Авторы: Ильиных Ольга Павловна, Мелентьева Наталья Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Пречистое, Гагаринский район, Смоленская область
Наименование материала: Программа
Тема: по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках истории и обществознания во внеурочное время
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________________Е.В. Макаренкова
Утверждаю
директор МБОУ «Пречистенская
средняя школа»
__________________Н.В. Мелентьева
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающихся
на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
С. Пречистое
2019 г.
Паспорт программы
Наименование про-
граммы
«ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающих-
ся на уроках истории и обществознания и во внеу-
рочное время»
Основание для разра-
ботки программы
Федерального Закона «Об образовании в Россий-
ской
Федерации»
от 29 декабря 2012 года
№273ФЗ;
Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвер-
жденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г.
№1897.
Устав школы.
Разработчики програм-
мы
Учитель истории и обществознания высшей катего-
рии Мелентьева Наталья Владимировна, учитель ис-
тории и обществознания первой категории Ильиных
Ольга Павловна
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки и
развития творческих способностей обучающихся че-
рез предметы «История» и «Обществознание», созда-
ние условий для самореализации способностей обуча-
ющихся через творчество.
Задачи программы
1.
создание системы целенаправленного выявле-
ния детей с высоким уровнем творческого по-
тенциала;
2.
создание системы стимулирования творческой
деятельности обучающихся;
3.
вовлечение обучающихся в систему дополни-
тельного образования;
4.
расширение возможностей для участия школь-
ников в конкурсах, конференциях различного
уровня по истории и обществознанию.
Исполнители основных
мероприятий
Учитель истории и обществознания высшей катего-
рии Мелентьева Наталья Владимировна, учитель ис-
тории и обществознания первой категории Ильиных
Ольга Павловна, школьный библиотекарь Яковлева
Татьяна Васильевна, заведущая Пречистенским сель-
ским филиалом МБУК «Гагаринская МЦБС»
Участники программы
Обучающиеся 5-11 классов
Система организации
контроля за ходом реа-
лизации Программы
Общий контроль за реализацией Программы осуще-
ствляет администрация школы.
Куратор Программы - зам.директора по УВР Мака-
ренкова Е.В.
Время реализации про-
граммы
2019-2024 г.г.
Этапы реализации про-
граммы
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический, включающий реализацию,
анализ и обобщение результатов повседневной рабо-
ты;
3 этап – завершающий, включающий анализ результа-
тивности работы, определение новых задач, способ-
ных совершенствовать пути достижения целей.
Основные направле-
ния реализации програм-
мы
выявление творческих способностей обучаю-
щихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных пе-
дагогических технологий для развития творче-
ских способностей обучающихся;
использование активных форм и методов орга-
низации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направлен-
ных на поддержку одаренных обучающихся при
выстраивании индивидуальной траектории раз-
вития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и вне-
классной деятельности обучающихся, которая позво-
лит школьникам демонстрировать свои достижения
на конкурсах, смотрах различного уровня.
Основные применяе-
мые педагогические тех-
нологии
1.
ИКТ
2.
Технология проблемного обучения;
3.
Технология сотрудничества;
4.
Технология проектного обучения;
5.
Технология личностно-ориентированного обу-
чения
6.
Игровые технологии
7.
Технология критического мышления
8.
Здоровьесберегательная технология
Формы работы по выяв-
лению и развитию твор-
ческих способностей обу-
чающихся
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практико-ориентированной
направленности;
проектная деятельность;
исторические игры, диктанты, викторины, работа с
картой и атласом;
предметные олимпиады и конкурсы;
конференции творческого и исследовательского
характеров.
Ожидаемые результа-
ты реализации про-
граммы
1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и
творческой одарённостью.
2. Изменении шкалы социальных ценностей молоде-
жи лицея на увеличение значимости такой категории
как «знание».
3. Включение в содержание уроков технологии новых
видов, форм, инновационных технологий.
4. Разное сочетание традиционных и инновационных
подходов
5. Формирование вариативной части программы по
географии, учитывающей индивидуальные способно-
сти, интересы, потребности, мотивы учащихся, а так-
же образовательные возможности школы.
6. Усиление образовательной направленности уро-
ков.
Построение учебно-воспитательного процесса по гео-
графии с учетом педагогических технологий образо-
вания.
7. Внедрение в систему уроков технологии профес-
сиональной компетентности.
8. Организация и проведение встреч с выпускниками
школы.
9. Расширении диапазона мероприятий для раскры-
тия творческих способностей учащихся.
10. Организации проектно-исследовательских работ
учащихся.
11. Создании системы работы с одаренными детьми.
12. Разработке и апробации новых образовательных
технологий для работы с одаренными детьми.
13. Выявлении проблем по различным аспектам рабо-
ты с одаренными детьми.
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творче-
ской и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных
условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способ-
ностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных
технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности
для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих
конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года №273ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Рос-
сийской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих
способностей обучающихся через предмет «История» и «Обществознание», созда-
ние условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.
Задачи:
1.
создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем
творческого потенциала;
2.
создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
3.
вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
4.
расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конкур-
сах, конференциях различного уровня.
Основные направления реализации программы
выявление творческих способностей обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для
развития творческих способностей обучающихся;
использование активных форм и методов организации образовательного
процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных
обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обу-
чающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучаю-
щихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на кон-
курсах, смотрах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и
развитию способностей:
принцип доверия и поддержки;
принцип добровольности;
принцип индивидуальности;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип привлекательности результатов;
принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обуча-
ющихся:
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной направленности;
проектная деятельность;
географические игры, диктанты, викторины, работа с картой и атласом;
предметные олимпиады и конкурсы;
конференции творческого и исследовательского характеров.
.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на
творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обуча-
ющихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
1.
Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступно-
сти, информативной емкости.
2.
Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению
интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собесе-
дования.
II.Развитие творческих и познавательных способностей:
1.
привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.
2.
использование в практике работы с одаренными детьми следующих прие-
мов:
творческие ответы;
выполнение творческих тематических заданий;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступления в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение групповых и коллективных
работ;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
1.
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся
(молнии-объявления).
2.
Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родитель-
ских собраниях.
Ожидаемые результаты
1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
2. Изменении шкалы социальных ценностей молодежи лицея на увеличение значи-
мости такой категории как «знание».
3. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновацион-
ных технологий.
4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов
5. Формирование вариативной части программы по географии, учитывающей ин-
дивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также об-
разовательные возможности школы.
6. Усиление образовательной направленности уроков.
Построение учебно-воспитательного процесса по географии с учетом педагогиче-
ских технологий образования.
7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.
8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.
9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей
учащихся.
10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.
11. Создании системы работы с одаренными детьми.
12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с ода-
ренными детьми.
13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Педагогические методики:
Методика проектов Л.С. Выготский,
Методика индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Яки-
манская.
Диагностики:
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).
Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова
и др.)
Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.