Напоминание

Речевое развитие через дидактическую игру


Авторы: Хайруллина Эльза Завиловна, Эльза Завиловна Хайруллина
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 138
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Речевое развитие через дидактическую игру
Тема: Речевое развитие через дидактическую игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие детей

через дидактические игры по математике

Хайруллина Эльза Завиловна

Старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 138

городского округа г.Уфа РБ

В настоящее время повышается интерес к игре из-за перенасыщенности современного

дошкольника информацией. Во всем мире расширяется предметно – информационная

среда. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить

самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Именно в игре

формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к

младшему школьному возрасту. Игра является и первой школой воли; именно в игре

первоначально проявляется способность добровольно по собственной инициативе

подчиняться различным добровольным требованиям.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса,

кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное

влияние на умственное развитие ребенка.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания

маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества,

необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается

способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на

способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их

воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие

усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть

решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими

качествами.

Вызывая подражания своим действиям и словам, воспитатель учит детей

внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей

делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает

первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для

своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им.

В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему

показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах:

об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес,

качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир

доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и

старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти

явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в ирге

ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим

пользоваться речью.

Игровой метод обучения -способствует созданию заинтересованной , непринужденной

обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом;

процесс мышления протекает быстрее, новые навыки

усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при

усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения

дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок

получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические

категории, расширять знания об окружающем мире, развивать связную речь, словесное

творчество, коммуникативные навыки.

Виды дидактических игр

Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия ,

направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что сначала, что

потом?», «Лото», «Цветные фигурки», «Формы», «Логический поезд», « Цветное

лото» и др.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных

ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками,

развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и

назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания,

коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

«Назови три предмета», «Назови одним словом», « А что потом?», «Так бывает или нет?»

и др.

Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный,

что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов

активизации зрительного анализатора.

Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного

восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у

детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации

любой деятельности.

Игровые приёмы с обычными игрушкам и может использовать в своей работе

воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям,

ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Использование игрушек в работе по развитию речи

Игры

«Живое – неживое», «Один –много»

«Кого не стало?»,

«Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»

«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось? «Веселый поезд»

«Какие глаза», «Какой предмет?», »Построй по росту», «Раздели на команды»

«Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой,

моя, моё» (соревнование)

«Классификация», «Четвёртый лишний»

«Чудесный мешочек», «Магазин»

Учимся различать количество предметов»

У ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и

качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед

педагогом стоит задача – формировать умение различать количество предметов: «много»,

«мало», «один», формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе

сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в

речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Для решения этих задач можно

использовать следующие игры:

«Бабочки и цветы»,

«Угостим белочек грибочками»

«Цветные автомобили»

«Курочка и цыплята»

«У зайки день рождения»

«Кому сколько нужно», «Жучки на листиках»

Учимся различать количество предметов»

У ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и

качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед

педагогом стоит задача – формировать умение различать количество предметов: «много»,

«мало», «один», формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе

сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в

речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Для решения этих задач можно

использовать следующие игры: «Бабочки и цветы», «Угостим белочек

грибочками»

«Цветные автомобили»

«Курочка и цыплята»

«У зайки день рождения»

«Кому сколько нужно», «Жучки на листиках»

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие

возможности для развития речи у детей - дошкольников:

повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

обеспечивается психологический комфорт;

дети запоминают большое количество речевого материала;

активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей. Они повышают

эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у

детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.



В раздел образования