Автор: Аралбаева Светлана Абраровна
Должность: учитель ОДНК НР
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1 с. Красноусольский МР гафурийский район РБ
Населённый пункт: с. Красноусольский Гафурийский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование
«Проектная деятельность в рамках ФГОС »
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с
нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ»,
национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации
российского образования, ФГОС) образовательное учреждение должно:
•обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
•обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
•реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и
суждений;
•помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
•привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться
на их интерес, учитывая их социальный опыт;
•обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие
ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения
поставленных задач перед образовательным учреждением и нами -
педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,
значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная
деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который
разработал «Проектную систему обучения», «Метод проектов», «Проект —
есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна
завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного
продукта (Е.С. Полат).
В результате проектной деятельности дети становятся активными
участниками учебного и воспитательного процесса. Это дает возможность
обучающимся почувствовать самостоятельность, познать себя, не ощущая
«давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в
обучающихся уверенность в своих силах, снижает тревожность при
столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути
решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой
деятельности будучи школьником, то в зрелом возрасте у него может
сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно.
А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно
раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие
требования к таким качествам личности, как креативность, способность к
саморазвитию.
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от
одобрения взрослых сближает Обучающихся друг с другом, способствует
улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет
любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок
чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную
деятельность можно представить как способ организации педагогического
процесса, основанный на взаимодействии педагогов, обучающихся и
родителей.
Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую
ценность:
• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей,
папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят
свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
• развивается более глубокое понимание процесса обучения.
Основной целью проектного метода является: развитие свободной
творческой личности.
Основными задачами по достижению цели являются:
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья обучающихся;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
• Развитие речи обучающихся.
Задачи исследовательской деятельности:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы с использованием
различных вариантов;
• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной
исследовательской деятельности.
• В своей работе с обучающимися я использую метод проектов и
исследовательскую деятельность.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята
выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов
всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с
одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с
другой – интегрирование различных знаний, умений.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное
его достоинство заключается в том, что оно дает обучающимся реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Для решения задач, поставленных в проектах для обучающихся 5 – 6 классов
к работе привлекаются и родителей, которые с удовольствием ищут решения
вместе с детьми, помогают в организации развивающей среды, активно
участвуют в проектов.
Кроме этого обучающиеся совместно с родителями уже дома продолжают
экспериментировать, закреплять знания, полученные в школе.
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую,
трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-
художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у
педагога имеются огромные возможности для постоянной работы над
развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Основные этапы работы над проектами:
Целеполагание:
• помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него
задачу на определенный отрезок времени;
• использование модели 4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу
еще знать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу
детей;
Выполнение проекта – практическая часть;
Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их
основные виды.
1. Виды проектов по предметно-содержательной области:
• монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной
образовательной области, цель и задачи имеют направленность на
комплексное решение ее основных задач;
• решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное
значение);
• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и
решаемые задачи относятся к разным образовательным областям
программы).
2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:
• творческо-игровые
• исследовательско-творческие
• информационно-практические
• творческие продуктивные
3. Виды проектов по количеству участников:
• индивидуальные
• парные (объединение двоих обучающихся);
• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников);
• коллективные (в проекте участвуют все обучающиеся класса);
• массовые.
4. По длительности реализации:
• краткосрочные
• проекты среднесрочные
• длительные проекты
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в
воспитательно-образовательную работу я считаю:
• высокую степень развития любознательности обучающихся, их
познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности детей к восприятию нового материала;
Дети к концу внедрения проекта:
• умеют видеть проблему и задавать вопросы;
• умеют доказывать, отстаивать свою точку зрения;
• делают выводы и рассуждают;
• высказывают предположения и строят планы по их проверке.
Выводы.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень
актуальна и эффективна, т. к. она дает возможность обучающемуся самому
исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и
интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной
сфере деятельности.