Напоминание

Проектная деятельность в рамках ФГОС


Автор: Аралбаева Светлана Абраровна
Должность: учитель ОДНК НР
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1 с. Красноусольский МР гафурийский район РБ
Населённый пункт: с. Красноусольский Гафурийский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




«Проектная деятельность в рамках ФГОС »

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с

нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ»,

национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации

российского образования, ФГОС) образовательное учреждение должно:

•обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

•обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;

•реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

суждений;

•помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;

•привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться

на их интерес, учитывая их социальный опыт;

•обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие

ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения

поставленных задач перед образовательным учреждением и нами -

педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который

разработал «Проектную систему обучения», «Метод проектов», «Проект —

есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную

разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна

завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного

продукта (Е.С. Полат).

В результате проектной деятельности дети становятся активными

участниками учебного и воспитательного процесса. Это дает возможность

обучающимся почувствовать самостоятельность, познать себя, не ощущая

«давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в

обучающихся уверенность в своих силах, снижает тревожность при

столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути

решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой

деятельности будучи школьником, то в зрелом возрасте у него может

сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно.

А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно

раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие

требования к таким качествам личности, как креативность, способность к

саморазвитию.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от

одобрения взрослых сближает Обучающихся друг с другом, способствует

улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет

любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок

чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную

деятельность можно представить как способ организации педагогического

процесса, основанный на взаимодействии педагогов, обучающихся и

родителей.

Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую

ценность:

• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей,

папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят

свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

• развивается более глубокое понимание процесса обучения.

Основной целью проектного метода является: развитие свободной

творческой личности.

Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья обучающихся;

• развитие познавательных способностей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

• Развитие речи обучающихся.

Задачи исследовательской деятельности:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы с использованием

различных вариантов;

• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной

исследовательской деятельности.

• В своей работе с обучающимися я использую метод проектов и

исследовательскую деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята

выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов

всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с

одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с

другой – интегрирование различных знаний, умений.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное

его достоинство заключается в том, что оно дает обучающимся реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах для обучающихся 5 – 6 классов

к работе привлекаются и родителей, которые с удовольствием ищут решения

вместе с детьми, помогают в организации развивающей среды, активно

участвуют в проектов.

Кроме этого обучающиеся совместно с родителями уже дома продолжают

экспериментировать, закреплять знания, полученные в школе.

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую,

трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-

художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у

педагога имеются огромные возможности для постоянной работы над

развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Основные этапы работы над проектами:

Целеполагание:

• помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него

задачу на определенный отрезок времени;

• использование модели 4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу

еще знать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу

детей;

Выполнение проекта – практическая часть;

Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их

основные виды.

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

• монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной

образовательной области, цель и задачи имеют направленность на

комплексное решение ее основных задач;

• решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное

значение);

• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и

решаемые задачи относятся к разным образовательным областям

программы).

2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:

• творческо-игровые

• исследовательско-творческие

• информационно-практические

• творческие продуктивные

3. Виды проектов по количеству участников:

• индивидуальные

• парные (объединение двоих обучающихся);

• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников);

• коллективные (в проекте участвуют все обучающиеся класса);

• массовые.

4. По длительности реализации:

• краткосрочные

• проекты среднесрочные

• длительные проекты

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в

воспитательно-образовательную работу я считаю:

• высокую степень развития любознательности обучающихся, их

познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;

• повышение готовности детей к восприятию нового материала;

Дети к концу внедрения проекта:

• умеют видеть проблему и задавать вопросы;

• умеют доказывать, отстаивать свою точку зрения;

• делают выводы и рассуждают;

• высказывают предположения и строят планы по их проверке.

Выводы.

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень

актуальна и эффективна, т. к. она дает возможность обучающемуся самому

исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и

интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной

сфере деятельности.



В раздел образования