Автор: Дегтяренко Анна Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №49 "Настенька"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений"
Раздел: дошкольное образование
Оценка профессиональных компетенций
педагогов дошкольных учреждений
В сфере народного образования в России сегодня можно выделить несколько
доминирующих тенденций:
Образование является одним из приоритетных направлений
Государственной политики.
Активно идут процессы реформирования образования на всех
ступенях, начиная с дошкольного.
Многое делается для стандартизации системы образования.
В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие
требования, что, в свою очередь, повышает ценность комплексной оценки
профессиональных компетенций всех участников педагогического процесса.
При этом регулярная оценка потенциала работающих в детском саду
специалистов поможет руководителям дошкольных учреждений принимать
верные управленческие решения, что тоже очень важно.
Педагог в дошкольном образовании: ценность возрастает
В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и
ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах
обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный
образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и
воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные
изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому
личность педагога является одним из ключевых факторов развития
интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что
рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы
высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут
сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом
педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и
значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится
ответственность за качество взаимодействия с дошколятами.
Компетенция и компетентность: давайте договоримся о
терминах
Привожу здесь некоторые определения ключевых для этой статьи терминов
«компетенция» и «компетентность», чтобы прояснить значения этих похожих
по звучанию слов и избежать путаницы:
Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):
1.
личностная способность специалиста (сотрудника) решать
определённый класс профессиональных задач.
2.
формально описанные требования к личностным, профессиональным
и т.п. качествам специалиста (или к какой-то группе специалистов). В
данном понимании компетенции могут использоваться при оценке
персонала.
Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):
1.
совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых
для эффективной деятельности в заданной предметной области.
2.
качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-
либо области и мнение которого поэтому является веским,
авторитетным.
Требования к личности современного воспитателя и
его компетенции
В условиях модернизации дошкольного образования, профессия воспитателя
ДОУ предъявляет все больше требований к тем, кто только собирается ее
получить или уже работает. Работа с дошкольниками требует от взрослых
личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения.
Воспитателям каждый день приходится решать разнообразные и сложные
профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции,
востребованные современным обществом.
Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать
следующие компетенции, делающие его творчески активным участником
взаимодействия с детьми:
Гуманная педагогическая позиция;
Глубокое понимание задач дошкольного образования;
Потребность и способность заботиться об экологии детства, о
сохранении физического и духовного здоровья малышей;
Внимание к индивидуальности каждого ребенка;
Готовность и способность создавать и творчески обогащать
предметно-развивающую и культурно-информационную
образовательную среду;
Умение целенаправленно работать с современными педагогическими
технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;
Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию
личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой
деятельности.
Роль оценки компетенций в профессиональном развитии
педагогов
Сегодня, когда быстрыми темпами происходит внедрение современных
подходов к организации обучения дошкольников, к сожалению, существует
серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем
профессиональной компетентности педагогов.
Как это проявляется на практике:
1.
В работе ДОУ до сих пор преобладает учебная модель, и педагоги не
всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их
родителями.
2.
Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж
работы, ориентированы преимущественно на выполнение
должностных обязанностей. А сегодня более востребованы
воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать
целесообразную систему работы.
3.
Немало педагогов, которые, получив когда-то высшее профильное
образование, ограничиваются посещением курсов повышения
квалификации один раз в пять лет. При этом реалии сегодняшнего
дня требуют от профессионалов принять новый жизненный стандарт
– «Образование на протяжении всей жизни…». Поэтому одним из
значимых показателей профессиональной компетентности
воспитателя является его готовность к самообразованию и
саморазвитию, а также способность творчески применять в
практической деятельности новые знания и умения.
В таких условиях регулярная оценка профессиональных компетенций
педагогов ДОУ будет стимулировать их стремление к самообразованию и
профессиональному самосовершенствованию.
Виды и уровни компетенций
В литературе описано несколько классификаций видов компетенций. Приведу
здесь одну из них:
1.
Учебно-познавательная компетенция – включает совокупность
умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает
владение навыками постановки целей, планирования, анализа и
самооценки успешности собственной деятельности. К этой же
компетенции относят умение эффективно действовать в
нестандартных ситуациях, владение эвристическими методами
решения проблем.
2.
Информационная компетенция – предполагает развитую способность
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать
и транслировать необходимую информацию.
3.
Коммуникативная компетенция – предусматривает владение
навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать
в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей.
В рамках любой компетенции существует несколько уровней ее
выраженности (проявленности). Благодаря этому модель компетенций
предполагает высокую объективность оценки и поэтому хорошо подходит
для практического использования при оценке персонала.
Становление современной системы дошкольного образования требует
творческого обновления привычных, давно сложившихся подходов к
профессиональной деятельности педагогов. Сегодня от педагогов и
руководителей ДОУ требуется активное включение в инновационную
деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий
взаимодействия с детьми и родителями.
В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных
компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое
значение.