Напоминание

«Инновационный проект на тему: «Нетрадиционные подходы по приобщению старших дошкольников к чтению на основе знакомства с творчеством детских писателей и поэтов»


Автор: Куклина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Мурманская область, г. Гаджиево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Инновационный проект на тему: «Нетрадиционные подходы по приобщению старших дошкольников к чтению на основе знакомства с творчеством детских писателей и поэтов»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Инновационный проект на тему:

«Нетрадиционные подходы по приобщению старших дошкольников к чтению на основе

знакомства с творчеством детских писателей и поэтов»

Подготовила воспитатель

высшей кв. категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»»

Куклина Светлана Александровна

Уже ни для кого не секрет, что все меньше детей и подростков стало проводить свое

свободное время за чтением. Современные дети не хотят читать, их не интересуют книги.

Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и

мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя

и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь

дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не

только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.

Огромный

вклад

в

становлении

внутреннего

мира

ребенка,

воспитании

его

созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения

с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи

своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа

его личности и конечно же развивается его связная речь. Поэтому мир стоит перед глобальной

проблемой, как привить интерес к чтению, когда компьютеры и телевидение вытесняют книги?

Детям с речевыми нарушениями особенно трудно общаться с окружающими, т.к. в силу

своего дефекта у них ограничен словарный запас, высказывания бедны и аграмматичны,

зачастую не понятны окружающим. Как помочь этим детям? Необходимо сформировать у

дошкольников с общим недоразвитием речи способность слушать литературные произведения,

вслушиваться

в

художественную

речь,

обогащать

пассивный

словарь.

Благодаря

формированию

этих

навыков

у

детей

будет

развиваться

своя

образная,

красочная,

грамматически оформленная речь.

Любовь к книге не «приходит» сама по себе. Поэтому так важна серьезная, продуманная

работа с самого начала приобщения ребенка к художественной литературе. Необходима

активная помощь взрослых: воспитателей и родителей.

Исходя из вышеизложенного с легкостью можно сделать вывод: воспитателю

дошкольного учреждения необходимо быть крайне осведомленным в вопросах детской

литературы, ведь именно он не только приобщает, но и порождает интерес к чтению. Исходя из

этого, педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих

воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени и помогла добиться

нужного результата.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой

проблемы, является метод проектной деятельности.

Инновационный

проект

«Нетрадиционные

подходы

по

приобщению

старших

дошкольников к чтению на основе знакомства с творчеством детских писателей и поэтов»

долгосрочный. Занятия ведутся по специально разработанному тематическому плану - 1 раз в

неделю, продолжительность занятия - 25 минут.

Цель проекта: Развитие устойчивого интереса к творчеству детских писателей.

Задачи проекта:

Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.

Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров,

обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость,

развивать поэтический слух.

Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать

настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и

поэтичность рассказов, сказок, стихов;

воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Участники проекта:

- воспитанники подготовительной

группы компенсирующей направленности

«Карамелька»;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

Представленный проект направлен на:

внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;

организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей

интереса к произведениям детских писателей и поэтов;

создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

Инновационность проекта

Одна из основных задач педагога – находить интересные формы работы по приобщению

детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим

дошкольников и их родителей. Изобретательность и новый подход заключается в том, чтобы

дети даже не догадались, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали,

сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.

Инновационность в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе

заключается также в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации,

удачно подобранных основных и необычных

интерактивных

приёмов и методов:

выразительное чтение или рассказывание,

создающее эмоциональный контакт

воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее

активно работать мысль, развивающее эмоции;

творческие задания,

развивающие поэтический слух, способствующие пониманию

образных слов и выражений русского языка;

узнавание

и

воспроизведение

стилистических

особенностей

(дети

отбирают

иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает

возможность

почувствовать

стиль

автора,

развивать

эстетическую

память

и

актуализирует содержание);

графическое и словесное рисование

(при её организации предлагаются детям

различные задания: подбери картинку к тексту, сравни иллюстрации разных художников

к данному литературному произведению);

эксперименты с художественным образом (дети сочиняют рассказ от лица одного из

героев произведения. Д/и «Герои среди нас» (дети домысливают судьбу героя

(«вживание» в образ);

оценка и суждение (дети выбирают своего любимого героя, рассказывают о любимом

произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры);

знакомые герои в новых обстоятельствах

(данный метод развивает фантазию,

ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои

попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не

характерные для них);

экстремальные

ситуации

в

знакомых

рассказах

(взрослые

придумывают

экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того

или иного героя, кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных,

непредвиденных обстоятельств);

квест-викторины; тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию

произведения.

Таким образом, учебный процесс организован таким образом, что практически все

воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, свободно рассуждают, сами

находя свои ошибки, и испытывают радость от собственных открытий.

Реализация проекта включает в себя три этапа (подготовительный, основной,

заключительный) и предполагает:

взаимодействие воспитателя с детьми;

совместную деятельность родителей и детей;

взаимодействие воспитателя с родителями;

взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Содержание и этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;

Провести анализ состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению

детей с художественной литературой;

Провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга»;

Провести опрос-беседу с детьми на тему «Моя любимая книга»;

Пополнить предметно – развивающую среду, дидактическим материалом по развитию

речи и приобщению детей к чтению;

Составить план реализации проекта.

Основной этап

Организация деятельности над проектом.

В течение учебного года мы работали по направлениям: «Мы читатели», «Мы –

писатели», «Мы - издатели», «Мы-иллюстраторы», «Мы - чтецы».

«Мы – писатели»

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей и поэтов;

Оформление уголка для родителей и детей «Знакомство с миром литературы»;

Знакомство с пословицами и поговорками о роли книги и чтения;

Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге;

Организация сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская

книг»;

Дидактические игры по литературным произведениям: «Закончи сказку», «Подбери

картинку», «Узнай героя», «Разложи по порядку», «Кроссворды».

Создание «Книжкиной больницы» (ремонт книг).

Направление «Мы – издатели»

«Сделаем книгу своими руками» (изготовление книжек-малышек)

Совместно с родителями изготовление альбома «Мнемотаблицы для заучивания

стихотворений С.В. Михалкова»;

Совместно с родителями изготовление лэпбука по экологии «Мир природы В. Бианки».

«Мы – иллюстраторы»

Выставки

детских

рисунков

и

поделок,

сделанных

по

мотивам

прочитанных

произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам произведений

любимых писателей», и др.;

Выставка фотографий своих домашних питомцев «Милые, пушистые звери и зверята»

(Е.И. Чарушин)

Оформление газеты «Мечты современных детей».

Выставка рисунков «Современная интерпретация басен И. Крылова глазами детей».

Д/и «Герои среди нас» (дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ).

5-й день «Мы – чтецы»

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам;

Конкурс чтецов стихотворений

«Мир удивительный, волшебный, восхитительный»,

Всероссийский дистанционный творческий конкурсе чтецов стихотворений по ПДД.

Взаимодействие с родителями:

-

консультации:

«Значение

художественной

литературы

в

развитии

детей

дошкольного возраста», «Роль книги в жизни дошкольника», «Подбор художественной

литературы для дошкольников», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Влияние

художественной литературы на развитие словаря дошкольников»;

- памятки «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года»,

«Развитие читательского интереса у ребёнка», «Читаем каждый день», «Правила, которые

сделают чтение вслух привлекательным», «Как правильно читать детям книги», «Как

организовать семейное чтение», «Семья и книга», «Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал?»,

«Покупая книгу, обратите внимание…», «Маленькие хитрости при прочтении сказки»;

Вся работа проводилась с целью рассказать о роли художественной литературы в

жизни детей дошкольного возраста, о роли книги в жизни дошкольников; рассказать о том,

как правильно подбирать художественную литературу для дошкольников, как привить

ребёнку любовь к чтению, как правильно читать детям книги, как организовать семейное

чтение.

Формы работы на заключительном этапе

Проанализировать состояние воспитательно-образовательной работы по ознакомлению

детей с художественной литературой;

Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского

сада в сети Интернет;

Творческий отчет о внедрении проекта проект на тему: «Нетрадиционные подходы по

приобщению старших дошкольников к чтению на основе знакомства с творчеством

детских писателей и поэтов».

Планируемый результат проекта:

повысить интерес детей к книге;

развить творческие способности, коммуникативные навыки, связную речь, значительно

пополнить словарь;

расширить кругозор;

дети должны научиться узнавать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов,

тексты, персонажей, мораль;

уметь играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои

загадки по произведениям детских писателей;

преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией;

проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

знать и называть прочитанные сказки, их авторов, тексты, персонажей;

знать и различать виды театров и уметь называть их;

уметь самостоятельно выбирать сказку, подготовить показ и умение вживаться в свою роль.

Работа в ходе реализации данного проекта может быть специально организованна в

любом дошкольном учреждении, а также внедрена в обычные новые формы работы. Надеюсь,

что данная система работы вызовет практический интерес и послужит справочным материалом

для других ДОУ, педагогов, родителей, позволяющая доступно разъяснить формы и методы

работы в данном направлении.

Используемая литература:

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика –синтез, 2005.

2. Гриценко З.А. Пришли мне чтение доброго. – М.: Просвещение, 2003.

3. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для

студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский

центр «Академия» 2008.

4. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. –М.: Просвещение, 2003.

5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинов В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

6. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: Изд. Литера,

2012.



В раздел образования