Напоминание

Игры с логическими блоками Дьенеша в образовательном процессе детского сада


Автор: Сорокина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад№10
Населённый пункт: город Нижние Серги свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Игры с логическими блоками Дьенеша в образовательном процессе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры с логическими блоками Дьенеша в образовательном процессе детского

сада

Дошкольное детство – первая ступень в подготовке ребенка к участию в жизни

общества. Этот период служит подготовительным этапом для школьного обучения.

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного

процесса является формирование предпосылок учебой деятельности. И действительно, в

современном

обществе

учебная

деятельность

стала

«второй

профессией

любого

человека». Она выполняется

на протяжении всей жизни и во многом определяет

продвижение в основном избранном деле.

Поэтому направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие

тесно связанных с ней интеллектуальных, познавательных сил учащихся является

ведущей линией обновления образовательной практики. Вся мыслительная деятельность

человека состоит из логических операций. Однако практика показывает, что усвоение

знаний на различных этапах обучения вызывает существенные затруднения у многих

учащихся.

Трудности

абстрагирования,

обобщения,

выделение

существенного

и

отбрасывание несущественного проявляются на всех этапах школьного обучения.

Недостаточное развитие ведущих мыслительных операций приводит к различным

трудностям в анализе – в мысленном разделении предмета на части с последующим

сравнением; синтезе - построении целого из частей; сравнении – выделении общих и

различных признаков в ряде предметов; систематизации и классификации – построении

предметов или объектов по какой-либо схеме признаков и на основе существенных

признаков.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на

воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего, формирование

предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных

операций.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом

привлекательном для него виде деятельности — игре. Достоинства игровой деятельности

известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя

при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр в педагогическом

процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных

занятий с детьми к познавательной игровой деятельности организованной совместно со

взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную

потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой

активности.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир,

но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками,

происходит становление самооценки и самосознания. Дидактические игры помогают

усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся обобщать, сравнивать. Использование

дидактических игр повышает интерес к деятельности, развивает сосредоточенность,

способствует лучшему усвоению программного материала.

Успешному решению задачи мыслительных операций у детей способствуют игры с

логическими

Блоками

Дьенеша.

Этот

универсальный

материал,

разработанный

венгерским ученым, помогает

ребенку овладеть мыслительными операциями и

действиями, такими, как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование,

кодирование, декодирование. Теперь в работе нашего МКДОУ эта технология и

дидактические

игры,

сопровождающие

ее,

занимают

ведущее

место

в

моей

педагогической работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста (3-7 лет). Они

используются на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.

В процессе игр с использованием блоков Дьенеша дети развивают сенсорные

эталоны, мелкую моторику рук, память и внимание, учатся творчески мыслить,

конструировать,

сравнивать,

анализировать,

классифицировать,

обобщать,

абстрагировать,

кодировать

и

декодировать

информацию.

Происходит

развитие

зрительного и осязательного анализатора.

Для реализации данной технологии в группе было организовано предметно -

развивающее пространство, созданное совместно с родителями и педагогами, были

приобретены комплекты по блокам Дьенеша «Давайте поиграем». В каждый комплект

входит 48 фигур четырех форм: круг, треугольник, прямоугольник, квадрата; тех цветов:

красного, желтого, синего; двух размеров: маленького, большого; двух видов толщины:

толстых, тонких; наличие карточек. Таким образом , в комплекте нет ни одной абсолютно

одинаковой фигуры.

Этапы усвоения технологии по блокам Дьенеша были следующими:

На подготовительном этапе дети знакомились с содержанием обучающей игры.

При помощи восприятия они учились познавать внешние свойства предметов в их

совокупности (цвет, форма, величина).Выполняли задание в преобразовании фигур и

перекладывании блоков по собственному замыслу или образцу. Такие способы

обследования

имеют

большое

значение

для

формирования

операций

сравнения,

обобщения. Затем дети научились устанавливать сходства и различия между фигурами.

Восприятие ребенка приобрело более целенаправленный и организованный характер.

Ребенку задавались вопросы: «Чем похожи», «Чем отличаются» «А есть ли еще отличия».

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно они

овладевали сенсорными эталонами и обобщающими понятиями, такими как форма, цвет,

размер. Толщина.

На следующем этапе в игру включались элементы поиска. Дети учились находить

блоки по одному, двум, трем и четырем имеющимся признакам (например, им

предлагалось найти и показать любой квадрат). Дети находили только квадратные блоки,

их 12. Так дети осуществляли поиск фигуры по заданному свойству (по форме). Затем

тоже самое по цвету и толщине.

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция

абстрагирования. Кроме того ребенок приходит к умозаключению, что чем больше

заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно

найти и наоборот.

На новом этапе детям предлагают игры и упражнения, где свойства блоков

изображены на карточках. Карточки рассматриваются с детьми, уточняются свойства,

обозначенные на карточках. Также рассматриваются с детьми и сами блоки. Пользуясь

карточками, дети называют «имя» каждого блока, его признаки, затем, научившись вести

поиск фигуры с помощью карточки, загадывают друг другу фигуру, которую необходимо

отыскать. В игру включается соревновательный элемент. Подобные игры позволяют

моделировать

такое

понятие,

как

моделирование,

кодирование

и

декодирование

информации. Игры для детей дошкольного возраста по блокам Дьенеша чрезвычайно

многообразны и не исчерпываются предложенными вариантами. Они постепенно

усложняются, соответственно возрасту ребенка.

В своей работе с детьми я использовала следующие игры с детьми от 3 до 5 лет:

«Логические фигуры», «Угощение для медвежат». «Художники», «Магазин», а также

игры для детей 5-7 лет: «Логические кубики», «Украсим елку бусами», «Архитекторы»,

«Карточки», «Логический поезд», «Мозаика цифр» и др.

Блоки Дьенеша – материал для замещения любых предметов, используемых в

работе с детьми. Я придумываю игры, игровые сюжеты, в ходе которых дети выполняют

различные игровые действия: «Составь узор», «Что лишнее», «Выложи дорожку»,

«Строители», «Полет на ракете» и др.

Анализируя игры с точки зрения того, что в них увлекает и занимает детей, я

сделала вывод, что их интересует именно игровое действие. Оно стимулирует детскую

активность, вызывает чувство удовлетворения. Дидактическая игра, завуалированная в

игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на

развертывание действия и выполнение правил игры.

Немаловажную роль в развитии игрой деятельности по блокам Дьенеша играют и

родители. Для них проведены тематические выставки, семинар – практикум, открытое

занятие, на которых родители совместно с детьми учились применять технологию по

блокам Дьенеша. Для родителей проводятся консультации. Кроме того, был проведен

конкурс совместно с родителями и детьми по придумыванию игр с блоками Дьенеша.

Для педагогов города был проведен мастер – класс по организации игр – блоки

Дьенеша. Это дает возможность педагогам освоить технологию работы с блоками

Дьенеша и применять ее в своей практике.

В ходе реализации технологии блоков Дьенеша дети усвоили сенсорные эталоны,

научились выполнять задания игра по блокам Дьенеша, строить сюжеты плоскостных

построек и придумывать новые, научились сравнивать, учатся классифицировать,

анализировать, обобщать, абстрагировать и кодировать информацию.

Результаты диагностики показали, что в группах значительно увеличилось

количество детей с высоким интеллектом. дошкольники могут на более продолжительное

время концентрировать свое внимание, доводят начатое дело до логического завершения.

На порядок выше стал уровень речевого развития. Дети свободно составляют

описательные рассказы, значительно увеличился словарный запас. Следует отметить,

снизились проблемы со счетом, нет трудностей со знанием геометрических фигур.

Дошкольники, начиная со средней группы, свободно ориентируются на плоскости.

Уверены, что игры помогут нашим воспитанникам вырасти интеллектуально

развитыми, творческими, умеющими логически мыслить успешными людьми.



В раздел образования