Авторы: Хайруллина Эльза Завиловна, Эльза Завиловна Хайруллина
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 138
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Речевое развитие через дидактическую игру
Тема: Речевое развитие через дидактическую игру
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие детей
через дидактические игры по математике
Хайруллина Эльза Завиловна
Старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 138
городского округа г.Уфа РБ
В настоящее время повышается интерес к игре из-за перенасыщенности современного
дошкольника информацией. Во всем мире расширяется предметно – информационная
среда. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Именно в игре
формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к
младшему школьному возрасту. Игра является и первой школой воли; именно в игре
первоначально проявляется способность добровольно по собственной инициативе
подчиняться различным добровольным требованиям.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса,
кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное
влияние на умственное развитие ребенка.
Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания
маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества,
необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается
способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на
способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их
воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие
усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть
решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими
качествами.
Вызывая подражания своим действиям и словам, воспитатель учит детей
внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей
делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает
первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для
своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им.
В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему
показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах:
об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес,
качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир
доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и
старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти
явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в ирге
ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим
пользоваться речью.
Игровой метод обучения -способствует созданию заинтересованной , непринужденной
обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом;
процесс мышления протекает быстрее, новые навыки
усваиваются прочнее.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при
усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения
дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок
получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические
категории, расширять знания об окружающем мире, развивать связную речь, словесное
творчество, коммуникативные навыки.
Виды дидактических игр
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия ,
направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что сначала, что
потом?», «Лото», «Цветные фигурки», «Формы», «Логический поезд», « Цветное
лото» и др.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных
ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками,
развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и
назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания,
коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.
«Назови три предмета», «Назови одним словом», « А что потом?», «Так бывает или нет?»
и др.
Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный,
что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов
активизации зрительного анализатора.
Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного
восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у
детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации
любой деятельности.
Игровые приёмы с обычными игрушкам и может использовать в своей работе
воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям,
ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.
Использование игрушек в работе по развитию речи
Игры
«Живое – неживое», «Один –много»
«Кого не стало?»,
«Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»
«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось? «Веселый поезд»
«Какие глаза», «Какой предмет?», »Построй по росту», «Раздели на команды»
«Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой,
моя, моё» (соревнование)
«Классификация», «Четвёртый лишний»
«Чудесный мешочек», «Магазин»
Учимся различать количество предметов»
У ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и
качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед
педагогом стоит задача – формировать умение различать количество предметов: «много»,
«мало», «один», формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе
сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в
речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Для решения этих задач можно
использовать следующие игры:
«Бабочки и цветы»,
«Угостим белочек грибочками»
«Цветные автомобили»
«Курочка и цыплята»
«У зайки день рождения»
«Кому сколько нужно», «Жучки на листиках»
Учимся различать количество предметов»
У ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и
качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед
педагогом стоит задача – формировать умение различать количество предметов: «много»,
«мало», «один», формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе
сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в
речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Для решения этих задач можно
использовать следующие игры: «Бабочки и цветы», «Угостим белочек
грибочками»
«Цветные автомобили»
«Курочка и цыплята»
«У зайки день рождения»
«Кому сколько нужно», «Жучки на листиках»
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие
возможности для развития речи у детей - дошкольников:
повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
обеспечивается психологический комфорт;
дети запоминают большое количество речевого материала;
активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей. Они повышают
эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у
детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.