Автор: Габбасова Фаруза Саяховна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Янгельское
Населённый пункт: МР Абзелиловский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в условиях введения профессионального стандарта педагога
Раздел: среднее образование
Совершенствование профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в условиях
введения Профессионального стандарта педагога
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и
личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет
педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и
воспитании учащихся.
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и
предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы
школьников.
Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в
разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.
Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной
деятельности, выбор технологий самообразования.
(Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой, СПб, 2004,
Из-во РГПУ им. А.И. Герцена)
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование
восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической
среде.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение
квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель
современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к
социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А
свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс
педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился
спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную
воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия,
необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования;
трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности.
Профессиональные компетенции изначально предполагают наличие у учителя практического опыта, знаний и
умений в решении профессиональных задач.
Специфика учебного предмета «История» и методики его преподавания, состоят в том, что:
- учебный предмет «История» является средством приобщения учащихся к историческому опыту как ценности
человеческого мироздания;
- предмет «История» является одним из наиболее политизированных предметов, т. к. из практически бесконечного
количества исторических фактов всегда можно выбрать те, которые в наибольшей мере отвечают целям данного
государства или данного режима правления;
- исторические факты обладают значительной эмоциональной нагрузкой, что позволяет использовать не только
убеждение, но и методы внушения и положительного (отрицательного) примера в учебно-воспитательной работе
учителя истории;
- «История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для
укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного
менталитета;
- изучение предмета «История» позволяет овладеть аналитическим подходом в оценке действительности, выявлять
тенденции исторического развития и, соответственно, предвидеть последствия принимаемых решений в самых
различных видах жизнедеятельности;
- основная задача учителя истории в процессе преподавания своего предмета состоит в развитии исторического
сознания подрастающего поколения; ученик в процессе изучения истории должен «научиться оценивать настоящее
под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием»;
- учитель истории не может оставаться беспристрастным в процессе обучения истории; вместе с учениками он как
бы проживает наиболее яркие, грозные, трагические, великие моменты истории своего народа и страны;
- учитель должен не просто владеть методикой преподавания своего предмета, а уметь осуществлять
инновационную деятельность в процессе обучения истории:
применять различные технологии (развивающего, личностно ориентированного, модульного, знаково-
контекстного, компьютерного обучения и др.),
использовать разнообразные средства (наглядные, экранные, мультимедийные и др.), формы обучения
(лекция, семинар, урок-дисскусия, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные занятия,
практические занятия, игры-реконструкции, игры-соревнования и т. д.), проблемно-познавательные
задания разного уровня сложности и т. д.;
- специфика преподавания истории, аккумулирующей знания из различных сфер деятельности человека,
заключается в том, что учитель должен свободно владеть инструментарием смежных дисциплин: источниковедения,
историографии, социологии, демографии, политологии, религоведения, экономики, права, философии и др.;
- специфика учебного предмета «История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень
актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией,
картографией, биографическим материалом, историческими понятиями, фактами отечественной и всеобщей
истории и т. д.
Среди трудовых действий учителя основной и средней школы на первом месте стоит формирование
«общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира».
Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по
направлению подготовки «История» показал, что учитель истории, должен обладать следующими
компетенциями:
Общекультурные:
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбрать средства развития достоинств и
устранения недостатков;
- осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению
профессиональной деятельности;
- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении
социальных и профессиональных задач;
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно
воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия;
- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ
информатики, элементы естественно - научного и математического знания и др.
Дидактические:
- владение навыками работы с исторической информацией;
- способность формировать у учащихся представление об историческом времени и историческом пространстве;
- способность применять исторические знания в практической деятельности;
- способность к объективному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию;
- способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности;
- способность и готовность использовать современные информационные технологии в профессиональной
деятельности;
- владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими,
методическими и др.);
- способность и готовность к проектной деятельности.
Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для
осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего
общего образования относятся следующие:
применять современные образовательные технологии, включая информационные;
проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук,
возрастной физиологии и школьной гигиены;
планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной
программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и
обеспечивать ее выполнение;
организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных
технологий» и др.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной
компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации
профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению
профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.