Автор: Соловьева Инга Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОКШ №4"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Классный час
Тема: Правонарушения среди несовершеннолетних
Раздел: среднее образование
Классный час для учащихся 5 классов
Тема: «Правонарушения среди подростков».
Цель:
- развитие нравственных качеств;
- воспитание уважения друг к другу;
- сформулировать понятие правонарушение;
Наглядность, дидактические средства:
презентация «Правонарушения
среди
подростков»,
анкета
«Правонарушения
несовершеннолетних»,
карточки с ситуациями.
Вступительное слово.
Добрый день! Ребята на сегодняшней встрече мы бы хотели затронуть
одну из актуальных тем на сегодня, это правонарушения среди подростков. В
начале нашего занятия давайте обратимся к словам афинского драматурга и
трагика Софокла «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их
вели вперед».
Как вы понимаете данное изречение? (дети рассуждают).
В
современном
мире
у
молодого
поколения
есть
множество
возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и
художественные школы, молодежные театральные студии, стадионы. Но
случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой
для себя, а бывает, что проводит и во вред самому себе. Давайте обратимся к
теме нашего мероприятия и попробуем сегодня найти ответы на вопросы что
же такое правонарушение? Имеет ли место правонарушение в жизни
подростков?
Несет
ли
подросток
ответственность
за
проступок
и
правонарушение и как не допустить неправильного поступка в своей жизни.
Обо всем об этом мы сегодня с вами поговорим.
Ход мероприятия.
Для начала давайте порассуждаем, что такое правонарушение? Как вы
понимаете? (ответы детей).
Конечно, правонарушение редко когда может возникнуть из ниоткуда,
чаще всего есть предпосылки совершения проступка, т.е. неправильного
поведения. Давайте приведем пример плохого поведения (дети приводят
примеры.)
Обратимся к энциклопедии. Что такое правонарушение?
Правонарушение это- неправомерное поведение, виновное противоправное
общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее
требованиям
правовых
норм
и
совершённое
праводееспособным
(деликтоспособным) лицом или лицами.
Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и
преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными
и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то
есть деяния, нарушающие закон. Они могут различаться по категории
тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую
ответственность - уголовную, административную, гражданскую.
Энциклопедия дает нам четкое понимание того, что правонарушение–
это не только неправильное поведение, но и за совершение проступка
имеется ответственность.
Как вы понимаете нарушение норм права?
Какие нормы вы знаете? Приведите пример?
Как человек может причинить вред другим лицам?
За какие ситуации подросток может понести ответственность?
Как вы думаете, почему случаете так, что подросток оступился или совершил
правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет
выделиться и др.)
Как
вы
поняли
из
данных
энциклопедии
ответственность
за
правонарушения есть, а для несовершеннолетних подростков какая и когда
наступает ответственность? (ответственность есть административная (с 16
лет) и уголовная (с 14 лет)
Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде»
Давайте проведем анонимный тест для выявления правонарушения в
школьной среде. (приложение 1.)
Раздаются карточки с конфликтными ситуациями.
Пока помощники обрабатывают ваши анкеты, давайте разыграем
конфликтные ситуации. Дети делятся на 3 группы, придумывают и
проигрывают ситуации, определяя как она может закончиться и является ли
она правонарушением.
Ребята инсценируют.
Мозговой штурм.
Ребята, вы хорошо справились с заданием, много рассуждали, а теперь
давайте подведем итог и попробуем составить памятку.
Составление памятки.
Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим
памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушения.
1.
Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе
2.
Организуй своё свободное время (посещение кружков, секций, занятие
любимым делом)
3.
Не общайся с сомнительными компаниями.
4.
Если что-то произошло обязательно расскажи об этом взрослым
5.
Помни, что все поступки несут за собой ответственность
Приложение 1.
Тест «Выявление правонарушений в школьной среде».
1. Твой пол
- мужской
- женский
2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?
а) с удовольствием, с хорошим настроением
б) равнодушно, без удовольствия
в) с плохим настроением
4. Случалось ли тебе участвовать в драке?
Если да, то с кем?
а) со сверстниками в школе
б) со сверстниками на улице
в) со старшими ребятами в школе
г) со старшими ребятами на улице
д) с другими людьми
е) такого не случалось
5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать,
издеваться над тобой?
а) да, сверстники в школе
б) да, сверстники на улице
в) да, старшие ребята в школе
г) да, старшие ребята на улице
д) да, другие люди
е) нет, такого не случалось
6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали
принести что - либо из дома?
а) да, случалось
б) нет, такого не случалось
7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?
а) рассказывал родителям
б) рассказывал старшему брату (сестре)
в) рассказывал другу, подруге
г) рассказывал учителю
д) пытался защитить себя, дрался
е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали
ж) такого не случалось