Автор: Куклина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Мурманская область, г. Гаджиево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Инновационный проект на тему: «Нетрадиционные подходы по приобщению старших дошкольников к чтению на основе знакомства с творчеством детских писателей и поэтов»
Раздел: дошкольное образование
«Инновационный проект на тему:
«Нетрадиционные подходы по приобщению старших дошкольников к чтению на основе
знакомства с творчеством детских писателей и поэтов»
Подготовила воспитатель
высшей кв. категории
МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»»
Куклина Светлана Александровна
Уже ни для кого не секрет, что все меньше детей и подростков стало проводить свое
свободное время за чтением. Современные дети не хотят читать, их не интересуют книги.
Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и
мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя
и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь
дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не
только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.
Огромный
вклад
в
становлении
внутреннего
мира
ребенка,
воспитании
его
созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения
с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи
своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа
его личности и конечно же развивается его связная речь. Поэтому мир стоит перед глобальной
проблемой, как привить интерес к чтению, когда компьютеры и телевидение вытесняют книги?
Детям с речевыми нарушениями особенно трудно общаться с окружающими, т.к. в силу
своего дефекта у них ограничен словарный запас, высказывания бедны и аграмматичны,
зачастую не понятны окружающим. Как помочь этим детям? Необходимо сформировать у
дошкольников с общим недоразвитием речи способность слушать литературные произведения,
вслушиваться
в
художественную
речь,
обогащать
пассивный
словарь.
Благодаря
формированию
этих
навыков
у
детей
будет
развиваться
своя
образная,
красочная,
грамматически оформленная речь.
Любовь к книге не «приходит» сама по себе. Поэтому так важна серьезная, продуманная
работа с самого начала приобщения ребенка к художественной литературе. Необходима
активная помощь взрослых: воспитателей и родителей.
Исходя из вышеизложенного с легкостью можно сделать вывод: воспитателю
дошкольного учреждения необходимо быть крайне осведомленным в вопросах детской
литературы, ведь именно он не только приобщает, но и порождает интерес к чтению. Исходя из
этого, педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих
воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени и помогла добиться
нужного результата.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой
проблемы, является метод проектной деятельности.
Инновационный
проект
«Нетрадиционные
подходы
по
приобщению
старших
дошкольников к чтению на основе знакомства с творчеством детских писателей и поэтов»
долгосрочный. Занятия ведутся по специально разработанному тематическому плану - 1 раз в
неделю, продолжительность занятия - 25 минут.
Цель проекта: Развитие устойчивого интереса к творчеству детских писателей.
Задачи проекта:
Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.
Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров,
обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость,
развивать поэтический слух.
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать
настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и
поэтичность рассказов, сказок, стихов;
воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Участники проекта:
- воспитанники подготовительной
группы компенсирующей направленности
«Карамелька»;
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Представленный проект направлен на:
внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;
организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей
интереса к произведениям детских писателей и поэтов;
создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
Инновационность проекта
Одна из основных задач педагога – находить интересные формы работы по приобщению
детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим
дошкольников и их родителей. Изобретательность и новый подход заключается в том, чтобы
дети даже не догадались, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали,
сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.
Инновационность в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе
заключается также в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации,
удачно подобранных основных и необычных
интерактивных
приёмов и методов:
выразительное чтение или рассказывание,
создающее эмоциональный контакт
воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее
активно работать мысль, развивающее эмоции;
творческие задания,
развивающие поэтический слух, способствующие пониманию
образных слов и выражений русского языка;
узнавание
и
воспроизведение
стилистических
особенностей
(дети
отбирают
иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает
возможность
почувствовать
стиль
автора,
развивать
эстетическую
память
и
актуализирует содержание);
графическое и словесное рисование
(при её организации предлагаются детям
различные задания: подбери картинку к тексту, сравни иллюстрации разных художников
к данному литературному произведению);
эксперименты с художественным образом (дети сочиняют рассказ от лица одного из
героев произведения. Д/и «Герои среди нас» (дети домысливают судьбу героя
(«вживание» в образ);
оценка и суждение (дети выбирают своего любимого героя, рассказывают о любимом
произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры);
знакомые герои в новых обстоятельствах
(данный метод развивает фантазию,
ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои
попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не
характерные для них);
экстремальные
ситуации
в
знакомых
рассказах
(взрослые
придумывают
экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того
или иного героя, кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных,
непредвиденных обстоятельств);
квест-викторины; тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию
произведения.
Таким образом, учебный процесс организован таким образом, что практически все
воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, свободно рассуждают, сами
находя свои ошибки, и испытывают радость от собственных открытий.
Реализация проекта включает в себя три этапа (подготовительный, основной,
заключительный) и предполагает:
взаимодействие воспитателя с детьми;
совместную деятельность родителей и детей;
взаимодействие воспитателя с родителями;
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Содержание и этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;
Провести анализ состояния воспитательно-образовательной работы по ознакомлению
детей с художественной литературой;
Провести анкетирование родителей на тему «Ребёнок и книга»;
Провести опрос-беседу с детьми на тему «Моя любимая книга»;
Пополнить предметно – развивающую среду, дидактическим материалом по развитию
речи и приобщению детей к чтению;
Составить план реализации проекта.
Основной этап
Организация деятельности над проектом.
В течение учебного года мы работали по направлениям: «Мы читатели», «Мы –
писатели», «Мы - издатели», «Мы-иллюстраторы», «Мы - чтецы».
«Мы – писатели»
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей и поэтов;
Оформление уголка для родителей и детей «Знакомство с миром литературы»;
Знакомство с пословицами и поговорками о роли книги и чтения;
Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге;
Организация сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская
книг»;
Дидактические игры по литературным произведениям: «Закончи сказку», «Подбери
картинку», «Узнай героя», «Разложи по порядку», «Кроссворды».
Создание «Книжкиной больницы» (ремонт книг).
Направление «Мы – издатели»
«Сделаем книгу своими руками» (изготовление книжек-малышек)
Совместно с родителями изготовление альбома «Мнемотаблицы для заучивания
стихотворений С.В. Михалкова»;
Совместно с родителями изготовление лэпбука по экологии «Мир природы В. Бианки».
«Мы – иллюстраторы»
Выставки
детских
рисунков
и
поделок,
сделанных
по
мотивам
прочитанных
произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам произведений
любимых писателей», и др.;
Выставка фотографий своих домашних питомцев «Милые, пушистые звери и зверята»
(Е.И. Чарушин)
Оформление газеты «Мечты современных детей».
Выставка рисунков «Современная интерпретация басен И. Крылова глазами детей».
Д/и «Герои среди нас» (дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ).
5-й день «Мы – чтецы»
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам;
Конкурс чтецов стихотворений
«Мир удивительный, волшебный, восхитительный»,
Всероссийский дистанционный творческий конкурсе чтецов стихотворений по ПДД.
Взаимодействие с родителями:
-
консультации:
«Значение
художественной
литературы
в
развитии
детей
дошкольного возраста», «Роль книги в жизни дошкольника», «Подбор художественной
литературы для дошкольников», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Влияние
художественной литературы на развитие словаря дошкольников»;
- памятки «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года»,
«Развитие читательского интереса у ребёнка», «Читаем каждый день», «Правила, которые
сделают чтение вслух привлекательным», «Как правильно читать детям книги», «Как
организовать семейное чтение», «Семья и книга», «Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал?»,
«Покупая книгу, обратите внимание…», «Маленькие хитрости при прочтении сказки»;
Вся работа проводилась с целью рассказать о роли художественной литературы в
жизни детей дошкольного возраста, о роли книги в жизни дошкольников; рассказать о том,
как правильно подбирать художественную литературу для дошкольников, как привить
ребёнку любовь к чтению, как правильно читать детям книги, как организовать семейное
чтение.
Формы работы на заключительном этапе
Проанализировать состояние воспитательно-образовательной работы по ознакомлению
детей с художественной литературой;
Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского
сада в сети Интернет;
Творческий отчет о внедрении проекта проект на тему: «Нетрадиционные подходы по
приобщению старших дошкольников к чтению на основе знакомства с творчеством
детских писателей и поэтов».
Планируемый результат проекта:
повысить интерес детей к книге;
развить творческие способности, коммуникативные навыки, связную речь, значительно
пополнить словарь;
расширить кругозор;
дети должны научиться узнавать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов,
тексты, персонажей, мораль;
уметь играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои
загадки по произведениям детских писателей;
преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией;
проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
знать и называть прочитанные сказки, их авторов, тексты, персонажей;
знать и различать виды театров и уметь называть их;
уметь самостоятельно выбирать сказку, подготовить показ и умение вживаться в свою роль.
Работа в ходе реализации данного проекта может быть специально организованна в
любом дошкольном учреждении, а также внедрена в обычные новые формы работы. Надеюсь,
что данная система работы вызовет практический интерес и послужит справочным материалом
для других ДОУ, педагогов, родителей, позволяющая доступно разъяснить формы и методы
работы в данном направлении.
Используемая литература:
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика –синтез, 2005.
2. Гриценко З.А. Пришли мне чтение доброго. – М.: Просвещение, 2003.
3. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для
студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский
центр «Академия» 2008.
4. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. –М.: Просвещение, 2003.
5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинов В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
6. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: Изд. Литера,
2012.