Автор: Новикова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Карачевский дом детского творчества
Населённый пункт: город Карачев, Брянская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Наш древний Карачев. Пешеходная экскурсия по историческому центру родного города.
Раздел: дополнительное образование
МБУДО Карачевский дом детского творчества
Методическая разработка
Конспект познавательного занятия с детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей
НАШ ДРЕВНИЙ КАРАЧЕВ
Пешеходная экскурсия по историческому центру родного города
Автор:
Новикова Е.Н.,
педагог дополнительного образования
КАРАЧЕВ
2020 год
«Ветер над Карачевом головой покачивал,
ведь Карачев строился раньше, чем Москва.
Выйдем тихим вечером, когда делать нечего,
слушать, как история бьёт в колокола».
З.И. Ионочкина,
Карачевская поэтесса
Аннотация:
Занятие направлено на формирование у детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста интереса к историческому прошлому нашего
города.
Данная разработка может быть интересна для педагогов начального
образования, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, рабо-
тающих со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Занятие
можно включать в учебный процесс как в течение учебного года, так и в ка-
никулярное время при организации интересного познавательного досуга.
Цель:
Формировать интерес детей к историческому прошлому родного города;
Задачи:
образовательные:
Дать знания о том, что у города есть возраст, есть место, откуда город
начал строиться.
Учить отвечать на вопросы, активизировать словарь детей: ключевые
слова: Карачев, Снежеть, возраст, молодой, старый, древний, кре-
пость, укрепления, огораживать, городить, строить.
Учить сравнивать слова:
Крепость – крепкий,
Город – городить,
Память – памятник.
Закрепить знание пословицы:
Щи да каша – еда наша.
развивающие:
Развивать наблюдательность, умение рассуждать.
воспитательные:
Воспитывать любовь к родному городу, любознательность, способ-
ность получать радость от совместного интересного времяпровождения
детей и родителей.
Актуальность данной разработки – акцентировать внимание детей и
родителей к историческому прошлому города.
Тип занятия: познавательное занятие.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Материально-техническое обеспечение:
Карта города, схема древнего города-крепости.
Методические советы на подготовительный период:
На предыдущих занятиях дети и родители приглашаются в определён-
ный день к определённому часу собраться у камня-памятника, установленно-
го в честь основания города Карачева. Просим родителей принести с собой
пустые бутылки для набора родниковой воды, надеть удобную обувь. Непо-
средственно перед экскурсией педагог обходит маршрут, чтобы убедиться в
безопасности проведения мероприятия.
План:
1.
Организационный момент у камня-памятника (2 минуты).
2.
Беседа о том, как давно и в каком месте начал строиться город Карачев,
как поселившиеся люди жили.
3.
Пешеходная экскурсия вокруг исторической осыпи:
а) вводный инструктаж (2 минуты);
б) экскурсия вокруг осыпи с остановками у святого источника, у реки
Снежеть, у восточной стороны Татарского вала, у знака на площади Кар-
ла Маркса, который указывает место исторического центра города и на-
поминает, что место является памятником и охраняется государством
(23 минуты).
4. Возвращение к камню-памятнику и подведение итогов занятия. Фото на
память (5 минут).
Ход занятия:
- Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Спасибо, что вы пришли на
экскурсию! Надеюсь, что она вам понравится, но для этого нужно вниматель-
но меня слушать, прошу детей: глазки на меня. Тема нашего занятия – «Наш
древний Карачев». Вы сегодня много нового узнаете о нашем городе, будете
учиться думать, рассуждать, отвечать на вопросы. Посмотрите, мы с вами
стоим у большого красивого камня. Как вы думаете, почему он здесь нахо-
дится?
- Его сюда люди поставили.
- Зачем?
- Он большой, красивый.
- Да, он большой и красивый. Но поставили его сюда не просто так.
Это не простой камень. Это памятник.
- Для чего нужен памятник?
- Чтобы помнить.
- Послушайте, как похожи слова: память и памятник. Этот памятник
поставлен, чтобы мы с вами о чём-то помнили. О чём? Я у вас позже об этом
спрошу. Если будете внимательными, обязательно догадаетесь.
- Итак, где мы с вами находимся?
- На горке. Около камня. В городе.
- Да, мы с вами находимся в городе.
- Как называется наш город?
- Карачев.
- Правильно.
- Паша, сколько тебе лет?
- Шесть.
- А тебе, Саша?
- Девять.
- А сколько лет папе Никиты?
- Тридцать.
- А сколько лет нашему городу? Шесть? Девять? Тридцать?
- Нет, больше.
- Сколько же?
- Может быть, сто лет, но я не знаю.
- Как вы думаете, наш город молодой или старый?
- Старый. Древний.
- Что значит древний?
- Это значит очень старый.
- Правильно! Наш город очень-очень старый, что значит – древний.
Давайте повторим вместе это слово: древний. Городу тысяча лет. Это вот
столько (загнуть палец – 100 лет, ещё палец – ещё 100 лет и т.д.).
- Теперь мы знаем, что наш город очень древний. Много-много лет на-
зад на месте, где мы стоим, ещё не было города. Подумайте, а что же здесь
было?
- Поляна, деревья, лес.
- Правильно, здесь был густой дремучий лес, деревья с толстыми ство-
лами. И вокруг, во все стороны, куда бы мы ни глядели, был один лес, и река
протекала в лесу.
- Людей здесь раньше не было. Тогда кто же жил в лесу?
- Волки, зайцы, медведи, белки, лисы, ежи.
- Да, ещё кабаны, лоси и другие животные. И птицы, конечно.
- И вот однажды сюда, на горочку, пришли люди, может быть, охот-
ники. Они пришли на это место и оно им очень понравилось. А вам нравится
это место?
- Да, здесь красиво, много деревьев, река. Здесь хорошо.
- Вот и людям очень понравилось, они решили здесь поселиться, на
этой горочке, около речки.
- А почему около речки?
- Стирать можно, купаться в реке.
- И брать воду из реки, чтобы готовить пищу.
- Вот и застучали топоры, люди стали освобождать землю от деревьев.
Как вы думаете, что первым делом они построили?
- Дом!
- Конечно. Дом, закутки для животных. Люди всегда разводят домаш-
них животных.
- Да, собак, кошек, коз, коров, лошадей, кроликов.
- А в лес люди ходили?
- Да.
- Зачем?
- Охотились, себе еду добывали. Собирали грибы, ягоды.
- А дети помогали родителям?
- Да. Грибы, ягоды собирали, стирали, есть готовили. Ещё в огороде
помогали.
- Правильно. Ведь не было тогда магазинов. Всё сами выращивали. Да
и еда была самая простая – щи да каша. Вспомните, какую пословицу мы с
вами учили про щи и кашу?
- Щи да каша – еда наша!
- Молодцы! А позже храм построили. Из какого он был материала?
- Из дерева.
- Да, все постройки были деревянными. Каменные появились позже.
Здесь позже терем княжеский появился, в нём жил князь.
- Как вы думаете, могли враги нападать на наш город?
- Да.
- А как люди защищали город от врагов?
- Они строили толстые стены.
- Очень толстые бревенчатые стены были по краям этой горки.
Несколько рядов брёвен, а между ними земля и камни. Такая толстая стена
получалась, а внизу – крутой обрыв. Вот, обратите внимание на слова: укреп-
лять – крепость. Слышите, как эти слова похожи? И ворота были, которые
запирались на большие засовы. Также похожи слова: городить – город. Горо-
дить – значит огораживать стеной. От слова городить произошло слово го-
род.
- Вот теперь вы знаете, что здесь, где мы находимся, начал строиться
наш город. Теперь вы догадались, о чём нужно помнить, глядя на этот ка-
мень?
- Мы должны помнить о том, что здесь начал строиться наш город.
- А сейчас мы с вами осторожно сойдём вниз, под эту горку. Будем
спускаться с горки не спеша, спокойно, чтобы не упасть. От меня не уходить,
чтобы все слышали, о чём я буду говорить. Наше занятие продолжается.
После спуска останавливаемся у святого источника.
- Дети, это родник. Вода здесь бьёт прямо из-под земли, из-под этой
горки. Это очень древний источник. О нём написано ещё в древних книгах.
Вода здесь чистая. Издавна люди пили эту воду и лечились святой водой.
Ведь этот источник не простой, а святой. И сейчас можно пить эту воду. На-
берём и мы себе воды. Попробуйте – какая вкусная родниковая вода!
- А теперь проходим вниз и останавливаемся возле реки, заходим на
мост.
- Здесь очень красиво.
- А вы знаете, что раньше река была ещё глубже и шире? И в ней во-
дилось очень много рыбы. Взрослые и дети ходили на рыбалку.
Следующая остановка – у восточной стороны Татарского вала.
- Дети, эту горку в нашем городе называют Татарский вал. Видите,
как трудно было врагам захватить крепость, ведь горка крутая, к тому же на-
верху были толстые укреплённые стены.
Следующая остановка – у памятного знака на площади Карла Маркса.
Просим одного из школьников прочесть, что написано на знаке: Татарский
вал – это памятник, он охраняется государством).
- Теперь вы знаете, что Татарский вал – это памятник, который охра-
няется государством. Это исторический центр нашего города.
Возвращаемся к памятнику-камню.
- Все помнят, для чего он поставлен сюда?
- Да! Чтобы мы помнили, что здесь начал строиться наш город.
- Вам понравилось наше занятие?
- Да.
- Что вам понравилось?
Дети перечисляют.
- Мне тоже очень понравилось общение с вами. Вы были вниматель-
ными и хорошо рассуждали.
- Саша, что ты сегодня узнал нового?
- Я узнал, что наш город древний и что он начал строиться в этом ме-
сте.
- Я рада, что вам понравилось говорить об истории нашего города. Об
этом мы продолжим разговор на наших занятиях по развитию речи. Для
школьников у меня есть дополнительные задания. Вот карта современного
Карачева, попробуйте найти на карте место, где мы с вами находимся.
Люди, которые здесь живут, очень любят свой город, и наша карачев-
ская поэтесса З.И. Ионочкина тоже любит город Карачев и сочинила стихи о
нашем городе. Строчками из этого стихотворения я хочу закончить наше за-
нятие:
Ветер над Карачевом головой покачивал,
ведь Карачев строился раньше, чем Москва.
Выйдем тихим вечером, когда делать нечего,
слушать, как история бьёт в колокола.
Используемая литература для педагогов:
1.
Горелова Н.А. «Город чудный, город древний…»: Материалы по моск-
воведению для младших школьников: Пособие для учителя. – М.:
МИРОС, 1994. – 56 с.;
2.
Пищулин В.П. Церкви православного Карачева – хранители нашей се-
дой старины. – Черновцы: Прут, 2004. – 160 с.;
3.
Пищулин В.П. Сказы о древнем Карачеве. – Черновцы: Прут, 2002. –
136 с.