Напоминание

Здоровьесберегающая организация учебного процесса


Автор: Саитова Гульнара Тагировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ с.Бурибай
Населённый пункт: с.Бурибай,Хайбуллинский район,Республика Башкортостан
Наименование материала: технологии
Тема: Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Бычкова Ирина Васильевна

, учитель математики и физики

Горшенина Галина Васильевна

, учитель математики и

физики

Саитова Гульнара Тагировна

, учитель географии

Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной

организации здравоохранения говорится о том, что здоровье – это состояние полного

физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или

физических дефектов. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радости

человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но

которое можно быстро и легко растерять.

Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и

культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все

неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье.

Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески

активную жизнь. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и

продолжения жизни уходят своими корнями в глубину веков. Древние народы

использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры.

Древние философы Аристотель, Гиппократ, которые были известными фармакологами,

проповедовали гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки,

умеренность в питании. Плутарх называл гимнастику "движения кладовой жизни", а

философ Платон писал: "Гимнастика есть целительная часть медицины". Не зря же гласит

восточная мудрость "У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у

того есть все." В последние годы предметом любого общества становится здоровье детей

и подростков. Здоровье современных детей и подростков это будущее страны и ее

генофонд, оборонный, экономический и культурный потенциал, трудовые ресурсы.

Поскольку большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы то, каждый педагог

должен владеть навыками сохранения и укрепления здоровья, технологиями

формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Формирование

ЗОЖ должно происходить в учебном процессе и внеклассных мероприятиях. Всемирная

организация здравоохранения определила, что заболеваемость на 50% зависит от образа

жизни, на 25% от экологии, 10-15% от состояния медицины и наследственности, 10-15 %

от других факторов. Таким образом взрослые, педагоги могут повлиять на здоровья

ребенка научив его здоровому образу жизни

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей,

связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного

процесса (УВП). Поэтому перед школой была поставлена задача рациональной

организации УВП, а именно:

– организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

– использование на уроках здоровье сберегающих технологий;

– организация и проведение динамических пауз.

Учебный процесс организован с учетом недельной динамики работоспособности.

Работоспособность в течение учебной недели 5-11 класс

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит

функциональное состояние школьника. Учителями нашей школы используются и

поддерживаются следующие элементы здоровьясбережения и здоровьеформирования:

1) Обстановка и гигиенические условия в классе (оптимальная температура, влажность,

освещенность);

2) Количество видов учебной деятельности – от 4 до 7 видов (опрос, письмо, чтение,

слушание, рассказ, ответы на вопросы, списывание и т.д.).

3) Обязательным элементом здоровье сберегающей организации урока,

предотвращающим утомление является физкультминутка, которую следует проводить в

зависимости от преобладающего вида деятельности на 20-ой минуте урока. Упражнения

должны быть разнообразны. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

4) Организация и проведение динамических пауз

Главная цель динамической паузы – дать возможность каждому ребенку побыть в

движении. Помимо развития физической активности детей, динамические паузы должны

способствовать сохранению психического здоровья детей.

Во время большой перемены учителя– предметники и классные руководители проводят

различные спортивные, развлекательные игры. Одна группа детей во время динамических

пауз занимаются в спортзале, другая часть детей выходят на свежий воздух, оставшиеся

ребята посещают лечебно-физкультурный кабинет. Проведение таких занятий требует

тщательной подготовки учителей. Иногда для проведения динамических пауз прибегают к

помощи старшеклассников.

Игры и соревнования для проведения подвижной перемены.

“Группа смирно”

Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определенные движения.

Если он, перед тем как назвать движение, подает предварительную команду “Группа”,

играющие должны выполнить это движение, например: “Группа, руки вверх ставь!” Если

предварительная команда “Группа” не подается, играющие не должны выполнять это

движение. Тот, кто ошибается, делает шаг вперед. После игры отмечаются самые

внимательные.

“Придумай сам”

Играют две команды. Первый игрок одной команды выполняет 2-3 упражнения и встает

на место. Следом за ним упражнения выполняет игрок другой команды и т.д. Игрок,

повторивший уже выполненное упражнение, приносит команде штрафное очко.

Побеждает команда, набравшая меньшее число штрафных очков.

5) Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке: оценка, похвала, поддержка,

соревновательный момент, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к

изучаемому материалу.

6) Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая картинка,

поговорки.

Результат урока – взаимный интерес, который позволяет снять утомление и предотвратить

переутомление.

Важным условием совершенствования УВП и системы работы по сохранению и

укреплению здоровья является организация и проведение внеклассной воспитательной

работы по повышению двигательной активности школьников, формированию здорового

образа жизни и профилактике вредных привычек.

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность

между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое

здоровье. В их обязанности входит:

1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой,

мастерской, спортивному залу, школе, отряду, лагерю, а также контроль за их

выполнением;

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня;

4) Обучение гигиеническим правилам в школьном оздоровительном лагере;

5) Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на

пришкольном участке, в подшефных учреждениях и контроль за их выполнением;

6) Подготовка и проведение праздников здоровья.

Чтобы правильно организовать труд школьников, особенно старших классов, учителю

целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда

подростков, принимать во внимание медицинские противопоказания к различным видам

работ подростков, консультироваться у “подростковых” врачей в поликлиниках, врачей

отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и

эпидемиологии.

В нашей школе разработана программа "Здоровье". Она включает следующие разделы:

повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся

сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с

родителями; праздники здоровья. Для ее реализации используются различные формы

деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся.

Формы деятельности:

Работа психолога и валеолога.

1.

Консультирование родителей “Здоровье вашего ребёнка”.

2.

Анкетирование отдельных родителей “Оценка уровня тревожности и

предрасположенности ребёнка к неврозам”.

3.

Ведение “Дневников здоровья”, индивидуальных валеологических карт на

учеников.

4.

Изучение личности ребёнка, заболеваемости в течение года.

5.

Работа с детьми на развитие графического навыка, внимания, памяти.

6.

Заполнение “Календаря настроения”, “Мои наблюдения за самочувствием”.

7.

Использование различных тренингов для снятия эмоционального напряжения.

8.

Индивидуальные беседы.

9.

Тематические классные часы.

Для выявления отношения к вредным привычкам используют различные методики.

Распространенной формой работы психолога и классного руководителя по профилактике

вредных привычек в школе является проведение диспутов. Заранее детям дается тема

диспута и вопросы для обсуждения.

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью физкультурно –

оздоровительной работы школы.

Соревнования организуются для всех классов или отдельно для учащихся первой, второй

или третьей группы здоровья. Проводятся соревнования между учителями и учащимися:

“Волейбол”, “Футбол”, “Веселые старты”, “Кросс”.

Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация,

подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы

внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях.

В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести родительские

собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может воспользоваться случаем,

чтобы дать советы по вопросам закаливания, режиму дня и не только в период похода, но

и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является

гигиеническая характеристика маршрута. Руководитель группы отвечает за жизнь и

здоровье детей – участников похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает

оздоровительное воздействие многодневного похода.

В нашей школе проводятся однодневные походы (“Туристический слет школьников”),

многодневные походы (“Движение волонтеров”, геологические слеты), однодневные

экскурсии.

Проведение конкурсов стенгазет по профилактике инфекционных заболеваний,

наркомании, табакокурении. Учащиеся сами находят информацию через интернет, в

книгах, журналах, газетах, изучают специальную литературу.

Ведутся выпуски памяток, листовок, буклетов о ЗОЖ, организация тематических

внеклассных мероприятий, классных часов.

Тематика классных часов разработана с 1-го по 11-й класс.

На классные часы приглашаются: медицинские работники (врач-нарколог, педиатр),

психолог и валеолог школы. Проводятся тематические родительские собрания.”.

Проводятся Дни Здоровья. Дни здоровья несут не только развлекательный, но и

познавательный характер. Дни здоровья должны постоянно совершенствовать знания,

умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье.

Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и

осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал.

Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет

его сценарий, используя при этом рекомендации медицинского работника школы,

валеолога, социального педагога, психолога. Целесообразно привлекать к составлению

сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах.

Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций,

освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками

элементов предстоящего праздника здоровья.

Праздник здоровья может проходить в различных формах: “Путешествие в страну

Здоровья”, “Клуб веселых и находчивых”, “Конкурс знатоков здоровья”, “Мама, папа, я –

спортивная семья”, “Дискотека здоровья”, “Вечер здоровья” и т. д. Длительность

праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, для средних и старших –

соответственно 90-150 минут и проводится он не реже одного раза в учебную четверть.

К подготовке дней здоровья и спорта привлекается весь педагогический коллектив во

главе с заместителем директора по воспитательной работе. Им помогают учителя

физкультуры, ученический комитет, родители. Дни здоровья проводятся под

соответствующим девизом.

Январь – “Береги здоровье смолоду, охраняй всю жизнь!”

Февраль – “В здоровом теле – здоровый дух”

Март – “Витамины – здоровье!”

Апрель – “Смех – продлевает жизнь”

Май – “Быть здоровым – это круто!”

Сентябрь – “В поход за здоровьем”

Октябрь – “Башкирские народные игры”

Ноябрь – “Сигарета не к лицу ученику!”

Декабрь – “Наркомания– знак беды”

В сценарий входят: физкультминутки, подвижные игры с мячом, различные эстафеты,

соревнования по легкой атлетике, лыжам. Результаты определяются на уроках

физкультуры и суммируются на празднике здоровья.

Кроме внутришкольной работы учителя школы постоянно обмениваются опытом

использования здоровье сберегающих технологий на районных методических

объединениях, выступают на конференциях, на родительских собраниях, показывают

“мастер-классы”, открытые уроки.

Ежегодно учителя нашей школы участвуют в научно-практических конференциях,

республиканских конкурсах и проектах, публикуют материалы в научно-методических

изданиях. Также принимают участие в конкурсе “Учитель года”, в республиканском

фестивале “Через образование – к здоровью нации”, на республиканской научно-

практической конференции “Современный образовательный процесс: опыт, проблемы,

перспективы”.

Отличительной особенностью данной системы является то, что она направлена на

формирование культуры здоровья учащихся, охрану здоровья школьников и педагогов с

учетом региональных особенностей, на основе образа жизни и традиций народов,

населяющих республику Башкортостан. При реализации подобной модели формирование

здоровья, использовании национальных традиций при воспитании гармонично развитой

личности, становится такой же неотъемлемой частью образования, как и изучение

основных учебных дисциплин, а также способствует приобщению подрастающего

поколения к непреходящим ценностям своего народа, культуре своих предков.

Такая кропотливая работа течение двух лет дала свои результаты: уменьшилось

количество пропусков по простудным заболеваниям на 40%; уменьшилось количество

детей с хроническими заболеваниями; улучшились отношения между мальчиками и

девочками; ушла проблема пропусков уроков физкультуры, так как дети совсем по-

другому стала воспринимать этот урок. Проведение в период эпидемии этапных

мероприятий, например, витаминотерапии, сократилось число пропусков по

респираторным заболеваниям.

В настоящее время проблема здоровья становится все более актуальной. И одна из

главных причин этого – негативное отношение человека к собственному организму.

Поэтому в сложившихся условиях необходимо научить ребенка самому заботится о своем

здоровье, сформулировать у него установку на поддержание собственного здоровья путем

изменения образа жизни и выработки навыков позитивного гигиенического поведения. С

учетом экологической ситуации сохранение и укрепление здоровья ребенка должно

обеспечиваться посредством:

установки на ценность собственного здоровья;

приобретения знаний о своем здоровье, о технологиях его индивидуального

накопления, формирования навыков и привычек, адекватных здоровому образу

жизни;

овладения умением увеличить потенциал здоровья своего организма;

создания благоприятной образовательной среды, позволяющей

сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Литература:

1. Ахмерова С.Г. Учебно-методическое пособие, Уфа-БашГПУ – 2001 г.

Приложение 1

Анкета

Уважаемый ученик!

Мы предлагаем анкету, связанную с опасными привычками современной

молодежи.

Нам важно знать, как относятся молодые люди к использованию одурманивающих

веществ. Нам очень интересна Ваша точка зрения!

Просим Вас принять участие в исследовании и ответить на вопросы анкеты.

Обратите внимание – анкета анонимна, Вам не нужно указывать свое имя.

1. Какие вредные привычки Вы знаете?

2. Как Вы считаете, почему современные подростки начинают курить?

а) они считают, что это не причинит вреда их здоровью.

б) поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему.

в) так принято в их компании, не хотят выделяться.

г) считают, что это престижно.

д) затрудняюсь ответить.

3. Откуда Вы получаете информацию о влиянии курения, алкоголя и наркотиков на

здоровье?

а) от родителей

г) из передач ТВ

б) от друзей

д) из газет, журналов, книг

в) от учителей

4. Как Вы оцениваете использование сигарет девушками?

а) это не допустимо.

б) в некоторых случаях это возможно.

в) это обычное дело, нет ничего особенного.

5. Курите ли Вы?

а) да

б) нет

в) нет, но пробовал (а)

6. С какими высказываниями Вы согласны?

а) Курение опасно только в том случае, если человек выкуривает в день больше

одной сигареты.

б) Опасность курения значительно снижается, если использовать качественные

сигареты с фильтром.

в) Сигаретный дым причиняет вред не только курящему, но и тем, кто находится с

ним в одной комнате.

г) Не стоит даже пробовать курить.

7. Как Вы думаете, по каким причинам подростки начинают употреблять

наркотики?

8. Какие виды наркотиков Вам известны?

9. Какие алкогольные напитки Вы когда-либо употребляли?

а) пиво

г) различные виды коктейлей

б) водка

д) ничего не употреблял (а)

в) вино

Календарь настроения.

Ф.И.О.

25.01

26.01.

27.01.

28.01.

29.01.

30.01.

Закрась квадратики цветом соответствующим твоему настроению

КРАСНЫЙ – ОТЛИЧНОЕ

ЗЕЛЕНЫЙ – ХОРОШЕЕ

ЧЕРНЫЙ - ПЛОХОЕ

Приложение 2

Классные родительские собрания

Тематика бесед на собраниях:

1.

«Как снять нервное напряжение».

2.

«Курить – здоровью вредить».

3. «Проблема зависимости от психоактивных веществ среди молодежи».

4. «Здоровье первоклассника»

5.«Свободное время школьника с пользой»

6. «Пивной алкоголь».

7. «Школа без сигарет».

Приложение 3

Физкультминутки для начального и среднего звена.

Упражнения для снятия общего локального утомления.

Зарядка

Одолела нас дремот,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклонится – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку –

Все мы делаем зарядку.

Самолет.

Руки в стороны – в полет

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Упражнение для кистей рук.

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

Волны

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети

имитируют движение волны.

Апельсин

-Мы делили апельсин.

Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.

-Много нас, а он один.

Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается

только большой палец каждой руки.

- Это долька - для ежа,

- Это долька – для стрижа,

- Это долька – для утят,

- Это долька – для котят,

- Это долька – для бобра.

Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать

кулаки, на каждую фразу по пальцу.

- А для волка – кожура.

- Он сердит на нас – беда!

-Разбегайтесь кто куда.

Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово

последних двух фраз.

Гимнастика для рук

Дыхательная гимнастика.

Чудо-нос

Носиком дышу,

Дышу глубоко,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим

Глубже, шире.

Гимнастика для глаз.

Буратино

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель

медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает

расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не

открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке,

потом против часовой стрелки.

Упражнения, корректирующие осанку.

Равновесие

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться

как сидя, так и стоя.

Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или

тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Для старших классов:

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1.И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. 1. – правую руку вперед, левую вверх. 2.-

переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и

потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.П. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти

вперед, голову наклонить вперед. З-4 – локти назад, прогнутся.

3. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп средний.

4. И.П. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2- разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

Для снятия утомления с туловища.

1.

И.П.- ноги врозь, руки на голову. 1.- резко повернуть таз вправо, 2- резко

повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2.

И.П.- ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну

сторону. 4-6- тоже в другую сторону. 7-7 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Темп средний.

3.

И.П. – ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги

вниз, левая, сгибаясь вдоль тела вверх. 3-4 – и.п.,5-8 – тоже в другую сторону. Повторить

6-8 раз. Темп средний.

4.

Для мозгового кровообращения.

1.И.П.- сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад плавно наклонить назад, 3-4 –

голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 6-8 раз.

2. И.П. –сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2- и.п.., 3- поворот головы

налево, 4-и.п. Поторить6-8 раз.

3.И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. 1- взмахом левую руку занести через правое

плечо, голову повернуть налево, 2-и.п., 3-4 то же правой рукой. Повторить 4-6 раз.

Гимнастика для глаз.

1.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до

5. Повторить 4-5 раз.

2.

Крепко зажмурить глаза ( считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль

(считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за

медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и

вниз. Повторить 4-5раз.

4.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом

перенести взор вдаль на счет 1-6, повторить 4-5раз.

5.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую

сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на

счет 1-6, повторить 1-2 раза.

Приложение 4

Тематическая разработка классного часа по профилактике наркомании для 9-

11 классов.

Тема «На острие иглы».

-

Цель:

-

1)Познакомить учащихся с эпизодом повести Ф.Г. Углова «Сердце хирурга».

-

2) Развитие умений отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

-

3) Воспитание чувства отвращения к употреблению наркотиков, навыки ЗОЖ.

-

План

-

1. Организация начала урока.

-

2. Рассказ учителя:

Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и

бытовыми обычаями в районах, где произрастали растения, содержащие наркотические

средства. Это так называемые очаги или зоны первичного наркотизма: Азия (опийный

мак, конопля), Южная Америка (растение кока, из которого добывают кокаин), Африка

(растение кат, близкое к кока).

Последствия, к которым приводит постоянное применение наркотиков, раскрывает

эпизод из повести известного врача Ф.Г. Углова «Сердце хирурга»

Ф.Г. Углов «Сердце хирурга»

В ночной час мы свернули с широкой центральной улицы на узкую боковую, по

ступенькам спустились к закрытой двери полуподвального помещения. На вопрос, кто

стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый».

Нас тут же впустили. Оказывается, за круглые очки обитатели притонов окрестили

милиционера Гаврилова «четырехглазым».

В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости. В огромной комнате

плавал сине-желтый ядовитый дым, и, приглядевшись, я увидел много людей, в разных

позах сидящих и лежащих на захламленном полу. Кое-кто из них спал, кое-кто бредил,

бормоча непонятные фразы, другие с тупой полусонной отрешенностью смотрели перед

собой и – было видно – ничего не замечали. Иные же с блаженным выражением на лице

курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем. Как после объясним мне

Гаврилов, за щепотку гашиша, вот за такой миг – посидеть с заветной трубкой во рту – тут

готовы на любое, самое тяжкое преступление. Порок затмевает разум.

Среди всех особенно жалкий вид имели женщины, опустившиеся в конец,

утратившие человеческий облик… Хозяин притона – толстый, с длинной черной косой и

заплывшими глазками китаец – подобострастно отвечал на вопросы моего спутника.

Гаврилов подошел к одному из обитателей подвала и попросил снять рубаху. Тот, хотя и

не охотно, но снял ее. Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое

гноящимися струпьями. Это был морфинист, сам себе делающий уколы морфия. Так как

при уколе шприц и игла, руки и тело не дезинфицировались, тут же возникло нагноение.

Нагноения захватили уже всю спину, грудь и плечи… Еще ужасней выглядели у него ноги

от паха до лодыжек – на них были огромные, незаживающие язвы. Зачастую морфинисты,

подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая где на

теле здоровое место, а где рубцы и струпья.

Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими

равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила

тело. Та же мрачная картина – язвы, сочащийся из-под струпьев гной…

-3.Обсуждение вопросов.

Вопросы и задания

1.

Какие мысли вызывает у вас описание притона наркоманов?

2.

Опишите внешний вид морфиниста.

3.

Дайте описание гашишной наркомании из текста.

4.

О каких признаках психической зависимости от наркотиков рассказывал мили-

ционер Гаврилов?

5.

Что вы знаете о наркомании и об ее исходе?

-4. Подведение итогов.

Гашиш – препарат наркотического действия, получаемый из конопли. Способ

употребления: курение, часто вместе с табаком, прием внутрь в виде пилюль, напитков, с

различными блюдами, а также жевание. Начинают применять гашиш обычно в группе.

Горящая папироса с гашишем имеет запах жженой травы.

При остром отравлении гашишем характерны следующие признаки: покраснение

лица, повышенный блеск и покраснение глаз, расширение зрачков, учащение пульса,

повышенное чувство голода, жажда, нарушение координации, изменчивое настроение,

болтливость, неадекватная веселость, склонность к агрессивным действиям.

При хроническом употреблении препаратов конопли снижается интеллект,

ухудшается память, человек испытывает постоянную слабость, апатию.

Следует обратить внимание учеников на то, что описанный выше исход

употребления препаратов конопли относится и к марихуане, которую принято считать

безопасным, легким наркотиком.

Морфинист – наркоман, делающий инъекции морфия.

Признаки острого морфинного (опийного) опьянения: узкие зрачки (симптом

«булавочной головки»), сухость кожи, понижение артериального давления, редкий пульс,

снижение критической оценки поступков и высказываний, расторможенность.

Приложение 5

Тематический вечер «КВН Здоровья» проводится между учащимися и

учителями.

КВН Здоровья.

Внимание, внимание на спортивную площадку приглашаются все команды.

КВН Здоровья, спорта начинаем мы сейчас. Мы все хотим быть здоровыми,

сильными, красивыми. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что поможет нам стать

такими.

1 Конкурс «Приветствие»

2 Конкурс «Разминка»

по три вопроса каждой команде

1 Что придает крови красный цвет? (железо)

2 Что продлевает срок жизни? (смех)

3 Какое средство является самым гигиеническим? (вода)

1 Что является основным действующим началом табака? (никотин)

2 Для сохранения правильной осанки нельзя спать на мягкой постели. Какой

персонаж из сказки Ганса Кристиана Андерсана спала на слишком мягкой постели?

(принцесса на горошине)

3 Сок, который появляется только весной и является укрепляющим средством,

помогает при кожных заболеваниях? (березовый сок)

1.Сколько сигарет нужно выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс

кислорода и крови в легких? (одну)

2.Назовите норму сердечного ритма в одну минуту? (70-75 ударов в минуту)

3. Какой пищевой напиток в больших количествах действует на организм подобно

действию алкоголя и табака? (кофе)

1 Какие ядовитые химические соединения могут накапливаться в овощах?

(нитраты)

2 Как расшифровать СПИД? ( синдром приобретенного иммунодефицита)

3 Какие наркотики опасны для здоровья? (все)

1 Согревает ли алкоголь на морозе? (нет)

2 Каких людей называют «пассивными курильщиками» ? (кто находится в

накуренном помещении)

3 При каком заболевание головы не рекомендуется носить черную одежду?

(перхоть)

3 Конкурс « Пословицы- перевертыши»

Все мы знаем пословицы о здоровье. Из пословицы- перевертыша составить

пословицу. Например, Больному все плохо!- Здоровому все здорово!

1 Из больной головы - больное тело!

(В здоровом теле - здоровый дух!)

2 Здоровье обезьянку украшает!

(Болезнь человека не красит!)

3 Болезнь дешевле бедноты!

(Здоровье дороже богатства!)

4 Бросай руки на холод, тело в тепло!

(Держи ноги в тепле, а голову в холоде!)

4 Конкурс « Лучшая физминутка»

Провести физминутку.

5 Конкурс «Составь сказку»

Из перечня слов составить сказку.

Однажды летом….

Каникулы, речка , дом, рыбалка, овощи, девочка , мусор, витамины, кино.

6 конкурс «Маски»

Команды получают задание нарисовать маску (наркомана, алкоголика,

курильщика, спортсмена, человека занимающегося закаливанием «моржа»). В итоге

делается выставка масок и каждая команда рассказывает о человеке носящем эту маску.

6 конкурс «Черный ящик»

Существует много легенд и мифов об этом пищевом продукте. Хотя он считается

запретным, он является очень полезным для здоровья, т. к. содержит много витаминов. В

Древней Элладе, например, он считался символом любви и посвящался богине красоты

Афродите. (яблоко)

Приложение 6

Интегрированное внеклассное мероприятие по химии, истории и ЗОЖ.

Игра «Интеллектуальный ринг»

Цели:

1)

Образовательная: обобщить знания учащихся по химии, истории, ЗОЖ,

способствовать формированию и закреплению интеллектуальных способностей.

2)

Развивающая: развитие навыков логического мышления, памяти, внимания,

развитие устной речи, творческих способностей.

3)

Воспитательная: воспитание познавательного интереса к предмету,

формирование навыков направленных на сохранение здоровья, духовное и физическое

самосовершенствование.

Оборудование:

1)

раздаточный материал – задание с вопросами.

2)

рабочее панно.

3)

бочонки с цифрами.

4)

черный ящик.

5)

сигнальные карточки и стенд с баллами.

Оформление доски: красочно оформленное название игры и рабочее панно с

картинками и с номерами вопросов.

Ход мероприятия:

I. Организация начала мероприятия.

(3 команды из пяти человек садятся за три стола и выбирают капитанов).

II. Ведущий 1: Здравствуйте дорогие ребята!

Сегодня мы собрались на встрече команд.

Ведущий 2: «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще

можно делать открытия» - говорил Роберт Фейнман.

Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих

явлений. Сегодня мы и выясним, насколько хорошо команды знают историю, химию и

правила здорового образа жизни.

Ведущий 1: Первый конкурс нашей игры называется «Разминка»

За время одной минуты нужно как можно больше ответить на

вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 10 баллов.

РАЗМИНКА

1. Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха?

(одинаковый вес)

2. Прозвище русского полководца одержавшего победу на Чудском озере?

(Невский)

3. Что получится, если смешать 2 литра водорода и 1 литром кислорода?

(вода)

4. Русский царь, за свою жестокость получил прозвище

(Грозный)

5. Продолжите пословицу « Спорт сочетаешь с делом – здоров душой и телом».

6. Латинское название химического элемента золота?

(Аурум)

7. Как звали первого русского императора?

(Петр-I)

8. Самое распространенное в природе соединение?

(вода)

9. Как называется заболевание, когда организм недополучает необходимое

количество витаминов?

(авитаминоз)

10. Драгоценный металл, из которого изготовлен гроб египетского правителя

Тутанхамона.

(золото)

11. Цвет фенолфталеина в щелочи?

(малиновый)

12. Русский князь, одержавший победу на Куликовом поле?

(Дмитрий Донской)

13. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции?

( катализаторы)

14. Страны, где были воздвигнуты изваяния, названные сфинксами?

(Египет)

15. Какой орган самый тяжелый?

(печень)

16.Соли кремневой кислоты.

( силикаты)

17. О каком сражении написал стих Лермонтов, который начинается

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром…»

18. Перечислите признаки отравления.

( тошнота, головокружение)

Ведущий 2: Следующий конкурс нашей игры называется «Интеллектуальный

ринг»

На рабочем панно под номерами зашифрована тематика вопроса.

Номер вопроса вытягивают капитаны команд. Вопрос зачитывает ведущий.

Команды должны через одну минуту дать правильный ответ. Если ответ готов досрочно,

то команда поднимает сигнальную карточку. Выигрывает та команда, которая правильно

отвечает на вопрос. За каждый правильный ответ командам присуждается 100 баллов.

Вопросы по химии

1. В XVI в. королева Англии Елизавета I объявила премию за изобретение

дешевого способа опреснения морской воды. Кому была присвоена эта премия? (никому)

2.« Однажды на планете химических веществ произошла странная история. В

центральном парке прогуливался Аммиак со своей подругой Водой. Вдруг появился НЛО,

на борту которого находились злобный Кислород и два его телохранителя – Платина и

Родий. Внезапно Кислород подбежал к Аммиаку и затеял драку. «Что же произошло

дальше? Какую роль выполняли телохранители. Напишите уравнение реакции».

(4 NH

3

+ 7O

2

= 4NO

2

+6H

2

O)

3. Вспомните и напишите все названия химических элементов оканчивающихся на

букву «Н».

( ксенон, радон, селен, молибден, неон, аргон, криптон, лантан, уран, титан).

4.Перечислите все глобальные экологические проблемы человечества.

( потепление климата, загрязнение водных ресурсов и атмосферы, озоновые дыры)

Общий вопрос: По приказу какого французского императора для солдат было

разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным,

гигиеническим, освежающим. Ничего лучше не было придумано и через сто лет, поэтому

в 1913г на выставке в Париже это средство получило «Гран – При». Под каким названием

оно выпускается у нас в стране? И по приказу какого императора оно было разработано?

( Наполеон, тройной одеколон)

Вопросы по истории

1.

По словам Геббельса, после поражения

немецких войск под Москвой это безобидное атмосферное явление вызывало у этого

политика ухудшение здоровья. О каком политике идет речь и что это за атмосферное

явление. ( Гитлер, снег)

2.

Из этого металла были сделаны монеты

Спарты. Его раскаленным опускали в уксус, что делало его непригодным для дальнейшего

применения. Что это был за металл, почему спартанцы так поступали? (железо)

3.

В одном античном греческом городе

Фивы, камни, повинуясь иге царя Амфиона на лире, сами складывались в городские

стены, а стены другого библейского города рухнули при звуках труб. О каком городе идет

речь? (Иерихон).

4.

Это животное Диоген считал символом

свободы, а Сократ так любил, что клялся его именем. 50 этих животных охраняли Коринф.

В честь единственного оставшегося в живых, после ночного нападения врагов был

воздвигнут мраморный памятник. Что это за животное? (Собака. Диоген имел в виду

бродячую собаку. Пса, охранявшего Коринф, звали Сотер. Он получил за храбрость

серебряный ошейник с надписью «Сотер» – защитник и спаситель Коринфа.)

Ведущий 1: Следующий конкурс называется «Химико – историческая сказка».

Командам необходимо продолжить сказку «Репка» используя

химические и исторические термины. А это время капитаны команд придумывают

слова из термина «катализатор»

Химико – историческая сказка.

« Жили – были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая –

пребольшая…»

Термины: целлюлоза, сахароза, клетчатка, вода, минеральные соли, нитраты, царь,

ледниковый период, разливы Нила, татаро - монгольское нашествие, палка-копалка.

Ведущий 2: Игра с болельщиками «Черный ящик».

Этот вкусный предмет в большом количестве содержит вещество, которое в

организме человека переносит кислород. При недостатке этого вещества в организме

человека возникает анемия. Это вещество люди применяют с давних пор, для

изготовления различных изделий. Этот предмет послужил причиной Троянской войны.

Что это за предмет?

Ведущий 1: Благодарим всех участников за активное участие.

Приложение 7

Лекция для родителей: «Свободное время школьника с пользой».

Как часто нам приходится слышать словосочетание – свободное время. Мы

мечтаем о том, чтобы его у нас было как можно больше, считаем, что нам его

катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Принято так же считать, что

современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного

времени. Однако анализ анкетирования не подтверждает этого утверждения. Надеюсь,

Вам будет интересно узнать о результатах этих исследований.

Как правило, с 13.00 до 16 часов дети бывают, свободны, посмотрим, на что же они

тратят это свободное время.

35% - гуляют на улице с друзьями;

18% - слушают музыку или смотрят ТВ;

15% - читают и трудятся по дому;

14% - посещают кружки и секции.

Как видим, ТВ занимает довольно большое место в сфере досуга подростков.

Анкетирование выявило еще один факт – уменьшение числа посещающих секции и

кружки.

(Анализ посещаемости секции и кружков)

Считается, что средства массовой информации способствуют вытеснению из душ

детей стремления к прекрасному, к порядочности в семейной жизни. Но все-таки многие

ребята сохранили в душе патриотизм, желание беречь и охранять природу, ухаживать за

старшими и больными людьми, младшими детьми. Иногда родители легкомысленно

думают, что свободное время – это несерьезная проблема.

«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природу, но и его

кто хочет тот и отнимает» (Сенека)

Выскажусь, очень осторожно, что не всегда провождение свободного времени

является хорошим примером для детей. Дети о работе родителей имеют поверхностное

представление. Не буду убеждать в необходимости совместного проведения досуга с

вашими детьми, особенно когда они хотят сами выглядеть значительно взрослее не только

физически, но и духовно. Нас беспокоит то, что даже в условиях благополучной

обстановке в классе около

1

/

4

учащихся не могут найти себе друзей по общению. Среди

одной из главных форм проведения досуга особенное в праздничные дни является

застолье и это дети 8 кл – 65%; 9 кл – 80%; 10 кл – 94% пробуют спиртные напитки

именно на этих мероприятиях, это не может не тревожить ни школу, ни семью, вина

ложится все-таки на родителей. Поэтому родители обязаны научить своих детей, как это

сделать, не упуская ни часу сегодняшнего дня, чтобы меньше зависеть от дня

завтрашнего.

Условия проведения свободного времени очень изменились, родители много

времени проводят на работе и непосредственные контакты с детьми сводятся к минимуму.

Переориентация подростков в общении с родителей на сверстников объясняется не

столько растущей привлекательностью дружеских компаний, сколько отсутствие

внимания и забота к подросткам в родительском доме.

По результатам анкетирования отцы на воспитание детей тратят:

9,6% - 21 минуту в будние дни

7,2% – 35 минут в выходные дни

Куда уходит оставшееся время? Главным образом в сферу индивидуального досуга.

Мы отдаем детям самое вкусное, одеваем их во все самое лучшее, а свое свободное время

отдаем неохотно, и часто случается так, что наше место могут занять посторонние люди,

которые не всегда правильно повлияют на наших детей.

Поэтому хотелось бы сказать, что не упускайте возможности как можно больше

бывать со своими детьми и если у вас есть возможность дойти до школы вместе с

ребенком не упускайте ее. Совместная дорога – это общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей, не задавая вопроса, «Какие оценки ты получил?», лучше

нейтральный вопрос: «Что было интересного?», «Чем занимались?», «Как дела в школе?».

С интересом терпеливо слушайте рассказы о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим, необходимо исключить из общения

окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его

промахи, не преувеличивая значения его неудач. И если этого нет в семье – ребенок

уходит на улицу, к таким же неустроенным, как он сам.

Школа ставит перед собой много задач. И школа может помочь родителям при

решении многих вопросов, но она никогда не сможет конкурировать с семьей, и вы

должны помнить, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками

семейного воспитания.

На других родительских собраниях вниманию родителей были предоставлены

беседы на тему:

1. «Пивной алкоголь».

2. «Школа без сигарет».

Приложение 8

Проведение Дней Здоровья.

Дни здоровья несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Дни

здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся

сохранять и укреплять свое здоровье. Чтобы достигнуть этой цели, педагогическому

коллективу необходимо:

-

пополнять свои знания о возрастных изменениях в организме учащихся;

-

осваивать самим правила физической и гигиенической культуры;

-

уметь оценивать собственные знания и навыки по вопросам здоровья;

-

вызывать у школьников интерес,

вырабатывать

потребность

постоянно

заботиться о своем здоровье;

-

убеждать учащихся беречь здоровье как главную ценность личности.

Планирование праздников, выбор их тем обуславливается:

1)

Материалом

учебных

программ,

школьных

учебников,

методических

разработок

для

данного

класса

(ответственный

за

праздник

учитель

должен

познакомиться с ним);

2)

Показателями здоровья школьников, которые имеются в медицинском кабинете

школы в форме листка здоровья класса (анализ конкретных отклонений здоровья позволит

подобрать актуальные для детей вопросы, знания и т.д.);

3)

Фактическими навыками здорового образа жизни учащихся данного класса,

определяющимися по результатам выполнения ими правил поведения (перечень правил

составляется с учетом возраста детей, возможности их выполнения в течение учебного

дня);

4)

Знакомство с литературой по формированию гигиенических навыков.

Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число

вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал.

Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник,

составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинского работника

школы, валеолога, социального педагога, психолога. Целесообразно привлекать к

составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и

старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с

новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со

сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья.

Праздник здоровья может проходить в различных формах: «Путешествие в страну

Здоровья», «Клуб веселых и находчивых», «Конкурс знатоков здоровья», «Мама, папа, я –

спортивная семья», «Дискотека здоровья», «Вечер здоровья» и т. д. Длительность

праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, для средних и старших –

соответственно 90-150 минут и проводится он не реже одного раза в учебную четверть.

К подготовке дней здоровья и спорта привлекается весь педагогический коллектив

во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Им помогают учителя

физкультуры, ученический комитет, родители. Дни здоровья проводятся под

соответствующим девизом.

Январь - «Береги здоровье смолоду, охраняй всю жизнь!»

Февраль – «В здоровом теле – здоровый дух»

Март – «Витамины - здоровье!»

Апрель - «Смех - продлевает жизнь»

Май – «Быть здоровым – это круто!»

Сентябрь – «В поход за здоровьем»

Октябрь - «Башкирские народные игры»

Ноябрь- «Сигарета не к лицу ученику!»

Декабрь-«Наркомания- знак беды»

Примерный сценарий праздника «День здоровья» для учащихся

3-4 классов.

Праздник здоровья проходит по девизом «В здоровом теле – здоровый дух». Тема

праздника «Как правильно учиться, не причиняя вреда здоровью. Учитывая, что

состояние здоровья меняется в течение дня, каждый школьник должен составить свой

режим дня. Обсуждению вариантов режима дня в игровой форме и посвящается праздник.

Протокол ведения праздника

Название

конкурса

Комментатор

классы

примечания

1

Приветствие

команд

Жюри

2

Танец

Классный

руководитель.

3

Конкурс «Вымой

руки правильно»

Мед. работник

4

Стихи, песни о

здоровье

Жюри

5

Эстафета с

мячом

Преподаватель

физкультуры

6

Конкурс «Класс

чистюль»

Мед. работник

7

Пантомима «Мое

здоровье»

Жюри

8

Домашнее

задание «здоровье»

Преподаватель

физкультуры, мед. работник

9

Подведение

итогов

Жюри

При подготовке праздника место его поведения оформляется флажками и т д.,

вывешиваются правила дежурных по классу, перечень действий детей по укреплению

своего здоровья в школе и дома, рисунки физических упражнений для комплексов

утренней гимнастики, гимнастика для глаз, физкульминуток.

Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся

5-6-х классов

Праздник здоровья проходит под девизом «Сам себе доктор». Он посвящается теме

укрепления здоровья средствами физической культуры. В празднике участвуют все

школьники параллельных или смежных классов. В качестве зрителей и членов жюри

могут быть учащиеся старших классов.

Сценарий праздника

1.

Приветствие команд.

2.

Конкурс «Что входит в понятие «здоровье».

3.

Конкурс «Самый выносливый».

4.

Конкурс «Самая гибкая».

5.

Конкурс «Самый тренированный».

6.

Эстафета с препятствиями.

7.

Правила личной гигиены после урока физкультуры.

8.

Номер художественной самодеятельности.

9.

Домашнее задание.

10. Общая подвижная игра, эстафета.

11. Подведение итогов, награждение.

В спортивном или актовом зале вывешивается плакат с девизом праздника,

выставляются рисунки учащихся на тему «Здоровье», оформляется «Уголок смекалки» с

шарадами и ребусами. Инвентарь подбирается в соответствии со сценарием праздника

(аппаратура для музыкального сопровождения праздника и т.д.) На одежде

соревнующихся команд прикрепляются эмблемы названия команд.

При подготовке праздника для жюри письменно (в форме карточек)

подготавливаются правильные ответы (перечень правильных действий) для некоторых

конкурсов. Конкурсы «Самый выносливый» и «Самая гибкая» проводятся с

использованием рисунков, определяющих правильность действий. При оценке конкурса

«Самый тренированный» определяется:

а) частота пульса (измеряют на правом запястье в положении сидя);

б) сумма сила правой и левой кисти (измеряют 2 раза, учитывая максимальную

величину)

в) жизненная емкость легких или (если нет спидометра) разность окружности груди

при вдохе и выдохе (измеряют 2 раза, учитывая максимальную величину).

Ответ по правилам личной гигиены после урока физкультуры должен содержать

следующее: как правильно мыть руки, лицо, слизистую оболочку полости носа; снять

спортивную форму, майку, трусы (брюки), носки, обувь; сложить спортивную форму

(спортивную обувь подошвами друг к другу в один целлофановый пакет, тренировочные

брюки (трусы) штанина к штанине с последующим закручиванием от пояса, а также

сложенную вдвое и скрученную майку – в другой целлофановый пакет). Отдельно

должны храниться полотенце и мыло. Три пакета (с обувью, спортивной формой,

полотенцем и мылом) складывается в общий пакет, который школьник приносит с собой в

день, когда есть урок физкультуры.

При подготовке номера художественной самодеятельности команды уточняют, что

именно им нужно подготовить (жюри не сможет оценить разные номера, если одна

команда исполнит песню, а другая - танец).

Домашнее задание может быть в форме составления «Азбуки здоровья». Команды

выбирают слова, начинающиеся с какой-либо буквы, пишут их на карточке и поясняют.

Количество букв может быть ограничено, например 5 (А, Б, В, Г, Д,) или 10 (А, Б, В, Г, Д,

Е, Ж, З, И, К). Можно дать одной из команд буквы первой части алфавита, второй – буквы

последующей части алфавита. Многократное использование этого задания, выбор из него

наилучших ответов позволят составить интересную азбуку здоровья, которой можно

пользоваться в разных формах учебно-воспитательного процесса.

Праздник открывает ведущий учитель, воспитатель. Он коротко говорит о теме

праздника, представляет жюри и объявляет конкурс: приветствие команд. Затем следует

музыкальная пауза и слово жюри. Последовательно, в соответствии с протоколом,

проводятся все виды конкурсов.

Праздник здоровья для учащихся 5-6 классов может быть посвящен и другим

темам. Дети уже многое должны знать о своем организме из учебных программ прошлых

лет. Например, праздник на тему «Физкультура и здоровье» проводиться после того, как

дети не только овладели умением выполнять те или иные упражнения, но и закрепили

знания об их воздействии.

В ходе праздника целесообразно предложить учащимся такие вопросы и задания:

-

как изменяется пульс при выполнении упражнений и почему?

-

о чем свидетельствует время восстановления пульса?

-

как проверить, что твое здоровье улучшается (отсутствие болезни не означает,

что человек хорошо заботится о здоровье)?

-

почему физкультминутка снимает утомление?

-

перечислите свои действия перед сном в тот день. Когда был урок физкультуры

или тренировка;

-

составьте памятку подготовки к туристическому походу;

-

какие ошибки может допустить дежурный при разведение костра?

Протокол ведения праздника

п/п

Название конкурса

Комментатор

Класс

(команда), балл

Примечания

5 «А»

5 «Б»

1

Приветствие команд

Член

жюри

2

Конкурс «Что входит в

понятие «Здоровье» (вопрос

для капитанов)

Медицинс

кий работник

3

Конкурс «Самый

выносливый» (выполняет

Преподава

тель

один мальчик от команды)

физкультуры,

член жюри

4

Конкурс «Самая

гибкая» (выполняет одна

девочка от команды)

Член

жюри

5

Конкурс «Самый

тренированный» (выполняет 1

мальчик от команды)

Врач, член

жюри

6

Эстафета с

препятствиями

Член

жюри

7

Правила личной

гигиены после урока

физкультуры (1 человек от

команды демонстрирует

правильное складывание

спортивной формы)

Врач

8

Номер художественной

самодеятельности от команды

(стихи, песни, рассказ,

пантомима, танец)

Член

жюри

9

Домашнее задание

Врач, член

жюри

1

0

Общая подвижная игра,

эстафета

Жюри

1

1

Подведение итогов,

награждение победителей, в

том числе авторов лучших

рисунков на тему здоровья,

школьников., правильно и

быстро разгадавших шарады,

загадки в «Уголке смекалки»

В сценарий входят: физкультминутки, подвижные игры с мячом, различные

эстафеты, соревнования по легкой атлетике, лыжам. Результаты определяются на уроках

физкультуры и суммируются на празднике здоровья.

При составлении сценария на тему «Красивая осанка и здоровье» используются все

аспекты формирования осанки: физические упражнения, укрепляющие мышцы спины и

живота, соответствующая росту мебель (стул, стол, парта, жесткая постель) навыки

удерживать правильную позу, использование разных рабочих поз.

Раскрытие темы «Вкусная еда и здоровье» в сценарии осуществляется через

вопросы, задания, действия детей, направленные на выбор наиболее полезных для

здоровья продуктов. Обращается внимание на частые ошибки детей (недостаточный

завтрак или его отсутствие, пренебрежение горячими блюдами, еда всухомятку, на ходу, в

транспорте. К празднику делаются рисунки по данной теме, осуществляется набор

нужных продуктов, подбираются поговорки, инсценируются сочиненные детьми

произведения.

Праздники здоровья для учащихся 7-8-х классов

Учебными программами по биологии, географии, физической культуре, химии и

другим предметам предусмотрен значительный объем материала, позволяющий углубить

знания школьников о необходимости ежедневно заботиться о своем здоровье. Например, в

разделе, характеризующем различные типы червей, рассказывается о путях заражения

глистами, что должно убедить учащихся выполнять правила личной гигиены. В разделе

«Класс млекопитающих» говориться о том, что у человека существуют общие с животным

миром закономерности, в частности работа различных систем – сердечно-сосудистой,

дыхательной, - это обязывает его следовать биологическим законам. Изучение среды

обитания животных, сезонных изменений в живой природе, основ экологии дает

возможность определить дополнительные направления в деле укрепления здоровья.

Сценарии праздников здоровья для данного возраста могут быть построены по

прежней схеме, но к составлению и обсуждению их содержания должны привлекаться

сами школьники. Можно избрать другую форму, например заседание круглого стола.

В небольших докладах учащихся на тему «Из собственного опыта укрепления

здоровья» излагается как положительный, так и отрицательный опыт. Целесообразно

ограничить круг рассматриваемых вопросов, которые даются предварительно, каким-то

одним разделом. В конце заседания ведущим делается обобщение, даются комментарии

учителем, врачом, лучшие сообщения поощряются.

В докладах на тему «Писатели о здоровье» школьники анализируют

художественные произведения с позиций укрепления здоровья, зачитывают прозаические

отрывки, стихи. Можно дать музыкальное сопровождение, например «Времена года»

Чайковского, 20-30-минутный концерт.

На заседании круглого стола по теме «Здоровье и профессия» рассматривается

подготовка космонавтов. Ребята изучают программу тренировки космонавтов, показатели

их жизненных функций, которые затем сравнивают со своими, а также с эталонами

здоровья (стандартами развития и физической подготовленности школьников). Среди

ребят выделяются те, состояние здоровья которых в наибольшей степени соответствует

эталону, при этом учитываются усилия самого школьника в сохранении здоровья.

На заседании круглого стола целесообразно продумать, обсудить и утвердить

коллективом правила здоровья класса.

В данном возрасте особый интерес представляет праздник здоровья, который

завершает лекторий «Секреты здоровья». Лекторий из 5-7 лекций может быть проведен

врачами центра здоровья или врачом школы. Затем ребята, используя рекомендации

лектора и предложенную им литературу, составляют сценарий праздника, облекают

полученные знания в интересную форму – стихи, частушки, загадки, присказки и т.д.

Конечно же праздник заканчивается награждением активных слушателей и участников.

Праздники здоровья для учащихся 9-11 классов

Совершенствование знаний о здоровье в 9-м классе базируется, прежде всего на

таких учебных предметах, как: "Биология" ("Человек и его здоровье"), которая включает

анатомию, физиологию и гигиену; "Основы безопасной жизни"; "Физическая культура";

"Физика"; "Химия"; "География". В 10-11 классах учебной программой предусмотрен

раздел "Мой мир", который содержит 5 тем о здоровье и заключительный диспут

"Современный человек - это что такое?"

Знакомство учителя, классного руководителя, завуча по воспитательной работе с

содержанием перечисленных предметов и отдельных разделов учебных программ,

освещающих вопросы здоровья, позволит выделить и спланировать на год внеурочную

работу

по

закреплению

навыков

сохранения

здоровья

старшеклассников.

Такие

мероприятия планируются не реже 2-4 раза за учебный год. Это может быть внеклассные

часы-семинары, вечера (праздники) здоровья, расширенные заседания клубов "Сам себе

доктор", "юные учителя здоровья" и др.

Сценарии таких мероприятий составляются либо по схеме 7-8 классов, либо по

типу "Клубов веселых и находчивых", либо по произвольной программе. Составной

частью каждого мероприятия независимо от его названия должны быть соревнования: в

знаниях; умениях (продемонстрировать ежедневные приемы сохранения здоровья, а также

оказание помощи в экстремальных ситуациях, при выполнении различных видов труда);

навыки здорового образа жизни (оздоровительные действия в режиме дня в семье и в

школе).

Вечер проходит под девизом "Здоровье - главное достоинство Человека". Тема

праздника определяется девизом.

Соревнуются "знатоки здоровья" параллельных или смежных классов (9-10).

Может быть общешкольный вечер старшеклассников. Оптимальное количество человек в

команде - 7-9.

При подготовке праздника место его проведения - актовый зал - оформляется в

соответствии с девизом. Вечер ведет ученик (ученица) - конферансье.

Сценарий праздника

1. Краткая информация о здоровье учащихся (участников вечера),

желательно

в

юмористической форме с использованием диаграмм,

признаков заболеваний и т.д.

2. Приветствие соревнующихся команд.

3. Домашнее задание "Здоровье человека и Закон". В ходе подготовке

учащиеся знакомятся с законами, защищающими человека.

4. Блиц вопросы капитанам.

5. Номер художественной самодеятельности (танец, песня).

6. Стихи собственного сочинения, посвященные ЗОЖ.



В раздел образования