Напоминание

"Здоровьесбереженье в учебном процессе"


Автор: Капинос Надежда Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа им.почетного гражданина Московской области М.С.Трифонова
Населённый пункт: пос.Сергиевский Коломенского района Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесбереженье в учебном процессе"
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесбереженье в учебном процессе ( начальная школа)

«Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а

не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В.А.Сухомлинский

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема

здоровья детей приобретает глобальный характер.

В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека. И это

богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути.

Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья в нашей школе

внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают приучить

обучающихся к активной здоровой жизни.

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и

методам сохранения и укрепления своего здоровья.

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на

здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в

результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему свою задачу

я вижу в том, чтобы ученики сами включились в заботу о собственном здоровье,

научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также

приобщились к ценностям здорового образа жизни.

Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель:

как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приемы

здоровьесберегающих технологий.

Одним из условий правильной организации учебного процесса является

обеспечение гигиенических условий. В 1 классе перед началом учебного года мы с

родителями создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса

вызывает положительные эмоции. Каждую четверть рассаживаю детей, принимая во

внимание состояние их здоровья: зрение, слух. Расписание уроков составляется с

учётом работоспособности детей и трудности предметов. Я считают, что перегрузка

учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не

столько от количества, сколько от качества работы. В своей работе учитываю

возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов

учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое

утомление.

Каждый рабочий день у нас начинается с музыкальной утренней гимнастики.

Ребята с огромным удовольствием занимаются этим видом деятельности. Ведь

утренняя гимнастика необходима для развития всех систем организма: нервной,

сердечно-сосудистой, скелетно-мышечной, дыхательной.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности,

так и во внеклассной работе, включая элементы личностно-ориентированного

обучения:

1)

вхождение в рабочий день.

С самых первых встреч для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу

детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!» Такие

минуты помогают ребёнку глубже заглянуть в себя, развивают чувства детей,

заряжают их эмоциями, заинтересовывают и увлекают.

2)

Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках

и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

3) Использование приемов рефлексии.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе

начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье детей. Учитывая

это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который

обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.

Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное

напряжение, снять зрительное утомление.

Для снятия утомляемости стараюсь на уроках менять виды деятельности учащихся,

поэтому, начиная с 1 класса, провожу на занятиях физминутки для глаз. С этой

целью использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием

действий в рифмованной форме.

Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд.

Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.

Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону,

медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной

голове следить глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой

руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцами.

Повторить 10-12 раз.

Ежедневная гимнастика для глаз служит не только профилактикой нарушения

зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм при неврозах и

повышенном внутричерепном давлении.

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень

часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного

контроля.

Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять

негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за

трудное дело учения.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне

добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.



В раздел образования