Автор: Капинос Надежда Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа им.почетного гражданина Московской области М.С.Трифонова
Населённый пункт: пос.Сергиевский Коломенского района Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесбереженье в учебном процессе"
Раздел: начальное образование
Здоровьесбереженье в учебном процессе ( начальная школа)
«Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а
не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В.А.Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема
здоровья детей приобретает глобальный характер.
В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека. И это
богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути.
Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья в нашей школе
внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают приучить
обучающихся к активной здоровой жизни.
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и
методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на
здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в
результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему свою задачу
я вижу в том, чтобы ученики сами включились в заботу о собственном здоровье,
научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также
приобщились к ценностям здорового образа жизни.
Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель:
как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приемы
здоровьесберегающих технологий.
Одним из условий правильной организации учебного процесса является
обеспечение гигиенических условий. В 1 классе перед началом учебного года мы с
родителями создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса
вызывает положительные эмоции. Каждую четверть рассаживаю детей, принимая во
внимание состояние их здоровья: зрение, слух. Расписание уроков составляется с
учётом работоспособности детей и трудности предметов. Я считают, что перегрузка
учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не
столько от количества, сколько от качества работы. В своей работе учитываю
возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов
учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое
утомление.
Каждый рабочий день у нас начинается с музыкальной утренней гимнастики.
Ребята с огромным удовольствием занимаются этим видом деятельности. Ведь
утренняя гимнастика необходима для развития всех систем организма: нервной,
сердечно-сосудистой, скелетно-мышечной, дыхательной.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности,
так и во внеклассной работе, включая элементы личностно-ориентированного
обучения:
1)
вхождение в рабочий день.
С самых первых встреч для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу
детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!» Такие
минуты помогают ребёнку глубже заглянуть в себя, развивают чувства детей,
заряжают их эмоциями, заинтересовывают и увлекают.
2)
Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках
и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
3) Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе
начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся.
Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье детей. Учитывая
это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который
обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.
Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное
напряжение, снять зрительное утомление.
Для снятия утомляемости стараюсь на уроках менять виды деятельности учащихся,
поэтому, начиная с 1 класса, провожу на занятиях физминутки для глаз. С этой
целью использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием
действий в рифмованной форме.
Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд.
Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.
Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону,
медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной
голове следить глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой
руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцами.
Повторить 10-12 раз.
Ежедневная гимнастика для глаз служит не только профилактикой нарушения
зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм при неврозах и
повышенном внутричерепном давлении.
Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень
часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью.
Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного
контроля.
Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять
негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за
трудное дело учения.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне
добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.