаторика

Правило произведения и суммы. Правило дополнения. Правило кратного

подсчёта.

7 класс

Арифметика

Метод подсчета. Признаки делимости на 9 и 11. Числовые ребусы.

Делимость и остатки. Остатки квадратов. Проценты. Десятичная система

счисления. Разложение на простые множители.

Геометрия

Задачи на перекладывание и построение фигур. Задачи на построение с

идеей симметрии.

Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая

сторона. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.

5

Логика

Логические

таблицы.

Взвешивания.

Популярные

и

классические

логические задачи.

Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2) конструирование

«ящиков»; 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и

остатками; 5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске).

Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения; 3) виды раскрасок.

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и

копирование действий противника.

Алгебра

Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи на экстремум.

Квадрат суммы. Выделение полного квадрата.

Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по

формулам сокращённого умножения.

Анализ

Разные задачи на движение. Задачи на совместную работу.

Теория множеств

Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.

Комбинаторика

Правило произведения. Выборки с повторениями и без. Правило

дополнения. Правило подсчета.

Графы

Размещения и сочетания. Четность и сумма ребер. Эйлеровы графы.

Ориентированные графы.

8 класс

Арифметика

Неравенства в арифметике. Преобразование арифметических выражений.

Бесконечные десятичные дроби и иррациональные числа. Арифметические

конструкции.

Метод полной индукции: 1) разные задачи и схемы; 2) суммирование

последовательностей; 3) доказательство неравенств; 4) делимость; 5) индукция

в геометрии.

Геометрия

Задачи на перекладывание и построение фигур. Площадь треугольника и

многоугольников.

Доказательство

через

обратную

теорему.

Свойства

треугольника, параллелограмма, трапеции.

Логика

Логические таблицы. Взвешивания.

Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2) конструирование

«ящиков»; 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и

остатками; 5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске).

Четность: 1) делимость на 2; 2) парность; 3) сумма; 4) метод сужения

объекта; 5) правило крайнего; 6) полувариант.

Алгебра

Разность квадратов: задачи на экстремум.

6

Квадрат

суммы

и

разности: 1) выделение

полного

квадрата;

2)

неравенство Коши для двух чисел; 3) доказательство неравенств и решение

уравнений с несколькими неизвестными выделением полного квадрата.

Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по

формулам сокращенного умножения.

Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности корня; 2) теорема Виета.

Анализ

Задачи на совместную работу. Задачи на составление уравнений.

Суммирование последовательностей: 1) арифметическая прогрессия; 2)

геометрическая прогрессия; 3) метод разложения на разность.

Теория множеств

Формула включений и исключений. Булевы операции на множествах.

Комбинаторика

Правило произведения. Выборки с повторениями и без. Правило

дополнения. Правило кратного подсчета.

Графы

Четность. Формула Эйлера. Связные графы. Ориентированные графы.

Эйлеровы графы. Гамильтоновы графы.

9 класс

Арифметика

Алгоритм Евклида вычисления НОД.

Решение уравнений в целых и натуральных числах: 1) метод перебора и

разложение на множители; 2) сравнения по модулю; 3)замена неизвестной; 4)

неравенства и оценки. Метод полной индукции.

Геометрия

Линии в треугольнике. Подобные фигуры. Площадь треугольника и

многоугольников. Окружность.

Логика

Раскраски: 1) шахматная доска; 2) замощения; 3) видя раскрасок;

4) четность.

Инварианты: 1) делимость; 2) сумма или другая функция переменных;

3) правило крайнего; 4) полувариант; 5) четность; 6) метод сужения объекта.

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и

копирование действий противника.

Алгебра

Разность квадратов: задачи на экстремум. Квадрат суммы и разности:

1) выделение полного квадрата; 2) неравенство Коши для двух чисел;

3)

доказательство

неравенств

и

решение

уравнений

с

несколькими

неизвестными выделением полного квадрата. Алгебраические тождества:

треугольник Паскаля.

Анализ

Метод разложения на разность. Задачи на совместную работу. Разные

задачи на движение. Задачи на составление уравнений. Идея непрерывности

при решении задач на существование. Числа Фибоначчи.

7

Теория множеств

Булевы

операции

на

множествах.

Мощность

множества;

счетные

множества и континуум.

Комбинаторика

Правило произведения. Выборки с повторениями и без. Размещения и

сочетания. Свойства сочетаний.

Графы

Эйлеровы графы. Связные графы. Деревья. Теорема Рамсея о попарно

знакомых.

Учебно-тематический план

5 класс

раздела

занятия

Содержание

Количество

часов

1

Арифметика

11

1

Методы устного счета

2

Числовые ребусы

3

Делимость и остатки

4

Проценты

5

Проценты (практикум)

6

Десятичная система счисления

7

Десятичная система счисления (практикум)

8

Числовые неравенства и оценки

9

Числовые неравенства и оценки (практикум)

10

Подготовка к арифметическому квесту

11

Арифметический квест

2

Геометрия

4

12

Задачи

на

разрезание,

перекладывание

и

построение фигур

13

Задачи

на

разрезание,

перекладывание

и

построение фигур (практикум)

14

Вычисление площадей фигур разбиением на

части и дополнением

15

Вычисление площадей фигур разбиением на

части и дополнением (практикум)

3

Логика

13

16

Логические таблицы

17

Логические таблицы (практикум №1)

18

Логические таблицы (практикум №2)

19

Переливание

20

Переливание (практикум)

21

Взвешивание

22

Взвешивание (практикум)

8

23

Популярные и классические логические задачи

24

Популярные и классические логические задачи

(математические соревнования)

25

Раскраски: шахматная раскраска, замощения

26

Раскраски: шахматная раскраска, замощения

(практикум)

27

Игры:

игры-шутки;

выигрышные

позиции;

симметрия и копирование действий противника

28

Игры:

игры-шутки;

выигрышные

позиции;

симметрия и копирование действий противника

(квест)

4

Анализ

3

29

Разные задачи на движение

30

Разные задачи на движение (практикум № 1)

31

Разные задачи на движение (практикум № 2)

5

Комбинаторика

2

32

Факториал (практикум № 1)

33

Факториал (практикум № 2)

8

34

Подготовка к математическому квесту

2

35

Математический квест

ИТОГО

35 часов

6 класс

раздела

занятия

Содержание

Количество

часов

1

Арифметика

5

1

Признаки делимости

2

Последняя цифра степени

3

Последняя цифра степени (практикум)

4

Арифметические конструкции

5

Арифметические конструкции (практикум)

2

Геометрия

4

6

Задачи на построение с идеей симметрии

7

Задачи на построение с идеей симметрии

(практикум)

8

Неравенство треугольника

9

Неравенство треугольника (практикум)

3

Логика

5

10

Принцип Дирихле: 1) принцип переполнения и

незаполнения

11

Принцип

Дирихле:

2)

доказательство

от

противного

12

Принцип

Дирихле:

3)

конструирование

«ящиков»

9

13

Четность: делимость на 2; чередования

14

Четность: делимость на 2; парность

4

Алгебра

3

15

Разность квадратов: устный счет

16

Разность

квадратов:

устный

счет

(продолжение)

17

Задачи на экстремум

5

Анализ

5

18

Задачи на совместную работу

19

Задачи на совместную работу (практикум)

20

Суммирование

последовательностей:

арифметическая прогрессия

21

Суммирование

последовательностей:

геометрическая прогрессия со знаменателем 2

и 1/2

22

Суммирование

последовательностей

(практикум)

6

Теория множеств

5

22

Булевы операции на множествах

24

Булевы операции на множествах (практикум)

25

Формула включений и исключений

26

Формула

включений

и

исключений

(практикум)

27

Квест по теории множеств

7

Комбинаторика

6

28

Правила произведения и суммы

29

Правила произведения и суммы (практикум)

30

Правила дополнения

31

Правила дополнения (практикум)

32

Правило кратного подсчета

33

Правило кратного подсчета (практикум)

8

34

Подготовка к математическому квесту

2

35

Математический квест

ИТОГО

35 часов

7 класс

раздела

занятия

Содержание

Количество

часов

1

Арифметика

8

1

Метод подсчета

2

Признаки делимости на 9 и 11

3

Числовые ребусы

4

Делимость и остатки

10

5

Остатки квадратов

6

Проценты

7

Десятичная система счисления

8

Разложение на простые множители

2

Геометрия

4

9

Задачи на перекладывание и построение фигур

10

Задачи на построение с идеей симметрии

11

Неравенство треугольника. Против большего

угла лежит большая сторона

12

Вычисление площадей фигур разбиением на

части и дополнением

3

Логика

6

13

Логические таблицы.

14

Взвешивания

15

Популярные и классические логические задачи

16

Принцип

Дирихле:

1)

доказательство

от

противного; 2) конструирование «ящиков»; 3) с

дополнительными ограничениями; 4) в связи с

делимостью и остатками; 5) разбиение на

ячейки (например, на шахматной доске)

17

Раскраски:

1)

шахматная

раскраска;

2)

замощения; 3) виды раскрасок

18

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции;

3)

симметрия

и

копирование

действий

противника

4

Алгебра

4

19

Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи

на экстремум

20

Квадрат суммы

21

Выделение полного квадрата

22

Разложение многочленов на множители: 1)

группировкой; 2) по формулам сокращённого

умножения

5

Анализ

2

23

Разные задачи на движение

24

Задачи на совместную работу

6

Теория множеств

2

25

Булевы операции на множествах

26

Формула включений и исключений

7

Комбинаторика

4

27

Правило произведения

28

Выборки с повторениями и без

29

Правило дополнения

30

Правило подсчета

11

8

Графы

4

31

Размещения и сочетания

32

Четность и сумма ребер

33

Эйлеровы графы

34

Ориентированные графы

9

35

Итоговый математический квест

1

ИТОГО

35 часов

8 класс

раздела

занятия

Содержание

Количество

часов

1

Арифметика

6

1

Неравенства в арифметике

2

Преобразование арифметических выражений

3

Бесконечные

десятичные

дроби

и

иррациональные числа

4

Арифметические конструкции

5

Метод полной индукции: 1) разные задачи и

схемы; 2) суммирование последовательностей;

6

Метод полной индукции: 3) доказательство

неравенств;

4)

делимость;

5)

индукция

в

геометрии

2

Геометрия

4

7

Задачи на перекладывание и построение фигур

8

Площадь треугольника и многоугольников

9

Доказательство через обратную теорему

10

Задачи на перекладывание и построение фигур

Свойства

треугольника,

параллелограмма,

трапеции

3

Логика

6

11

Логические таблицы.

12

Взвешивания

13

Популярные и классические логические задачи

14

Принцип

Дирихле:

1)

доказательство

от

противного; 2) конструирование «ящиков»; 3) с

дополнительными ограничениями; 4) в связи с

делимостью и остатками; 5) разбиение на

ячейки (например, на шахматной доске)

15

Четность: 1) делимость на 2; 2) парность; 3)

сумма;

16

Четность:

4)

метод

сужения

объекта;

5)

правило крайнего; 6) полувариант

4

Алгебра

4

17

Разность квадратов: задачи на экстремум

12

18

Квадрат суммы и разности: 1) выделение

полного квадрата; 2) неравенство Коши для

двух чисел; 3) доказательство неравенств и

решение

уравнений

с

несколькими

неизвестными выделением полного квадрата

19

Разложение многочленов на множители: 1)

группировкой; 2) по формулам сокращенного

умножения

20

Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности

корня; 2) теорема Виета

5

Анализ

4

21

Задачи на совместную работу

22

Задачи на составление уравнений

23

Суммирование

последовательностей:

1)

арифметическая прогрессия;

24

Суммирование последовательностей:

2)

геометрическая

прогрессия;

3)

метод

разложения на разность

6

Теория множеств

2

25

Формула включений и исключений

26

Булевы операции на множествах

7

Комбинаторика

4

27

Правило произведения

28

Выборки с повторениями и без

29

Правило дополнения

30

Правило кратного подсчета

8

Графы

5

31

Четность. Формула Эйлера

32

Связные графы

33

Ориентированные графы

34

Эйлеровы графы

35

Гамильтоновы графы

ИТОГО

35 часов

9 класс

раздела

занятия

Содержание

Количество

часов

1

Арифметика

4

1

Алгоритм Евклида вычисления НОД

2

Решение уравнений в целых и натуральных

числах: 1) метод перебора и разложение на

множители; 2) сравнения по модулю;

3

Решение уравнений в целых и натуральных

числах: 3) замена неизвестной; 4) неравенства и

13

оценки

4

Метод полной индукции

2

Геометрия

4

5

Линии в треугольнике

6

Подобные фигуры

7

Площадь треугольника и многоугольников

8

Окружность

3

Логика

6

9

Раскраски: 1) шахматная доска; 2) замощения;

3) виды раскрасок; 4) четность

10

Инварианты: 1) делимость; 2) сумма или другая

функция переменных;

11

Инварианты:

3)

правило

крайнего;

4)

полувариант; 5) четность; 6) метод сужения

объекта

12

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции;

3)

симметрия

и

копирование

действий

противника

13

Четность: 1) делимость на 2

14

Четность: 2) чередования; 3) парность

4

Алгебра

4

15

Разность квадратов: задачи на экстремум

16

Квадрат суммы и разности: 1) выделение

полного квадрата; 2) неравенство Коши для

двух чисел

17

Квадрат суммы и разности: 3) доказательство

неравенств

и

решение

уравнений

с

несколькими

неизвестными

выделением

полного квадрата

18

Алгебраические

тождества:

треугольник

Паскаля

5

Анализ

6

19

Метод разложения на разность

20

Задачи на совместную работу

21

Разные задачи на движение

22

Задачи на составление уравнений

23

Идея непрерывности при решении задач на

существование

24

Числа Фибоначчи

6

Теория множеств

2

25

Формула включений и исключений

26

Мощность множества; счетные множества и

континуум

7

Комбинаторика

4

14

27

Правило произведения

28

Выборки с повторениями и без

29

Размещения и сочетания

30

Свойства сочетаний

8

Графы

4

31

Эйлеровы графы

32

Связные графы

33

Деревья

34

Теорема Рамсея о попарно знакомых

ИТОГО

34 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы

получают дальнейшее развитие личностные регулятивные, коммуникативные и

познавательно-универсальные

учебные

действия,

учебная

(общая

и

предметная) и общепользовательская ИКТ – компетентность обучающихся,

составляющая

психолого-педагогическую,

инструментальную

основы

формирования способности и готовности к освоению систематических знаний к

их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции к способности к

сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых

проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации,

саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают

развитие следующие метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

задач;

-

умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных задач;

-

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее

решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).

15

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных

результатов:

-

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

-

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах

деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение

курса оказывает на:

- формирование представлений о статистических закономерностях в реальном

мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных

моделях;

- развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на

диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с

помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание

вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

- формирование умений формализации и структурирования информации,

умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной

задачей

в

таблицы,

схемы,

графики,

диаграммы

с

использованием

соответствующих программных средств обработки данных.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и

вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по

ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

-

формировать

собственное

мнение

и

позицию,

аргументировать

и

координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной деятельности;

16

- устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать

решение и делать выбор;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,

ограничение понятия;

- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе

отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования.

Литература

1. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для

основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина.

– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.

2.

Дрозина

В.В.,

Дильман

В.Л.

Механизм

творчества

решения

нестандартных задач. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.

17



В раздел образования