Напоминание

"ТРИЗ технологии в речевом развитии дошкольников"


Автор: Бушмакина Елена Викторовна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: п.Харп
Наименование материала: "Технология ТРИЗ в коррекционно -развивающей работе логопеда "
Тема: "ТРИЗ технологии в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

I.

Лимерики – технология развития связной речи дошкольников, разработанная на

основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Работа

с

такой

формой

монологического

текста,

как

стихотворение,

благоприятствует

развитию

способности

чувствовать

художественную

выразительность

слова.

При

восприятии

стихотворных

текстов

детьми

закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности,

меткости, образности.

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не

сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает

выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют

естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное,

устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то

же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир,

запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей

составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет

сложившейся методики этой работы.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с

трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения,

которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Мы предлагаем для развития словесного творчества одаренных детей использовать

лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк,

написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты

начали сочинять в Ирландском городе Лимерик.

Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника ЭдВ

варда Лира (1812 - 1888). В методических разработках посвященных, ознакомлению

детей

с

поэтическим

словом справедливо указывается, на необходимость

формирования интереса к стихотворным текстам.

На начальных этапах работы необходимо вызвать у детей интерес к

художественным произведениям, наполненным фантазией, юмором, словесными

играми в рифмы, ритмы, звукоподражания. Как же научится играть в стихи и со

стихами? Конечно, их нужно читать детям, заучивать наизусть. Иначе игра не

состоится. Правила игры заключаются в самом стихотворении, в его назначениии

содержании. Всем известны, например потешки, небылицы, считалки, дразнилки,

скороговорки, смешинки и прочая стихотворная «шумиха», которую принято

считать пустой забавой. Все это в первую очередь игры, которые обучают или

быстрому произношению трудной фразы, или сложному звукосочетанию. Чем чаще

повторяются стихотворения, тем больше в них можно увидеть загадок, шуток,

звукоподражаний, перевёртышей и других игр. Это, в свою очередь поможет сделать

ещё один шаг к новому увлечению –сочинению собственных рифмованных текстов, а

в дальнейшем и

собственных стихотворений. Приобретенная способность к

сочинительству тоже игра и вместе с тем –награда за труд. Она открывает ребёнку

путь к бесценным сокровищам мировой поэзии и к собственному речевому

творчеству.

II.В результате практического исследования были выделены следующие этапы

работы:

1.Знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста.

2.Коллективное составление текста по алгоритму.

3.Создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами.

4.Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов

Вторая младшая группа

Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка –синичка,

кот –рот и т.д. обуждать детей

к созданию двух –трёх рифмованных строчек

(полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках,

или из ближайшего окружения.

Средняя группа

Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две –

три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине,

описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Побуждать детей создавать

четырёхстрочные стишки.

Старшая группа

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные

(лень–пень), глаголы бежал –лежал), прилагательные (красивый –милый), наречия

(легко –глубоко)Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать

причинно –следственные связи, обозначенные в тексте.

Подготовительная группа

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слов а и создавать

четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в

сказках, или из ближайшего окружения.Формировать умение составлять рифмовки,

используя разнообразные модели

III. Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей

составлению рифмованных текстов

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Младшая группа

1. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых

рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых

рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо

картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда

сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации.

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25.

Необходимо

поощрять

инициативу

детей

по

самостоятельному

подбору

рифмующегося слова.

«Складные картинки» (Кольца Лулия)

Цель:учить детей работать с кольцами Лулия; подбирать рифмующиеся слова.

Ход: На малом круге в секторе картинки, а к ним мы будем подбирать рифмующиеся

слова, которые расположены на большом круге.

2. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое - либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

Методические рекомендации.

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое

заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети

должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

3. "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для

начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-

был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок

составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР: "Жил-был рак и был похож на мак".

Методические рекомендации.

Воспитатель

поощряет

детское

творчество

и

предоставляет

возможность

самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять

местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).В качестве

усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был

веселый рак, и он часто глядел на алый мак).Эту игру можно проводить с детьми 4-

хлетнего возраста.

4. Название игры, цель, содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?»

Учить

анализировать

содержание

стихотворения

и

устанавливать

причинно-

следственные

связи,

обозначенные

в

тексте.Воспитатель

читает

небольшое

стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

1. О каком объекте идет речь?

2. Какими признаками наделен объект?

3. Какие действия он совершал?

4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

5. «Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог

последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.

Ход: Воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.

1.Зайка звонко барабанит.

Он серьезным делом ... (занят).

2.Первым просыпается пастух,

Раньше пастуха встает ... (петух).

3.Ёжик–сторож теремка –

Злой лисе намял ... (бока).

4.Снеговик–«морковный нос» -

Ёлку

нам

домой

...

(принёс).

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.Вариант игры:

воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-

рифму

6. «Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая -

бодатая, жевала - глотала).

Ход: ведущий загадывает слово, играющие придумывают рифму.

Для следующего этапа работы необходимо научить ребёнка подбирать рифмы к

разным частям речи: глагол, существительное, прилагательное, наречие. Можно

сделать дидактический мяч. Этот мяч будет подсказкой и для воспитателя. Наклеить

на мяч рифмы к разным частям речи -существительные рак –мак, цветок –носок, утка

–шутка и т.д. Глаголы: бежали-лежали, играли –звали, толкали –моргали и т.д.

Прилагательные: красивый –массивный, яичный –

пшеничный и т.д. Наречия: широко –далеко, глубоко –высоко. Эту игру мы

обозвали

«Рифмованный мяч»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмы к разным частям речи.

Ход: воспитатель называет какое-либо слово определённой части речи, дети

придумывают к нему рифму.

Игровой

мотив: игра

с

мячом

или

другим

предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой

придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

7.«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с

ним.

ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

8.«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от

других

детей

или

сочинение

«путаницы».

ПР:

«В

море

плавает

олень,

на

лугу

лежит

тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны

составить двустишье про изображенный на картинке объект.

9.«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская

ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное

предложение,

фразу.

10.«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и

словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети

преобразуют свойства

объекта в

слова

и словосочетания

с

уменьшительно-

ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и

т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а

головуукрашалка»).

11. «Весёлые рифмы

Ещё К.И. Чуковский обращал пристальное внимание на необходимость

поэтического воспитания детей. Совсем необязательно, считал он, делать детей

стихотворцами, но научить их подлинному восприятию поэзии, развивать умение

наслаждаться стихами просто необходимо. Так именно поэзия помогает ребёнку

прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иные (кроме

семантических) смыслы и значения слов.

Для привлечения ребят к игре можно использовать одно из предлагаемых ниже

произведений. Например, прочтите отрывок из рассказа Н.Носова «Незнайка – поэт».

Или рассказ А.Смирнова «Василёк»:

«На столе стоял букетик полевых цветов. Во все стороны сияли жёлтые

солнышки ромашек. Иван-чай возвысил розовый султанчик, рядом с ним – синие

васильки, а посредине букета – жёсткий татарник поднял свою чешуйчатую булаву.

Нас было шестеро вокруг стола: Наташа, Ваня, Катя, Оля, Маша и я. Я выбрал один

василёк на длинном стебельке и передал его Наташе, сказав: «Василёк. А ты придумай

рифму и отдай цветок Ване с каким-нибудь новым словом». «Василёк – стебелёк, -

ответила Наташа и вручила цветок Ване, добавив: - Иван-чай». «Невзначай, - нашёлся

Ваня. – Ромашка». Так василёк попал к Кате. Катя ещё маленькая, ей трудно рифмы

придумывать. Оля помогла ей: «Ромашка – чашка». «Чашка! – обрадовалась Катя и

передала цветок Оле со словом «горошек» (чашка у Кати была в горошек). «Горошек –

порожек, - срифмовала Оля и, вручая василёк Маше, сказала: - свет». «След, - ответила

Маша и, передав мне цветок, добавила: - уголёк». «Василёк, - сказал я. А теперь я

передаю цветок вам вместе с этой игрой в рифмы и говорю: «Пока. А вы родолжайте».

12.«Найди рифму»

Цель: Продолжать учить создавать рифму и находить похожие по звучанию слова.

Ход: Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова:

Мост–хвост –тост и т.д.

Птица –пицца –синица и т.д.

Подушка –лягушка –кадушка и т.д.

Затем воспитатель читает четверостишия и просит детей находить слова в рифму.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

13.«Кто кем становиться?»

Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.

Ход: воспитатель читает стихотворение

А. Шибаева («Для самых маленьких», «Озорные детки»,

«Самовар») а дети договаривают слова.

Жил–был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

Взрослая .... (собака).

Бык могучий великан,

В детстве был ...(телёнком)

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал ... (конём)

14.Чужое слово

Большинство детей от природы обладает поэтическим дарованием, которое

с

возрастом исчезает, если ему не находят должного применения и не обеспечивают

полноценного развития в детские годы.

Эта игра развивает не только речь, но и подлинное понимание художественного

произведения.

Она

откроет

ребёнку

новый

источник

удовольствия,

когда

в

поэтической речи он начнёт улавливать особенно чёткий ритм, удачную рифму, а в

дальнейшем и самостоятельно сочинять небольшие стихи. Освоение игры происходит

постепенно и с усложнениями.

Предлагая ребёнку послушать стихотворение, обратите его внимание на то, что

одно слово в нём чужое – оно сбежало из другого стихотворения. Надо найти «чужое»

слово и угадать, чьё место оно заняло.

Например:

Стала льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это значит началась

В городе осень.

«Где чужое слово? Как вы догадались? Почему оно не подходит?» Если задать

ребёнку это вопросы, он почти наверняка укажет только на нарушение смысла. Не

отчаивайтесь, самое главное, что малыш понял игровую задачу. Поэтому в следующем

отрывке можно заменить слово, не нарушая смысла:

По лесу без дорожек

Колючий ходит дикобраз.

Обычно здесь ребёнок аргументирует свой ответ тем, что получается нескладно. Пока

не стоит обращать внимание малыша на то, что оно не подходит по ритму (если,

конечно, он сам об этом не догадался). Если одновременное нарушение рифмы и

ритма опознаётся без затруднения, можно продолжить усложнение задачи:

Любят в городе слона:

Вежлив он и скромен.

Только дверь ему узка:

Слишком уж огромен.

Тут слово «Узка» подходит и по смыслу и по ритму. Нарушена только рифма.

Если ребёнок не смог найти чужое слово, прочтите стихотворение правильно (вместо

«узка» - слово «тесна») и спросите: «Получается более складно? Почему?»

И наконец, замена слова, нарушающего только ритм:

Из района Тропарёво

Шла на северо-восток

Весёлая корова

И во рту несла цветок.

Все объяснения остаются такими же, что и в предыдущих случаях, только

необходимо ребёнка познакомить с новым понятием «ритм». Слово «весёлая» - чужое

по ритму (ритм можно прохлопать), в оригинале стоит слово «симпатичная» (хотя

ребёнок может сказать «развесёлая», что конечно же, будет считаться правильным)

Для игры можно использовать и другие стихи – главное, чтобы они не были знакомы

детям. Пусть они и сами загадывают вам строчки с вставленными в них чужими

словами. В дальнейшем можно перейти к играм, предполагающим освоение рифмовки

слов.

15.Рифмованные загадки

Принципы отбора загадок:

· краткость – загадки должны содержать не больше 2–4 строк;

· доступность содержания – смысл загадок должен быть доступен для понимания

детей раннего возраста;

· наличие рифмы – отгадкой является последнее слово-рифма;

16.«Отгадывание загадок»

Цель: формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в

рифму

Ход: Воспитатель читает загадки, а дети отгадывают.

1. Летом в болоте

Вы её найдете,

Зеленая квакушка.

Кто это? .... (лягушка)

17.«Загадки –присказки»

Цель: Вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь.

Ход: Воспитатель читает загадки, дети их отгадывают.

1. Я маленькая птичка -

Зовут меня .... (синичка).

2. Зимою она то, как пух, то тверда,

Летом её называют .... (вод

а).3. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все .... (солнце).

4. Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные .... (коньки)

Итак, подбирая загадки, старайтесь, чтобы их содержание было доступно для детей.

Если содержание загадки незнакомо малышам из опыта, необходимо предварительное

объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки

(такую работу можно проводить на занятиях по знакомству с окружающим миром). Из

опыта работы были отобраны в основном загадки про животных.

Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять

игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек

и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей.

Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и

стараются быстро дать ответ (используется принцип повторяемости).

IV. "СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ" – средняя группа

Следующий этап работы заключается в создании лимериков. Сначала лимерики

создаются группой детей, где ведущую роль берёт воспитатель. Во время составления

лимерика ребёнок может придумывать слова в рифму, но этих слов нет в русском

языке. В принципе это придуманное слово можно оставить, но с условием, если

он объяснит его значение, этим самым ещё и формируется детское словотворчество.

1.Для начала ребёнка необходимо познакомить с правилом работы со схемой:

1 строчка Жил –был (объект)

2 строчка Какой? (Сравнение или указание на свойство объекта)

3 строчка Что делал? (Действие или взаимодействие с другими объектами)

4 строчка С кем общался?

5 строчка Вывод

Первая и вторая строчки рифмуются между собой;

Третья и четвёртая строчки рифмуются между собой;

Пятая является выводом и может не рифмоваться

Например: Жила–была кошка, Жила –была речка,

Звали её мошка. Она была горячей как печка.

Маленькая она была, В лесу она бежала,

На ладошке у

меня спала. Всех обогревала.

Вот такая у меня кошка. Вот такая заботливая речка

Правила составления рифмованных текстов изменился с усложнением:

1.Стихотворение составляем из пяти строчек.

2.Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

3.Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.

4.Пятая строчка это вывод и он не рифмуется.

5.Стихотворение мы составляем с помощью имен признаков.

6.Начало стихотворения начинает зачин, он может начаться и с объекта, и с

действия, и с места.

7.В стихотворении может быть несколько действий, объектов, мест.

8.После

того

как

составили стихотворение,

делаем вывод и даём название

стихотворению.

(Рисунок 1. Стихотворный домик)

Например:

Жила была птичка,

Совсем как невеличка,

По дому летала,

Зерна клевала

Вот такая птичка.

В этом стихотворении зачин жила-была и составлено оно без имён признаков. Имена

признаков подставляем, осле того как составили стихотворение и подставляем их

перед объектом, местом и действием. Вот какое смешное стихотворение получилось с

использованием имён признаков:

Влажная птичка.

Жила была мокрая птичка,

Совсем как разноцветная невеличка,

По дому квадратно летала,

Зёрна кисло клевала,

Ты была бы сухой,

если бы не летала под дождём.

2. "СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ"

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его,

используя новое начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка

Была красивой, как синичка,

По дороге б она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и

самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка

Была не такой красивой, как синичка,

То за жуком бы она не бежала,

И долго потом на траве не лежала.

Лучше пусть бы она в небесах полетала.

3. "СТИШОК ПРО НАС"

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых

событий.

Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и

написать стишок про это.

Методические рекомендации.

Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства

детей.

Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года жизни.

4. "ПРИДУМАЕМ СТИШОК ПРО ЗАНЯТИЯ"

Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний,

полученных на занятиях.

Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и

др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что они узнали.

Методические рекомендации.

Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили

модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно

составлять рифмованные тексты по итогам занятий.

5. «Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и

записывать его схемами.

Дети

составляют

рифмованный

текст

и

записывают

его

схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна

располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного

текста.

С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной

выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно

обозначать

повышение,

понижение

голоса,

восклицание,

вопросительную,

повествовательную интонации, паузу и т.д.

V. Рифмовки повышают настроение, объединяют и организуют детей своим ритмом.

Они оживляют занятия, помогают многим детям преодолеть психическое напряжение.

Рифмовка создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, развивает дыхание,

дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса. Формируется выразительная и

эмоциональная

речь.

Также

поднимает

настроение

ребёнка,

когда

родители

принимают участие в создании рифмованных текстов. Последнее вызывает чувство

радости и гордости за них.



В раздел образования