Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Корректировка исполнительского аппарата у учащихся младших классов»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
ПО КЛАССУ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Тема: «Корректировка исполнительского аппарата
у учащихся младших классов»
Составитель: преподаватель ДМШ
Овакимян
Н.Т.
п. Мирный
2017 г.
План
открытого урока
по специальности фортепиано
преподавателя Н.Т. Овакимян
с учащейся 1 класса С*** Софьей
Дата проведения: 18 апреля 2017 г.
Посетившие урок: преподаватели ФПО и ОНИ.
Тема урока:
«Корректировка исполнительского аппарата у учащихся
младших классов».
Цель урока: развитие и активизация творческого отношения учащейся в
работе над освоением технических навыков.
Задачи урока:
Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического
развития);
Освоение применения технических формул в сочетании с работой над
художественным исполнением;
Воспитывать
творческое
отношение
к
работе
над
техническим
развитием;
Формировать
умение
учащейся
работать
с
дополнительным
материалом;
Развивать самостоятельность в работе над техническими формулами в
музыкальных произведениях.
Музыкальный материал:
1.
Гаммы G-dur, e-moll;
2.
Упражнения.
2
Структура урока:
1.
Организационная
часть
(подготовка
к
уроку,
постановка
цели,
объяснение задачи и т.д.)
2.
О
сновная часть: в воспитании техники большое значение имеет
систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и
упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение
технических приёмов на одних лишь пьесах лишает преподавателя
возможности
развивать
технику
ученика
в
стройном
и
последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную
оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит
действительную пользу, если приобретённые технические навыки
применяются в художественных произведениях.
С первых уроков с начинающим учеником осуществляется работа
над
прикосновением
к
клавиатуре,
ощущением
работы
всего
механизма
звукоизвлечения
при
контакте
подушечки
пальца
с
клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным
прикосновением – над художественной техникой.
Необходимо, чтобы любое освоенное учеником упражнение
можно было применить в художественных произведениях.
Фортепианная
техника
–
дело
чрезвычайно
точное
и
многообразное,
требующее
постоянно
включенного
слухового,
двигательного контроля, особенно, если у ученика есть неправильные
навыки («зажимы»).
Приступая к работе над освоением технических навыков с
учащейся, одновременно, осваиваем приёмы исполнения легато – по
два звука, по три звука с различными интонационными ударениями, по
пять звуков с динамикой крещендо и диминуендо. Пятипальцевые
упражнения – поступенное движение, «змейка», с ходом на терцию в
начале поступенного пассажа и в его окончании, подготовили
учащуюся к работе над упражнениями из сборника.
3
Ученица исполняет упражнения, состоящие из секвенционных
мотивов в восходящем и нисходящем движении.
Руки несколько
поданы в инструмент, приближены к чёрным клавишам. Далее
показывает упражнение на поступенное пятипальцевое движение на
легато и стаккато. При исполнении легато следим за активным
переступанием пальца, но без лишнего взмахивания. В ходах по
трезвучию следим за разворотом в запястье к первому и пятому
пальцам, за свободой движения рук. При исполнении staccato – следим
за «вытряхивающим» движением из запястья. Развороты рук так же,
как при исполнении легато.
При
первоначальной
работе
с
упражнениями
в
классе
проработали с учащейся отдельно гаммы, контролируя подкладывание
первого пальца. Первый палец готовим заранее, мышца первого пальца
должна быть мягкой во время игры других пальцев. В момент взятия
звука первым пальцем рука движется плавно, не допуская «ныряния»
запястья вместе с пальцем. При перекладывании третьего пальца
следим, чтобы первый «держался» уверенно на клавише и кисть была
развёрнута по направлению движения.
Ученица
хорошо
играет
инструктивный
материал,
а
при
исполнении
тех
же
технических
формул
в
художественных
произведениях у нее появляется неловкость, угловатость и корявость.
Следует обратить внимание на некоторые ошибки
технического
развития, особенно в начальном периоде:
1. «Изолированные пальцы». Нужно развивать независимость пальцев,
но когда больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому
результату – это в дальнейшем становится основным препятствием, как
для выражения музыки, так и для свободного владения техникой.
2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от
скованности, стараются добиться большой подвижности кисти, как
правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-
4
звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради
собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника
становится поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить,
что подлинная пианистическая свобода появляется как результат
гармоничной слаженности всех звеньев аппарата; её невозможно
достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности
других.
3. «Чрезмерная быстрота». Иногда главной целью ставят «быстроту»,
не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом
пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком вихре ухо не успевает
проконтролировать звуки, да и не стремится к этому.
Поэтому необходимо с первых же занятий приучать учащихся к
осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько
качественное
и
музыкальное
исполнение
любого
музыкального
построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж –
это,
прежде
всего,
музыка.
И,
развивая
технику
начинающих
музыкантов, нужно стараться развивать их музыкальность в широком
смысле этого слова.
Формы работы:
словесные (объяснения, беседа, комментарии).
практические (показ преподавателя на инструменте, анализ).
Методы работы:
сравнение;
противопоставление.
Характеристика ученицы
Софье - 7 лет. Она имеет хорошие музыкальные данные. Девочка
любознательная,
добросовестная.
Самостоятельно
умеет
разбирать
незнакомые произведения, хорошо читает с листа, быстро запоминает текст.
Обладает крепким звуком, музыкальна.
5
Список литературы
1.
Л. Баренбойм «Воспитание техники ученика». «Путь к совершенству»
Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Издательство
«Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
2.
Е. Тимакин «Развитие техники». «Путь к совершенству». Диалоги,
статьи
и
материалы
о
фортепианной
технике.
Издательство
«Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
3.
Э.- М. Барнем «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день».
Перевод и комментарии Г.И. Добровольской Новосибирск. 2001.
Преподаватель ФПО Н.Т. Овакимян___________
6