Напоминание

Театрализованные игры, как средство речевого развития дошкольников …


Авторы: Чекрыгина Людмила Владимировна, Прокофьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ школы № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованные игры, как средство речевого развития дошкольников …
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38

Приморского района Санкт-Петербурга

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Статья для родителей на тему «Театрализованные

игры, как средство речевого развития

дошкольников …»

Разработчики:

Чекрыгина Людмила Владимировна

Прокофьева Елена Юрьевна

ГБДОУ школа №38 отделение ДОД

Санкт-Петербург

2020

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он

будет в работе, когда вырастет. Поэтому

воспитание будущего деятеля происходит,

прежде всего, в игре. И вся история

отдельного человека как деятеля

и работника может быть представлена

в развитии игры и в постепенном переходе

её в работу…»

А. С. Макаренко

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий

своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,

образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного

детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего,

через самые разнообразные детские игры.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее

благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка,

поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не

умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд

ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только

окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш

накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной

язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом

общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей

предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников

является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая

способствует возникновению желания активно участвовать в речевом

общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации,

в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое

общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”,

драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,

рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром

через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность

обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями,

умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,

способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Велико значение театрализованной игры для речевого

развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение

выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется

эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или

иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации

ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,

выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в

него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством

драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и

распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют,

импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный

материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре

побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать

выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию

умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая

сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед

необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается

диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно

пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической

форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре

ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать

– вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и

воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять

простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы,

грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно

оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,

что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к

школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно

увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование

целиком опосредовано участием взрослых.

Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более

раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.



В раздел образования