Напоминание

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.


Автор: Исхакова Эльза Равиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: г. Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного

возраста.

На

сегодняшний

день

в

соответствии

с

Федеральными

государственными

требованиями

направление

«Физическое

развитие»,

включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»

занимает

ведущее

место

в

воспитательно-образовательном

процессе

дошкольников. И это не случайно. По последним данным статистики

Министерства образования и науки Российской Федерации, XXI век

ознаменовался

в

России

с

резкого

ухудшения такого существенного

показателя

как

здоровье

дошкольника.

Увеличилось

число

детей

с

нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии.

Все больше появляется детей с ОВЗ, что очень тревожит врачей, педагогов,

психологов.

Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового

образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья,

сохранение здоровья

физического,

психического

и

духовного,

очень

актуальны сегодня. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья

детей в детском саду являются: формирование у них представлений

о здоровье как одной из главных ценностей их жизни

и формирование

здорового образа жизни.

Многие составляющие ЗОЖ уже заложены в программе для реализации в

дошкольном образовательном

учреждении

в

соответствии

ФГОС

и

обязанность, нас, педагогов, научить ребенка с малых лет правильному

отношению к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него.

Эти задачи в ДОУ решаются путем создания целостной системы по

сохранению

физического,

психического

и

социального

благополучия

ребенка.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются

наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни

(соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и

умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для

ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)

Чтобы воспитать потребность в здоровом образе жизни, надо

сформировать в его сознании это понятие. Поэтому вопросы формирования

потребность в здоровом образе жизни не теряют своей актуальности.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у

детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,

осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой

и спортом.

Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья,

полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него

навыков здорового поведения.

Реализация

работы по формированию

здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществлялась через

занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную

деятельность детей.

Хочу поделиться своим небольшим опытом работы по формированию

представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем

развития физического здоровья, способностей и возможностей решила

вести работу

по формированию основ здорового образа жизни

по

нескольким направлениям.

1.Формирование интереса к здоровому образу жизни через режимные

моменты, а именно:

- каждый новый день начинался с утренней зарядки; она поднимает детям

настроение и заряжает энергией на весь день, создает хорошее настроение,

укрепляет здоровье, развивать сноровку, физическую силу (утренняя зарядка

проводится ежедневно, с музыкальным сопровождением, с использованием

различных предметов: платочков, мячей, кубиков, ленточек и др.);

- использование пальчиковой, зрительной, артикуляционной, дыхательной

гимнастики;

- ходьба по массажным коврикам;

- гимнастика пробуждения;

- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

- эмоциональные разрядки, релаксация;

Особое внимание в режиме дня уделяла проведению закаливающих

процедур, так как развитие движений в полной мере не обеспечивает

укрепление здоровья, а закаливающие мероприятия в полном объеме

содействуют созданию привычек здорового образа жизни

2.

Непосредственно

образовательная

деятельность:

проведение

физкультурных занятий. Их цель – обучать детей правильному выполнению

движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации

тела и повышение самостоятельной двигательной активности. В процессе

занятий совместно с инструктором по физическому воспитанию добивались

полноценного формирования основных движений.

3.Работа по развитию двигательной активности в свободной деятельности

(спортивные и подвижные игры).

Полноценное развитие двигательной активности старших дошкольников

осуществляется во время прогулок. Прогулка - одна из самых действенных

закаливающих

процедур

в

повседневной

жизни

дошкольников.

Для

эффективности закаливания, виды деятельности на прогулке меняются в

зависимости от двигательной активности и сезона. В мой работе для развития

интереса к здоровому образу жизни стал эффективным и действенным

прием

проводить

оздоровительный

бег

в

конце

прогулки

с

целью

оздоровления дошкольников и увеличения двигательной активности детей на

прогулке в детском саду.

После

этого

дети

надолго

заряжались

энергией,

эмоциональным

настроением, повышался заряд бодрости.

Большое

значение

на

формирование

представлений

дошкольников

о

здоровом образе жизни оказывают подвижные, спортивные игры, поэтому

старалась использовать их в своей работе с детьми, у которых слабая

двигательная активность. Проводила их в группе, но в основном во время

прогулки. Подвижные игры обязательно включают в себя разные виды

основных движений. Игры организует детей, развивают чувство радости,

самостоятельности,

стимулируют

желание

старших

дошкольников

стремиться к еще большей физической активности и к организации

здорового образа жизни. В процессе работы на прогулке, важным аспектом

является учет индивидуальных особенностей физического развития каждого

ребенка ( равномерное распределение физических нагрузок в чередовании с

кратковременным отдыхом).

Условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую

активность детей и организацию оздоровительной работы, которая помогает

формированию интереса к здоровому образу жизни.

Так как основой методики по формированию ценностного отношения

к здоровью является игровая деятельность, то вся работа строится с учетом

этих требований. Например, все упражнения, объединялись одним игровым

сюжетом, быстро сменяли друг друга. Дети с удовольствием подражали

действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной

жизни.

Таким образом, используя разнообразные формы работы, убедилась, что

успешность и эффективность формирования навыков здорового образа

жизни возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

Воспитание у детей интереса и потребности к здоровому образу жизни не

может быть полноценным процессом без тесного контакта с семьей. Ведь

только авторитет и личный пример родителей приведут к осознанному

желанию кушать витаминные салаты, выполнять зарядку, спокойно засыпать

в тихий час и т. д.

Для того чтобы работа родителей и воспитателей была скоординированной,

в группе

оформляется

родительский

уголок

с информацией

по

формированию навыков ЗОЖ у детей, проводятся беседы, консультации ,

круглый стол, диспуты на которых обсуждаются вопросы совместной работы

семьи и воспитателя. Родители активно участвуют в спортивных и

оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ, а это придает детям

особый стимул.

В заключении хочется отметить, что в результате совместной работы ДОУ и

семьи, у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового

образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью

окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали

относиться

к

укреплению

своего

здоровья.

У

родителей

появилось

понимание того, что очень важным фактором формирования здорового

образа жизни у детей является пример взрослого.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей

полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению,

стараясь избавиться от вредных привычек.

Правильно организованная развивающая среда, привлечение к работе по

ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа

жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья

детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает

полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Подготовил воспитатель МАДОУ № 18 г. Салавата .



В раздел образования