Авторы: Сафронов Александр Григорьевич, Антонян Людмила Тимофеевна
Должность: преподаватель спец дисциплин,методист
Учебное заведение: ГАПОУ РХ "Аграрный техникум"
Населённый пункт: с.Шира, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Использование интерактивного обучения методом разыгрывания ролей на лабораторно-практических занятиях по предмету " Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Тема:
« Использование интерактивного обучения методом
разыгрывания ролей на лабораторно-практических
занятиях по предмету « Эксплуатация и техническое
обслуживание сельскохозяйственных машин и
оборудования»
Выполнил:
Сафронов Александр Григорьевич,
преподаватель спец. дисциплин, 1 кв. категории,
методист Антонян Людмила Тимофеевна
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», с Шира
Шира 2017г.
1
Тема
«
Использование
интерактивного
обучения
методом
разыгрывания
ролей
на
лабораторно-практических
занятиях
по
предмету
«Эксплуатация
и
техническое
обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»»
Сегодня
перед
нами
стоит
важная
задача:
как
сделать
процесс
обучения
более
интересным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы среди
них не было скучающих и безразличных. Как создать на занятиях такие условия, при
которых каждый из них чувствовал бы свою, интеллектуальную состоятельность?
В
педагогике
различают
несколько
моделей
обучения:
пассивная
или
экстрактивная,
активная или интерактивная и интерактивная.
1. Особенностями пассивной (экстрактивной) является активность обучающей среды.
Это значит, что обучающиеся усваивают материал из слов учителя или из текста учебника,
не общаются между собой и не выполняют ни каких творческих заданий. Примерами
такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекций.
2.Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной
деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие
творческих заданий и обучение в системе «обучающийся - педагог », как обязательных.
Недостатком данной модели является то, что обучающиеся выступают как субъекты
учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими
участниками процесса, кроме учителя. И так этот метод характерен своей односторонней
направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения,
самовоспитания, саморазвития и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и
взаимодействовать в группах.
3. Интерактивная модель своей целью ставит организацию конкретных условий обучения,
при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Именно
использование этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его
инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает
моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение
вопросов на основании анализа, обстоятельств и ситуации, проникновение
информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
В переводе с английского inter – взаимный, act – действовать. Процесс обучения
осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся.
Педагог и воспитанник являются равноправными субъектами обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован
таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они
знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения
учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад,
идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в
атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать
новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более
высокие формы кооперации и сотрудничества.
Здесь будет уместно вспомнить высказывание китайского мудреца:
Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда.
Используя данную модель обучения (разыгрывание ролей) с 2005 года, на лабораторно –
практических занятиях я убедился, что это одна из эффективных моделей обучения,
которая приносит положительные результаты.
Для данного метода характерно следующее:
2
- обсуждаемая или вынужденная активность обучаемых;
- сопоставимость работы педагога и обучаемых;
- формирование умений самостоятельно планировать и контролировать
технологический процесс;
- наличие постоянных прямых и обратных связей в процессе обучения;
- стимулирование учебной деятельности учащихся;
- объективность выставления оценки с определением усвоения учебного материала на
протяжении всего урока;
- развитие организаторских способностей учащихся.
Основным достоинством метода разыгрывания ролей является то, что оно
стимулирует совместный поиск обучающимися определённой проблемы, сформированной
педагогом.
В результате решения этой проблемы не только закладываются основы
профессионального мастерства ребят, но и происходит формирование их творческой
личности.
Основные особенности метода:
- наличие сложной задачи или проблемы и распределение ролей между участвующими в
её решении (занятия на уроках практического обучения можно сравнить с
производственным процессом ремонтной базы на предприятиях, где имеется начальник
цеха, контролер, бригадир, рабочие и т. д.);
- различие интересов участников игры, представляющих отдельные службы и
подразделения;
- подведение итогов занятия не только педагогом, но и обучающимися.
Занятие с разыгрыванием ролей надо начинать не с первого урока, а со второго. Для
того чтобы обучающиеся первоначально представляли сам ход лабораторно –
практических занятий, могли затем дать сравнительную оценку результативности таких
уроков.
Занятия проводятся по плану составленного для обычных ЛПЗ (приложение №1)
Разыгрывание ролей (приложение№2) проводится в три этапа (приложение №3).
1 этап: Введение в игру.
Главный инженер (преподаватель) доводит до сведения обучающихся задачу,
распределяет роли, разъясняет функции каждого участника (приложение №№4,5,6,7,8, 9,
10,11).
2 этап. Основной.
Каждый участник выполняет работу в соответствии со своими должностными
обязанностями и в срок, предусмотренный планом.
3 этап. Подведение итогов.
Подводятся итоги занятия (приложение №№ 12,13,14,15), распределяются роли на
следующий урок, даётся домашнее задание.
.
Почему говорим «ДА» интерактивным методам?
-Высокая мотивация!
-Прочность знаний!
-Ценность индивидуальности!
-Свобода самовыражения!
-Творчество и фантазия!
-Коммуникабельность!
3
Приложение№1
План урока № 1
(цикл 1)
ТЕМА: двигатели Д-240Л, А-41.
ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные
на теоретических занятиях и усвоенные при домашнем изучении материала, приобрести
практические умения и навыки при работе с инструментом и проведении монтажных
работ, техническом обслуживании двигателей.
Формировать
умения,
самостоятельно
планировать
и
контролировать
технологический процесс, приобщать обучающихся к качественному выполнению работ,
вырабатывать культуру труда, развивать аналитическое мышление.
МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ:
рабочие
и
монтажные
двигатели Д-240Л, А-41. Набор инструмента, приспособления, технические средства для
регулировки
и
диагностирования
двигателя,
инструкционно-технологические
карты,
техническая литература, плакаты.
ХОД УРОКА:
I. Организационная часть – 3-5 мин.
Проверка наличия обучающихся, смотр внешнего вида.
II. Вводный инструктаж – 10-15 мин. (Первое занятие – 25-30 мин).
1. Распределить обучающихся по бригадам, распределить роли, ознакомить бригады
с графиком чередования рабочих мест и прохождения практики.
График чередования бригад по рабочим местам
№ бригад
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
5 занятие
1
1
5
4
3
2
2
2
1
5
4
3
3
3
2
1
5
4
4
4
3
2
1
5
5
5
4
3
2
1
ЗАДАНИЯ ПО ПЕРВОМУ ЦИКЛУ
№ 1. Корпусные детали, кривошипно-шатунный и распределительный механизмы
двигателей Д-240Л, А-41.
№ 2. Система охлаждения.
№ 3. Смазочная система.
№ 4. Система питания.
№ 5. Система пуска.
2. Проверить теоретические знания обучающихся:
Назовите корпусные детали двигателя.
Какие системы имеются в двигателе?
Почему двигатели называются четырёхтактными?
Какие правила нужно соблюдать: при затяжке гаек головки цилиндров, при
затяжке гаек коренных крышек коленчатого вала, при сборке шестерен
распределения, при установке поршней и шатунов в двигатель?
Как отличить впускной клапан от выпускного?
4
3.
Провести
инструктаж
по
охране
труда
и
противопожарным
мероприятиям
с
последующей регистрацией в журнале по охране труда.
4. Последовательность выполнения задания:
а)
перед
началом
выполнения
задания
изучить
содержание
инструкционно-
технологической карты;
б) механизмы начинают изучать с рассмотрения схемы или принципа их действия
(плакат, учебник);
в) изучение устройства – основная часть работы по заданию;
г) после изучения ведётся сборка в последовательности, обратной разборке.
Важно помнить: в производственных условиях сборка – это ответственная работа,
от
которой
зависит
длительность
работоспособного
состояния
двигателя
и
в
целом
трактора.
При сборке двигателя руководствуются жёсткими техническими условиями и ведут
её по строгой технологической схеме.
При сборке учебного двигателя не нужны такие требования. Достаточно поставить
все детали так, как они ставятся на рабочий агрегат, но без проверки зазоров и соблюдения
других технических условий, болты, гайки затягиваются без значительных усилий;
д) изучить ТО за механизмами. При этом помнить, что цель такого обслуживания –
обеспечение работоспособного состояния изучаемой части машины;
е) после изучения всего материала задания проводится закрепление путём беседы по
вопросам для самоконтроля.
5. Культура труда вырабатывается только тогда, когда в процессе работы обдумывают,
какими приёмами безопаснее, точнее, легче и быстрее выполнить намеченную работу, и
начинается:
с порядка на рабочем месте;
с продуманной раскладки инструмента, деталей;
Культура труда заключается:
в бережном использовании книги, плакатов и других пособий;
в высоком качестве работы;
в работе без лишних движений и действий, суетливости;
в использовании безопасных приёмов.
III. Текущий инструктаж – 210 мин.
Первый обход – обратить внимание на правильность расположения обучающихся по
рабочим местам и начало выполнения первоначальных приёмов работ.
Проверить знания обучаемых целей выполняемых заданий, требований инструкции по
охране труда, устранить обнаруженные недостатки.
Второй обход – обратить внимание обучаемых на устройство наиболее сложных узлов,
на важность деталей и их взаимодействие во время работы, на места обслуживания и
возможные неисправности. Проверить и при необходимости показать последовательность
выполнения разборки (сборки) и умение пользоваться инструментом, ответить на вопросы
обучаемых.
Третий
обход
–
проследить
за
правильностью
сборки
механизмов,
на
стендовых
двигателях
провести
ТО
(проверка
и
установка
теплового
зазора
в
клапанах).
По
изученному
материалу
опросить
обучаемых,
выставить
оценки,
дать
указания
на
уточнение непонятных вопросов, проверить завершение работ. Бригады наводят порядок
на рабочих местах, сдают инструменты.
За 30 минут до окончания занятий подать команду об окончании работы.
IV. Заключительный инструктаж – 10 мин.
5
принять от бригады рабочие места;
подвести итоги занятия, отметить лучших и отстающих;
ознакомить с графиком чередования бригад по рабочим местам
на следующее
занятие.
V. Задание на дом:
1. Котиков А.В., Ерхов А.В. Тракторы и автомобили. Учебник СПО.
М., Издательский центр «Академия», 2014.
2. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Уч. под ред.
Профессора В.В. Курчаткина. – М.: AKADEMA, 2009;
3.Верещагин
Н.И,
Левшин
А.Г.,
Скороходов
А.Н.
Организация
и
технология
механизированных работ в растениеводстве. – М.: ПрофОбрИздат, 2011.
4. Гуревич Л.А. Лиханов В.А..Сычугов Н.П.. Тракторы и сельскохозяйственные машины-
М: Агропромиздат. 2009.
П
РИЛОЖЕНИЕ
№2
6
Б
ЛОК
-
СХЕМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧАСТНИКОВ
ИГРОВОГО
ЗАНЯТИЯ
гл. инженер – преподаватель
зав. мастерскими – обучающийся
контролер – обучающийся
№ 1
1.
Бригадир
2.
Слесарь
3.
Слесарь
4.
Слесарь
5.
Слесарь
№ 2
1.
Бригадир
2.
Слесарь
3.
Слесарь
4.
Слесарь
5.
Слесарь
№ 3
1.
Бригадир
2.
Слесарь
3.
Слесарь
4.
Слесарь
5.
Слесарь
№ 4
1.
Бригадир
2.
Слесарь
3.
Слесарь
4.
Слесарь
5.
Слесарь
№ 5
1.
Бригадир
2.
Слесарь
3.
Слесарь
4.
Слесарь
5.
Слесарь
Приложение №3
График чередования ролей
№ бригады
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
5 занятие
1
контрол.
зав. маст.
2
зав. маст.
контрол.
3
контрол.
зав. маст.
4
контрол.
зав. маст.
5
контрол.
зав. маст.
Приложение №4
7
ЭТАПЫ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ,
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ О КАЖДОМ ИЗ НИХ
Разыгрывание ролей проводится в три этапа.
Первый этап: введение в игру. Главный инженер (преподаватель) доводит до
сведения учащихся задачу, распределяет роли, разъясняет функции каждого участника.
Второй этап: основной. Каждый участник выполняет работу в соответствии со
своими должностными обязанностями и в срок, предусмотренный планом.
Третий этап: подведение итогов занятия, распределение ролей на следующий
урок.
Приложение №5
ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ РАЗЫГРЫВАНИЯ РОЛЕЙ
Инструкция главному инженеру:
На первом этапе:
- знакомит
обучающихся
с целью разыгрывания ролей;
-
знакомит
каждого
участника
разыгрывания
ролей
с
его
функциональными
обязанностями;
- помогает организовать работу заведующему мастерскими.
На втором этапе:
- по мере необходимости проводит консультации с участниками разыгрывания ролей;
- напоминает о сроках выполнения работ.
На третьем этапе:
- подводит итоги игры при участии заведующего мастерскими, контролера, бригадиров;
- распределяет роли между учащимися на следующий урок.
Приложение №6
8
ИНСТРУКЦИЯ ЗАВ. МАСТЕРСКИМИ
1.
Проверить наличие учащихся по журналу, их готовность к занятиям.
2.
Познакомить бригады с графиком чередования рабочих мест и прохождения
практики.
3.
Проверить теоретические знания бригад.
Вопросы:
Задание 1: Назовите корпусные детали двигателя.
Задание 2: Какие механизмы имеются в двигателе?
Задание 3: Почему двигатели называются четырехтактными?
Задание 4: Как отличить впускной клапан от выпускного?
4.
Провести инструктаж по ТБ.
Вопросы:
Задание 1:Какой должен быть инструмент для выполнения работы (например, молоток)?
Задание 2:В каком состоянии нужно содержать рабочее место?
Задание 3: Как отвернуть туго затянутую гайку или болт?
Задание 4: Как будете выколачивать из корпуса, если по твердости боек молотка и
поверхность вала одинаковые?
5.
Пояснить последовательность выполнения задания:
1) перед началом выполнения задания изучить содержание инструкционно-
технологической карты;
2) механизмы
начинают
изучать
с
рассмотрения
схемы
или
принципа
их
действия;
3) изучение устройства – основная часть работы по заданию;
4) после изучения ведется сборка в последовательности, обратной разборке;
5) изучить
ТО
за
механизмами.
На
стендовых
двигателях
научится
регулировать зазор в клапанах;
6) после
выполнения
задания
привести
в
порядок
рабочее
место,
сдать
инструмент.
6.
Выдать бригадирам инструмент.
7.
Текущий инструктаж.
Первый обход – обратить внимание на правильность расположения бригад по
рабочим местам и начало выполнения первоначальных приемов работ.
Задать вопросы:
1.
Как выполнять задание?
9
2.
С какой целью выполняете задание?
3.
Какой марки двигатель изучаете?
Второй обход – обратить внимание бригад на устройство двигателей кривошипно-
шатунного и распределительного механизмов, их взаимодействия во время работы, на
места обслуживания и возможные неисправности.
Задать вопросы:
1.
Из каких деталей состоит кривошипно-шатунный механизм?
2.
Для чего на клапан устанавливается по две пружины?
Третий обход – проследить за правильностью сборки механизмов на стендовых
двигателях, за выполнением бригадами проверки и установки теплового зазора в
клапанах. Проверить завершение работ. Принять от бригад инструмент.
8.
Заключительный инструктаж.
По указанию главного инженера в одной из бригад провести контрольный опрос.
Согласно
заполненному
листу
контроля
принять
участие
в
определении
оценки
работы бригады.
Приложение №7
Инструкция контролеру
На первом этапе:
знакомит с распределением бригад по рабочим местам.
На втором этапе:
следит
за
последовательностью
выполнения
заданий
инструкционно-
технологической карты;
контролирует
выполнение
учащимися
бригад
соблюдение
правил
ТБ
и
противопожарных мероприятий;
отмечает опускающиеся нарушения со стороны бригад.
На третьем этапе:
принимает участие в подведении итогов игры.
10
Приложение №8
Инструкция бригадиру
На первом этапе:
получает задание и необходимый инструмент;
знакомит бригаду с содержанием инструкционной карты.
На втором этапе:
организует работу бригады, совместно с бригадой участвует в работе;
создает условия для выполнения задания;
организует наведение порядка на рабочем месте.
На третьем этапе:
сдает рабочее место, инструмент;
принимает участие в подведении итогов игры.
Приложение №9
Инструкция слесарю
На первом этапе:
получает задание от бригадира.
На втором этапе:
выполняет задание;
наводит порядок на рабочем месте.
На третьем этапе:
вносит свои предложения и замечания.
11
Приложение№10
ВОПРОСЫ ТЕКУЩЕГО ОПРОСА
(главный инженер)
1.
Какие функции в двигателе выполняют кривошипно-шатунный механизм и
распределительный механизм?
2.
Где находится водяная рубашка?
3.
Как
охлаждающая
жидкость
удерживается
в
водяной
рубашке
в
соединении
гильза-блок-картер?
4.
Как установить шестерни распределения при сборке?
5.
Чем ограничивается осевое перемещение распределительного вала?
6.
Как установить нижние крышки коренных шеек коленчатого вала?
7.
В какой последовательности их затягивать?
8.
Как расставить поршневые кольца замками на поршень?
Приложение№11
ВОПРОСЫ ТЕКУЩЕГО ОПРОСА
(контролёр)
1.
Назовите корпусные детали двигателя.
2.
Какое назначение выполняют перегородки в блок-картере?
3.
Сколько оборотов делает коленчатый вал и распределительный вал
за рабочий цикл?
4.
Для чего на поршне выполнены канавки и выемка?
5.
Чем ограничивается осевое перемещение коленчатого вала?
Для чего в шатунных шейках коленчатого вала сделаны отверстия?
12
Приложение №12
Система оценки работы бригад
№
п/п
Показатели
Баллы
ОСНОВНАЯ РАБОТА
1.
За выполнение задания
20
2.
Текущий опрос (три обхода)
20
3.
Контрольный опрос
5
4.
За порядок на рабочем месте
5
Итого:
50
ШТРАФЫ
5.
За неполное выполнение задания (в зависимости от объема)
от 1 до 5
6.
За наведение порядка на рабочем месте (в зависимости от состояния)
от 1 до 3
7.
Нарушение правил ТБ (за каждое грубое нарушение)
1
8.
Отклонения
от
указаний
инструкционной
карты
(за
каждое
отклонение)
1
Итого:
от 4 до 10
ПООЩРЕНИЯ
9.
За качественное выполнение задания
5
10.
Отсутствие нарушений по ТБ
5
Итого:
10
Приложение №13
Критерии оценок
Оценка
Коэффициент усвоения
Количество баллов
5
от 0,91 до 1
от 45,5 до 50
4
от 0,81 до 0,9
от 40,5 до 45
3
от 0,7 до 0,8
от 35 до 40
13
Приложение №14
Оценка работы бригад гр. №________
Дата
№ бригады и
состав
Номер занятий
Циклы
поощрен.
Всего баллов
Основная работа
Штрафы
за выполн. задан
текущий инструктаж
контрольн. опрос
состояние раб. места
неполное вып. задание
за состояние раб. места
нарушен. правю ТБ
откл. от инстр. карты
за качество выполн.
зад.
отсутств. нар. ТБ
Подписи, подтверждающие данные оценки.
Гл. инженер:
Зав. мастерскими:
Контролер:
14
Приложение №15
ЛИСТ
контроля группы №___________ Дата:
Ведет: /гл. инженер,
зав. мастерскими,
контролер/Ф.И.О./.
№ бригады и
состав
Опрос
Отклонения от
выполнения
задания
Нарушение
правил ТБ
текущий
контрольный
Подпись: /гл. инженер, зав. мастерскими,
контролер – Ф.И.О/
15