Автор: Соловьева Татьяна Михайловна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: Учитель, МАОУ гимназия №1 города Тюмени
Населённый пункт: Город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Логические игры по математике 5-9 классы
Раздел: среднее образование
РАЗРАБОТАНО
Рабочая группа по разработке
программы ВД
(Мальцева М.А., Соловьева Т.М., Калницкий И.В.)
СОГЛАСОВАНО
Управляющий совет
МАОУ гимназии №1 г. Тюмени
Протокол от ___.___.2017 г. № __
_____________ В.А. Лейс
ПРИНЯТО
Педагогический совет
МАОУ гимназии №1 г. Тюмени
Протокол от __.___.2017 г. № __
_______ А.Г.Толстогузова
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ гимназии №1 г. Тюмени
Приказ от __.___.2017 г. г. № ___
____________ М.А. Колосов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
(5-9 классы)
Тюмень, 2017
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой базой создания рабочей программы является ряд
основополагающих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ (в актуальной версии);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в актуальной версии);
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ».
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
общеинтеллектуального направления «Логические игры» в рамках ФГОС
основного общего образования разработана на основе программы под
редакцией М.С. Цветковой, О.Б. Богомоловой, Н.Н. Самыкиной «Решение
нестандартных задач (5-6, 7-9 классы)».
Программа
носит
сквозной
характер,
так
как
продолжает
курс
«Логические игры», реализуемый в 1-4 классах, и имеет продолжение в курсе
«Логические игры» для 10-11 классов.
Образовательная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ гимназии № 1 города Тюмени и осуществляется в формах,
отличных от классно-урочной.
Программа рассчитана на 174 часа (из расчёта 1 час в неделю для 5, 6, 7,
8, 9 классов):
- 5 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);
- 6 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);
- 7 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);
- 8 класс: 35 часов (1 ч. в неделю);
- 9 класс: 34 часа (1 ч. в неделю).
Продолжительность занятия – 40 минут.
При реализации программы учитываются индивидуальные особенности
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
При освоении программы детьми с тяжелыми нарушениями речи,
задержкой
психического
развития,
умственной
отсталостью,
иными
образовательными потребностями следует обеспечить:
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие
смысловые
единицы,
задающие
поэтапность
(пошаговость)
выполнения задания;
2
3)
в
дополнение
к
письменной
инструкции
к
заданию,
при
необходимости,
она
дополнительно
прочитывается
педагогом
вслух
в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
-
при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование
на
выполнении
работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимость негативных реакций со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Рабочая программа курса «Логические игры» сохраняет концептуальные
идеи программы М.С. Цветковой, О.Б. Богомоловой, Н.Н. Самыкиной
«Решение нестандартных задач (5-6,7-9 классы)», изменяя лишь количество
часов и формы организации деятельности.
Основной целью данного учебного курса является обучение решению
нестандартных задач по математике и информатике, а также подготовка к
участию в олимпиадах по указанным предметам.
Общая характеристика учебного курса
Одной из особенностью творческой личности является устойчивое умение
(превращенное в привычку) икать наилучшее решение проблемы. Это
относиться и к любым задачам.
Множество неординарных, нестандартных задач для учащихся основной
школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах,
посвященных олимпиадным задачам, дается их обзор с решением и без них, в
ряде случае разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс
поиска решения задачи, как правило, не отражается, и у учителя возникает
вопрос: как «додуматься» до решения задачи? Другой не менее важный вопрос,
на
который
необходимо
обращать
внимание
при
обучении
решению
нестандартных задач: каковы составляющие мыслительного процесса от
«прочтения» задачи до ее решения?
Научить решать нестандартные задачи - интересная, но и достаточно
непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике,
методике и психологии, личного творчества и многого другого. Решение
нестандартных задач соотносится с творчеством личности, поэтому чем больше
учтено существенных элементов, входящий в процесс творчества, тем
3
успешнее будет достигнута цель.
Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться
с идеями и механизмом, лежащими в основе творчества, необходимого для
решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к
обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А
далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать
различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их
особенности. Так, с прослеживанием связи творческого процесса и процесса
нестандартной задачи рассматриваются такие компоненты творчества, как
научные знания, творческое мышление, а также такие качества, без которых
немыслимо
творчество,
как
анализ,
синтез
и
умение
предвидеть
(прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще не познанную
ситуацию).
Большое
внимание
необходимо
уделять
возрастным
особенностям
восприятия учебного материала, а также принципам организации занятий по
развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных
задач у учащихся с 5 по 9 классы, включая систематизацию самих
нестандартных задач.
Содержание учебного курса
Успешная реализация предлагаемой программы учебного курса в составе
основной образовательной программы ориентирована на существующую
информационно-образовательную
среду
школы.
Информационно-
образовательная среда образовательной организации включает комплекс
информационно-образовательных
ресурсов,
в
том
числе
цифровые
образовательные
ресурсы,
совокупность
технологических
средств
информационных и коммуникационных технологий: компьютеры и иное ИКТ-
оборудование, коммуникационные каналы.
Основным видом деятельности обучающихся при использовании данной
программы является поисково-исследовательский подход при решении задач.
Содержание учебного курса
5 класс
Арифметика
Методы
устного
счёта.
Числовые
ребусы.
Делимость
и
остатки.
Проценты. Десятичная система счисления. Числовые неравенства и оценки.
Геометрия
Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур. Вычисление
площадей фигур разбиением на части и дополнением.
Логика
Логические
таблицы.
Переливание.
Взвешивание.
Популярные
и
классические логические задачи. Раскраски: шахматная раскраска, замощения.
4
Игры: игры-шутки; выигрышные позиции; симметрия и копирование действий
противника.
Анализ
Разные задачи на движение.
Комбинаторика
Факториал.
6 класс
Арифметика
Признаки
делимости.
Последняя
цифра
степени.
Арифметические
конструкции.
Геометрия
Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника.
Логика
Принцип
Дирихле:
принцип
переполнения
и
незаполнения;
доказательства
от
противного;
конструирование
«ящиков».
Чётность:
делимость на 2; чередование; парность.
Алгебра
Разность квадратов: устный счёт; задачи на экстремум.
Анализ
Задачи на совместную работу. Суммирование последовательностей:
арифметическая прогрессия; геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и ½.
Теория множеств
Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.
Комбинаторика
Правило произведения и суммы. Правило дополнения. Правило кратного
подсчёта.
7 класс
Арифметика
Метод подсчета. Признаки делимости на 9 и 11. Числовые ребусы.
Делимость и остатки. Остатки квадратов. Проценты. Десятичная система
счисления. Разложение на простые множители.
Геометрия
Задачи на перекладывание и построение фигур. Задачи на построение с
идеей симметрии.
Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая
сторона. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением.
5
Логика
Логические
таблицы.
Взвешивания.
Популярные
и
классические
логические задачи.
Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2) конструирование
«ящиков»; 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и
остатками; 5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске).
Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения; 3) виды раскрасок.
Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и
копирование действий противника.
Алгебра
Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи на экстремум.
Квадрат суммы. Выделение полного квадрата.
Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по
формулам сокращённого умножения.
Анализ
Разные задачи на движение. Задачи на совместную работу.
Теория множеств
Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений.
Комбинаторика
Правило произведения. Выборки с повторениями и без. Правило
дополнения. Правило подсчета.
Графы
Размещения и сочетания. Четность и сумма ребер. Эйлеровы графы.
Ориентированные графы.
8 класс
Арифметика
Неравенства в арифметике. Преобразование арифметических выражений.
Бесконечные десятичные дроби и иррациональные числа. Арифметические
конструкции.
Метод полной индукции: 1) разные задачи и схемы; 2) суммирование
последовательностей; 3) доказательство неравенств; 4) делимость; 5) индукция
в геометрии.
Геометрия
Задачи на перекладывание и построение фигур. Площадь треугольника и
многоугольников.
Доказательство
через
обратную
теорему.
Свойства
треугольника, параллелограмма, трапеции.
Логика
Логические таблицы. Взвешивания.
Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2) конструирование
«ящиков»; 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и
остатками; 5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске).
Четность: 1) делимость на 2; 2) парность; 3) сумма; 4) метод сужения
объекта; 5) правило крайнего; 6) полувариант.
Алгебра
Разность квадратов: задачи на экстремум.
6
Квадрат
суммы
и
разности: 1) выделение
полного
квадрата;
2)
неравенство Коши для двух чисел; 3) доказательство неравенств и решение
уравнений с несколькими неизвестными выделением полного квадрата.
Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по
формулам сокращенного умножения.
Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности корня; 2) теорема Виета.
Анализ
Задачи на совместную работу. Задачи на составление уравнений.
Суммирование последовательностей: 1) арифметическая прогрессия; 2)
геометрическая прогрессия; 3) метод разложения на разность.
Теория множеств
Формула включений и исключений. Булевы операции на множествах.
Комбинаторика
Правило произведения. Выборки с повторениями и без. Правило
дополнения. Правило кратного подсчета.
Графы
Четность. Формула Эйлера. Связные графы. Ориентированные графы.
Эйлеровы графы. Гамильтоновы графы.
9 класс
Арифметика
Алгоритм Евклида вычисления НОД.
Решение уравнений в целых и натуральных числах: 1) метод перебора и
разложение на множители; 2) сравнения по модулю; 3)замена неизвестной; 4)
неравенства и оценки. Метод полной индукции.
Геометрия
Линии в треугольнике. Подобные фигуры. Площадь треугольника и
многоугольников. Окружность.
Логика
Раскраски: 1) шахматная доска; 2) замощения; 3) видя раскрасок;
4) четность.
Инварианты: 1) делимость; 2) сумма или другая функция переменных;
3) правило крайнего; 4) полувариант; 5) четность; 6) метод сужения объекта.
Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и
копирование действий противника.
Алгебра
Разность квадратов: задачи на экстремум. Квадрат суммы и разности:
1) выделение полного квадрата; 2) неравенство Коши для двух чисел;
3)
доказательство
неравенств
и
решение
уравнений
с
несколькими
неизвестными выделением полного квадрата. Алгебраические тождества:
треугольник Паскаля.
Анализ
Метод разложения на разность. Задачи на совместную работу. Разные
задачи на движение. Задачи на составление уравнений. Идея непрерывности
при решении задач на существование. Числа Фибоначчи.
7
Теория множеств
Булевы
операции
на
множествах.
Мощность
множества;
счетные
множества и континуум.
Комбинаторика
Правило произведения. Выборки с повторениями и без. Размещения и
сочетания. Свойства сочетаний.
Графы
Эйлеровы графы. Связные графы. Деревья. Теорема Рамсея о попарно
знакомых.
Учебно-тематический план
5 класс
№
раздела
№
занятия
Содержание
Количество
часов
1
Арифметика
11
1
Методы устного счета
2
Числовые ребусы
3
Делимость и остатки
4
Проценты
5
Проценты (практикум)
6
Десятичная система счисления
7
Десятичная система счисления (практикум)
8
Числовые неравенства и оценки
9
Числовые неравенства и оценки (практикум)
10
Подготовка к арифметическому квесту
11
Арифметический квест
2
Геометрия
4
12
Задачи
на
разрезание,
перекладывание
и
построение фигур
13
Задачи
на
разрезание,
перекладывание
и
построение фигур (практикум)
14
Вычисление площадей фигур разбиением на
части и дополнением
15
Вычисление площадей фигур разбиением на
части и дополнением (практикум)
3
Логика
13
16
Логические таблицы
17
Логические таблицы (практикум №1)
18
Логические таблицы (практикум №2)
19
Переливание
20
Переливание (практикум)
21
Взвешивание
22
Взвешивание (практикум)
8
23
Популярные и классические логические задачи
24
Популярные и классические логические задачи
(математические соревнования)
25
Раскраски: шахматная раскраска, замощения
26
Раскраски: шахматная раскраска, замощения
(практикум)
27
Игры:
игры-шутки;
выигрышные
позиции;
симметрия и копирование действий противника
28
Игры:
игры-шутки;
выигрышные
позиции;
симметрия и копирование действий противника
(квест)
4
Анализ
3
29
Разные задачи на движение
30
Разные задачи на движение (практикум № 1)
31
Разные задачи на движение (практикум № 2)
5
Комбинаторика
2
32
Факториал (практикум № 1)
33
Факториал (практикум № 2)
8
34
Подготовка к математическому квесту
2
35
Математический квест
ИТОГО
35 часов
6 класс
№
раздела
№
занятия
Содержание
Количество
часов
1
Арифметика
5
1
Признаки делимости
2
Последняя цифра степени
3
Последняя цифра степени (практикум)
4
Арифметические конструкции
5
Арифметические конструкции (практикум)
2
Геометрия
4
6
Задачи на построение с идеей симметрии
7
Задачи на построение с идеей симметрии
(практикум)
8
Неравенство треугольника
9
Неравенство треугольника (практикум)
3
Логика
5
10
Принцип Дирихле: 1) принцип переполнения и
незаполнения
11
Принцип
Дирихле:
2)
доказательство
от
противного
12
Принцип
Дирихле:
3)
конструирование
«ящиков»
9
13
Четность: делимость на 2; чередования
14
Четность: делимость на 2; парность
4
Алгебра
3
15
Разность квадратов: устный счет
16
Разность
квадратов:
устный
счет
(продолжение)
17
Задачи на экстремум
5
Анализ
5
18
Задачи на совместную работу
19
Задачи на совместную работу (практикум)
20
Суммирование
последовательностей:
арифметическая прогрессия
21
Суммирование
последовательностей:
геометрическая прогрессия со знаменателем 2
и 1/2
22
Суммирование
последовательностей
(практикум)
6
Теория множеств
5
22
Булевы операции на множествах
24
Булевы операции на множествах (практикум)
25
Формула включений и исключений
26
Формула
включений
и
исключений
(практикум)
27
Квест по теории множеств
7
Комбинаторика
6
28
Правила произведения и суммы
29
Правила произведения и суммы (практикум)
30
Правила дополнения
31
Правила дополнения (практикум)
32
Правило кратного подсчета
33
Правило кратного подсчета (практикум)
8
34
Подготовка к математическому квесту
2
35
Математический квест
ИТОГО
35 часов
7 класс
№
раздела
№
занятия
Содержание
Количество
часов
1
Арифметика
8
1
Метод подсчета
2
Признаки делимости на 9 и 11
3
Числовые ребусы
4
Делимость и остатки
10
5
Остатки квадратов
6
Проценты
7
Десятичная система счисления
8
Разложение на простые множители
2
Геометрия
4
9
Задачи на перекладывание и построение фигур
10
Задачи на построение с идеей симметрии
11
Неравенство треугольника. Против большего
угла лежит большая сторона
12
Вычисление площадей фигур разбиением на
части и дополнением
3
Логика
6
13
Логические таблицы.
14
Взвешивания
15
Популярные и классические логические задачи
16
Принцип
Дирихле:
1)
доказательство
от
противного; 2) конструирование «ящиков»; 3) с
дополнительными ограничениями; 4) в связи с
делимостью и остатками; 5) разбиение на
ячейки (например, на шахматной доске)
17
Раскраски:
1)
шахматная
раскраска;
2)
замощения; 3) виды раскрасок
18
Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции;
3)
симметрия
и
копирование
действий
противника
4
Алгебра
4
19
Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи
на экстремум
20
Квадрат суммы
21
Выделение полного квадрата
22
Разложение многочленов на множители: 1)
группировкой; 2) по формулам сокращённого
умножения
5
Анализ
2
23
Разные задачи на движение
24
Задачи на совместную работу
6
Теория множеств
2
25
Булевы операции на множествах
26
Формула включений и исключений
7
Комбинаторика
4
27
Правило произведения
28
Выборки с повторениями и без
29
Правило дополнения
30
Правило подсчета
11
8
Графы
4
31
Размещения и сочетания
32
Четность и сумма ребер
33
Эйлеровы графы
34
Ориентированные графы
9
35
Итоговый математический квест
1
ИТОГО
35 часов
8 класс
№
раздела
№
занятия
Содержание
Количество
часов
1
Арифметика
6
1
Неравенства в арифметике
2
Преобразование арифметических выражений
3
Бесконечные
десятичные
дроби
и
иррациональные числа
4
Арифметические конструкции
5
Метод полной индукции: 1) разные задачи и
схемы; 2) суммирование последовательностей;
6
Метод полной индукции: 3) доказательство
неравенств;
4)
делимость;
5)
индукция
в
геометрии
2
Геометрия
4
7
Задачи на перекладывание и построение фигур
8
Площадь треугольника и многоугольников
9
Доказательство через обратную теорему
10
Задачи на перекладывание и построение фигур
Свойства
треугольника,
параллелограмма,
трапеции
3
Логика
6
11
Логические таблицы.
12
Взвешивания
13
Популярные и классические логические задачи
14
Принцип
Дирихле:
1)
доказательство
от
противного; 2) конструирование «ящиков»; 3) с
дополнительными ограничениями; 4) в связи с
делимостью и остатками; 5) разбиение на
ячейки (например, на шахматной доске)
15
Четность: 1) делимость на 2; 2) парность; 3)
сумма;
16
Четность:
4)
метод
сужения
объекта;
5)
правило крайнего; 6) полувариант
4
Алгебра
4
17
Разность квадратов: задачи на экстремум
12
18
Квадрат суммы и разности: 1) выделение
полного квадрата; 2) неравенство Коши для
двух чисел; 3) доказательство неравенств и
решение
уравнений
с
несколькими
неизвестными выделением полного квадрата
19
Разложение многочленов на множители: 1)
группировкой; 2) по формулам сокращенного
умножения
20
Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности
корня; 2) теорема Виета
5
Анализ
4
21
Задачи на совместную работу
22
Задачи на составление уравнений
23
Суммирование
последовательностей:
1)
арифметическая прогрессия;
24
Суммирование последовательностей:
2)
геометрическая
прогрессия;
3)
метод
разложения на разность
6
Теория множеств
2
25
Формула включений и исключений
26
Булевы операции на множествах
7
Комбинаторика
4
27
Правило произведения
28
Выборки с повторениями и без
29
Правило дополнения
30
Правило кратного подсчета
8
Графы
5
31
Четность. Формула Эйлера
32
Связные графы
33
Ориентированные графы
34
Эйлеровы графы
35
Гамильтоновы графы
ИТОГО
35 часов
9 класс
№
раздела
№
занятия
Содержание
Количество
часов
1
Арифметика
4
1
Алгоритм Евклида вычисления НОД
2
Решение уравнений в целых и натуральных
числах: 1) метод перебора и разложение на
множители; 2) сравнения по модулю;
3
Решение уравнений в целых и натуральных
числах: 3) замена неизвестной; 4) неравенства и
13
оценки
4
Метод полной индукции
2
Геометрия
4
5
Линии в треугольнике
6
Подобные фигуры
7
Площадь треугольника и многоугольников
8
Окружность
3
Логика
6
9
Раскраски: 1) шахматная доска; 2) замощения;
3) виды раскрасок; 4) четность
10
Инварианты: 1) делимость; 2) сумма или другая
функция переменных;
11
Инварианты:
3)
правило
крайнего;
4)
полувариант; 5) четность; 6) метод сужения
объекта
12
Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции;
3)
симметрия
и
копирование
действий
противника
13
Четность: 1) делимость на 2
14
Четность: 2) чередования; 3) парность
4
Алгебра
4
15
Разность квадратов: задачи на экстремум
16
Квадрат суммы и разности: 1) выделение
полного квадрата; 2) неравенство Коши для
двух чисел
17
Квадрат суммы и разности: 3) доказательство
неравенств
и
решение
уравнений
с
несколькими
неизвестными
выделением
полного квадрата
18
Алгебраические
тождества:
треугольник
Паскаля
5
Анализ
6
19
Метод разложения на разность
20
Задачи на совместную работу
21
Разные задачи на движение
22
Задачи на составление уравнений
23
Идея непрерывности при решении задач на
существование
24
Числа Фибоначчи
6
Теория множеств
2
25
Формула включений и исключений
26
Мощность множества; счетные множества и
континуум
7
Комбинаторика
4
14
27
Правило произведения
28
Выборки с повторениями и без
29
Размещения и сочетания
30
Свойства сочетаний
8
Графы
4
31
Эйлеровы графы
32
Связные графы
33
Деревья
34
Теорема Рамсея о попарно знакомых
ИТОГО
34 часа
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы
получают дальнейшее развитие личностные регулятивные, коммуникативные и
познавательно-универсальные
учебные
действия,
учебная
(общая
и
предметная) и общепользовательская ИКТ – компетентность обучающихся,
составляющая
психолого-педагогическую,
инструментальную
основы
формирования способности и готовности к освоению систематических знаний к
их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции к способности к
сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают
развитие следующие метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
задач;
-
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных задач;
-
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).
15
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных
результатов:
-
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение
курса оказывает на:
- формирование представлений о статистических закономерностях в реальном
мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных
моделях;
- развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на
диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с
помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание
вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
- формирование умений формализации и структурирования информации,
умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей
–
в
таблицы,
схемы,
графики,
диаграммы
с
использованием
соответствующих программных средств обработки данных.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по
ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-
формировать
собственное
мнение
и
позицию,
аргументировать
и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
16
- устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать
решение и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Литература
1. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для
основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.
2.
Дрозина
В.В.,
Дильман
В.Л.
Механизм
творчества
решения
нестандартных задач. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
17