Автор: Королева Алевтина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 40
Населённый пункт: Кемеровская область город Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: родительское собрание
Тема: "Игрушки -это серьезно"
Раздел: дошкольное образование
Тема: "Игрушки – это серьезно".
Цели: Обобщить и закрепить представления родителей об игре как о
ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям,
что они такие же активные участники педагогического процесса. Обеспечить
атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель –
родитель, родитель - педагог, родитель – ребенок.
Форма проведения: родительский тренинг- выработка единой
стратегии поведения в выборе игрушек.
Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Игрушки
современных детей», компьютер. Выставка игр и игрушек. Фотовыставка –
Играя, познаю мир .Анкеты для родителей.
Подготовительная работа. Консультации: «Игры детей в семье»,
«Нужно ли учить детей играть». Анкетирование «В какие игры любит играть
ваш ребенок».
Ход мероприятия:
I. Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые взрослые! Я очень рада видеть всех вас
здесь. Надеюсь, вы сегодня узнаете много полезного. Ощутите атмосферу
доброжелательности, тепла, спокойствия.
- Наша встреча посвящена игрушкам, которыми играют современные
дети.
Эпиграф. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
фантазии и творчества.
А сейчас я расскажу, что меня подтолкнуло провести это мероприятие.
II. Теоретическая часть. Показ презентации. Выступление
педагога.
- Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее
средство – игрушка. Игра – что может быть интереснее и значимее для
ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. С помощью игры дети
узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных
ролях, быте, природе. В игре формируются произвольность поведения,
активизируются познавательные процессы.
Часто взрослые не умеют играть, не знают, как организовать игры
ребенка дома, какие игрушки лучше всего предложить ребенку в
соответствии с его возрастом и психическими особенностями.
Понимая актуальность и важность данного вопроса, мы организовали
эту встречу, чтобы помочь вам поучиться играть вместе со своим ребенком,
выбрать игрушку, воспитывая через детскую игру качества, необходимые
ему в дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве.
Именно игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет
ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои
творческие способности, выражать свои чувства, также учит общаться и
познавать себя.
Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности
этого дела зависит не только игра ребенка, но прогресс в его развитии. В
настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Зачастую
значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.
Во что играют современные дети?
- Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор
детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над
вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.
Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки.
Они насаждают стремление к злу, ненависти. Детей чаще привлекают игры
агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев
компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.
- Результаты такого воспитательного действия:
- повышенная агрессия;
- раздражительность;
- несдержанность;
- высокая тревожность;
- нарушение межличностных отношений;
- появление страхов.
- Особое место среди детских игрушек занимает кукла. Главный
посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем
свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность,
хозяйственность, уходят из игры современных девочек.
- Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа
человека, всё больше приобретая черты животных или технических
устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой,
ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.
Эти качества становятся синонимом мужественности.
- В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для
физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.
Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник
радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития,
оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка
закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает,
что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже
взрослый . Ребенок должен сначала получить достаточное представление об
окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного
восприятия действительности.
III. Практическая часть.
1. Деловая игра - Магазин игрушек.
Группа делится на три подгруппы. На столе игровой комнаты
разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание
выбрать из всех игрушек и игровых предметов.
1 команда - полезные игрушки, то есть игрушки, необходимые для
развития детей младшего возраста.
2 команда - бесполезные игрушки, то есть игрушки ничего не
дающие для развития ребенка.
3 команда - вредные игрушки, то есть игрушки, которые ни в коем
случае нельзя использовать при работе с детьми младшего возраста.
Продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной
категории игрушек, чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны.
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами
и объясняют критерии, по которым они выбрали. Воспитатель подводит итог
по каждому критерию.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей
младшего возраста.
Представители: пирамидки, крупные пазлы, крупные конструкторы,
игры вкладыши, кубики.
Критерий - игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и
моторные способности. Играя с ними, ребенок познает окружающий
предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится
соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.
Вторая команда отбирала бесполезные игрушки.
Представители: машина, у которой колеса плохо прокручиваются, туго
открывающаяся матрешка,
Критерий - игрушки, которыми ребенок не может играть по их
назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом
соответствующей деятельности ребенка.
Технические средства этих игрушек не дают ребенку возможности
осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере.
Третья команда отбирала вредные игрушки.
Представители: сломанная машинка, неприятно пахнущие игрушки,
мягкая игрушка с вылезающей шерстью, игрушки с мелкими не прочно
держащимися деталями и сломанные с острыми краями.
Критерий - не соответствие игрушек санитарно-гигиеническим
требованиям.
2. Решение педагогических ситуаций.
Каждая из трех команд получает карточку с описанием ситуации,
которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по
данной теме.
Ситуация 1.
Вы два часа провели в «Детском мире», выбирая подарок ребенку.
Постарались учесть все и купили отличную игрушку. И яркая, и интересная,
и безопасная, а так же развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы
протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами
начинает ее теребить, пытаясь по скорее заглянуть во внутрь. Наконец извлек
игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом,
подергал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о
существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая
никому не нужная… Вопрос- почему и что теперь делать?
Ситуация 2.
Пока вы готовили обед, ребенок самостоятельно играл в комнате.
Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный беспорядок. Игрушки
разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребенок не любит.
Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
Ситуация 3.
У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их
негде хранить. Большей частью ребенок не играет (из некоторых он вырос,
некоторые ему уже надоели). Ребенок просит новые игрушки. Но что делать с
таким количеством старых игрушек?
3. Игры
Игра 1 « Фея бережливости»
Разложите перед ребенком целые игрушки и поломанные. Расскажите
ребенку о том, как живется целым игрушкам и поломанным. Предложите
ребенку представить, что к вам пришла Фея бережливости и дала несколько
советов, как научиться беречь игрушки. Ребенок должен рассказать о том, как
Фея помогла игрушка, которые ребенок не берег, как научила его
бережливости. Затем вместе отремонтируйте поломанные игрушки и
составьте законы бережливости.
Игра 2 « Щедрая звездочка»
Разложите в комнате игрушки. Договоритесь с ребенком о том, что у
зайчика нет друзей, кукла заболела, медвежонок не может заснуть, у машины
лопнуло колесо и т.д. Дайте ребенку в руки « щедрую звездочку», превратив
его в волшебника. Пусть «щедрая звездочка» покружится и по очереди
спустится к каждой игрушке и подарит «щедрый подарок». Например:
медвежонку- звездный сон, зайке- звездную открытку, машинке- звездную
заплатку, кукле- звездную витаминку.
Необходимо всегда помнить, что игрушка- не просто забава, она
закладывает в душу ребенку первоначальные понятия добра и зла, дает яркие
и впечатляющие образы, от которых зависит формирование морально-
нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
4. Выступление детей.
Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем-
Сегодня новый век.
Без знаний и учебы
Нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают
И все хотят понять:
Чего нам не хватает,
Ну чем нас развлекать?
А мы хотим все лишь
Спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки,
В припрыжку поскакать.
И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем
Хороших новостей
Что снова поиграем
В компании друзей!
Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!
Мини – анкета для родителей «Какой он, мой малыш?»
Какой он?
Что он чувствует?
О чем он думает?
Чему радуется?
Чему печалится?
В какие игры любит играть?
Как играет ребенок?
Какая у него любимая игрушка?
С кем любит играть?
Уважаемые родители, помните!
Вы в ответе за то, какие «психологические ценности» приобретает Ваш
ребенок!