Напоминание

"Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений"


Автор: Дегтяренко Анна Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №49 "Настенька"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оценка профессиональных компетенций

педагогов дошкольных учреждений

В сфере народного образования в России сегодня можно выделить несколько

доминирующих тенденций:

Образование является одним из приоритетных направлений

Государственной политики.

Активно идут процессы реформирования образования на всех

ступенях, начиная с дошкольного.

Многое делается для стандартизации системы образования.

В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие

требования, что, в свою очередь, повышает ценность комплексной оценки

профессиональных компетенций всех участников педагогического процесса.

При этом регулярная оценка потенциала работающих в детском саду

специалистов поможет руководителям дошкольных учреждений принимать

верные управленческие решения, что тоже очень важно.

Педагог в дошкольном образовании: ценность возрастает

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и

ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах

обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный

образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и

воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные

изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому

личность педагога является одним из ключевых факторов развития

интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что

рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы

высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут

сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом

педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и

значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится

ответственность за качество взаимодействия с дошколятами.

Компетенция и компетентность: давайте договоримся о

терминах

Привожу здесь некоторые определения ключевых для этой статьи терминов

«компетенция» и «компетентность», чтобы прояснить значения этих похожих

по звучанию слов и избежать путаницы:

Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):

1.

личностная способность специалиста (сотрудника) решать

определённый класс профессиональных задач.

2.

формально описанные требования к личностным, профессиональным

и т.п. качествам специалиста (или к какой-то группе специалистов). В

данном понимании компетенции могут использоваться при оценке

персонала.

Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):

1.

совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых

для эффективной деятельности в заданной предметной области.

2.

качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-

либо области и мнение которого поэтому является веским,

авторитетным.

Требования к личности современного воспитателя и

его компетенции

В условиях модернизации дошкольного образования, профессия воспитателя

ДОУ предъявляет все больше требований к тем, кто только собирается ее

получить или уже работает. Работа с дошкольниками требует от взрослых

личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения.

Воспитателям каждый день приходится решать разнообразные и сложные

профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции,

востребованные современным обществом.

Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать

следующие компетенции, делающие его творчески активным участником

взаимодействия с детьми:

Гуманная педагогическая позиция;

Глубокое понимание задач дошкольного образования;

Потребность и способность заботиться об экологии детства, о

сохранении физического и духовного здоровья малышей;

Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

Готовность и способность создавать и творчески обогащать

предметно-развивающую и культурно-информационную

образовательную среду;

Умение целенаправленно работать с современными педагогическими

технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию

личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой

деятельности.

Роль оценки компетенций в профессиональном развитии

педагогов

Сегодня, когда быстрыми темпами происходит внедрение современных

подходов к организации обучения дошкольников, к сожалению, существует

серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем

профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

1.

В работе ДОУ до сих пор преобладает учебная модель, и педагоги не

всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их

родителями.

2.

Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж

работы, ориентированы преимущественно на выполнение

должностных обязанностей. А сегодня более востребованы

воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать

целесообразную систему работы.

3.

Немало педагогов, которые, получив когда-то высшее профильное

образование, ограничиваются посещением курсов повышения

квалификации один раз в пять лет. При этом реалии сегодняшнего

дня требуют от профессионалов принять новый жизненный стандарт

– «Образование на протяжении всей жизни…». Поэтому одним из

значимых показателей профессиональной компетентности

воспитателя является его готовность к самообразованию и

саморазвитию, а также способность творчески применять в

практической деятельности новые знания и умения.

В таких условиях регулярная оценка профессиональных компетенций

педагогов ДОУ будет стимулировать их стремление к самообразованию и

профессиональному самосовершенствованию.

Виды и уровни компетенций

В литературе описано несколько классификаций видов компетенций. Приведу

здесь одну из них:

1.

Учебно-познавательная компетенция – включает совокупность

умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает

владение навыками постановки целей, планирования, анализа и

самооценки успешности собственной деятельности. К этой же

компетенции относят умение эффективно действовать в

нестандартных ситуациях, владение эвристическими методами

решения проблем.

2.

Информационная компетенция – предполагает развитую способность

самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать

и транслировать необходимую информацию.

3.

Коммуникативная компетенция – предусматривает владение

навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать

в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей.

В рамках любой компетенции существует несколько уровней ее

выраженности (проявленности). Благодаря этому модель компетенций

предполагает высокую объективность оценки и поэтому хорошо подходит

для практического использования при оценке персонала.

Становление современной системы дошкольного образования требует

творческого обновления привычных, давно сложившихся подходов к

профессиональной деятельности педагогов. Сегодня от педагогов и

руководителей ДОУ требуется активное включение в инновационную

деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий

взаимодействия с детьми и родителями.

В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных

компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое

значение.



В раздел образования