Напоминание

"Формирование базовых учебно-познавательных компетенций обучающихся при изучении основ композиции работы с бумагой"


Автор: Иванова Валентина Васильевна
Должность: преподаватель по декоративно-прикладной композиции
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Отрадный,Самарская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Формирование базовых учебно-познавательных компетенций обучающихся при изучении основ композиции работы с бумагой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

г.о. Отрадный Самарской области

Открытый урок

Тема урока: «Использование инновационно-образовательных

технологий для формирования базовых компетенций

обучающихся по предмету «Композиция прикладная»

(Бумагопластика).

Преподаватель: Иванова Валентина Васильевна

16.11.2016г.

Цель

урока:

Создать

условия

для

гармоничного

развития

ребенка,

его

способностей

к

творческому

самовыражению

через

овладение основами бумагопластики.

Триединая задача:

1.Образовательные:

-расширять представления о выразительных возможностях различных

видов бумаги;

-обучать умению создавать из бумаги изделия;

-формировать композиционные навыки при выполнении на заданную

тему;

-обучать добиваться выразительности и аккуратности в работе.

2.Развивающие:

-развивать умение использовать полученные знания на других видах

изобразительной деятельности;

-развивать у обучающихся познавательную активность, творческое

воображение;

-содействовать развитию мелкой моторики.

3.Воспитательные:

-воспитывать

трудолюбие,

творческое

отношение

к

труду,

усидчивость и аккуратность.

Форма

урока:

Урок-диалог

по

формированию

базовых

учебно-

познавательных компетенций при изучении основ композиции работы

с бумагой.

Вид урока: Практическое занятие, творческая работа.

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский,

творческий.

Приемы: объяснение, беседа, показ диафильма, иллюстраций, показ

действий, творческая работа.

Наглядно-иллюстративный материал.

Зрительный ряд:

-раздаточные карточки;

-иллюстрации;

-компьютерная презентация о бумаге.

Музыкальный ряд:

-аудиозапись музыкальных произведений композиторов(фон).

Литературный ряд:

-стихотворение «Чтоб работа закипела…»

Оборудование:

-компьютер, экран;

-доска с образцами.

План урока

1.Вступительное слово преподавателя – 3мин.

2 . И с т о р и ч е с к а я

с п р а в к а

о

в о з н и к н о в е н и и

бу м а г и

с

видеопрезентацией -5мин.

3.Итог-1части-2мин

4.Современные техники в бумагопластике.

Исследовательская работа.

Показ образцов-5мин.

-Стихотворение «Чтоб работа закипела…»

5.Формирование умений и навыков при выполнении практической

работы-20мин.

Звучит

музыка

для

создания

рефлексотерапии,

эмоционального

настроя.

6.Анализ

выполненной

работы,

просмотр

с

подведением

итогов

-5мин.

Ход урока.

1.Вступительное слово преподавателя.

-Удивительный это материал-бумага. Натуральный, благородный. А

какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного

фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе –потрясающей красоты

композиции!

Смотришь,

а

ведь,

выполнено

все

из

тонкого

листа

бумаги.

Что

же

это

за

такое

чудо-бумага!?

Как

ее

делают?

Как

изготавливают?...

2.Историческая справка о возникновении бумаги.

Цель: знакомство с появлением, технологией переработки бумаги.

Методические

указания:

Активизация

внимания

на

полученные

знания.

3.Поведение итогов 1части.

4.Исседовательная работа

.

Цель:

формировать

представления

обучающихся

о

различных

способах работы с бумагой.

-мозаика;

-аппликация;

-оригами;

-оригами модульное;

-квилинг;

-торцевание;

-аппликация из ладошек;

-айрис- фолдинг;

-скрапбукинг;

-киригами.

Обучающиеся закрепляют знания о способах работы с бумагой

Методические

указания:

Активизировать

обучающихся

в

поиске

исследовательского материала.

-Стихотворение:

«Чтоб работа закипела

Приготовьте все для дела

Будем клеить, мастерить-

Все должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей

Не забудь про карандаш-

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи

В порядке вещи содержи

-Все готовы? Молодцы!...

5.Формирование

умений

и

навыков

при

выполнении

практической работы.

Творческая работа «Цветы в вазе».

Цель:

Использование

полученных

знаний

о

свойствах

бумаги,

композиционном решении составлении букета.

Звучит музыка.

Самостоятельная творческая работа обучающихся .

Индивидуальная работа.

Напомнить о технике безопасности с ножницами.

Методические указания: При выполнении творческой работы дать

возможность выразить в изделиях свои чувства, настроение.

6.Анализ выполненной работы.

Подведение итогов.

Цель:

оценить

уровень

учебно-познавательных

компетенций

при

работе с бумагой.

Методические пояснения

Сегодня

главной

целью

образования

по-прежнему

является

всестороннее развитие и воспитание ребенка. Творчество –это тот

путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Учебно-познавательные компетенции предполагают умения:

-ставить цель и организовывать ее достижения, уметь пояснять

свою цель;

-организовывать

планирование,

анализ,

самооценку

своей

учебно-познавательной деятельности;

-владеть измерительными навыками.

В школьном образовании существуют различные педагогические

инновации и преподаватели на уроках используют инновационные

технологии в образовании:

-игровые технологии;

-личностно-ориентированное обучение;

-проектно-исследовательская технология;

-информационно-коммуникационная технология.

Данные технологии обуславливают продуктивную работу и

успех в производственной деятельности, побуждают мотивацию у

обучающихся к познавательной деятельности.

Удивительный

этот

материал-бумага.

Н ату р а л ь н ы й ,

благородный,

благодарный.

А

какой

неожиданный

пластичный!

Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и

на выходе- потрясающий красоты композиции.

Зан я ти я

бумагоп ласти кой

сп о соб ствуют

р а з в и т и ю

познавательных

способностей.

Во

время

работы

обучающиеся

знакомятся

с

различными

видами

бумаги,

з а к р е п л я ю т

конструктивные

навыки,

учатся

ориентироваться

в

пространстве.

Кроме

того,

развивается

мелкая

моторика,

совершенствуется

координация

движений

пальцев

и

кистей.

Нельзя

пропустить

и

воспитательные моменты. Работа ребят сближает, дисциплинирует,

появляются

общие

интересы.

Во

время

занятий

обучающиеся

получают теоретические знания и тут же на практике проверяют,

убеждаются

и

закрепляют

полученный

опыт.

При

этом

их

переполняют

положительные

эмоции,

поделка

выполнена

собственными руками.

Психические

процессы

развиваются

одновременно

с

познавательными

способностями.

Бумагопластика

стимулирует

развитие восприятия.

Искусство

моделирования

бумажных

художественных

композиций

на

плоскости

и

создание

трехмерных

скульптур

объединено одним названием- бумагопластика.

В нашем современном мире технических новинок, бумага стала

популярным материалом в декоративно-прикладном искусстве.

Занятия

бумагопластикой

развивают

активность,

творческую

инициативу, художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии,

побуждает к творчеству и самостоятельности.

Данные уроки способствуют развитию не только определенных

технологических навыков, но и таких качеств как пространственное

воображение,

конструктивное

мышление,

а

также

творческого

развития

личности.

Творческая

активность

успешно

развивает

познавательные способности в овладении знаниями.

В

процессе

обучения

учащиеся

учатся

подбирать

цветовое

сочетание, т.е формируется чувство цвета, умение подбирать яркий, и

мягкий

колорит,

учитывать

плавность

цветовых

переходов.

Овладевают умением грамотно и красиво составлять композицию,

подбирать фон.

Изучение основ складывания из бумаги развивает творческое

мышление, воображение, мелкую моторику, помогает приобщиться к

миру

прекрасного,

кроме

того,

приобретают

навыки

учебно-

исследовательской работы, опыт работы в коллективе.

Бумагопластика- это современный вид искусства. К концу 20-го

столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства.

Характеристика 2-А класса.

В данной группе обучается 11 человек.

1.Алексаноа Екатерина.

2.Зыбанова Ангелина.

3.Захарова Мария.

4.Суркова Валерия.

5.Карпова Елизавета.

6.Козырева Любомила.

7.Прокофева Ксения.

8.Смахтина Кира.

9.Сосина Анастасия.

10.Шишкина Валерия.

11.Уколов Андрей.

Возраст обучающихся в данной группе 9-11 лет.

В

группе

ребята

подразделены

на

очень

способные

и

среднеспособные, все осваивают базовую част программ.

Зыбанова А., Захарова М., Суркова В., Прокофьева К., Сосина Н.

отличаются высокими способностями в любой работе, уверенные в

своих силах, качественно и на высоком уровне выполняют задания,

творчески,

с

воображением,

целенаправленно

умеют

организовать

деятельность. Всегда проявляют инициативу и желание помочь своим

одноклассникам.

Алексанова К., Карпова Л., Козырева Л., Смахтина К. неплохо

осваивают приемы работы с бумагой, но им не хватает уверенности,

немного

рассеяны,

что

сказывается

на

результате

выполняемой

работы.

Шишкина Л. Обучается одну четверть, способности развиты на

слабом

уровне,

но

девочка

старательная

и

у

нее

все

должно

получится. Уколов А. не внимательный, отношения к занятиям не

всегда

серьезные,

отвлекается,

быстро

утомляется,

ввиду

частых

пропусков по болезни .

Проведена предварительная работа по подготовке к открытому

уроку,

обучающиеся

показали

огромное

желание

к

выполнению

данной работы.

Цель дальнейшей работы- развивать навыки работы с бумагой

,продолжить

изучение

нового

вида

декоративно-прикладного

искусства - бумагопластика.

Наглядный материал

Зрительный ряд:

- Выставка пасхальных яиц

- Иллюстрации (журналы) «Народное творчество»

Музыкальный ряд:

- П.И. Чайковский «В церкви»

- «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.

«Песнопение Свято-Троицкой Сергиевской Лавры»

- Звон колоколов

Литературный ряд:

- Стихотворение «Распушила ветки верба…»

- Стихотворение «О чем звонят колокола?..» Е. Шаламонова.

План урока:

1.

Знакомство с историческими традициями праздника русской

Пасхи.

2.

Погружение в тему. Звон колоколов.

3.

Закрепление

знаний

учащихся

о

последовательном

выполнении главного символа Пасхи – яйца.

4.

Формирование

умений

и

навыков

при

выполнении

практической работы в завершающей стадии.

5.

Просмотр работ учащихся и подведение итогов.

6.

Пасхальные игры с яйцами.

Ход урока:

Форма урока: Групповой урок с применением базовых компетенций

на уроках декоративной композиции.

1.

Знакомство

с

историческими

традициями

праздника

русской

Пасхи.

Цель: Определение основы всего православного мировоззрения –

главный праздник.

Описание:

Учащиеся

вместе

с

преподавателем

анализируют

зрительный ряд, находят приемы и способы их воздействия на зрителя,

получают знания о главном празднике. Далее с учащимися анализируем

эмоциональное состояние праздника.

Методические

указания:

Активизация

внимания

на

получение

знаний.

2. Погружение в тему.

Цель: Формирование эмоционального настроя с помощью стихов и

музыки.

Описание: Слушая звон колоколов и произведения П.И. Чайковского

«В церкви», учащиеся стараются представить праздничное настроение в

церкви,

радость

в

душе,

теплый

весенний

день.

-

Стихотворение

«Распустила ветки верба».

Методические указания: Данная часть урока должна быть краткой и

эмоционально насыщенной.

3. Закрепление знаний учащихся о последовательном выполнении

главного символа Пасхи – яйца.

Цель: Формирование базовых компетенций.

Описание:

Используя

информационно

рецептивный

метод

обучения, учащиеся и преподаватель ищут красивые цветочные решения,

гармонично сочетающиеся между собой. Уточняя о разнообразии видов

плетения из бисера преподаватель наблюдает за умениями и навыками

учащихся.

Методические

указания:

Активизировать

внимание

учащихся

на

состояние объемного предмета.

4. Формирование умений и навыков при выполнении практической

работы в завершающей стадии.

Цель:

Использование

полученных

знаний

о

различных

видах

плетения,

развитие

творческого

воображения,

фантазии,

воплощения

своих идей в работу.

Описание: Формирование соответствующего состояния происходит

через прослушивание музыки - «Звон колоколов».

Учащиеся

занимаются

самостоятельно

в

завершающей

стадии,

выполняя

работы,

стараясь

воплотить

свой

замысел,

используя

полученные знания, умения и навыки.

Преподаватель, наблюдая за творческим состоянием учащихся очень

осторожно и деликатно работает индивидуально.

Во

время

урока

сохраняется

духовное

настроение

праздника,

«чистая» творческая атмосфера.

Методические

указания:

При

выполнении

практической

работы

важно сохранить таинственный настрой, дать возможность выразить свои

чувства и ощущения.

1.

Просмотр работ и подведение итогов.

Цель: Формирование базовых компетенций при работе с бисером.

Описание: После завершения работы учащиеся делают выставку

своих

работ,

преподаватель

анализирует,

отмечая

выполненные

композиции,

советуясь

с

ребятами.

Создается

максима льно

доброжелательная атмосфера при анализе.

Методические указания: Данный этап урока должен быть кратким,

учащиеся должны иметь возможность высказать свою точку зрения.

Характеристика 2а класса

В данной группе обучается 12 человек:

1. Борискин Ваня.

2. Жвирко Лера.

3. Зубкова Настя.

4. Максимов Никита.

5. Мухатаева Аня.

6. Бузанова Алина.

7. Сажина Вика.

8. Сергеева Алина.

9. Хмель Яна.

10. Дружинина Ира.

11. Валл Катя.

12. Шумайлова Софья.

Возраст учащихся данной группы 9 – 10 лет.

Основная масса обучающихся в классе – это дети со средним

уровнем

способностей,

которые

в

состоянии

освоить

программу

только на базовом уровне.

Борискин Ваня, Зубкова Настя, Дружинина Ира и Мухатаева

Аня отличаются сообразительностью, трудолюбием, уверенностью и

высоким качеством исполнения работ.

В

целом

учащиеся

класса

разнообразны

по

характеру,

отношению к обучению, вниманию и воображению.

Учащимся Жвирко Валерии и Максимову Никите свойственны

нетерпеливость,

неуверенность

при

работе

с

бисером.

С

ними

провожу большую индивидуальную работу.

Учащиеся готовы для проведения открытого урока.

Методическое пояснение

Стремление

усовершенствовать

учебный

процесс

приводит

к

формированию у учащихся базовых компетенций при выполнении работы

с бисером.

Постигая

основы

бисероплетения

мы

развиваем

у

учащихся

художественный вкус, воспитываем терпение, приучаем к аккуратности.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом

ребенке. Научится работать с бисером могут многие. Но достичь каких то

высот в этом искусстве может только тот, кто не просто копирует работы

мастеров,

а

создает

новые

композиционные

и

художественные

разработки, тем самым развивая свои творческие способности.

При

создании

изделий

мы

советуем

обращать

внимание

на

следующие факторы: назначение изделия, его форму, технику плетения,

узор (орнамент), цветовую гамму бисера. Все перечисленное в сочетании с

высоким

качеством

исполнения

определяет

художественную

ценность

изделия.

Способ работы, бисер, подбор цветовой гаммы, характер орнамента

придают бисерным изделиям каждого мастера свои отличительные черты.

Создавая бисерные изделия необходимо работать над композицией.

От

композиции

зависит

смысл

и

порядок

построения

изделия.

Целенаправленностью и единством композиции выражается содержание

замысла автора. Для достижения выразительности и целостности изделия

что – то должно быть главным, на что автор хочет обратить внимание, а

остальное должно подчеркивать это главное.

Звучание

музыки

на

данном

уроке

оказывает

воздействие

на

творческую

деятельность,

способствует

глубокому

проникновению

в

предстоящий праздник, позволяет привлечь учащихся в мир бисерных

фантазий.

Список методической литературы:

1.

Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения». Культура

и традиции, 1999 г.

2.

Ляукина М.В. «Бисер». Москва. «Аст-пресс», 2000 г.

3. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство». Москва.

«Академия», 1999 г.



В раздел образования