Автор: Алибегова Раида Гаджимурадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школы № 38 Приморского района Санкт-Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Современная организация игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Тема: “ Современная организация игровой
деятельности”
Подготовила:
Алибегова Раида
Гаджимурадовна
ГБДОУ школа № 38
отделение ДОД
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного
возраста придается большое значение. Игра занимает важное в жизни
ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их
деятельности.
В современной педагогической теории игра рассматривается как
ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее
положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок
ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности.В
недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности.
Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию
ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по
тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и
обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором
руководстве воспитателя. Основой их является детская
самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-
ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные
действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых
образах, игровых действиях.
Для ребят дошкольного возраста игры
имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них -
труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников - способ познания окружающего. В игре ребенок
осваивает действительность, получает определенные знания и
навыки. Каждый педагог ДОУ назовет множество задач, решаемых с
помощью игры.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается
следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него
нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера
действительности, которая воспроизводится детьми.
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или
приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи,
решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного
усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий,
преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников
ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению
знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным
экономным и рациональным способам решения тех или иных
умственных и практических задач. В этом их развивающая роль
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания
детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их
движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т. д.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-
психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.
Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы.
Хотя опыт работы в детском саду у меня очень маленький,я все-
таки столкнулась с тем, что показатели игровой деятельности детей
требуют принятия эффективных мер по улучшению игры в ДОУ.
Первое, с чем столкнулась в работе, что наши ребятишки, те, для кого
игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают
играть.Изменилась и сама суть детской игры: она стала нерадостной,
агрессивной, индивидуалистической. Анкетирование родителей детей,
которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о
том, чем и как занять ребёнка дома, в какие игры с ним поиграть.
Большинство родителей, покупая малышу «робота» или Барби,
игровую приставку, не задумываются о том, что могут навредить душе
ребёнка, стать врагом семьи. Игрушки на наших глазах с каждым
годом становятся всё более недобрыми, агрессивными, более того,
происходит явная демонизация игрушки.Родители зачастую
оберегают своих малышей от подвижных игр: «не бегай, не прыгай, не
лазай, а то упадёшь, посиди», даже от здорового соперничества в
подвижных играх. Сейчас особенно необходимо воссоздание игровой
традиции: подвижных, дворовых, сюжетно-ролевых игр и игрового
детского фольклора. Работая с детьми дошкольного возраста, пришла
к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений
со сверстниками. А так как игра является ведущим видом
деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать
в процессе игры. Одним из путей решения этой проблемы является
целенаправленное использование нетрадиционных методов и
приёмов в развитии игровой деятельности детей дошкольного
возраста.
В своей работе с детьми,мною были подобраны и проведены
подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами.
Использовала игры-упражнения с элементами ритмической
гимнастики. Движения включали элементы народных, эстрадных,
спортивных танцев. Проводила с детьми дидактические игры, игры с
элементами ТРИЗ, игры-упражнения, с целью развивать внимание,
логическое мышление, память, воображение. Внедрила в работу c
детьми «игровой час». Основным приемом организации такого «часа»
являлся «игровой момент». Организация «игрового
часа»предусматривала творческий подход: могла заменить игру,
использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные
игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Всё это
повысило интерес детей к игре. Большое
внимание уделяла подвижным играм, играм, основанным на
материале русского фольклора, подвижным музыкальным играм,
театрализованным играм. Также использовала в работе малые формы
народного фольклора (заговоры, прибаутки) для хороводных,
народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных
традициях.
Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста
является необходимой для развития отдельных психических
процессов и функций, и овладения социальным опытом
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой
деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и
разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную
психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби,
роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать
полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от
педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр
и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для
него.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая
деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку
радость и удовольствие уже самим своим процессом.