Автор: Михайлов Егор Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Физическое воспитание, как одна из главных составляющих нравственного воспитания.
Раздел: среднее образование
Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения –
главном виде деятельности в школе.
Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту - это всё прямо
относится к глубоко нравственным сторонам личности.
Дисциплина
– это также категория нравственная.
Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство,
скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять
злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных
интересов и взаимное уважение – всё это напрямую входит в физическую
культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных
целей на занятиях физическими упражнениями.
В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных
занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить
становление учителю, тренеру, самоутверждения среди товарищей,
ответственности перед государством. В воспитании коллективизма необходимо
формировать ценностные ориентации, восприятие целей спортивного
коллектива на собственные, непротивопоставление себя коллективу в любой
сложной ситуации, учитывать общественно полезной основы сплоченности
настоящего коллектива.
Существенный положительный эффект многократно достигается на занятиях по
физическому воспитанию, где ставились задачи формирования
дисциплинированности учащихся.
В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень
значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной
свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно
проявление инициативы, творчества с периодически чёткими строевыми
упражнениями и другими действиями под достаточно жёстким контролем со
стороны учителя.
Важное значение имеет также точность в начале и при окончании занятия,
соблюдения установленной формы общения между преподавателем и
обучаемым, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием
между определённых взаимоотношений. В игре позиция каждого ребёнка
активна. Он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет
товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения.
Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между
ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на
уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию
товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо
согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять
общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие
игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий,
самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие
ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и
к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь
товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать. Содержание
некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по
команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким
образом, здесь решается нравственная задача – забывая о своих личных
интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом
команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о
солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых
можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу,
умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим
противникам в игре.
Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости,
настойчивости. Существенная их роль в нравственном воспитании, в процессе
игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются
с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил
2.3 Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий
физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных
черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы:
убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание),
положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к
правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме
словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения,
учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному
их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать
неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются
примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и
остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого
учителя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на
нравственное воспитание детей.
Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом
практического приучения, многократного повторения правильных действий и
поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны
в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке
нравственных качеств у детей принадлежит учителю.
В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества
(настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей
степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления
смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега,
скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения
правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять
выдержку.
Большое воспитательное воздействие оказывает среда. Воздействие
окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст и жизненный опыт
человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающей среды
является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень его
профессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов,
оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на
уроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется
физическое воспитание.
При подведении итогов урока необходимо отмечать не только самого сильного,
ловкого и выносливого, но и самого настойчивого, трудолюбивого и смелого.
Убеждение в необходимости выполнения упражнения для развития силы,
выносливости и т.д., сформированное в младшем школьном возрасте, позволит
в средних и старших классах сохранить привычку их выполнения для
совершенствования физических и морально-волевых качеств.