Напоминание

Совершенствование профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в условиях введения профессионального стандарта педагога


Автор: Габбасова Фаруза Саяховна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Янгельское
Населённый пункт: МР Абзелиловский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в условиях введения профессионального стандарта педагога
Раздел: среднее образование





Назад




Совершенствование профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в условиях

введения Профессионального стандарта педагога

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и

личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет

педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и

воспитании учащихся.

Профессиональная компетентность учителя определяется умением:

Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и

предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы

школьников.

Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в

разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.

Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной

деятельности, выбор технологий самообразования.

(Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой, СПб, 2004,

Из-во РГПУ им. А.И. Герцена)

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование

восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической

среде.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение

квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель

современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к

социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А

свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс

педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился

спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную

воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия,

необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования;

трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности.

Профессиональные компетенции изначально предполагают наличие у учителя практического опыта, знаний и

умений в решении профессиональных задач.

Специфика учебного предмета «История» и методики его преподавания, состоят в том, что:

- учебный предмет «История» является средством приобщения учащихся к историческому опыту как ценности

человеческого мироздания;

- предмет «История» является одним из наиболее политизированных предметов, т. к. из практически бесконечного

количества исторических фактов всегда можно выбрать те, которые в наибольшей мере отвечают целям данного

государства или данного режима правления;

- исторические факты обладают значительной эмоциональной нагрузкой, что позволяет использовать не только

убеждение, но и методы внушения и положительного (отрицательного) примера в учебно-воспитательной работе

учителя истории;

- «История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для

укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного

менталитета;

- изучение предмета «История» позволяет овладеть аналитическим подходом в оценке действительности, выявлять

тенденции исторического развития и, соответственно, предвидеть последствия принимаемых решений в самых

различных видах жизнедеятельности;

- основная задача учителя истории в процессе преподавания своего предмета состоит в развитии исторического

сознания подрастающего поколения; ученик в процессе изучения истории должен «научиться оценивать настоящее

под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием»;

- учитель истории не может оставаться беспристрастным в процессе обучения истории; вместе с учениками он как

бы проживает наиболее яркие, грозные, трагические, великие моменты истории своего народа и страны;

- учитель должен не просто владеть методикой преподавания своего предмета, а уметь осуществлять

инновационную деятельность в процессе обучения истории:

применять различные технологии (развивающего, личностно ориентированного, модульного, знаково-

контекстного, компьютерного обучения и др.),

использовать разнообразные средства (наглядные, экранные, мультимедийные и др.), формы обучения

(лекция, семинар, урок-дисскусия, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные занятия,

практические занятия, игры-реконструкции, игры-соревнования и т. д.), проблемно-познавательные

задания разного уровня сложности и т. д.;

- специфика преподавания истории, аккумулирующей знания из различных сфер деятельности человека,

заключается в том, что учитель должен свободно владеть инструментарием смежных дисциплин: источниковедения,

историографии, социологии, демографии, политологии, религоведения, экономики, права, философии и др.;

- специфика учебного предмета «История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень

актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией,

картографией, биографическим материалом, историческими понятиями, фактами отечественной и всеобщей

истории и т. д.

Среди трудовых действий учителя основной и средней школы на первом месте стоит формирование

«общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира».

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по

направлению подготовки «История» показал, что учитель истории, должен обладать следующими

компетенциями:

Общекультурные:

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбрать средства развития достоинств и

устранения недостатков;

- осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению

профессиональной деятельности;

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении

социальных и профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно

воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия;

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ

информатики, элементы естественно - научного и математического знания и др.

Дидактические:

- владение навыками работы с исторической информацией;

- способность формировать у учащихся представление об историческом времени и историческом пространстве;

- способность применять исторические знания в практической деятельности;

- способность к объективному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию;

- способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности;

- способность и готовность использовать современные информационные технологии в профессиональной

деятельности;

- владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими,

методическими и др.);

- способность и готовность к проектной деятельности.

Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для

осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего

общего образования относятся следующие:

применять современные образовательные технологии, включая информационные;

проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук,

возрастной физиологии и школьной гигиены;

планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной

программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и

обеспечивать ее выполнение;

организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять

контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;

использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных

технологий» и др.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной

компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция собственного педагогического опыта;

Использование ИКТ и др.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации

профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению

профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.



В раздел образования