Автор: Исхакова Эльза Равиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: г. Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста.
На
сегодняшний
день
в
соответствии
с
Федеральными
государственными
требованиями
направление
«Физическое
развитие»,
включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»
занимает
ведущее
место
в
воспитательно-образовательном
процессе
дошкольников. И это не случайно. По последним данным статистики
Министерства образования и науки Российской Федерации, XXI век
ознаменовался
в
России
с
резкого
ухудшения такого существенного
показателя
как
здоровье
дошкольника.
Увеличилось
число
детей
с
нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии.
Все больше появляется детей с ОВЗ, что очень тревожит врачей, педагогов,
психологов.
Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового
образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья,
сохранение здоровья
физического,
психического
и
духовного,
очень
актуальны сегодня. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья
детей в детском саду являются: формирование у них представлений
о здоровье как одной из главных ценностей их жизни
и формирование
здорового образа жизни.
Многие составляющие ЗОЖ уже заложены в программе для реализации в
дошкольном образовательном
учреждении
в
соответствии
ФГОС
и
обязанность, нас, педагогов, научить ребенка с малых лет правильному
отношению к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него.
Эти задачи в ДОУ решаются путем создания целостной системы по
сохранению
физического,
психического
и
социального
благополучия
ребенка.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются
наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни
(соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и
умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для
ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)
Чтобы воспитать потребность в здоровом образе жизни, надо
сформировать в его сознании это понятие. Поэтому вопросы формирования
потребность в здоровом образе жизни не теряют своей актуальности.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,
осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой
и спортом.
Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья,
полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него
навыков здорового поведения.
Реализация
работы по формированию
здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществлялась через
занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную
деятельность детей.
Хочу поделиться своим небольшим опытом работы по формированию
представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем
развития физического здоровья, способностей и возможностей решила
вести работу
по формированию основ здорового образа жизни
по
нескольким направлениям.
1.Формирование интереса к здоровому образу жизни через режимные
моменты, а именно:
- каждый новый день начинался с утренней зарядки; она поднимает детям
настроение и заряжает энергией на весь день, создает хорошее настроение,
укрепляет здоровье, развивать сноровку, физическую силу (утренняя зарядка
проводится ежедневно, с музыкальным сопровождением, с использованием
различных предметов: платочков, мячей, кубиков, ленточек и др.);
- использование пальчиковой, зрительной, артикуляционной, дыхательной
гимнастики;
- ходьба по массажным коврикам;
- гимнастика пробуждения;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
Особое внимание в режиме дня уделяла проведению закаливающих
процедур, так как развитие движений в полной мере не обеспечивает
укрепление здоровья, а закаливающие мероприятия в полном объеме
содействуют созданию привычек здорового образа жизни
2.
Непосредственно
–
образовательная
деятельность:
проведение
физкультурных занятий. Их цель – обучать детей правильному выполнению
движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации
тела и повышение самостоятельной двигательной активности. В процессе
занятий совместно с инструктором по физическому воспитанию добивались
полноценного формирования основных движений.
3.Работа по развитию двигательной активности в свободной деятельности
(спортивные и подвижные игры).
Полноценное развитие двигательной активности старших дошкольников
осуществляется во время прогулок. Прогулка - одна из самых действенных
закаливающих
процедур
в
повседневной
жизни
дошкольников.
Для
эффективности закаливания, виды деятельности на прогулке меняются в
зависимости от двигательной активности и сезона. В мой работе для развития
интереса к здоровому образу жизни стал эффективным и действенным
прием
проводить
оздоровительный
бег
в
конце
прогулки
с
целью
оздоровления дошкольников и увеличения двигательной активности детей на
прогулке в детском саду.
После
этого
дети
надолго
заряжались
энергией,
эмоциональным
настроением, повышался заряд бодрости.
Большое
значение
на
формирование
представлений
дошкольников
о
здоровом образе жизни оказывают подвижные, спортивные игры, поэтому
старалась использовать их в своей работе с детьми, у которых слабая
двигательная активность. Проводила их в группе, но в основном во время
прогулки. Подвижные игры обязательно включают в себя разные виды
основных движений. Игры организует детей, развивают чувство радости,
самостоятельности,
стимулируют
желание
старших
дошкольников
стремиться к еще большей физической активности и к организации
здорового образа жизни. В процессе работы на прогулке, важным аспектом
является учет индивидуальных особенностей физического развития каждого
ребенка ( равномерное распределение физических нагрузок в чередовании с
кратковременным отдыхом).
Условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую
активность детей и организацию оздоровительной работы, которая помогает
формированию интереса к здоровому образу жизни.
Так как основой методики по формированию ценностного отношения
к здоровью является игровая деятельность, то вся работа строится с учетом
этих требований. Например, все упражнения, объединялись одним игровым
сюжетом, быстро сменяли друг друга. Дети с удовольствием подражали
действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной
жизни.
Таким образом, используя разнообразные формы работы, убедилась, что
успешность и эффективность формирования навыков здорового образа
жизни возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Воспитание у детей интереса и потребности к здоровому образу жизни не
может быть полноценным процессом без тесного контакта с семьей. Ведь
только авторитет и личный пример родителей приведут к осознанному
желанию кушать витаминные салаты, выполнять зарядку, спокойно засыпать
в тихий час и т. д.
Для того чтобы работа родителей и воспитателей была скоординированной,
в группе
оформляется
родительский
уголок
с информацией
по
формированию навыков ЗОЖ у детей, проводятся беседы, консультации ,
круглый стол, диспуты на которых обсуждаются вопросы совместной работы
семьи и воспитателя. Родители активно участвуют в спортивных и
оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ, а это придает детям
особый стимул.
В заключении хочется отметить, что в результате совместной работы ДОУ и
семьи, у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового
образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали
относиться
к
укреплению
своего
здоровья.
У
родителей
появилось
понимание того, что очень важным фактором формирования здорового
образа жизни у детей является пример взрослого.
Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей
полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению,
стараясь избавиться от вредных привычек.
Правильно организованная развивающая среда, привлечение к работе по
ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа
жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья
детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает
полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Подготовил воспитатель МАДОУ № 18 г. Салавата .