Автор: Бородкина Ирина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№7
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Урок обучения грамоте.
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.
Раздел: начальное образование
Урок обучения грамоте.
Класс: 1 В
Учитель: Бородкина И.В.
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.
Цели:
- формирование представления о смыслоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков;
- развитие фонематического слуха, словесно-логического мышления, монологической речи учащихся;
- формирование умения удерживать учебную задачу под руководством учителя; выделять известное и неизвестное
Оборудование: предметные картинки, картинки-карточки, проектор.
Ход урока.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
(предполагаемые)
1.Организация
урока.
2.
Мотивационный.
Речевая разминка.
3. Ситуация успеха.
«Лесенка знаний»
4. Постановка
учебной задачи.
Приветствие детей.
- Улыбнитесь друг другу, поделитесь
хорошим настроением. Я желаю
вам сохранить тепло и радость на
весь урок.
Работа над скороговоркой.
Тимошка крошит крошки.
Выделить звук [ш].
Проговорить беззвучно.
Проговорить шёпотом.
Проговорить медленно.
Проговорить быстро.
- Ребята, а кого можно назвать
Тимошкой?
К нам на урок сегодня тоже пришёл
кот из сказки «Алиса в стране
Чудес». Вернее не только кот, а
добрые персонажи этой сказки. Кто
настраиваются на урок
Дети
выполняют
задания
учителя.
Тимошкой можно назвать кота.
Чеширский кот мог исчезать, мог
показать
только
голову
или
Презентация
Слайд №1(герои сказки)
Физ. минутка
читал или смотрел эту сказку? Какие
чудеса происходили там?
Алиса предлагает отправиться
сегодня в путешествие по Стране
Чудес. Хотите?
Мы поедем на волшебном поезде,
где первый вагончик -красный,
второй- синий, третий – зелёный.
- Расскажите, чему мы научились на
предыдущем уроке обучения
грамоте?
*фиксирует ответы детей с
помощью моделей
- Работая в паре, выложите модель
слова- кот
- Назовите звук и покажите, какой
фишкой вы его обозначили.
Молодцы! Именно эти знания вам
помогут занять места в вагонах
нашего волшебного поезда. Как вы
думаете, в первый красный вагон
сядут ребята, у которых имя
начинается на какой звук? А во
второй синий вагон? А кто сядет в
третий зелёный вагон? Это мы
узнаем позднее. Расскажите, кто
поедет в 1 вагоне? Во 2 вагоне?
Мы едем, едем, едем!
Длинным будет путь.
Скоро до Страны Чудес доедем,
Там мы сможем отдохнуть!
только свою улыбку, в стране
обитают невиданные существа,
Алиса могла быстро вырасти или
уменьшиться
в
росте,
могла
войти в дерево и попасть в
красивый зал и т.д.
- Мы научились находить все
звуки в слове.
- Научились определять гласные
и согласные звуки в слове.
* дети выкладывают на парте
модель слова из фишек
*рассматривают иллюстрации
к стихотворению на слайде
Слайд №2
(волшебный паровозик)
Слайд №3
Слайд №4
(волшебный паровозик)
Слайд №5
(текст и иллюстрации к
стихотворению)
Слайд №6
(звуковые схемы слов
«кот» и «кит»)
5. Учебные
действия.
Создание игровых
условий для
введения
терминов “мягкие”
и “твёрдые”
согласные звуки и
отработки
действий
различения этих
звуков.
Первичное
закрепление.
Введение
специальных
знаков для
обозначения
мягких и твёрдых
согласных звуков
Физ. минутка
Закрепление
знаний.
Первое чудо случилось!
Давайте прочитаем стихотворение
Бориса Заходера «Кот и кит»
-В чём загадка этой сказки?
Сравните первые звуки в словах
«кот» и «кит» Они чем то
отличаются? В каком слове первый
звук звучит мягко?
Мягкие согласные звуки обозначают
кружком зелёного цвета.
А теперь сравните первые звуки в
словах «лук» и «люк»
Какой вывод можно сделать? Какие
бывают согласные звуки?
-Молодцы! Продолжаем наше
путешествие по стране Чудес.
Мы едем, едем, едем!
Длинным будет путь.
Скоро до Страны Чудес доедем,
Там мы сможем отдохнуть!
Открываем пропись на странице 49.
Сначала посмотрите на слайд. Чем
похожи эти слова? На какой звук
они начинаются? Дайте
характеристику звуку (Щ)
- Щелкунчик хочет путешествовать
с нами, как вы думаете, в какой
- Да.Разные.
* произносят вместе с
учителем слова кот, кит.
- Мягкий согласный в слове –кит.
*работают в парах, произносят
слово и по первому звуку
определяют, твёрдый звук или
мягкий.
- Согласные бывают твёрдые и
мягкие.
Этот звук согласный и мягкий.
-Он сядет в 3 зелёный вагон, т. к.
его имя начинается на мягкий
согласный звук,
Слайд №7
(звуковые схемы слов
«лук» и «люк»)
Слайд №8
(рисунки слов –щётка,
Щелкунчик, щегол,
щавель)
Слайд №9
(волшебный паровозик)
6. Итог.
7. Рефлексия.
вагон он сядет? Почему?
Кто из вас пересядет в 3 вагон? У
кого имя тоже начинается на мягкий
согласный звук?
А сейчас пропишем по образцу
учителя букву «Щ»
Что нового вы узнали на уроке?
Вы узнали, что согласные звуки
бывают “ мягкие” и “ твёрдые”,
научились находить их в словах и
отличать друг от друга.
Путешествие по Стране Чудес
понравилось?
- Если вы сегодня работали без
затруднений, то поднимите
зелёные карандаши.
Если на уроке были затруднения и
не всё стало понятным, то
поднимите красные карандаши.
- Молодцы, ребята! Спасибо за
урок!
-Миша, Лёва.
Дети пишут в прописи.
- Согласные бывают твёрдые и
мягкие. Познакомились с буквой
Щ, она обозначает согласный
мягкий звук.
Слайд №10
(схема- какие бывают
звуки)