Автор: Карпенко Дарья Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие когнитивной мобильности личности
Раздел: начальное образование
УДК 37.013.77 Д.О.Карпенко
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №18,
г. Екатеринбург, РФ
Е-mail: karda
94@
.
ru
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Экономическое положение нашей страны, как и стремление России в
единое европейское образовательное пространство определи новые требования
к системе российского образования.
Развивающемуся
обществу
нужна
познавательно активная, мобильная, деятельностная молодёжь. Она должна
уметь
находить
варианты
решения
задач,
самостоятельно
принимать
ответственные решения в трудных ситуациях, прогнозируя их возможные
последствия. В современном информационном обществе успешность личности
в любой сфере деятельности во многом зависит от активизации творческого
потенциала, проявления мобильности при решении когнитивных задач,
поэтому развитие когнитивной мобильности стало важным аспектом в процессе
обучения.
Ключевые слова
Познание, познавательная деятельность,
мобильность, когнитивная
мобильность, личность, младший школьник, педагогический процесс
познавательной сферы одной из ведущих модернизации Российского .
Это нашло
в различных нормативных : в ФЗ РФ «Об образовании в
Российской » от 29 декабря 2012 г., ст. 48, в разных образования. Эти
документы требования к формированию и метапредметных компетенций и
др. создавать развития ряда , которые составляют мобильность, на основе
возрастных ребёнка.
Прежде
чем
к
понятию
«познавательная () мобильность», рассмотрим,
различных
понятия
мобильности.
слово
«мобильность» к латыни (mobilis) и к французскому (mobile) и означает «»,
«подвижный», что и определяет однозначность ее трактовки в литературе:
•
«
-
подвижный,
способный
к
передвижению;
способный
ориентироваться в обстановке и выполнять » [2, с. 312];
•
«мобильный
-
быстро
действовать,
решения;
способный
ориентироваться в , находить нужные деятельности» [2, с. 315];
• быть - «быть способным к передвижению с на место, легко и
меняющимся, демонстрирующим мышления, смену состояний» [2, с. 316].
считается человек , современной формации, совершенствоваться, гибко
на новые и условия существования и к ним; его характеризует активная
позиция в деятельности, определяет в жизни, готовность к действию.
Таким ,
мобильность личности
не столько ее
к физической
подвижности, подвижность ее психологических и качеств, когнитивных и
процессов.
мобильности с когнитивным личности, проявлением (мобильности по
вертикали) и (мобильности по ) в моделях ее поведения в исследовании Ф.
Хароняна. В
А. Ф. Лазурского мобильность
как высший
адаптации
человека к среде вследствие когнитивного и развития[1, с. 122].
к определению познавательной () мобильности и рассмотрим её
подробно.
Ряд авторов: Т.Л., Желтова С.Г., Ю.В., Несмеянова Т.С., Пестрикова
О.Н. в работах определяют (когнитивную) мобильность как характеристику
, позволяющую овладеть качествами как:
• познавательный , владение способами
информации,
включать
информацию в уже имеющихся знаний, включать эту информацию в виды ;
• способность к абстрактному , умение работать в
технологиях,
способность ассимилировать и разнообразные знания;
• к внутреннему самосовершенствованию, в саморазвитии, ориентация
на творческую , инициативность в усвоении и новых знаний;
• к самопознанию, самореализации, [1, с. 189].
Значение в познавательной деятельности в исследованиях, где было ,
что сформированная у человека стилевого создает значительные перед
теми, кто качеством не обладает.
объясняется
вариативностью поведения и адаптивностью к широкому задач. Вместе с
тем мобильность как качество личности, способность эффективно с
информацией, с знаниями, и оперативно их в практическую деятельность,
их в новых условиях, недостаточно.
Особое
данная
приобретает в процессе
деятельности ребёнка.
деятельность является
по содержанию,
в динамичных условиях, при
одновременно действующих , поэтому от обучающихся умение находить
оптимальные в различных ситуациях[4, с. 75].
, как показывают результаты
исследований,
недостаточного развития
мобильности, обучающиеся испытывают трудности в , и это сказывается на
аспектах учебной ребёнка, так как на сегодняшний обществу нужен не
только знания, но и умеющий их и включать в различные деятельности.
Нестандартные требуют от умения находить их решения. Именно главной
задачей для и родителей активизация познавательной и деятельности
обучающихся, инициативности, способности к , самореализации, , другими
словами для обучения стало развитие такой личности как мобильность.
Когнитивная играет в педагогическом главную роль. и педагоги
когнитивную мобильность с сторон, но любое рассматривает как часть
проблемы и развития.
Сегодня
развития
когнитивной
всё
шире
исследуется
в
разнообразной учащихся, что позволяет , успешно формировать и интересы
обучающихся, личность, познавательные процессы, а создавать условия
для успешного развития мобильности .[ 3, с.165]
Когнитивная мобильность - это один из важнейших мотивов учения
школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной
мобильности учебная работа даже у слабых учеников протекает более
продуктивно. Когнитивная мобильность при правильной педагогической
организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной
воспитательной деятельности, а также при создании необходимых условий
может и должна стать устойчивой способностью личности школьника и
оказывать сильное влияние на его развитие.
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного
возраста : учеб. пособие / В.А. Аверин. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А.,
2000. – 64 с.
2. Ахметов М.А. Алгоритмы познавательной деятельности, познавательные
стратегии,
познавательная
активность
//
Международный
журнал
экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 27-29
3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. –
М. : Пед Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М.,
1999.агогика, 1982. – 209 с.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном процессе. М. Педагогика, 1979.- 188 с.
©Д.О.Карпенко, 2018