Авторы: Захарчук Дмитрий Григорьевич, Балаева Ольга Сергеевна
Должность: ТРЕНЕР
Учебное заведение: Муниципального Бюджетного Учреждения Спортивная школа Олимпийского Резерва "Атлетика"г.Казань
Населённый пункт: Республика Татарстан, Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Центр дополнительного образования
«Спортивная подготовка по виду спорта – Циклические виды спорта»
Методическая разработка на тему:
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Работу выполнили:
Захарчук Дмитрий
Григорьевич
Балаева Ольга Сергеевна
КАЗАНЬ-2020
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………….........3
1.1
Основные методы и средства развития скоростно-силовых способностей
у прыгунов в длину …………………………………………………….…………..4
1.2
Особенности скоростно-силовой подготовки в тренировке прыгуна в
длину………………………………………………………………………….……..10
1.3
Техническая подготовка прыгунов………………………………….……..17
1.4
Основные методические приёмы совершенствования в технике….........21
1.5
Характеристика тренировочного этапа в прыжках в длину……………....20
1.6
Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет……..…………22
2
Методика использования нестандартного оборудования в скоростно-
силовой подготовке прыгунов в длину 15-17 лет.……………………………….28
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………34
3
Введение
Из
всего
многообразия
проблем,
стоящих
перед
занимающимися
скоростно-силовыми видами спорта, а именно легкой атлетики дисциплина
прыжки
в
длину,
одной
из
основных
проблем
является
развитие
и
совершенствование скоростно-силовых способностей.
Скоростно-силовая подготовка включает все разнообразие имеющихся
средств и методов для развития способности преодолевать значительные
внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.
Чтобы повысить эффективность воспитания скоростно-силовых качеств у
прыгунов, тренеру необходимо не только знать конкретные характеристики
движения при выполнении прыжка, но и постоянно ориентироваться на них
при выборе специальных упражнений. Только в этом случае можно подобрать
средства, соответствующие специфике проявляемых спортсменом качеств.
В прыжках в длину и с разбега отчетливо проявляется все многообразие
взаимосвязей формы и содержания движений, характерных для скоростно-
силовых упражнений, поэтому для достижения желаемых результатов тренеру
и спортсмену необходимо разобраться в этих связях.
Творческий
подход
к
решению
данной
актуальной
проблемы
в
перспективе
будет
осуществляться
за
счет
поиска
и
использования
нестандартного оборудования как альтернатива классическим стандартным
тренажерам и методикам, что в свою очередь привела к новой разработке
методики
использования
комплекса
упражнений
на
нестандартном
оборудовании.
Этот метод позволил улучшить основные методы и средства скоростно-
силовой
подготовки
прыгунов
в
длину,
определить
её
специфические
особенности. В ходе анализа выявились наиболее рациональные средства и
методы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину, а так
же составилась методика, которая может играть решающую роль в развитии и
совершенствовании
спортивно-технического
мастерства
и
повышении
4
результата у прыгунов в длину. Было проанализировано 26 литературных
источников.
1.1
Основные методы и средства развития скоростно-силовых
способностей у прыгунов в длину
Наиболее распространённой формой проявления скоростно-силовых
качеств прыгуна в длину являются упражнения прыжкового характера.
Спортивные результаты в прыжковых видах спорта во многом обусловлены
уровнем скоростно-силовой подготовленности спортсмена.
Прежде чем приступить к развитию необходимых прыгуну качеств,
необходимо выяснить, какая сила ему нужна.
Чаще всего сила проявляется в движении, т.е. в так называемом
динамическом режиме («динамическая сила»). Иногда же усилия спортсмена
движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом (или
изометрическом) режиме работы мышц («статическая сила»).
По характеру усилий в динамической силе выделяют три разновидности
(по В.Кузнецову) (28):
1) Взрывную силу-проявление силы с максимальным ускорением, что
характерно, например, для так называемых скоростно-силовых упражнений:
прыжков, метаний, спринтерского бега, спортивных игр, бокса.
2) Быструю силу-проявление силы с не максимальным ускорением,
например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в
беге, плавании, велосипедном спорте.
3) Медленную силу - проявляемую при сравнительно медленных
движениях, практически без ускорения. Например, жим штанги, выход в упор
силой на кольцах или перекладине.
Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом
движении, применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила.
Абсолютная сила - предельное, максимальное усилие, которое спортсмен
может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления
5
абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или
приседание со штангой предельного веса.
Относительная сила оценивается отношением величины абсолютной
силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящей на 1 кг
собственного веса тела. Этот показатель применяется в основном для того,
чтобы
объективно
сравнивать
силовую
подготовленность
различных
спортсменов. (Курамшин Ю.Ф.,2004) (14).
Часто к силовым качествам спортсмена относят также и силовую
выносливость- способность сравнительно длительно и многократно проявлять
оптимальные (не предельные для данного спортсмена) усилия. Силовая
выносливость проявляется, прежде всего, в видах спорта циклического
характера (гребля, плавание, бег).
Как показывает практика лёгкоатлетического спорта, спортсменам,
специализирующимся в прыжках, необходима специальная взрывная сила,
выражающая в способности к проявлению усилий высокой мощности при
минимуме вредных затрат.
Установлено, что использование комплекса специальных упражнений с
отягощением, весом 30-50 % от максимального, способствует значительному
повышению скоростных способностей (до 18%). Применение отягощений
весом 70-90 % от максимального, даёт наибольший прирост силовых
способностей (до 19%).Применение же отягощений весом 50-70 % от
максимального,
приводит
к
пропорциональному
развитию
скоростных,
силовых и скоростно-силовых способностей. Использование этой программы
обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой
подготовленности» (Озолин Н.Г., 1963; Бартеньев Л.В., 1966; Озолин Э.С.,
1985) (1, 19, 20).
Средства спортивной тренировки прыгунов можно разделить на три
группы физических упражнений: основные, специальные и общеразвивающие
(Креев В.А., 1996; Озолина Н. Г., 1989) (13,19).
6
1. Основные упражнения охватывают вид легкоатлетического прыжка, в
котором
специализируется
спортсмен,
включая
различные
условия
их
выполнения.
2. Специальные упражнения применяются для развития необходимых
двигательных качеств прыгуна, для овладения техникой движений и ее
совершенствования.
3. Общеразвивающие
упражнения
используются
легкоатлетами
для
общего,
разностороннего,
специфического
для
каждого
вида
прыжка
физического развития. Занятия включают также упражнения из других видов
спорта: спортивных игр, плавания, гребли, лыжного и конькобежного спорта и
др.
Для каждого физического упражнения характерны: исходное положение,
направление и скорость перемещения частей тела, амплитуда движения,
последовательность и сила напряжения работающих мышц, число и темп
повторений или общая длительность выполнения упражнений. Эти факторы
дают возможность четко представить, какие основные мышечные группы
участвуют в данном упражнении, а также судить о характере их работы.
Соблюдение
определенных
условий
при
выполнении
каждого
упражнения
дает
возможность
прыгунам
развивать
необходимые
им
двигательные
качества
и
совершенствовать
навыки.
Так,
выполнение
упражнений с наибольшей амплитудой будет способствовать развитию
гибкости, а с возможно большей скоростью и темпом повторений – развитию
быстроты движений.
Упражнения на преодоление постепенно увеличивающихся внешних
сопротивлений
вызывают
соответствующие
мышечные
напряжения
и
развивают силовые качества. Возрастание числа повторений упражнений,
увеличение
длительности
и
повышение
интенсивности
их
выполнения
развивают общую и специальную выносливость. Чем большее число мышц
участвует в движении, тем больше совершенствуется общая выносливость, и
наоборот: чем меньшее число мышц работает, тем больше локальная
7
выносливость данных групп мышц. Упражнения с участием значительного
числа мышечных групп и быстрой сменой условий и последовательности их
напряжения
способствуют
согласованности
в
работе
мышц,
улучшают
координацию и ловкость в движениях.
Специальные упражнения состоят из одного или нескольких элементов
основного упражнения. Это позволяет повторять их большое число раз в
различных условиях: облегченных, стандартных и утяжеленных, а также
избирательно воздействовать на определенные группы мышц и развивать в
большей степени одно из необходимых прыгуну качеств.
Выполнение специальных упражнений требует к себе особого внимания и
контроля со стороны тренера и спортсмена, как по форме, так и по содержанию
- технике и ритму исполнения. Чем больше сходство между специальным и
основным упражнением
- прыжком,
тем легче переносятся
и
полнее
используются новые приобретенные навыки и качества, тем быстрее рост
спортивных результатов.
Специальные упражнения целесообразно выполнять в определенном
ритмическом рисунке (в соответствии с основным упражнением), с точными
акцентами в напряжении и расслаблении мышц. Для сохранения наибольшего
тренировочного эффекта следует вносить разнообразие в условия и обстановку
занятий: менять место тренировки и последовательность упражнений, число
повторений и величину отягощений, снаряды и партнеров.
При
совершенствовании
техники
движений
используются
методы
выполнения упражнений по частям и в целом, с объяснением, анализом и
самоанализом,
показом,
демонстрацией
и
самостоятельными
заданиями
прыгунам. (Креев В.А., 1996; Попов В.Б., 2001) (13,22).
При развитии и совершенствовании, как физических качеств, так и
двигательных навыков применяется как основной повторный метод, а также
«до отказа», переменный, интервальный; круговой (прерывные методы) и
непрерывный метод - равномерный (развитие общей выносливости). При
развитии
специальной
выносливости
в
прерывном
(повторном)
методе
8
необходимо
учитывать
следующие
пять
компонентов:
длительность
и
интенсивность выполнения (длина отрезка в беге и время пробегания),
длительность интервалов отдыха (пассивный - сидя, активный - ходьба, бег
трусцой), число повторений. Тренировка быстрой, взрывной силы имеет
важную особенность, так как здесь первостепенное значение имеют состояние
свежести и подвижности нервных процессов (Ломан В., 1985) (16). Поэтому
хоть повторный метод является одним из основных в подготовке прыгунов, но
с количеством повторений в работе с отягощениями следует обращаться очень
осторожно, так как акцент тренировки может стремиться в сторону силовой
выносливости (Семёнов Д.А., 1960) (24).
Для
развития
взрывной
силы
эффективен
метод
комплексного
применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или
системе смежных занятий. Последовательное выполнение упражнений в
комплексе с отягощением 30 и 90% от максимального является наиболее
действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией
организма к нагрузке скоростно-силовой направленности (Галиев Г.А.,1981)
(7).
В скоростно-силовой подготовке прыгунов широко применяются методы
динамических усилий, которые вызывают максимально быстрое проявление
силы, и методы максимальных условий при выполнении упражнений с
отягощениями.
При совершенствовании в технике и, особенно, при построении нового
ритма
движений,
эффективным
может
быть
вариативный
метод,
предусматривающий оптимальное сочетание повышенного (утяжеленного) и
облегченного взаимодействия прыгуна с внешней средой в целях наиболее
полного использования реакции «свежих следов». Следует учитывать, что
утяжеление условий выполнения упражнений стимулирует проявление и
повышает уровень специальной силы, а облегчение - специальной быстроты
движений.
9
Удобной
и
интересной
формой
организации
проведения
занятий,
особенно в сочетании с воспитанием выносливости, является круговой метод.
Он предусматривает поочередное выполнение серии из 6-12 различных
упражнений с минимальным отдыхом между ними и 3-5-кратное повторение
этой серии с большим интервалом между ними для восстановления. При
параллельном совершенствовании техники и физических качеств используется
метод сопряженных воздействий, при котором величина отягощения не
искажает техники выполнения основного упражнения - прыжка в целом или
отдельных его элементов.
Метод чередования нагрузок от малых до максимальных в отдельных
упражнениях, тренировках, недельных циклах и микроциклах применяется для
получения наибольших реакций организма и управления спортивной формой
атлета. При подготовке прыгунов к различным соревнованиям (матчевым
встречам
или
чемпионатам)
-
утренним
квалификационным.
Вечерним
основным и финальным - должен применяться интервальный метод с
установлением определенных интервалов времени между попытками, а также
утренними и вечерними тренировками.
Оперативная
оценка
в
ходе
тренировочного
процесса,
занятия,
недельного цикла и по этапам обеспечивается методом контрольных (тестовых)
упражнений или серий и соревновательным методом их проведения, а также
методами
учета
с
графическим
изображением
(по
неделям)
основных
показателей
тренировки,
с
анализом
и,
что
особенно
важно
для
высококвалифицированных прыгунов, самоанализом и самооценкой всех
сторон подготовки.
В тренировочных занятиях рекомендуется чаще обращаться к методу
самоконтроля спортсмена за техникой движений и качеством их выполнения
свободой и естественностью; величиной, координацией и акцентом усилий,
ритмом упражнения, особенно основного - прыжка; временем на отрезках, в
разбеге, а также: длиной шагов разбега, результатами прыжков и показателями
в контрольных упражнениях. Самоконтроль времени на отрезках и в разбеге, а
10
также длины шагов и разбега; результатов прыжков, запоминание мышечных
ощущений и сопоставление их с объективными показателями (в с, см) и с
оценкой тренера необходимы не только для создания представления о
рациональной технике, но, главным образом, для понимания, овладения
чувством движения и управления своими движениями на различных скоростях.
Глубокое
знание
и
творческое
использование
тренером
методов
выполнения разнообразных средств подготовки поможет значительно ускорить
процесс совершенствования в прыжках.
Во всех видах лёгкой атлетики, связанных со скоростно-силовыми
качествами,
рост
результатов
обеспечивается
преимущественно
двумя
факторами:
повышением
уровня
самих
скоростно-силовых
качеств
и
способностью полноценно их использовать, то есть овладение рациональной
техникой. Эти факторы неотделимы: не случайно большинство средств
являются
одновременно
и
средством
скоростно-силовой
подготовки
и
средством совершенствования техники. (Матвеев Л.П. ,1991) (17).
1.2 Особенности скоростно-силовой подготовки в тренировке
прыгуна в длину
Скоростно-силовая подготовка прыгуна в длину включает разнообразные
средства и методы, направленные на развитие способности атлета преодолевать
значительные внешние сопротивления (при отталкивании) при максимально
быстрых движениях (при разбеге) (Попов В.Б., 2001; Юшко Б.П., 1997) (22,30).
Эффективность целенаправленного воспитания скоростно-силовых качеств
прыгуна достигается, когда он знает конкретные характеристики движения при
выполнении данного вида легкой атлетики и постоянно ориентируется на них
при
выборе
специальных
упражнений.
Только
в
этом
случае
можно
индивидуально
подобрать
средства,
которые
соответствуют
специфике
проявляемых
спортсменом
качеств
в
основном
-
соревновательном
упражнении.
11
Для
решения
конкретных
задач
скоростно-силовой
подготовки
применяются разнообразные упражнения:
- с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, скачки, прыжки
на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в
глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые
упражнения и на гимнастических снарядах:
- с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге, в
прыжковых упражнениях, прыжках и в метаниях;
- с использованием воздействия внешней среды: бег и прыжки в гору и с
горы, по ступенькам вверх и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель,
опилки, тропинки в лесу) против ветра и по ветру;
- с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых
движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями
различного веса и вида (манжета весом 0-5 кг, утяжеленный пояс, набивные
мячи весом 2-5 кг, гантели и гири весом 16–32кг, мешки с песком весом 5–15
кг), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих
предметов на тренажерах, в метаниях различных снарядов (набивные мячи,
камни и ядра различного веса – 2-10 кг, гири).
Скоростно-силовая
подготовка
юного
прыгуна-спринтера
может
обеспечивать развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне
их сочетаний. Она включает три основных направления, деление на которые
носит условный характер и принят для простоты, четкости изложения и
точности применения упражнений.
Первое. При скоростном направлении в подготовке решается задача
повышать абсолютную скорость выполнения основного упражнения (бег,
прыжок) или отдельных его элементов (различные движения рук, ног, корпуса),
а также их сочетаний – стартовый разгон, разбег, отталкивание и вылет в шаге,
группировка и приземление.
Необходимо облегчать условия выполнения этих упражнений: выбегание
с низкого старта, ускорения с сокращением длины шагов, расстояния между
12
барьерами, но повышением их темпа; разбег или многоскоки под гору, по
ветру, с увеличением длины разбега на 2-4 беговых шага, отталкивание с
возвышения 5-10 см; использовать специальные тренажеры передней тяги и у
блоков, облегчающих вес тела на 10-15% (при отталкивании и в беге).
Движения должны выполняться максимально быстро (быстрее основного
упражнения или его элемента) и чередоваться с заданной скоростью - 95–100%
от максимальной. Быстрота движений достигается за счет совершенствования
координации движений и согласованности в работе групп мышц. При
непрерывном
повторении
упражнений
быстроту
можно
повышать
до
максимальной постепенно - это сохранит свободу и амплитуду движений.
Закрепощение и даже натуживание - враг быстроты. Эти упражнения лучше
выполнять в начале тренировочного занятия, после разминки, тщательно
разогрев мышцы в предварительных повторениях (с небольшой скоростью)
избранного упражнения.
Второе. При скоростно-силовом направлении в подготовке решается
задача увеличить силу мышц и скорость движений.
Используются основные упражнения или отдельные его элементы, а
также их сочетания без отягощений или с небольшим отягощением в виде
пояса, жилета, манжетов в беге, прыжках, многоскоках с разных разбегов; бег,
прыжки против ветра, в гору, увеличение расстояния между барьерами, высоты
препятствий. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с
заданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность
движений и сохраняется их полная амплитуда.
Третье. При силовом направлении в подготовке решается задача развить
силу мышц, участвующих при выполнении основного упражнения.
Вес отягощения или сопротивления составляет от 80% до максимального,
а характер и темп выполнения упражнений различный – от 60% до
максимально быстрого. В этих упражнениях обеспечиваются наибольшие
показатели
абсолютной
силы
мышц,
чему
способствует
и
проявление
спортсменом волевых качеств.
13
Для оценки эффективности скоростно-силовой подготовки настоятельно
рекомендуется и систематически применять метод различных контрольных
упражнений, который предусматривает многократное изменение показателей:
время, расстояние, вес, число повторений и др. Измерение необходимо
проводить в стандартных условиях после разминки, через определенные
интервалы (не реже 1 раза в 1–2 недели), и обязательно по этапам тренировки.
При выполнении специальных упражнений следует придерживаться
методических правил:
–
следить за правильным рисунком, амплитудой, темпом и акцентами, а
также угловыми значениями проявления максимальных мышечных усилий для
избирательного и наиболее точного воздействия па определенные группы
мышц в соответствии с рабочими фазами соревновательного упражнения;
–
использовать рефлекторную силу и эластичность предварительно
растянутых мышц, постоянно стимулировать рефлекс на растяжение, выполняя
упражнения в ритме упругих покачиваний;
–
знать, что чем быстрее выполняется смена направления движения,
переход от сгибания к разгибанию, от "скручивания" к "раскручиванию" и чем
короче путь торможения, тем большее воздействие испытывает опорно-
двигательный аппарат спортсменов в данном упражнении;
–
помнить, что число повторений в одном подходе должно быть до
чувства легкого утомления, но не должно превышать 25–30 в прыжковых
упражнениях и без отягощений, 10– 15 в упражнениях с применением малых
отягощений или усилий на тренажерах; 3–5 в упражнениях со средними
отягощениями
или
усилиями;
1–2
в
упражнениях
с
большими
и
максимальными отягощениями. Чем больше число повторений, тем больше
развивается
силовая
выносливость.
Используйте
смешанные
режимы.
Специальные упражнения для развития качеств и совершенствования навыков,
проявляемых в спринтерском и барьерном беге, прыжках (рассматриваемые
упражнения выполнять с различной амплитудой – от максимально широкой до
минимальной, но очень быстро, без натуживания)
14
–
в разных исходных положениях движения руками и ногами как при
беге, то же с небольшими отягощениями в руках, в кроссовках;
–
движения прямыми руками и ногами в верхней опоре на барьерах,
брусьях и других опорах;
–
смена положения ног в выпаде, на матах.
–
поднимание, толчки и удары по набивному мячу разными сторонами
стопы;
–
с сопротивлением резины (лучше – партнера) в разных положениях
вынесение и опускание ноги (сопротивление партнера наибольшее в начале
движения);
–
самый простой способ крепления гантели к стопе;
–
бег с переменой усилий и темпа: 6– 10 беговых шагов активного бега,
6– 10 б.ш. по инерции и т.д. на отрезках 80– 120 м и более;
–
гимнастика барьериста для развития подвижности в тазобедренных
суставах, эластичности связок и мышц;
–
имитация перехода через барьер, атаки на барьер и с переходом через
"коня":
–
перенос толчковой ногой через барьер в сочетании с движением рук;
–
барьерный бег с разным числом беговых шагов между барьерами (3–
б.ш.) и со старта (7–11 б.ш.);
–
упражнения на гибкость с небольшими отягощениями.
Приведенные упражнения способствуют развитию быстрой силы и
совершенствованию рефлексов на растяжение (при выполнении упражнений в
режимах пружинистых, упругих и быстрых покачиваний) тех групп мышц,
которые обеспечивают горизонтальное передвижение (бег) атлета. Выполнение
этих упражнений в чередовании с бегом повысит согласованность, равновесие,
свободу и темп движений, увеличит длину шагов и скорость в спринтерском,
барьерном беге и в разбеге прыгунов.
15
Для совершенствования низкого старта, стартового разгона и перехода к
бегу по дистанции, а также чувства и умения разогнаться в разбеге в прыжках
помогут упражнения:
–
бег со старта в гору 6-10 б.ш с выбеганием на горизонтальную часть
дорожки-тропинки,
–
выход со старта с упором в колодки или стенку с выносом ноги,
прыжки в длину из колодок, имитация бега со старта в ходьбе широкими
шагами, сохраняя наклон и равновесие, то же в гору;
–
максимально быстрые движения руками, ногами (с опорой о стенку),
в положении лежа на животе и спине подъем туловища и ног;
–
бег со старта с сопротивлением партнера, с упором в плечи и в
упряжке;
–
основные беговые упражнения: с высоким подниманием бедра с
акцентом на подъем и на опускание, с захлестыванием голени – все с
продвижением вперед, отталкиваясь стопой. В каждом упражнении полезно
менять темп, степень продвижения вперед, заканчивать упражнение переходом
в бег;
–
многоскоки с разбега 2–6 б.ш., шаги с ноги на ногу, скачки на одной,
то же на наклонной дорожке, по ступенькам вверх и вниз, прыжки с
отягощением
–
штангой, партнером на спине, на плечах. В этих упражнениях
развивается
упругость
в
связях
частей
тела
и
повышается
мощность
отталкивания. Это лучшее упражнение для укрепления задней поверхности
тела и особенно поясничного отдела позвоночника.
Для развития скоростно-силовых качеств и повышения мощности
отталкивания полезны следующие упражнения:
–
прыжки с помощью партнера и упругие покачивания с отягощением
на спине и на плечах (штанга или партнер)
–
впрыгивания на предметы на одну и на две ноги с места и с разбега,
прыжки с доставанием предметов коленом, стопой, плечом, рукой и головой, с
16
преодолением предметов, через барьеры разной высоты и расстоянием между
ними;
–
спрыгивание с предметов разной высоты (25–60 см) с места и с
разбега (по скамейке) на одну ногу с последующим прыжком в длину, – для
укрепления сводов стопы; быстрая ходьба и бег по "восьмерке" радиусом 2–3
метра, подъемы на переднюю часть стопы с разным положением стоп
(параллельно, носки вместе, а пятки врозь и наоборот), то же с отягощением, и
подъемы стоя на одной ноге; сидя на качелях-тренажере отталкивания одной
ногой от стенки; – прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге по
горизонтальной и наклонной дорожке вниз (от 1° до 35°) и вверх (от 1° до 15°).
На начальном периоде развития абсолютной силы наибольший эффект
дают занятия со средними отягощениями (до 70% от максимального), через 3–
4 недели целесообразно постепенно переходить к большим отягощениям (80–
90%). Только при высоком уровне развития силы дальнейший ее рост будет
обеспечиваться применением максимальных отягощений (95–100%).
Прыгуны-спринтеры должны постоянно повышать свои показатели
относительно силы – повышение силы мышц при сохранении или снижении
веса тела. Это можно сделать только с помощью больших и максимальных
отягощений, когда делается 1–3 повторения в одном подходе Подъем 50% веса
от максимального в данном упражнении по 10–15 раз в подходе (всего в 3–6
подходах)
увеличивает
мышечную
массу
и
лучше
развивает
силовую
выносливость.
Для прыгунов большое значение имеет прирост абсолютных силовых
показателей в разгибании ног и спины, но главным образом очень быстрого
"взрывного" характера их проявления.
Интенсивность
силовой
подготовки
характеризуется
как
весом
отягощения, так и быстротой выполнения упражнений, а также связанной с ней
амплитудой
движений,
соблюдением
правильного
положения
и
последовательности движений Все это обеспечивает большую избирательность
в воздействии упражнения.
17
Результаты
наших
исследований
и
богатый
практический
опыт
показывают, что в беге и прыжках при отталкивании наиболее ярко
проявляется
связь,
выраженная
математически
через
коэффициенты
корреляции внешней формы – кинематики и содержания – динамики движений
это причинная связь. Только спортсмен, обладающий достаточным уровнем
развития скоростно-силовых качеств равномерно по всему диапазону их
проявлений (от максимально быстрых, согласованных, свободных движений в
разбеге до мгновенного проявления максимальных мышечных напряжений при
отталкивании), может рассчитывать на успех.
1.3 Техническая подготовка прыгунов
В
процессе
технической
подготовки
юных
прыгунов-спринтеров
решаются две главные взаимосвязанные задачи: овладение рациональной
техникой легкоатлетических упражнений и ее совершенствование на основе
постоянного повышения уровня специальных скоростно-силовых способностей
и специальной выносливости (Змачинский В.А., 1993; Креев В.А., 1996;
Юшкевич Г.П., 1998) (11, 13, 29).
Особенностями спринтерского, барьерного бега и прыжков в длину
являются их скоростно-силовой характер, высокая точность движений, а также
значительные напряжения, взрывные усилия большой мощности, которые
испытывает прыгун при отталкивании. Нагрузки на опорно-двигательный
аппарат при взаимодействии с опорой могут в несколько раз превышать
собственный вес спортсмена.
В связи с этим овладение техникой движений, тактическим мастерством и
совершенствование в них теснейшим образом связаны и определяются
повышением
уровня
специальной
физической
подготовленности
юного
легкоатлета.
Особо следует обратить внимание как тренеров, так и спортсменов, на
одну из важнейших задач тренировки - процесс совершенствования техники
движения проходит через все этапы на протяжении всех лет тренировки и
18
практически не имеет предела. Так как на каждом новом уровне развития
специальных двигательных и психических качеств (выносливости, силы и
быстроты, гибкости и координации, уверенности и целеустремленности, а
также их возможных сочетаний) техника движения приобретает новое
содержание, то и должна находить свое выражение в наиболее совершенной
форме и соответствующем эффективном ритме выполнения соревновательного
упражнения.
Период обучения и начального овладения основами техники охватывает
формирование движений в основных элементах соревновательных упражнений
с постепенным и неуклонным расширением навыков. На этом пути желательно
строго
придерживаться
педагогических
принципов
-
от
главного
к
второстепенному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. В
соответствии с ними, обучение и совершенствование в элементах техники
может
проходить
в
последовательности
выполнения
элементов
всего
упражнения (прыжка в длину) или в произвольной форме (с элементами
спринтерского и барьерного бега).
При этом следует помнить, что первоочередная задача обучения -
овладеть основами техники любого упражнения - соревновательного, его
тренировочных форм или специального тренировочного.
Если
техника
упражнения
не
сложная,
а
двигательный
опыт
занимающихся достаточно большой, целесообразно изучать технику при
целостном выполнении упражнения, акцентируя внимание только на самых
важных элементах движений.
При
последующем
совершенствовании
в
технике
видов
юному
легкоатлету предстоит решать следующие частные задачи. В спринтерском
беге: повышать скорость бега по прямой и по виражу, достигать оптимального
сочетания длины и частоты шагов, совершенствовать стартовое ускорение,
сохранять контроль над свободой движений, особенно при финишировании,
развивать индивидуальные способности.
19
Дополнительно для прыжков в длину: повышать скорость и достигать
стабильности разбега; сохранять активность бега и контакт с дорожкой на
последних шагах разбега при снижении подготовки к толчку; повышать
активность действий в отталкивании и уменьшать упор при постановке ноги;
достигать равновесия в полете, увеличивая активность движения плечевого
пояса, маховых движений рук и ног в отталкивании, свободы и широкой
амплитуды движений рук и ног, совершенствовать движения в полёте и
улучшать приземление – уменьшить наклон тела и удерживать ступни далеко
впереди.
1.4 Основные методические приёмы совершенствования в технике
Совершенствование
в
технике
выполнения
юными
легкоатлетами
специальных и соревновательных упражнений протекает эффективнее и
надёжнее в тех случаях, когда тренер придерживается следующих правил и
приемов (Гилев Г.А., 1981; Гугуа И.Г., 2001; Озолин Н.Г.,1989) (7, 8, 20):
- следит за рисунком, амплитудой, последовательностью, свободой и
естественностью движений спортсменов;
- умеет создавать у каждого ученика правильный двигательный образ
соревновательного упражнения бега, прыжка или метания;
- управляет динамикой движений: скоростью и темпом, величиной и
направленностью
усилий
атлета,
ритмом
выполнения
упражнений
при
постоянном учёте внешней формы и содержания элементов движений, а также
объясняет
механизмы
и
связи
элементов
движений,
находит
лучшую
индивидуальную
форму
движения,
соответствующую
двигательным
возможностям прыгуна- спринтера, прыгуна-барьериста, ограничивая или
устраняя лимитирующие факторы;
-
развивает
функции
двигательных
и
зрительных
анализаторов
занимающихся, чётко формулируя задачи перед началом упражнения, намечая
ориентиры, спрашивая их об ощущениях и сравнивая лучшие, средние и
худшие по исполнению попытки, корректируя и формируя двигательные
20
установки; решающее значение при этом имеют самоанализ и отчёт спортсмена
о выполнении упражнения, подкреплённый объективными данными: время,
расстояние, вектор усилий, видеозапись, конкретная оценка тренера;
- чередует интенсивность выполнения задания любого упражнения (при
этом развивает чувство движения, скорости, времени, темпа, ритма, чувство
контакта с дорожкой, чувство полёта, чувство снаряда и другое):
а) легко, свободно, с максимальным расслаблением;
б) быстро, в пол силы, не на результат, при полном контроле свободы в
движениях;
в) в полную силу, эмоционально, с настройкой на максимальные
результат;
- обучает продумыванию деталей при совершенствовании элементов
техники движений и их связей, а при автоматизации движений – на упражнение
в целом и общий ритм выполнения; умению самостоятельно совершенствовать
технику движения, развивать недостающие физические качества, подбирая из
всего многообразия упражнения только самые полезные для себя;
-
ставит
различные
задачи
и
двигательные
установки,
иногда
контрастные, при выполнении разных попыток одного упражнения: на
быстроту, ритм, высоту, дальность, свободу и амплитуду и т.п.;
- даёт точную цифровую или словесную оценку выполнения задания,
внося коррективы, указывая пути исправления слабых мест и во время
усложняя или меняя задание.
1.5 Характеристика тренировочного этапа в прыжках в длину
Продолжительность этапа – 5 лет. Целью этапа является проведение
углублённой
специализированной
тренировки
в
прыжках
в
длину,
обеспечивающей формирование технического мастерства и совершенствование
специальной
силовой
подготовленности.
Задачами
этапа
является
совершенствование техники прыжка в длину, повышение уровня специальной
силовой
подготовленности,
улучшение
общей
и
специальной
21
работоспособности, совершенствование волевого, технического, тактического
мастерства в тренировочных и соревновательных условиях.
Основные особенности подготовки на данном этапе определяются
значительным
ростом
объёма
тренировочных
нагрузок
и
увеличением
интенсивности их выполнения. Большое внимание уделяется педагогическим,
медико-биологическим,
психологическим
средствам
восстановления
и
профилактике травматизма и заболеваний.
На этом этапе заканчивается в основном отбор. Учитывая степень
соответствия биологического возраста паспортному, необходимо обратить
внимание на соответствие модельным характеристикам сильнейших прыгунов
в
длину.
В
этом
периоде
необходимо
следить
за
планомерным,
без
форсирования, ростом объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок.
Резкое увеличение нагрузки часто приводит к травмам и потере большого
количества перспективных прыгунов в длину (Воронкин В.И., Озолин Н.Г.,
Примаков Ю.Н., 1989) (19).
Основные задачи тренировочного этапа:
-укрепление здоровья, закаливание;
-устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
-освоение и совершенствование техники всех видов легкой атлетики;
-планомерное повышение уровня общей и специальной физической
подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических
качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;
-формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной
подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической
подготовки;
- к концу этапа - определение предрасположенности к виду легкой атлетики;
- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
22
1.6 Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет
Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем
спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей
человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые
требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий
высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в
строгом
учете
возрастных
и
индивидуальных
анатомо-физиологических
особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.
Одним из основных критериев биологического возраста считается
скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте
наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до
периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается
поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник
достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает.
Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет
начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и
срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а
грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены
деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.
К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет
увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от
предыдущих периодов роста грудной клетки.
Окостенение
костей
предплюсны
весьма
длительный
процесс,
начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей
запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей
предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения
появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в
костях плюсны наступают в период 15-19 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18
лет.
23
У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых
заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших
школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более
толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.
К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура
мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет
роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой
мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз.
Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении
первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%.
Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по
сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые
различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по
отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у
юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в
мышечной силе с возрастом увеличивается: в 15 лет разница составляет 8-10 кг,
в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девушек происходит более
интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению
с юношами, выше точность и координация движений. (Ермолаев Ю.А.,1985)
(9).
Опорно-двигательный
аппарат
у
старших
школьников
способен
выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную
работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом
и сократительными свойствами мышц.
Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства
мышц.
Увеличиваются
возбудимость
и
лабильность
мышечной
ткани.
Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность
мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно
связана скованность движений у детей и подростков. Только после 15 лет
движения становятся более пластичными.
24
К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного
анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В
процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные
качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие
происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость
движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного
движения, временем двигательной реакции и частотой движений.
До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший
прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причем способность
воспроизводить амплитуду движений до 40о-50о максимально увеличивается в
7-10 лет и после 12 практически не изменяется, а точность воспроизведения
малых угловых смещений (до 10-15) увеличивается до 13-14 лет. Спортивная
тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-
16летних
спортсменов.
Точность
движений
в
2
раза
выше,
чем
у
нетренированных подростков того же возраста.
В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать
двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться
до 17 лет.
Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в
движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в
предельных наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 13-14летнего
возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять
упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно
уменьшаться уже в юношеском возрасте.
Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном
возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост
силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков – с 13 -14. Тем
не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах
превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.
25
Позже
других
физических
качеств
развивается
выносливость.
Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости.
В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня
взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам
(Солодков А.С.,1998) (25).
Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении,
функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с
занятиями физической культурой и спортом.
У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются
лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в
составе красной крови. У 15-18летних школьников интенсивная мышечная
работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%,
гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода
депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения
в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов.
Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее,
чем у взрослых.
Период полового созревания сопровождается резким усилением функций
половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению
темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не
оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции
желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут
замедлить нормальные темпы развития подростков. (Гандельсман А.Б.,1975)
(5).
Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов
коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми
нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой)
гормонов коркового слоя надпочечников.
Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110
мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте
26
совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся
спортом.
Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и
юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в
минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ.
Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и
веса
(жизненный
показатель)
выше
всего
у
подростков
и
юношей,
занимающихся циклическими видами спорта.
С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови
(гипоксемия).
Наименьшей
устойчивостью
отличаются
дети
младшего
школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня
15-16 летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.
В 15-16летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности
восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения
являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом
полового созревания подростков.
У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание
сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в
расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции
углеводного
обмена, выражающимся
в недостаточной мобилизационной
способности печени к выделению сахара в кровь.
Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше,
чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и
юношами ограничена.
Одним из наиболее информативных показателей работоспособности
организма,
интегральным
показателем
дееспособности
основных
энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и
дыхательной,
является
величина
максимального
потребления
кислорода
(МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с
27
возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту
МПК – с 1385 мл/мин у 8летних, до 3150 мл/мин у 17летних.
При анализе величин относительного МПК, у школьников и школьниц,
наблюдаются существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у
школьниц очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как
известно, не является потребителем кислорода. Применение гидростатического
взвешивания и последующие работы подтвердили, что процентное содержание
жира в организме школьниц растет и к 16-17 годам достигает 28/29%, а у
школьников наоборот, постепенно снижается (Зимкин Н.В.,1975) (10).
С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как
абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем
работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом
ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и
составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс
несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении
пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет
50- 60 мл.
В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное
биосоциальное
явление,
которое
выражается
в
ускоренном
процессе
биологических и психических процессов, увеличении антропометрических
показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.
У
подростков
с
низкими
показателями
физического
развития
биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у
подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.
28
2.2 Методика использования нестандартного оборудования в
скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину 15-17 лет
В ходе педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная
группы
свой
тренировочный
процесс
проводили
вместе.
Исключение
составляло только выполнение упражнений скоростно-силового характера. В
контрольной группе они выполнялись по общепринятой методике (прыжки и
прыжковые упражнения, скачки, бег на короткие дистанции, многоскоки и т.д.)
В экспериментальной группе для выполнения упражнений скоростно-
силового характера использовалось нестандартное оборудование (рис.1)
1. Пояс с креплениями
2. Центральная тяга
3. Боковые тяги
4. Плечевые тяги
5. Каркас (платформа)
29
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Рисунок 1. Техническое описание и варианты крепления силовых тяг
нестандартного тренировочного оборудования
Конструкция НТО включает в себя 3 варианта крепления силовых тяг при
выполнении тренировочных упражнений:
Вариант 1 - использование плечевых тяг (4);
Вариант 2- пояс (1) с боковыми тягами (3) и центральной тягой (2),
которая может размещаться и спереди и со спины спортсмена.
Вариант 3 –использование одновременно всех видов тяг плечевых (4),
боковых (3) и центральной тяги (2).
Нижние концы тяг крепятся к каркасу – платформе (5).
Сопротивление тяг можно было изменять в большую или меньшую
сторону путем изменения длины резиновых тяг. По степени овладения
техникой и качеством выполнения упражнений, нагрузка увеличивалась за счет
усиления натяжения тяг и использования вариантов крепления тяг (1, 2 и 3).
На основе анализа литературы и собственного тренерского опыта были
разработаны упражнения с применением нестандартного оборудования и
программа по их применению в тренировочном процессе прыгунов в длину 15-
17 лет (табл.1).
30
Таблица 1
Упражнения на нестандартном оборудовании для скоростно-силовой
подготовки прыгунов в длину 15-17 лет
Упражнения
Дозировка:
(количество
подходов и
повторений)
Мощность
(% от
максимума)
Содержание,
методические указания
(уровни тяг)
1.Нашагивание на опору
с глубины
2-3п/10-20р.
40-70
Амплитуда движения,
сочетание движения рук и
ног, активный захват опоры
ноги при постановке, осанка
спины прямая. Движение
осуществляется и левой и
правой ногой.
Уровни тяги: 1-4
2.Вбегание на опору с
глубины в беговом
цикле
2-3п/10-20р.
50-90
Соблюдать синхронную
работу рук и ног бегового
шага, вариации темпового
ритма, варианты забегания:
продольное и поперечное
(боковое). Осанка прямая и
возможен наклон вперед.
Уровни тяги: 2-3
3.Запрыгивание из
глубины с двух ног
На опору
3-5п./6-10р.
70-90
Активная маховая работа
вверх, активное упругое
отталкивание.
Приземление на опору ноги
врозь и поперек.
Уровни тяги:1-4
4.Прыжки в разножке со
сменой ног
3-4п./10-20р.
70-85
Высокая амплитуда
движения, сочетание с
движением рук, разножка
выполняется, как и вдоль,
так и поперек центра.
31
Уровень тяги: 1-4
5.Выталкивание вверх
Перекатом
(выход в шаг)
5-6п./6-10р.
80-90
Амплитуда, сочетание
движения рук и ног,
активность маха, упругая
постановка ног, выполнение
и левой и правой ногой.
Уровни тяг:1-4
6.Спрыгивание в
глубину с последующим
отскоком вверх с
запрыгиванием
3-5п./6-10р.
70-90
Активная маховая работа
вверх, активное упругое
отталкивание.
Встречать активно опору
заряженной стопой, пальцы
стопы берутся на себя
Приземление на опору ноги
врозь и поперек.
Уровни тяги:1-4
7.Многократные
прыжки на стопе:
«Скакалка»
2-3п./20-50р.
40-60
Прыжки по окружности ,
боковые и прыжки стопой
покачивания в стороны и
вперед назад в разножке
(правой и левой ногой).
Упругость стопы, при
отталкивании стопа берется
на себя.
Уровни тяг:1-4
Использование упражнений в тренировочном процессе прыгунов в
длину 15-17 лет исходя из периода подготовки:
В
подготовительный
базовый
период,
длительностью
4
недели
тренировки проводилась 3 раза в неделю в основной части занятия. В данный
период использовались упражнения № 1, 2, 3, 7, на выполнение упражнений
отводилось от 20 до 35 минут.
32
В период скоростно-силовой подготовки, длительностью 3 недели
тренировки проводилась 2 раза в неделю в основной части занятия. В данный
период использовались упражнения № 2,3,4,7, на выполнение упражнений
отводилось от 25 до 40 минут.
В технический период длительностью 2 недели тренировки проводилась
3 раза в неделю в основной части занятия. В данный период использовались
упражнения № 3, 4, 5, 6, на выполнение упражнений отводилось от 15 до 30
минут.
В соревновательный период длительностью 5-6 недель тренировки
проводилась 2 раза в неделю в основной части занятия. В данный период
использовались упражнения № 2, 4, 5, 6, на выполнение упражнений
отводилось от 10 до 20 минут.
Само занятие на тренажере состояла из трех частей: подготовительной,
основной и заключительной. В таблице 2 представлены схемы использования
упражнений в каждой части занятия технология их использования.
Таблица 2
Использование упражнений в тренировочном занятии на нестандартном
оборудовании
Части
тренировочного
занятия на
«тренажере»
№
упражнения
Уровни
тяг
(натяжение
)
Время
выполнения
упражнений
(мин)
Дозировка:
подходы и
повторения
Подготовительная
1,2,7
1-2
5-10
1-2п./10-20р.
Основная
3,4,5,6
1,2,3,4
10-20
2-4п./3-12р.
Заключительная
1,2,7
1,2,3
5-10
1-2п./20-50р.
Уровни тяг (натяжение):
1.
Плечевая тяга.
33
2.
Центральные тяги пояса.
3.
Центральные и боковые тяги пояса.
4.
Плечевые, центральные и боковые тяги пояса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Основными средствами специальной физической подготовки у
прыгунов в длину на этапе углублённой специализации являются упражнения
прыжкового характера: прыжки с акцентом на элементы техники, прыжки с
места, разбега, прыжки с отягощением, с сопротивлением и т.д.; упражнения
беговой направленности: пробегание коротких отрезков с ходу и со старта, с
сопротивлением, с отягощением, по различным грунтам и плоскостям и т.д.;
упражнения силовой направленности: упражнения с отягощением или с
сопротивлением - от 80 % до максимального веса.
2. Повышение показателей скоростно-силовых способностей является
наиболее важной проблемой в теории и практики легкоатлетического спорта.
Именно эта проблема стала причиной разработки в данной работе упражнений
для развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину 15-17 лет на
специально
сконструированном
нестандартном
оборудовании,
которое
предоставляет собой платформу (автомобильная покрышка) и 3 варианта
крепления
силовых
тяг.
Упражнения
на
нестандартном
оборудовании
применялись в зависимости от периода 2-3 раза в неделю в основной части
занятия.
3. В результате использования данной методики удалось обосновать
эффективность
разработанного
комплекса
специальных
упражнений,
выполняемых на
нестандартном оборудовании. Сравнивая показатели двух
групп, которые использовали различные методические приёмы, необходимо
отметить заметное улучшение результата в экспериментальной группе в
сравнении с контрольной. Так прирост результатов в прыжках в длину с места
составил в экспериментальной группе 11см. В тройном прыжке с места прирост
соответственно составил 22см , а в беге на 30 метров с ходу – 0,22сек.
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бартенев, Л.В. Бег на короткие дистанции / Л.В.Бартенев.– М.:
Физкультура и спорт, 1966.-165с.
2. Бондарчук, А.Н. Нагрузки юных / А.Н. Бондарчук.- Легкая атлетика,
1997.-№2. –14с.
3. Бондарчук, А.Н. Вопросы периодизации спортивной тренировки / А.Н.
Бондарчук.- Лёгкая атлетика,1997. - М2. – 10с.
4.
Бухарин
В.А.
Подготовка
курсовой
работы
по
физиологии:
Методические указания / В.А. Бухарин В.Панов В.Г., Мельников Д.С. Под ред.
А.С. Солодкова // СПБ ГАФК им. П.Ф.Лесгафта.- СПб.,2004.-23с.
5. Гандельсман, А.Б. Характеристика возрастных особенностей функций
детей школьного возраста в связи с физическим воспитанием // Физиология
человека/ Под ред. Зимкина Н.В. – М.: Физкультура и спорт, 1975.-С.477-492.
6. Германов, Г. К вопросу о многолетней подготовке юных прыгунов -
вопрос подготовки спортивных резервов / Г.К. Германов, М.С. Шубин. - Омск,
2001. - С. 17-21.
7. Гилев, Г.А. Принципы построения процесса специальной физической
подготовки / Г.А. Гилев, Т.М. Абсалямов, В.В. Беляевв // Теория и практика
физической культуры. - 1981. -№8. - С. 13-15.
8. Гугуа, И.Г. Тренировка в спринте подготовка / И.Г. Гугуа. - М. : Терра-
Спорт, 2001.-86 с.
9. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология/ Ю.А.Ермолаев - М.:Высшая
школа, 1985 г.- 384с.
10. Зимкин, Н.В. Физиология человека.( Учебник для институтов
физической культуры. Изд.5-е).Под ред. Н.В.Зимкина. М., «Физкультура и
спорт», 1975.
11. Змачинский, В.А. Индивидуальный подход к подготовке юных
легкоатлетов 10-14 лет / В.А. Змачинский.- Спорт Белоруссии. - 1993. - №3.- С.
8-13.
12. Кобринскогий, М.Е. Легкая атлетика: учебник / общ. ред. М.Е.
35
Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. - Мн.: Тесей. - 2009. - 336 с.
Текст: непосредственный
13. Креерб, В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. –
М. :Физкультура и спорт, 1996. – 174 с.
14. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник /
Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003.- С.135-143.
15. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и
физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2008. – 244
с.
16. Ломан, В. Бег, прыжки, метания./ В.Ломан. – Изд. 2-е доп. –М.:
Физкультура и спорт , 1985.-С.63.
17. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л.П.
Матвеев // Теория и практика физической культуры. – 1991.- №12.- С.11-12.
18. Оганджанов, А.Л. Совершенствование разбега в горизонтальных
прыжках / А.Л. Оганджанов, Н. Н. Чесноков, О.В. Курбатов, Е.М. Тер-
Аванесов. – Текст: непосредственный // М.: Легкая атлетика, 2005. – С. 21-23.
19. Озолина, Н.Г. Легкая атлетика: учебник для институтов физ. культуры
// Н. Г.Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н.Примакова. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.
: Физкультура и спорт, 1989. - С. 201-286.
20. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.:
Астрель-АСТ, 2006. - 863 с. – Текст: непосредственный
21. Подготовка юных лёгкоатлетов. – М.:Терра-Спорт,2000.- 56с.
22. Попов, В.Б. Прыжок в длину - многолетняя подготовка / В.Б. Попов. -
М. : Терра-Спорт, 2001. - 156 с.
23. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском
спорте: общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. –М.:
Советский спорт. - 2005. - С.316-326. – Текст: непосредственный
24. Семёнов, Д.А. Двигательные качества человека и методика их
развития и проверки. – Теория и практика физ. культуры / Д.А.Семенов. –1969.-
№ 11.- С.23.
36
25. Солодков, А.С. Общая физиология / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб ;
ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. -216 с.
26. Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике. - Изд. 2-е,
перераб. и доп./ Под ред.В.Г. Алабина, М.П. Кривоносова. –М.: Физкультура и
спорт, 1982. - 222с.,ил.
27. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их
адаптация
к
физическим
нагрузкам
(Избранные
разделы
возрастной
физиологии): Учебное пособие / Под ред.А.С. Солодкова / СПбГАФК им.
П.Ф.Лесгафта, 1998. - 179 с.
28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания спорта:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов. - М.: Издательский цент «Академия». – 2015. – 480 с. – Текст:
непосредственный
29. Юшкевич, Т.П. Направленность силовой и скоростно-силовой
подготовки юных легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации /
Т.П. Юшкевич, В.В. Петрикевич // Вопросы теории и практики физической
культуры. -1998. - №5. - С. 40-44.
26. Юшко, Б.П. Планирование тренировочных нагрузок и динамика
функциональной подготовки легкоатлетов-спринтеров / Б.П. Юшко, П.А.
Радзиевский, И.П. Вилков // Теория и практика физической культуры. - 1997. -
M.- С. 31-34.