Напоминание

Развитие когнитивной мобильности личности


Автор: Карпенко Дарья Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие когнитивной мобильности личности
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 37.013.77 Д.О.Карпенко

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №18,

г. Екатеринбург, РФ

Е-mail: karda

94@

mail

.

ru

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Экономическое положение нашей страны, как и стремление России в

единое европейское образовательное пространство определи новые требования

к системе российского образования.

Развивающемуся

обществу

нужна

познавательно активная, мобильная, деятельностная молодёжь. Она должна

уметь

находить

варианты

решения

задач,

самостоятельно

принимать

ответственные решения в трудных ситуациях, прогнозируя их возможные

последствия. В современном информационном обществе успешность личности

в любой сфере деятельности во многом зависит от активизации творческого

потенциала, проявления мобильности при решении когнитивных задач,

поэтому развитие когнитивной мобильности стало важным аспектом в процессе

обучения.

Ключевые слова

Познание, познавательная деятельность,

мобильность, когнитивная

мобильность, личность, младший школьник, педагогический процесс

познавательной сферы одной из ведущих модернизации Российского .

Это нашло

в различных нормативных : в ФЗ РФ «Об образовании в

Российской » от 29 декабря 2012 г., ст. 48, в разных образования. Эти

документы требования к формированию и метапредметных компетенций и

др. создавать развития ряда , которые составляют мобильность, на основе

возрастных ребёнка.

Прежде

чем

к

понятию

«познавательная () мобильность», рассмотрим,

различных

понятия

мобильности.

слово

«мобильность» к латыни (mobilis) и к французскому (mobile) и означает «»,

«подвижный», что и определяет однозначность ее трактовки в литературе:

«

-

подвижный,

способный

к

передвижению;

способный

ориентироваться в обстановке и выполнять » [2, с. 312];

«мобильный

-

быстро

действовать,

решения;

способный

ориентироваться в , находить нужные деятельности» [2, с. 315];

• быть - «быть способным к передвижению с на место, легко и

меняющимся, демонстрирующим мышления, смену состояний» [2, с. 316].

считается человек , современной формации, совершенствоваться, гибко

на новые и условия существования и к ним; его характеризует активная

позиция в деятельности, определяет в жизни, готовность к действию.

Таким ,

мобильность личности

не столько ее

к физической

подвижности, подвижность ее психологических и качеств, когнитивных и

процессов.

мобильности с когнитивным личности, проявлением (мобильности по

вертикали) и (мобильности по ) в моделях ее поведения в исследовании Ф.

Хароняна. В

А. Ф. Лазурского мобильность

как высший

адаптации

человека к среде вследствие когнитивного и развития[1, с. 122].

к определению познавательной () мобильности и рассмотрим её

подробно.

Ряд авторов: Т.Л., Желтова С.Г., Ю.В., Несмеянова Т.С., Пестрикова

О.Н. в работах определяют (когнитивную) мобильность как характеристику

, позволяющую овладеть качествами как:

• познавательный , владение способами

информации,

включать

информацию в уже имеющихся знаний, включать эту информацию в виды ;

• способность к абстрактному , умение работать в

технологиях,

способность ассимилировать и разнообразные знания;

• к внутреннему самосовершенствованию, в саморазвитии, ориентация

на творческую , инициативность в усвоении и новых знаний;

• к самопознанию, самореализации, [1, с. 189].

Значение в познавательной деятельности в исследованиях, где было ,

что сформированная у человека стилевого создает значительные перед

теми, кто качеством не обладает.

объясняется

вариативностью поведения и адаптивностью к широкому задач. Вместе с

тем мобильность как качество личности, способность эффективно с

информацией, с знаниями, и оперативно их в практическую деятельность,

их в новых условиях, недостаточно.

Особое

данная

приобретает в процессе

деятельности ребёнка.

деятельность является

по содержанию,

в динамичных условиях, при

одновременно действующих , поэтому от обучающихся умение находить

оптимальные в различных ситуациях[4, с. 75].

, как показывают результаты

исследований,

недостаточного развития

мобильности, обучающиеся испытывают трудности в , и это сказывается на

аспектах учебной ребёнка, так как на сегодняшний обществу нужен не

только знания, но и умеющий их и включать в различные деятельности.

Нестандартные требуют от умения находить их решения. Именно главной

задачей для и родителей активизация познавательной и деятельности

обучающихся, инициативности, способности к , самореализации, , другими

словами для обучения стало развитие такой личности как мобильность.

Когнитивная играет в педагогическом главную роль. и педагоги

когнитивную мобильность с сторон, но любое рассматривает как часть

проблемы и развития.

Сегодня

развития

когнитивной

всё

шире

исследуется

в

разнообразной учащихся, что позволяет , успешно формировать и интересы

обучающихся, личность, познавательные процессы, а создавать условия

для успешного развития мобильности .[ 3, с.165]

Когнитивная мобильность - это один из важнейших мотивов учения

школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной

мобильности учебная работа даже у слабых учеников протекает более

продуктивно. Когнитивная мобильность при правильной педагогической

организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной

воспитательной деятельности, а также при создании необходимых условий

может и должна стать устойчивой способностью личности школьника и

оказывать сильное влияние на его развитие.

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного

возраста : учеб. пособие / В.А. Аверин. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А.,

2000. – 64 с.

2. Ахметов М.А. Алгоритмы познавательной деятельности, познавательные

стратегии,

познавательная

активность

//

Международный

журнал

экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 27-29

3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. –

М. : Пед Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М.,

1999.агогика, 1982. – 209 с.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. М. Педагогика, 1979.- 188 с.

©Д.О.Карпенко, 2018



В раздел образования