Напоминание

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ


Авторы: Захарчук Дмитрий Григорьевич, Балаева Ольга Сергеевна
Должность: ТРЕНЕР
Учебное заведение: Муниципального Бюджетного Учреждения Спортивная школа Олимпийского Резерва "Атлетика"г.Казань
Населённый пункт: Республика Татарстан, Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Центр дополнительного образования

«Спортивная подготовка по виду спорта – Циклические виды спорта»

Методическая разработка на тему:

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Работу выполнили:

Захарчук Дмитрий

Григорьевич

Балаева Ольга Сергеевна

КАЗАНЬ-2020

2

Содержание

Введение……………………………………………………………………….........3

1.1

Основные методы и средства развития скоростно-силовых способностей

у прыгунов в длину …………………………………………………….…………..4

1.2

Особенности скоростно-силовой подготовки в тренировке прыгуна в

длину………………………………………………………………………….……..10

1.3

Техническая подготовка прыгунов………………………………….……..17

1.4

Основные методические приёмы совершенствования в технике….........21

1.5

Характеристика тренировочного этапа в прыжках в длину……………....20

1.6

Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет……..…………22

2

Методика использования нестандартного оборудования в скоростно-

силовой подготовке прыгунов в длину 15-17 лет.……………………………….28

Заключение………………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………………34

3

Введение

Из

всего

многообразия

проблем,

стоящих

перед

занимающимися

скоростно-силовыми видами спорта, а именно легкой атлетики дисциплина

прыжки

в

длину,

одной

из

основных

проблем

является

развитие

и

совершенствование скоростно-силовых способностей.

Скоростно-силовая подготовка включает все разнообразие имеющихся

средств и методов для развития способности преодолевать значительные

внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.

Чтобы повысить эффективность воспитания скоростно-силовых качеств у

прыгунов, тренеру необходимо не только знать конкретные характеристики

движения при выполнении прыжка, но и постоянно ориентироваться на них

при выборе специальных упражнений. Только в этом случае можно подобрать

средства, соответствующие специфике проявляемых спортсменом качеств.

В прыжках в длину и с разбега отчетливо проявляется все многообразие

взаимосвязей формы и содержания движений, характерных для скоростно-

силовых упражнений, поэтому для достижения желаемых результатов тренеру

и спортсмену необходимо разобраться в этих связях.

Творческий

подход

к

решению

данной

актуальной

проблемы

в

перспективе

будет

осуществляться

за

счет

поиска

и

использования

нестандартного оборудования как альтернатива классическим стандартным

тренажерам и методикам, что в свою очередь привела к новой разработке

методики

использования

комплекса

упражнений

на

нестандартном

оборудовании.

Этот метод позволил улучшить основные методы и средства скоростно-

силовой

подготовки

прыгунов

в

длину,

определить

её

специфические

особенности. В ходе анализа выявились наиболее рациональные средства и

методы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину, а так

же составилась методика, которая может играть решающую роль в развитии и

совершенствовании

спортивно-технического

мастерства

и

повышении

4

результата у прыгунов в длину. Было проанализировано 26 литературных

источников.

1.1

Основные методы и средства развития скоростно-силовых

способностей у прыгунов в длину

Наиболее распространённой формой проявления скоростно-силовых

качеств прыгуна в длину являются упражнения прыжкового характера.

Спортивные результаты в прыжковых видах спорта во многом обусловлены

уровнем скоростно-силовой подготовленности спортсмена.

Прежде чем приступить к развитию необходимых прыгуну качеств,

необходимо выяснить, какая сила ему нужна.

Чаще всего сила проявляется в движении, т.е. в так называемом

динамическом режиме («динамическая сила»). Иногда же усилия спортсмена

движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом (или

изометрическом) режиме работы мышц («статическая сила»).

По характеру усилий в динамической силе выделяют три разновидности

(по В.Кузнецову) (28):

1) Взрывную силу-проявление силы с максимальным ускорением, что

характерно, например, для так называемых скоростно-силовых упражнений:

прыжков, метаний, спринтерского бега, спортивных игр, бокса.

2) Быструю силу-проявление силы с не максимальным ускорением,

например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в

беге, плавании, велосипедном спорте.

3) Медленную силу - проявляемую при сравнительно медленных

движениях, практически без ускорения. Например, жим штанги, выход в упор

силой на кольцах или перекладине.

Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом

движении, применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила.

Абсолютная сила - предельное, максимальное усилие, которое спортсмен

может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления

5

абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или

приседание со штангой предельного веса.

Относительная сила оценивается отношением величины абсолютной

силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящей на 1 кг

собственного веса тела. Этот показатель применяется в основном для того,

чтобы

объективно

сравнивать

силовую

подготовленность

различных

спортсменов. (Курамшин Ю.Ф.,2004) (14).

Часто к силовым качествам спортсмена относят также и силовую

выносливость- способность сравнительно длительно и многократно проявлять

оптимальные (не предельные для данного спортсмена) усилия. Силовая

выносливость проявляется, прежде всего, в видах спорта циклического

характера (гребля, плавание, бег).

Как показывает практика лёгкоатлетического спорта, спортсменам,

специализирующимся в прыжках, необходима специальная взрывная сила,

выражающая в способности к проявлению усилий высокой мощности при

минимуме вредных затрат.

Установлено, что использование комплекса специальных упражнений с

отягощением, весом 30-50 % от максимального, способствует значительному

повышению скоростных способностей (до 18%). Применение отягощений

весом 70-90 % от максимального, даёт наибольший прирост силовых

способностей (до 19%).Применение же отягощений весом 50-70 % от

максимального,

приводит

к

пропорциональному

развитию

скоростных,

силовых и скоростно-силовых способностей. Использование этой программы

обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой

подготовленности» (Озолин Н.Г., 1963; Бартеньев Л.В., 1966; Озолин Э.С.,

1985) (1, 19, 20).

Средства спортивной тренировки прыгунов можно разделить на три

группы физических упражнений: основные, специальные и общеразвивающие

(Креев В.А., 1996; Озолина Н. Г., 1989) (13,19).

6

1. Основные упражнения охватывают вид легкоатлетического прыжка, в

котором

специализируется

спортсмен,

включая

различные

условия

их

выполнения.

2. Специальные упражнения применяются для развития необходимых

двигательных качеств прыгуна, для овладения техникой движений и ее

совершенствования.

3. Общеразвивающие

упражнения

используются

легкоатлетами

для

общего,

разностороннего,

специфического

для

каждого

вида

прыжка

физического развития. Занятия включают также упражнения из других видов

спорта: спортивных игр, плавания, гребли, лыжного и конькобежного спорта и

др.

Для каждого физического упражнения характерны: исходное положение,

направление и скорость перемещения частей тела, амплитуда движения,

последовательность и сила напряжения работающих мышц, число и темп

повторений или общая длительность выполнения упражнений. Эти факторы

дают возможность четко представить, какие основные мышечные группы

участвуют в данном упражнении, а также судить о характере их работы.

Соблюдение

определенных

условий

при

выполнении

каждого

упражнения

дает

возможность

прыгунам

развивать

необходимые

им

двигательные

качества

и

совершенствовать

навыки.

Так,

выполнение

упражнений с наибольшей амплитудой будет способствовать развитию

гибкости, а с возможно большей скоростью и темпом повторений – развитию

быстроты движений.

Упражнения на преодоление постепенно увеличивающихся внешних

сопротивлений

вызывают

соответствующие

мышечные

напряжения

и

развивают силовые качества. Возрастание числа повторений упражнений,

увеличение

длительности

и

повышение

интенсивности

их

выполнения

развивают общую и специальную выносливость. Чем большее число мышц

участвует в движении, тем больше совершенствуется общая выносливость, и

наоборот: чем меньшее число мышц работает, тем больше локальная

7

выносливость данных групп мышц. Упражнения с участием значительного

числа мышечных групп и быстрой сменой условий и последовательности их

напряжения

способствуют

согласованности

в

работе

мышц,

улучшают

координацию и ловкость в движениях.

Специальные упражнения состоят из одного или нескольких элементов

основного упражнения. Это позволяет повторять их большое число раз в

различных условиях: облегченных, стандартных и утяжеленных, а также

избирательно воздействовать на определенные группы мышц и развивать в

большей степени одно из необходимых прыгуну качеств.

Выполнение специальных упражнений требует к себе особого внимания и

контроля со стороны тренера и спортсмена, как по форме, так и по содержанию

- технике и ритму исполнения. Чем больше сходство между специальным и

основным упражнением

- прыжком,

тем легче переносятся

и

полнее

используются новые приобретенные навыки и качества, тем быстрее рост

спортивных результатов.

Специальные упражнения целесообразно выполнять в определенном

ритмическом рисунке (в соответствии с основным упражнением), с точными

акцентами в напряжении и расслаблении мышц. Для сохранения наибольшего

тренировочного эффекта следует вносить разнообразие в условия и обстановку

занятий: менять место тренировки и последовательность упражнений, число

повторений и величину отягощений, снаряды и партнеров.

При

совершенствовании

техники

движений

используются

методы

выполнения упражнений по частям и в целом, с объяснением, анализом и

самоанализом,

показом,

демонстрацией

и

самостоятельными

заданиями

прыгунам. (Креев В.А., 1996; Попов В.Б., 2001) (13,22).

При развитии и совершенствовании, как физических качеств, так и

двигательных навыков применяется как основной повторный метод, а также

«до отказа», переменный, интервальный; круговой (прерывные методы) и

непрерывный метод - равномерный (развитие общей выносливости). При

развитии

специальной

выносливости

в

прерывном

(повторном)

методе

8

необходимо

учитывать

следующие

пять

компонентов:

длительность

и

интенсивность выполнения (длина отрезка в беге и время пробегания),

длительность интервалов отдыха (пассивный - сидя, активный - ходьба, бег

трусцой), число повторений. Тренировка быстрой, взрывной силы имеет

важную особенность, так как здесь первостепенное значение имеют состояние

свежести и подвижности нервных процессов (Ломан В., 1985) (16). Поэтому

хоть повторный метод является одним из основных в подготовке прыгунов, но

с количеством повторений в работе с отягощениями следует обращаться очень

осторожно, так как акцент тренировки может стремиться в сторону силовой

выносливости (Семёнов Д.А., 1960) (24).

Для

развития

взрывной

силы

эффективен

метод

комплексного

применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или

системе смежных занятий. Последовательное выполнение упражнений в

комплексе с отягощением 30 и 90% от максимального является наиболее

действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией

организма к нагрузке скоростно-силовой направленности (Галиев Г.А.,1981)

(7).

В скоростно-силовой подготовке прыгунов широко применяются методы

динамических усилий, которые вызывают максимально быстрое проявление

силы, и методы максимальных условий при выполнении упражнений с

отягощениями.

При совершенствовании в технике и, особенно, при построении нового

ритма

движений,

эффективным

может

быть

вариативный

метод,

предусматривающий оптимальное сочетание повышенного (утяжеленного) и

облегченного взаимодействия прыгуна с внешней средой в целях наиболее

полного использования реакции «свежих следов». Следует учитывать, что

утяжеление условий выполнения упражнений стимулирует проявление и

повышает уровень специальной силы, а облегчение - специальной быстроты

движений.

9

Удобной

и

интересной

формой

организации

проведения

занятий,

особенно в сочетании с воспитанием выносливости, является круговой метод.

Он предусматривает поочередное выполнение серии из 6-12 различных

упражнений с минимальным отдыхом между ними и 3-5-кратное повторение

этой серии с большим интервалом между ними для восстановления. При

параллельном совершенствовании техники и физических качеств используется

метод сопряженных воздействий, при котором величина отягощения не

искажает техники выполнения основного упражнения - прыжка в целом или

отдельных его элементов.

Метод чередования нагрузок от малых до максимальных в отдельных

упражнениях, тренировках, недельных циклах и микроциклах применяется для

получения наибольших реакций организма и управления спортивной формой

атлета. При подготовке прыгунов к различным соревнованиям (матчевым

встречам

или

чемпионатам)

-

утренним

квалификационным.

Вечерним

основным и финальным - должен применяться интервальный метод с

установлением определенных интервалов времени между попытками, а также

утренними и вечерними тренировками.

Оперативная

оценка

в

ходе

тренировочного

процесса,

занятия,

недельного цикла и по этапам обеспечивается методом контрольных (тестовых)

упражнений или серий и соревновательным методом их проведения, а также

методами

учета

с

графическим

изображением

(по

неделям)

основных

показателей

тренировки,

с

анализом

и,

что

особенно

важно

для

высококвалифицированных прыгунов, самоанализом и самооценкой всех

сторон подготовки.

В тренировочных занятиях рекомендуется чаще обращаться к методу

самоконтроля спортсмена за техникой движений и качеством их выполнения

свободой и естественностью; величиной, координацией и акцентом усилий,

ритмом упражнения, особенно основного - прыжка; временем на отрезках, в

разбеге, а также: длиной шагов разбега, результатами прыжков и показателями

в контрольных упражнениях. Самоконтроль времени на отрезках и в разбеге, а

10

также длины шагов и разбега; результатов прыжков, запоминание мышечных

ощущений и сопоставление их с объективными показателями (в с, см) и с

оценкой тренера необходимы не только для создания представления о

рациональной технике, но, главным образом, для понимания, овладения

чувством движения и управления своими движениями на различных скоростях.

Глубокое

знание

и

творческое

использование

тренером

методов

выполнения разнообразных средств подготовки поможет значительно ускорить

процесс совершенствования в прыжках.

Во всех видах лёгкой атлетики, связанных со скоростно-силовыми

качествами,

рост

результатов

обеспечивается

преимущественно

двумя

факторами:

повышением

уровня

самих

скоростно-силовых

качеств

и

способностью полноценно их использовать, то есть овладение рациональной

техникой. Эти факторы неотделимы: не случайно большинство средств

являются

одновременно

и

средством

скоростно-силовой

подготовки

и

средством совершенствования техники. (Матвеев Л.П. ,1991) (17).

1.2 Особенности скоростно-силовой подготовки в тренировке

прыгуна в длину

Скоростно-силовая подготовка прыгуна в длину включает разнообразные

средства и методы, направленные на развитие способности атлета преодолевать

значительные внешние сопротивления (при отталкивании) при максимально

быстрых движениях (при разбеге) (Попов В.Б., 2001; Юшко Б.П., 1997) (22,30).

Эффективность целенаправленного воспитания скоростно-силовых качеств

прыгуна достигается, когда он знает конкретные характеристики движения при

выполнении данного вида легкой атлетики и постоянно ориентируется на них

при

выборе

специальных

упражнений.

Только

в

этом

случае

можно

индивидуально

подобрать

средства,

которые

соответствуют

специфике

проявляемых

спортсменом

качеств

в

основном

-

соревновательном

упражнении.

11

Для

решения

конкретных

задач

скоростно-силовой

подготовки

применяются разнообразные упражнения:

- с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, скачки, прыжки

на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в

глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые

упражнения и на гимнастических снарядах:

- с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге, в

прыжковых упражнениях, прыжках и в метаниях;

- с использованием воздействия внешней среды: бег и прыжки в гору и с

горы, по ступенькам вверх и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель,

опилки, тропинки в лесу) против ветра и по ветру;

- с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых

движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями

различного веса и вида (манжета весом 0-5 кг, утяжеленный пояс, набивные

мячи весом 2-5 кг, гантели и гири весом 16–32кг, мешки с песком весом 5–15

кг), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих

предметов на тренажерах, в метаниях различных снарядов (набивные мячи,

камни и ядра различного веса – 2-10 кг, гири).

Скоростно-силовая

подготовка

юного

прыгуна-спринтера

может

обеспечивать развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне

их сочетаний. Она включает три основных направления, деление на которые

носит условный характер и принят для простоты, четкости изложения и

точности применения упражнений.

Первое. При скоростном направлении в подготовке решается задача

повышать абсолютную скорость выполнения основного упражнения (бег,

прыжок) или отдельных его элементов (различные движения рук, ног, корпуса),

а также их сочетаний – стартовый разгон, разбег, отталкивание и вылет в шаге,

группировка и приземление.

Необходимо облегчать условия выполнения этих упражнений: выбегание

с низкого старта, ускорения с сокращением длины шагов, расстояния между

12

барьерами, но повышением их темпа; разбег или многоскоки под гору, по

ветру, с увеличением длины разбега на 2-4 беговых шага, отталкивание с

возвышения 5-10 см; использовать специальные тренажеры передней тяги и у

блоков, облегчающих вес тела на 10-15% (при отталкивании и в беге).

Движения должны выполняться максимально быстро (быстрее основного

упражнения или его элемента) и чередоваться с заданной скоростью - 95–100%

от максимальной. Быстрота движений достигается за счет совершенствования

координации движений и согласованности в работе групп мышц. При

непрерывном

повторении

упражнений

быстроту

можно

повышать

до

максимальной постепенно - это сохранит свободу и амплитуду движений.

Закрепощение и даже натуживание - враг быстроты. Эти упражнения лучше

выполнять в начале тренировочного занятия, после разминки, тщательно

разогрев мышцы в предварительных повторениях (с небольшой скоростью)

избранного упражнения.

Второе. При скоростно-силовом направлении в подготовке решается

задача увеличить силу мышц и скорость движений.

Используются основные упражнения или отдельные его элементы, а

также их сочетания без отягощений или с небольшим отягощением в виде

пояса, жилета, манжетов в беге, прыжках, многоскоках с разных разбегов; бег,

прыжки против ветра, в гору, увеличение расстояния между барьерами, высоты

препятствий. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с

заданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность

движений и сохраняется их полная амплитуда.

Третье. При силовом направлении в подготовке решается задача развить

силу мышц, участвующих при выполнении основного упражнения.

Вес отягощения или сопротивления составляет от 80% до максимального,

а характер и темп выполнения упражнений различный – от 60% до

максимально быстрого. В этих упражнениях обеспечиваются наибольшие

показатели

абсолютной

силы

мышц,

чему

способствует

и

проявление

спортсменом волевых качеств.

13

Для оценки эффективности скоростно-силовой подготовки настоятельно

рекомендуется и систематически применять метод различных контрольных

упражнений, который предусматривает многократное изменение показателей:

время, расстояние, вес, число повторений и др. Измерение необходимо

проводить в стандартных условиях после разминки, через определенные

интервалы (не реже 1 раза в 1–2 недели), и обязательно по этапам тренировки.

При выполнении специальных упражнений следует придерживаться

методических правил:

следить за правильным рисунком, амплитудой, темпом и акцентами, а

также угловыми значениями проявления максимальных мышечных усилий для

избирательного и наиболее точного воздействия па определенные группы

мышц в соответствии с рабочими фазами соревновательного упражнения;

использовать рефлекторную силу и эластичность предварительно

растянутых мышц, постоянно стимулировать рефлекс на растяжение, выполняя

упражнения в ритме упругих покачиваний;

знать, что чем быстрее выполняется смена направления движения,

переход от сгибания к разгибанию, от "скручивания" к "раскручиванию" и чем

короче путь торможения, тем большее воздействие испытывает опорно-

двигательный аппарат спортсменов в данном упражнении;

помнить, что число повторений в одном подходе должно быть до

чувства легкого утомления, но не должно превышать 25–30 в прыжковых

упражнениях и без отягощений, 10– 15 в упражнениях с применением малых

отягощений или усилий на тренажерах; 3–5 в упражнениях со средними

отягощениями

или

усилиями;

1–2

в

упражнениях

с

большими

и

максимальными отягощениями. Чем больше число повторений, тем больше

развивается

силовая

выносливость.

Используйте

смешанные

режимы.

Специальные упражнения для развития качеств и совершенствования навыков,

проявляемых в спринтерском и барьерном беге, прыжках (рассматриваемые

упражнения выполнять с различной амплитудой – от максимально широкой до

минимальной, но очень быстро, без натуживания)

14

в разных исходных положениях движения руками и ногами как при

беге, то же с небольшими отягощениями в руках, в кроссовках;

движения прямыми руками и ногами в верхней опоре на барьерах,

брусьях и других опорах;

смена положения ног в выпаде, на матах.

поднимание, толчки и удары по набивному мячу разными сторонами

стопы;

с сопротивлением резины (лучше – партнера) в разных положениях

вынесение и опускание ноги (сопротивление партнера наибольшее в начале

движения);

самый простой способ крепления гантели к стопе;

бег с переменой усилий и темпа: 6– 10 беговых шагов активного бега,

6– 10 б.ш. по инерции и т.д. на отрезках 80– 120 м и более;

гимнастика барьериста для развития подвижности в тазобедренных

суставах, эластичности связок и мышц;

имитация перехода через барьер, атаки на барьер и с переходом через

"коня":

перенос толчковой ногой через барьер в сочетании с движением рук;

барьерный бег с разным числом беговых шагов между барьерами (3–

б.ш.) и со старта (7–11 б.ш.);

упражнения на гибкость с небольшими отягощениями.

Приведенные упражнения способствуют развитию быстрой силы и

совершенствованию рефлексов на растяжение (при выполнении упражнений в

режимах пружинистых, упругих и быстрых покачиваний) тех групп мышц,

которые обеспечивают горизонтальное передвижение (бег) атлета. Выполнение

этих упражнений в чередовании с бегом повысит согласованность, равновесие,

свободу и темп движений, увеличит длину шагов и скорость в спринтерском,

барьерном беге и в разбеге прыгунов.

15

Для совершенствования низкого старта, стартового разгона и перехода к

бегу по дистанции, а также чувства и умения разогнаться в разбеге в прыжках

помогут упражнения:

бег со старта в гору 6-10 б.ш с выбеганием на горизонтальную часть

дорожки-тропинки,

выход со старта с упором в колодки или стенку с выносом ноги,

прыжки в длину из колодок, имитация бега со старта в ходьбе широкими

шагами, сохраняя наклон и равновесие, то же в гору;

максимально быстрые движения руками, ногами (с опорой о стенку),

в положении лежа на животе и спине подъем туловища и ног;

бег со старта с сопротивлением партнера, с упором в плечи и в

упряжке;

основные беговые упражнения: с высоким подниманием бедра с

акцентом на подъем и на опускание, с захлестыванием голени – все с

продвижением вперед, отталкиваясь стопой. В каждом упражнении полезно

менять темп, степень продвижения вперед, заканчивать упражнение переходом

в бег;

многоскоки с разбега 2–6 б.ш., шаги с ноги на ногу, скачки на одной,

то же на наклонной дорожке, по ступенькам вверх и вниз, прыжки с

отягощением

штангой, партнером на спине, на плечах. В этих упражнениях

развивается

упругость

в

связях

частей

тела

и

повышается

мощность

отталкивания. Это лучшее упражнение для укрепления задней поверхности

тела и особенно поясничного отдела позвоночника.

Для развития скоростно-силовых качеств и повышения мощности

отталкивания полезны следующие упражнения:

прыжки с помощью партнера и упругие покачивания с отягощением

на спине и на плечах (штанга или партнер)

впрыгивания на предметы на одну и на две ноги с места и с разбега,

прыжки с доставанием предметов коленом, стопой, плечом, рукой и головой, с

16

преодолением предметов, через барьеры разной высоты и расстоянием между

ними;

спрыгивание с предметов разной высоты (25–60 см) с места и с

разбега (по скамейке) на одну ногу с последующим прыжком в длину, – для

укрепления сводов стопы; быстрая ходьба и бег по "восьмерке" радиусом 2–3

метра, подъемы на переднюю часть стопы с разным положением стоп

(параллельно, носки вместе, а пятки врозь и наоборот), то же с отягощением, и

подъемы стоя на одной ноге; сидя на качелях-тренажере отталкивания одной

ногой от стенки; – прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге по

горизонтальной и наклонной дорожке вниз (от 1° до 35°) и вверх (от 1° до 15°).

На начальном периоде развития абсолютной силы наибольший эффект

дают занятия со средними отягощениями (до 70% от максимального), через 3–

4 недели целесообразно постепенно переходить к большим отягощениям (80–

90%). Только при высоком уровне развития силы дальнейший ее рост будет

обеспечиваться применением максимальных отягощений (95–100%).

Прыгуны-спринтеры должны постоянно повышать свои показатели

относительно силы – повышение силы мышц при сохранении или снижении

веса тела. Это можно сделать только с помощью больших и максимальных

отягощений, когда делается 1–3 повторения в одном подходе Подъем 50% веса

от максимального в данном упражнении по 10–15 раз в подходе (всего в 3–6

подходах)

увеличивает

мышечную

массу

и

лучше

развивает

силовую

выносливость.

Для прыгунов большое значение имеет прирост абсолютных силовых

показателей в разгибании ног и спины, но главным образом очень быстрого

"взрывного" характера их проявления.

Интенсивность

силовой

подготовки

характеризуется

как

весом

отягощения, так и быстротой выполнения упражнений, а также связанной с ней

амплитудой

движений,

соблюдением

правильного

положения

и

последовательности движений Все это обеспечивает большую избирательность

в воздействии упражнения.

17

Результаты

наших

исследований

и

богатый

практический

опыт

показывают, что в беге и прыжках при отталкивании наиболее ярко

проявляется

связь,

выраженная

математически

через

коэффициенты

корреляции внешней формы – кинематики и содержания – динамики движений

это причинная связь. Только спортсмен, обладающий достаточным уровнем

развития скоростно-силовых качеств равномерно по всему диапазону их

проявлений (от максимально быстрых, согласованных, свободных движений в

разбеге до мгновенного проявления максимальных мышечных напряжений при

отталкивании), может рассчитывать на успех.

1.3 Техническая подготовка прыгунов

В

процессе

технической

подготовки

юных

прыгунов-спринтеров

решаются две главные взаимосвязанные задачи: овладение рациональной

техникой легкоатлетических упражнений и ее совершенствование на основе

постоянного повышения уровня специальных скоростно-силовых способностей

и специальной выносливости (Змачинский В.А., 1993; Креев В.А., 1996;

Юшкевич Г.П., 1998) (11, 13, 29).

Особенностями спринтерского, барьерного бега и прыжков в длину

являются их скоростно-силовой характер, высокая точность движений, а также

значительные напряжения, взрывные усилия большой мощности, которые

испытывает прыгун при отталкивании. Нагрузки на опорно-двигательный

аппарат при взаимодействии с опорой могут в несколько раз превышать

собственный вес спортсмена.

В связи с этим овладение техникой движений, тактическим мастерством и

совершенствование в них теснейшим образом связаны и определяются

повышением

уровня

специальной

физической

подготовленности

юного

легкоатлета.

Особо следует обратить внимание как тренеров, так и спортсменов, на

одну из важнейших задач тренировки - процесс совершенствования техники

движения проходит через все этапы на протяжении всех лет тренировки и

18

практически не имеет предела. Так как на каждом новом уровне развития

специальных двигательных и психических качеств (выносливости, силы и

быстроты, гибкости и координации, уверенности и целеустремленности, а

также их возможных сочетаний) техника движения приобретает новое

содержание, то и должна находить свое выражение в наиболее совершенной

форме и соответствующем эффективном ритме выполнения соревновательного

упражнения.

Период обучения и начального овладения основами техники охватывает

формирование движений в основных элементах соревновательных упражнений

с постепенным и неуклонным расширением навыков. На этом пути желательно

строго

придерживаться

педагогических

принципов

-

от

главного

к

второстепенному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. В

соответствии с ними, обучение и совершенствование в элементах техники

может

проходить

в

последовательности

выполнения

элементов

всего

упражнения (прыжка в длину) или в произвольной форме (с элементами

спринтерского и барьерного бега).

При этом следует помнить, что первоочередная задача обучения -

овладеть основами техники любого упражнения - соревновательного, его

тренировочных форм или специального тренировочного.

Если

техника

упражнения

не

сложная,

а

двигательный

опыт

занимающихся достаточно большой, целесообразно изучать технику при

целостном выполнении упражнения, акцентируя внимание только на самых

важных элементах движений.

При

последующем

совершенствовании

в

технике

видов

юному

легкоатлету предстоит решать следующие частные задачи. В спринтерском

беге: повышать скорость бега по прямой и по виражу, достигать оптимального

сочетания длины и частоты шагов, совершенствовать стартовое ускорение,

сохранять контроль над свободой движений, особенно при финишировании,

развивать индивидуальные способности.

19

Дополнительно для прыжков в длину: повышать скорость и достигать

стабильности разбега; сохранять активность бега и контакт с дорожкой на

последних шагах разбега при снижении подготовки к толчку; повышать

активность действий в отталкивании и уменьшать упор при постановке ноги;

достигать равновесия в полете, увеличивая активность движения плечевого

пояса, маховых движений рук и ног в отталкивании, свободы и широкой

амплитуды движений рук и ног, совершенствовать движения в полёте и

улучшать приземление – уменьшить наклон тела и удерживать ступни далеко

впереди.

1.4 Основные методические приёмы совершенствования в технике

Совершенствование

в

технике

выполнения

юными

легкоатлетами

специальных и соревновательных упражнений протекает эффективнее и

надёжнее в тех случаях, когда тренер придерживается следующих правил и

приемов (Гилев Г.А., 1981; Гугуа И.Г., 2001; Озолин Н.Г.,1989) (7, 8, 20):

- следит за рисунком, амплитудой, последовательностью, свободой и

естественностью движений спортсменов;

- умеет создавать у каждого ученика правильный двигательный образ

соревновательного упражнения бега, прыжка или метания;

- управляет динамикой движений: скоростью и темпом, величиной и

направленностью

усилий

атлета,

ритмом

выполнения

упражнений

при

постоянном учёте внешней формы и содержания элементов движений, а также

объясняет

механизмы

и

связи

элементов

движений,

находит

лучшую

индивидуальную

форму

движения,

соответствующую

двигательным

возможностям прыгуна- спринтера, прыгуна-барьериста, ограничивая или

устраняя лимитирующие факторы;

-

развивает

функции

двигательных

и

зрительных

анализаторов

занимающихся, чётко формулируя задачи перед началом упражнения, намечая

ориентиры, спрашивая их об ощущениях и сравнивая лучшие, средние и

худшие по исполнению попытки, корректируя и формируя двигательные

20

установки; решающее значение при этом имеют самоанализ и отчёт спортсмена

о выполнении упражнения, подкреплённый объективными данными: время,

расстояние, вектор усилий, видеозапись, конкретная оценка тренера;

- чередует интенсивность выполнения задания любого упражнения (при

этом развивает чувство движения, скорости, времени, темпа, ритма, чувство

контакта с дорожкой, чувство полёта, чувство снаряда и другое):

а) легко, свободно, с максимальным расслаблением;

б) быстро, в пол силы, не на результат, при полном контроле свободы в

движениях;

в) в полную силу, эмоционально, с настройкой на максимальные

результат;

- обучает продумыванию деталей при совершенствовании элементов

техники движений и их связей, а при автоматизации движений – на упражнение

в целом и общий ритм выполнения; умению самостоятельно совершенствовать

технику движения, развивать недостающие физические качества, подбирая из

всего многообразия упражнения только самые полезные для себя;

-

ставит

различные

задачи

и

двигательные

установки,

иногда

контрастные, при выполнении разных попыток одного упражнения: на

быстроту, ритм, высоту, дальность, свободу и амплитуду и т.п.;

- даёт точную цифровую или словесную оценку выполнения задания,

внося коррективы, указывая пути исправления слабых мест и во время

усложняя или меняя задание.

1.5 Характеристика тренировочного этапа в прыжках в длину

Продолжительность этапа – 5 лет. Целью этапа является проведение

углублённой

специализированной

тренировки

в

прыжках

в

длину,

обеспечивающей формирование технического мастерства и совершенствование

специальной

силовой

подготовленности.

Задачами

этапа

является

совершенствование техники прыжка в длину, повышение уровня специальной

силовой

подготовленности,

улучшение

общей

и

специальной

21

работоспособности, совершенствование волевого, технического, тактического

мастерства в тренировочных и соревновательных условиях.

Основные особенности подготовки на данном этапе определяются

значительным

ростом

объёма

тренировочных

нагрузок

и

увеличением

интенсивности их выполнения. Большое внимание уделяется педагогическим,

медико-биологическим,

психологическим

средствам

восстановления

и

профилактике травматизма и заболеваний.

На этом этапе заканчивается в основном отбор. Учитывая степень

соответствия биологического возраста паспортному, необходимо обратить

внимание на соответствие модельным характеристикам сильнейших прыгунов

в

длину.

В

этом

периоде

необходимо

следить

за

планомерным,

без

форсирования, ростом объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок.

Резкое увеличение нагрузки часто приводит к травмам и потере большого

количества перспективных прыгунов в длину (Воронкин В.И., Озолин Н.Г.,

Примаков Ю.Н., 1989) (19).

Основные задачи тренировочного этапа:

-укрепление здоровья, закаливание;

-устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

-освоение и совершенствование техники всех видов легкой атлетики;

-планомерное повышение уровня общей и специальной физической

подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических

качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;

-формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной

подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической

подготовки;

- к концу этапа - определение предрасположенности к виду легкой атлетики;

- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

22

1.6 Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем

спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей

человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые

требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий

высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в

строгом

учете

возрастных

и

индивидуальных

анатомо-физиологических

особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста считается

скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте

наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до

периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается

поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник

достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает.

Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет

начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и

срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а

грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены

деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет

увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от

предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение

костей

предплюсны

весьма

длительный

процесс,

начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей

запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей

предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения

появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в

костях плюсны наступают в период 15-19 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18

лет.

23

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых

заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших

школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более

толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура

мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет

роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой

мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз.

Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении

первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%.

Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по

сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые

различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по

отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у

юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в

мышечной силе с возрастом увеличивается: в 15 лет разница составляет 8-10 кг,

в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девушек происходит более

интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению

с юношами, выше точность и координация движений. (Ермолаев Ю.А.,1985)

(9).

Опорно-двигательный

аппарат

у

старших

школьников

способен

выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную

работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом

и сократительными свойствами мышц.

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства

мышц.

Увеличиваются

возбудимость

и

лабильность

мышечной

ткани.

Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность

мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно

связана скованность движений у детей и подростков. Только после 15 лет

движения становятся более пластичными.

24

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного

анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В

процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные

качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие

происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость

движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного

движения, временем двигательной реакции и частотой движений.

До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший

прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причем способность

воспроизводить амплитуду движений до 40о-50о максимально увеличивается в

7-10 лет и после 12 практически не изменяется, а точность воспроизведения

малых угловых смещений (до 10-15) увеличивается до 13-14 лет. Спортивная

тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-

16летних

спортсменов.

Точность

движений

в

2

раза

выше,

чем

у

нетренированных подростков того же возраста.

В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать

двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться

до 17 лет.

Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в

движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в

предельных наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 13-14летнего

возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять

упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно

уменьшаться уже в юношеском возрасте.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном

возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост

силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков – с 13 -14. Тем

не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах

превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.

25

Позже

других

физических

качеств

развивается

выносливость.

Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости.

В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня

взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам

(Солодков А.С.,1998) (25).

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении,

функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с

занятиями физической культурой и спортом.

У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются

лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в

составе красной крови. У 15-18летних школьников интенсивная мышечная

работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%,

гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода

депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения

в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов.

Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее,

чем у взрослых.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций

половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению

темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не

оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции

желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут

замедлить нормальные темпы развития подростков. (Гандельсман А.Б.,1975)

(5).

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов

коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми

нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой)

гормонов коркового слоя надпочечников.

Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110

мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте

26

совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся

спортом.

Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и

юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в

минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ.

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ)

у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и

веса

(жизненный

показатель)

выше

всего

у

подростков

и

юношей,

занимающихся циклическими видами спорта.

С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови

(гипоксемия).

Наименьшей

устойчивостью

отличаются

дети

младшего

школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня

15-16 летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

В 15-16летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности

восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения

являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом

полового созревания подростков.

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание

сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в

расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции

углеводного

обмена, выражающимся

в недостаточной мобилизационной

способности печени к выделению сахара в кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше,

чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и

юношами ограничена.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности

организма,

интегральным

показателем

дееспособности

основных

энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и

дыхательной,

является

величина

максимального

потребления

кислорода

(МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с

27

возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту

МПК – с 1385 мл/мин у 8летних, до 3150 мл/мин у 17летних.

При анализе величин относительного МПК, у школьников и школьниц,

наблюдаются существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у

школьниц очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как

известно, не является потребителем кислорода. Применение гидростатического

взвешивания и последующие работы подтвердили, что процентное содержание

жира в организме школьниц растет и к 16-17 годам достигает 28/29%, а у

школьников наоборот, постепенно снижается (Зимкин Н.В.,1975) (10).

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как

абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем

работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом

ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и

составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс

несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении

пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет

50- 60 мл.

В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное

биосоциальное

явление,

которое

выражается

в

ускоренном

процессе

биологических и психических процессов, увеличении антропометрических

показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

У

подростков

с

низкими

показателями

физического

развития

биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у

подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.

28

2.2 Методика использования нестандартного оборудования в

скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину 15-17 лет

В ходе педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная

группы

свой

тренировочный

процесс

проводили

вместе.

Исключение

составляло только выполнение упражнений скоростно-силового характера. В

контрольной группе они выполнялись по общепринятой методике (прыжки и

прыжковые упражнения, скачки, бег на короткие дистанции, многоскоки и т.д.)

В экспериментальной группе для выполнения упражнений скоростно-

силового характера использовалось нестандартное оборудование (рис.1)

1. Пояс с креплениями

2. Центральная тяга

3. Боковые тяги

4. Плечевые тяги

5. Каркас (платформа)

29

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Рисунок 1. Техническое описание и варианты крепления силовых тяг

нестандартного тренировочного оборудования

Конструкция НТО включает в себя 3 варианта крепления силовых тяг при

выполнении тренировочных упражнений:

Вариант 1 - использование плечевых тяг (4);

Вариант 2- пояс (1) с боковыми тягами (3) и центральной тягой (2),

которая может размещаться и спереди и со спины спортсмена.

Вариант 3 –использование одновременно всех видов тяг плечевых (4),

боковых (3) и центральной тяги (2).

Нижние концы тяг крепятся к каркасу – платформе (5).

Сопротивление тяг можно было изменять в большую или меньшую

сторону путем изменения длины резиновых тяг. По степени овладения

техникой и качеством выполнения упражнений, нагрузка увеличивалась за счет

усиления натяжения тяг и использования вариантов крепления тяг (1, 2 и 3).

На основе анализа литературы и собственного тренерского опыта были

разработаны упражнения с применением нестандартного оборудования и

программа по их применению в тренировочном процессе прыгунов в длину 15-

17 лет (табл.1).

30

Таблица 1

Упражнения на нестандартном оборудовании для скоростно-силовой

подготовки прыгунов в длину 15-17 лет

Упражнения

Дозировка:

(количество

подходов и

повторений)

Мощность

(% от

максимума)

Содержание,

методические указания

(уровни тяг)

1.Нашагивание на опору

с глубины

2-3п/10-20р.

40-70

Амплитуда движения,

сочетание движения рук и

ног, активный захват опоры

ноги при постановке, осанка

спины прямая. Движение

осуществляется и левой и

правой ногой.

Уровни тяги: 1-4

2.Вбегание на опору с

глубины в беговом

цикле

2-3п/10-20р.

50-90

Соблюдать синхронную

работу рук и ног бегового

шага, вариации темпового

ритма, варианты забегания:

продольное и поперечное

(боковое). Осанка прямая и

возможен наклон вперед.

Уровни тяги: 2-3

3.Запрыгивание из

глубины с двух ног

На опору

3-5п./6-10р.

70-90

Активная маховая работа

вверх, активное упругое

отталкивание.

Приземление на опору ноги

врозь и поперек.

Уровни тяги:1-4

4.Прыжки в разножке со

сменой ног

3-4п./10-20р.

70-85

Высокая амплитуда

движения, сочетание с

движением рук, разножка

выполняется, как и вдоль,

так и поперек центра.

31

Уровень тяги: 1-4

5.Выталкивание вверх

Перекатом

(выход в шаг)

5-6п./6-10р.

80-90

Амплитуда, сочетание

движения рук и ног,

активность маха, упругая

постановка ног, выполнение

и левой и правой ногой.

Уровни тяг:1-4

6.Спрыгивание в

глубину с последующим

отскоком вверх с

запрыгиванием

3-5п./6-10р.

70-90

Активная маховая работа

вверх, активное упругое

отталкивание.

Встречать активно опору

заряженной стопой, пальцы

стопы берутся на себя

Приземление на опору ноги

врозь и поперек.

Уровни тяги:1-4

7.Многократные

прыжки на стопе:

«Скакалка»

2-3п./20-50р.

40-60

Прыжки по окружности ,

боковые и прыжки стопой

покачивания в стороны и

вперед назад в разножке

(правой и левой ногой).

Упругость стопы, при

отталкивании стопа берется

на себя.

Уровни тяг:1-4

Использование упражнений в тренировочном процессе прыгунов в

длину 15-17 лет исходя из периода подготовки:

В

подготовительный

базовый

период,

длительностью

4

недели

тренировки проводилась 3 раза в неделю в основной части занятия. В данный

период использовались упражнения № 1, 2, 3, 7, на выполнение упражнений

отводилось от 20 до 35 минут.

32

В период скоростно-силовой подготовки, длительностью 3 недели

тренировки проводилась 2 раза в неделю в основной части занятия. В данный

период использовались упражнения № 2,3,4,7, на выполнение упражнений

отводилось от 25 до 40 минут.

В технический период длительностью 2 недели тренировки проводилась

3 раза в неделю в основной части занятия. В данный период использовались

упражнения № 3, 4, 5, 6, на выполнение упражнений отводилось от 15 до 30

минут.

В соревновательный период длительностью 5-6 недель тренировки

проводилась 2 раза в неделю в основной части занятия. В данный период

использовались упражнения № 2, 4, 5, 6, на выполнение упражнений

отводилось от 10 до 20 минут.

Само занятие на тренажере состояла из трех частей: подготовительной,

основной и заключительной. В таблице 2 представлены схемы использования

упражнений в каждой части занятия технология их использования.

Таблица 2

Использование упражнений в тренировочном занятии на нестандартном

оборудовании

Части

тренировочного

занятия на

«тренажере»

упражнения

Уровни

тяг

(натяжение

)

Время

выполнения

упражнений

(мин)

Дозировка:

подходы и

повторения

Подготовительная

1,2,7

1-2

5-10

1-2п./10-20р.

Основная

3,4,5,6

1,2,3,4

10-20

2-4п./3-12р.

Заключительная

1,2,7

1,2,3

5-10

1-2п./20-50р.

Уровни тяг (натяжение):

1.

Плечевая тяга.

33

2.

Центральные тяги пояса.

3.

Центральные и боковые тяги пояса.

4.

Плечевые, центральные и боковые тяги пояса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Основными средствами специальной физической подготовки у

прыгунов в длину на этапе углублённой специализации являются упражнения

прыжкового характера: прыжки с акцентом на элементы техники, прыжки с

места, разбега, прыжки с отягощением, с сопротивлением и т.д.; упражнения

беговой направленности: пробегание коротких отрезков с ходу и со старта, с

сопротивлением, с отягощением, по различным грунтам и плоскостям и т.д.;

упражнения силовой направленности: упражнения с отягощением или с

сопротивлением - от 80 % до максимального веса.

2. Повышение показателей скоростно-силовых способностей является

наиболее важной проблемой в теории и практики легкоатлетического спорта.

Именно эта проблема стала причиной разработки в данной работе упражнений

для развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину 15-17 лет на

специально

сконструированном

нестандартном

оборудовании,

которое

предоставляет собой платформу (автомобильная покрышка) и 3 варианта

крепления

силовых

тяг.

Упражнения

на

нестандартном

оборудовании

применялись в зависимости от периода 2-3 раза в неделю в основной части

занятия.

3. В результате использования данной методики удалось обосновать

эффективность

разработанного

комплекса

специальных

упражнений,

выполняемых на

нестандартном оборудовании. Сравнивая показатели двух

групп, которые использовали различные методические приёмы, необходимо

отметить заметное улучшение результата в экспериментальной группе в

сравнении с контрольной. Так прирост результатов в прыжках в длину с места

составил в экспериментальной группе 11см. В тройном прыжке с места прирост

соответственно составил 22см , а в беге на 30 метров с ходу – 0,22сек.

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бартенев, Л.В. Бег на короткие дистанции / Л.В.Бартенев.– М.:

Физкультура и спорт, 1966.-165с.

2. Бондарчук, А.Н. Нагрузки юных / А.Н. Бондарчук.- Легкая атлетика,

1997.-№2. –14с.

3. Бондарчук, А.Н. Вопросы периодизации спортивной тренировки / А.Н.

Бондарчук.- Лёгкая атлетика,1997. - М2. – 10с.

4.

Бухарин

В.А.

Подготовка

курсовой

работы

по

физиологии:

Методические указания / В.А. Бухарин В.Панов В.Г., Мельников Д.С. Под ред.

А.С. Солодкова // СПБ ГАФК им. П.Ф.Лесгафта.- СПб.,2004.-23с.

5. Гандельсман, А.Б. Характеристика возрастных особенностей функций

детей школьного возраста в связи с физическим воспитанием // Физиология

человека/ Под ред. Зимкина Н.В. – М.: Физкультура и спорт, 1975.-С.477-492.

6. Германов, Г. К вопросу о многолетней подготовке юных прыгунов -

вопрос подготовки спортивных резервов / Г.К. Германов, М.С. Шубин. - Омск,

2001. - С. 17-21.

7. Гилев, Г.А. Принципы построения процесса специальной физической

подготовки / Г.А. Гилев, Т.М. Абсалямов, В.В. Беляевв // Теория и практика

физической культуры. - 1981. -№8. - С. 13-15.

8. Гугуа, И.Г. Тренировка в спринте подготовка / И.Г. Гугуа. - М. : Терра-

Спорт, 2001.-86 с.

9. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология/ Ю.А.Ермолаев - М.:Высшая

школа, 1985 г.- 384с.

10. Зимкин, Н.В. Физиология человека.( Учебник для институтов

физической культуры. Изд.5-е).Под ред. Н.В.Зимкина. М., «Физкультура и

спорт», 1975.

11. Змачинский, В.А. Индивидуальный подход к подготовке юных

легкоатлетов 10-14 лет / В.А. Змачинский.- Спорт Белоруссии. - 1993. - №3.- С.

8-13.

12. Кобринскогий, М.Е. Легкая атлетика: учебник / общ. ред. М.Е.

35

Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. - Мн.: Тесей. - 2009. - 336 с.

Текст: непосредственный

13. Креерб, В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. –

М. :Физкультура и спорт, 1996. – 174 с.

14. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник /

Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003.- С.135-143.

15. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и

физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2008. – 244

с.

16. Ломан, В. Бег, прыжки, метания./ В.Ломан. – Изд. 2-е доп. –М.:

Физкультура и спорт , 1985.-С.63.

17. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л.П.

Матвеев // Теория и практика физической культуры. – 1991.- №12.- С.11-12.

18. Оганджанов, А.Л. Совершенствование разбега в горизонтальных

прыжках / А.Л. Оганджанов, Н. Н. Чесноков, О.В. Курбатов, Е.М. Тер-

Аванесов. – Текст: непосредственный // М.: Легкая атлетика, 2005. – С. 21-23.

19. Озолина, Н.Г. Легкая атлетика: учебник для институтов физ. культуры

// Н. Г.Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н.Примакова. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.

: Физкультура и спорт, 1989. - С. 201-286.

20. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.:

Астрель-АСТ, 2006. - 863 с. – Текст: непосредственный

21. Подготовка юных лёгкоатлетов. – М.:Терра-Спорт,2000.- 56с.

22. Попов, В.Б. Прыжок в длину - многолетняя подготовка / В.Б. Попов. -

М. : Терра-Спорт, 2001. - 156 с.

23. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском

спорте: общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. –М.:

Советский спорт. - 2005. - С.316-326. – Текст: непосредственный

24. Семёнов, Д.А. Двигательные качества человека и методика их

развития и проверки. – Теория и практика физ. культуры / Д.А.Семенов. –1969.-

№ 11.- С.23.

36

25. Солодков, А.С. Общая физиология / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб ;

ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. -216 с.

26. Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике. - Изд. 2-е,

перераб. и доп./ Под ред.В.Г. Алабина, М.П. Кривоносова. –М.: Физкультура и

спорт, 1982. - 222с.,ил.

27. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их

адаптация

к

физическим

нагрузкам

(Избранные

разделы

возрастной

физиологии): Учебное пособие / Под ред.А.С. Солодкова / СПбГАФК им.

П.Ф.Лесгафта, 1998. - 179 с.

28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания спорта:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов,

В.С. Кузнецов. - М.: Издательский цент «Академия». – 2015. – 480 с. – Текст:

непосредственный

29. Юшкевич, Т.П. Направленность силовой и скоростно-силовой

подготовки юных легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации /

Т.П. Юшкевич, В.В. Петрикевич // Вопросы теории и практики физической

культуры. -1998. - №5. - С. 40-44.

26. Юшко, Б.П. Планирование тренировочных нагрузок и динамика

функциональной подготовки легкоатлетов-спринтеров / Б.П. Юшко, П.А.

Радзиевский, И.П. Вилков // Теория и практика физической культуры. - 1997. -

M.- С. 31-34.



В раздел образования