Напоминание

«Корректировка исполнительского аппарата у учащихся младших классов»


Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Корректировка исполнительского аппарата у учащихся младших классов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Открытый урок

ПО КЛАССУ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Тема: «Корректировка исполнительского аппарата

у учащихся младших классов»

Составитель: преподаватель ДМШ

Овакимян

Н.Т.

п. Мирный

2017 г.

План

открытого урока

по специальности фортепиано

преподавателя Н.Т. Овакимян

с учащейся 1 класса С*** Софьей

Дата проведения: 18 апреля 2017 г.

Посетившие урок: преподаватели ФПО и ОНИ.

Тема урока:

«Корректировка исполнительского аппарата у учащихся

младших классов».

Цель урока: развитие и активизация творческого отношения учащейся в

работе над освоением технических навыков.

Задачи урока:

Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического

развития);

Освоение применения технических формул в сочетании с работой над

художественным исполнением;

Воспитывать

творческое

отношение

к

работе

над

техническим

развитием;

Формировать

умение

учащейся

работать

с

дополнительным

материалом;

Развивать самостоятельность в работе над техническими формулами в

музыкальных произведениях.

Музыкальный материал:

1.

Гаммы G-dur, e-moll;

2.

Упражнения.

2

Структура урока:

1.

Организационная

часть

(подготовка

к

уроку,

постановка

цели,

объяснение задачи и т.д.)

2.

О

сновная часть: в воспитании техники большое значение имеет

систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и

упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение

технических приёмов на одних лишь пьесах лишает преподавателя

возможности

развивать

технику

ученика

в

стройном

и

последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную

оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит

действительную пользу, если приобретённые технические навыки

применяются в художественных произведениях.

С первых уроков с начинающим учеником осуществляется работа

над

прикосновением

к

клавиатуре,

ощущением

работы

всего

механизма

звукоизвлечения

при

контакте

подушечки

пальца

с

клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным

прикосновением – над художественной техникой.

Необходимо, чтобы любое освоенное учеником упражнение

можно было применить в художественных произведениях.

Фортепианная

техника

дело

чрезвычайно

точное

и

многообразное,

требующее

постоянно

включенного

слухового,

двигательного контроля, особенно, если у ученика есть неправильные

навыки («зажимы»).

Приступая к работе над освоением технических навыков с

учащейся, одновременно, осваиваем приёмы исполнения легато – по

два звука, по три звука с различными интонационными ударениями, по

пять звуков с динамикой крещендо и диминуендо. Пятипальцевые

упражнения – поступенное движение, «змейка», с ходом на терцию в

начале поступенного пассажа и в его окончании, подготовили

учащуюся к работе над упражнениями из сборника.

3

Ученица исполняет упражнения, состоящие из секвенционных

мотивов в восходящем и нисходящем движении.

Руки несколько

поданы в инструмент, приближены к чёрным клавишам. Далее

показывает упражнение на поступенное пятипальцевое движение на

легато и стаккато. При исполнении легато следим за активным

переступанием пальца, но без лишнего взмахивания. В ходах по

трезвучию следим за разворотом в запястье к первому и пятому

пальцам, за свободой движения рук. При исполнении staccato – следим

за «вытряхивающим» движением из запястья. Развороты рук так же,

как при исполнении легато.

При

первоначальной

работе

с

упражнениями

в

классе

проработали с учащейся отдельно гаммы, контролируя подкладывание

первого пальца. Первый палец готовим заранее, мышца первого пальца

должна быть мягкой во время игры других пальцев. В момент взятия

звука первым пальцем рука движется плавно, не допуская «ныряния»

запястья вместе с пальцем. При перекладывании третьего пальца

следим, чтобы первый «держался» уверенно на клавише и кисть была

развёрнута по направлению движения.

Ученица

хорошо

играет

инструктивный

материал,

а

при

исполнении

тех

же

технических

формул

в

художественных

произведениях у нее появляется неловкость, угловатость и корявость.

Следует обратить внимание на некоторые ошибки

технического

развития, особенно в начальном периоде:

1. «Изолированные пальцы». Нужно развивать независимость пальцев,

но когда больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому

результату – это в дальнейшем становится основным препятствием, как

для выражения музыки, так и для свободного владения техникой.

2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от

скованности, стараются добиться большой подвижности кисти, как

правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-

4

звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради

собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника

становится поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить,

что подлинная пианистическая свобода появляется как результат

гармоничной слаженности всех звеньев аппарата; её невозможно

достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности

других.

3. «Чрезмерная быстрота». Иногда главной целью ставят «быстроту»,

не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом

пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком вихре ухо не успевает

проконтролировать звуки, да и не стремится к этому.

Поэтому необходимо с первых же занятий приучать учащихся к

осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько

качественное

и

музыкальное

исполнение

любого

музыкального

построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж –

это,

прежде

всего,

музыка.

И,

развивая

технику

начинающих

музыкантов, нужно стараться развивать их музыкальность в широком

смысле этого слова.

Формы работы:

словесные (объяснения, беседа, комментарии).

практические (показ преподавателя на инструменте, анализ).

Методы работы:

сравнение;

противопоставление.

Характеристика ученицы

Софье - 7 лет. Она имеет хорошие музыкальные данные. Девочка

любознательная,

добросовестная.

Самостоятельно

умеет

разбирать

незнакомые произведения, хорошо читает с листа, быстро запоминает текст.

Обладает крепким звуком, музыкальна.

5

Список литературы

1.

Л. Баренбойм «Воспитание техники ученика». «Путь к совершенству»

Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. Издательство

«Композитор. Санкт-Петербург» 2007.

2.

Е. Тимакин «Развитие техники». «Путь к совершенству». Диалоги,

статьи

и

материалы

о

фортепианной

технике.

Издательство

«Композитор. Санкт-Петербург» 2007.

3.

Э.- М. Барнем «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день».

Перевод и комментарии Г.И. Добровольской Новосибирск. 2001.

Преподаватель ФПО Н.Т. Овакимян___________

6



В раздел образования