Автор: Салахова Альфия Масхутовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств г.Зеленодольска РТ
Населённый пункт: город Зеленодольск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Некоторые аспекты подбора музыкального репертуара для учащихся ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Тема методической работы: «Некоторые аспекты
подбора музыкального репертуара для учащихся
ДШИ»
Выполнила: преподаватель ДШИ
г.Зеленодольска
Салахова А.М.
2020 год
Одна из важнейших задач обучения ребенка в ДШИ и ДМШ является
приобщение его к музыке. Необходимо вызвать интерес ученика к обучению
и желание играть на выбранном музыкальном инструменте. Для этого,
прежде всего, надо подобрать соответствующий музыкальный материал,
который может найти эмоциональный отклик в душе ребенка и будет
доступен его пониманию. Как сделать интересными и любимыми занятия?
При выборе репертуара учителю следует учитывать не только музыкальные,
исполнительские задачи, но и особенности характера ребенка. Если вялому и
медлительному ребенку предложить эмоциональную и быструю пеьесу, вряд
ли можно ожидать успеха. Проигрывать с ним такие пьесы в классе
необходимо,
но
на
публичные
выступления
лучше
выносить
более
спокойные. И наоборот, подвижному и возбудимому ребенку надо подбирать
более сдержанные, медленные произведения.
При подборе музыкального репертуара в ДМШ очень удобно пользоваться
хрестоматиями
для
фортепиано
определенного
класса,где
подобраны
произведения
разных
композиторов
и
есть
разделения
по
жанрам
(полифония,пьесы,этюды)
Репертуар первого года обучения на фортепиано обычно не сложный. Это
небольшие пьесы, звучащие на основе народной музыки («Во поле береза
стояла»,
«Как
под
горкой»),
детские
песни
и
попевки
(«Сорока»),
одночастной и двухчастной формы. Здесь преобладает жанр песни («Веселые
гуси») или танец («Мишка с куклой»), характер музыки спокойный, веселый
или грустный; фактура изложения - одноголосная, штрихи - легато, или
стаккато, с минимальным количеством знаков.
Многие песни в сборниках для начинающих даны со словами, так как пение
несомненно влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение.
Такая важная задача, как пение с первых уроков, способствует развитию у
учеников интонации и внутреннего слуха.
В учебном репертуаре начиная со второго года обучения появляется больше
произведений
композиторов-классиков,
пьес
советских
и
зарубежных
композиторов; расширяется объем музыкального материала, используются
тональности до двух знаков в ключе, разные динамические оттенки,
появляются пьесы в более быстрых темпах, усложняется ритмический
рисунок мелодии и аккомпанимента.
В средних и более старших классах расширяется круг композиторов разных
эпох и направлений и вместе с этим углубляется понимание стилевых и
жанровых особенностей исполнения.
Хочу отметить, что классический репертуар, проверенный многолетним
опытом, при всей свой высокой ценности, недостаточен для воспитания
музыкантов нового поколения. Поэтому педагоги обязаны изучать, отбирать
и включать в репертуар учащихся лучшее из вновь созданного российскими
и
зарубежными
композиторами.
Так
произведения
В.
Купревича,
В.Коровицына,
У.Гиллока
выделяются
своей
образностью,
красотой
мелодической линии, интересным ритмическим и динамическим планом.
Произведения этих композиторов я часто включаю в учебный репертуар, и
дети с удовольствием исполняют их. Однако Л.Баренбойм в своих очерках
писал,
что
«Современная
музыка
должна
изучаться
параллельно
и
одновременно с классикой, но не обгоняя и не опережая ее».
Немаловажным моментом в обучении является включение в репертуар
произведений национальных композиторов . Исполнение татарской народной
музыки
с
первых
годов
обучения,
благодаря
своему
несложному
музыкальному языку и интересному гармоническому содержанию, помогает
развить музыкальную память, внутренний слух маленького музыканта.
Ценным учебным нотным пособием для детей ДМШ и ДШИ является
Хрестоматия по татарской фортепианной музыке (в двух частях).Здесь-
песни, танцы ,марш, жанровые зарисовки, полифонические пьесы, этюды и
ансамбли для учащихся разных возрастов. Так же для работы в средних и
старших классах можно использовать авторские сборники современных
композиторов Татарстана- А.Салихова «Путешествие по старой Казани»,
А.Шарафеева
«Соловушка»,З.Муштари-
«Этюды
-
зарисовки»,
пьесы
Р.Калимуллина и Р.Ахияровой. Таким образом в рамках внедрения новых
образовательных стандартов, национально -региональный компонент ( НРК)
становится неотъемлемой частью образовательной программы. Целью
введения НРК в учебные программы по требованиям ФГОС является
духовно-
нравственное,
патриотическое
и
музыкально-эстетическое
воспитание детей, формирование уважительного отношения к истории и
культуре своего и других народов.
Для расширения музыкального кругозора, наряду с программой которая
готовится
к
зачету,
учащегося
следует
знакомить
с
целым
рядом
разнохарактерных произведений, допуская при этом различную степень
завершенности работы с ним, не требуя обязательного выучивания наизусть.
Помимо произведений, предназначенных для школьного репертуара, дети
хотят исполнять популярную музыку или мелодии из кинофильмов. Сейчас
можно легко в интернете найти ноты любой популярной мелодии, или
упрощенного
переложения
сочинений
отечественных
и
зарубежных
композиторов. Интересы детей в наши дни во многом определяются научно-
техническим прогрессом, поэтому важно прислушиваться и учитывать их
интересы. Но при этом педагог должен содействовать формированию
музыкального вкуса у ученика, научить отличать доброкачественную музыку
от недоброкачественной.
Заключение
В своей статье [18] о значении подбора репертуара учащимся А.П.
Гольденвейзер писал «Какую литературу давать детям? Надо давать
хорошую музыку!».
Действительно, при выборе нового музыкального материала, преподаватель
должен
руководствоваться
эстетическими
нормами
исполнительского
искусства, которые предусматривают такие его черты как идейность и
содержательность, правдивость и искренность, эмоциональная насыщенность
и естественная простота.
При
выборе
произведения
следует
учитывать
не
только
возраст ,музыкальные исполнительские задачи, но и черты характера ребенка
: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества и наклонности.
Репертуар ученика должен быть разнообразен по содержанию, стилю,
фактуре. В ней должны найти место русская и зарубежная классика (от Баха
до
Прокофьева
и
Бартока),произведения
современных
авторов,
полифонические произведения, крупная форма, обработки народных песен и
танцев , этюды. Каждое из этих сочинений раскроет перед исполнителем
свои наиболее характерные черты и тем самым значительно обогатит его
духовный мир.
Правильно подобранный музыкально- учебный репертуар играет большую
роль в обучении детей музыке и способствует комплексному развитию
личности и исполнительских навыков молодого музыканта.
Литература
1.Теплов Б.М, - Психология музыкальных способностей./Москва : Музыка
1947;
2. Баренбойм - Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства .1969.
3.
Гольденвайзер Статьи,
материалы,
воспоминания.
О музыкальном
исполнительстве.