Авторы: Чекрыгина Людмила Владимировна, Прокофьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ школы № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованные игры, как средство речевого развития дошкольников …
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
Приморского района Санкт-Петербурга
ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Статья для родителей на тему «Театрализованные
игры, как средство речевого развития
дошкольников …»
Разработчики:
Чекрыгина Людмила Владимировна
Прокофьева Елена Юрьевна
ГБДОУ школа №38 отделение ДОД
Санкт-Петербург
2020
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он
будет в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит,
прежде всего, в игре. И вся история
отдельного человека как деятеля
и работника может быть представлена
в развитии игры и в постепенном переходе
её в работу…»
А. С. Макаренко
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий
своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,
образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного
детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего,
через самые разнообразные детские игры.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее
благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка,
поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не
умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд
ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только
окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш
накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной
язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом
общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей
предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников
является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая
способствует возникновению желания активно участвовать в речевом
общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации,
в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое
общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”,
драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,
рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром
через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность
обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями,
умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,
способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Велико значение театрализованной игры для речевого
развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение
выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется
эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или
иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации
ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,
выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в
него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством
драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и
распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют,
импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный
материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре
побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать
выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию
умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая
сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед
необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно
пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях
расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле
своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию
речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической
форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре
ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать
– вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и
воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять
простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы,
грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно
оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,
что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к
школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно
увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование
целиком опосредовано участием взрослых.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более
раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.