Автор: Мамадалиева Раися Равильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Кузнецка
Развитие музыкальных способностей и обучение
игре на фортепиано детей младшего школьного
возраста.
Методическая работа.
Преподаватель по классу фортепиано
Мамадалиева Раися Равильевна.
г. Кузнецк 2019 год.
ПЛАН
1. Вступление.
Задачи преподавателя музыкальной школы.
2.Основная часть
Начальный этап работы.
1)
Знакомство с инструментом
2)
Метро-ритм, понятие о высоте звука
3)
Подготовка к игре пианистического аппарата, игра non
legato
4)
Игра legato
5)
Немного о staccato
6)
Об интонации
7)
Об игре гамм
3.Заключение.
Задачи преподавателя музыкальной школы
Начинается учебный год, и в класс приходят 7-8-летние малыши, еще
не осознающие на какой трудный и долгий путь они ступают. Сложный для
них, их родителей, которые тоже не всегда это понимают, и для их учителя,
понимающего это в полной мере. Но будет ли этот путь интересен ребенку?
Ведь без интереса не может быть преодолена ни одна трудность, не появится
желание узнавать, делать, а желание это может возникнуть только при одном
условии: «Сам учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить» учащихся
своим темпераментом и творческой заинтересованностью. Осуществление
умело поставленных задач доставит радость не только ученику, но и
педагогу» (А. Артоболевская).
Нет открытия в утверждении сложности начального этапа, он требует
от преподавателя наибольшего проявления творческой фантазии, прежде
всего для того, чтобы не отпугнуть, не «засушить» маленького человека, с
любовью ввести его в мир музыки. Конечно, большую помощь в работе
окажут
исследования,
работы
выдающихся
музыкантов,
педагогов
Г.
Нейгауза, К. Игумнова, А. Артоболевской и многих-многих других, но,
говоря словами А. Артоболевской «зажечь; заразить» ребенка желанием
овладеть «языком музыки» может педагог, не только вооруженный знанием,
опытом всей музыкальной педагогики, но и обладающий собственной
интуицией, любовью к детям и к собственному делу. Кроме того, начиная с
малышом этот долгий путь, учитель должен видеть и конечную цель своего
труда. Каков же должен быть итог 7-8-летнего обучения?
Не ошибусь, наверное, если скажу, что, прежде всего воспитание
любви к музыке, эстетических вкусов, умения самостоятельно мыслить,
анализировать, трудиться.
Это можно отнести и к той группе детей, которая составляет в школе
большинство,
тех,
кто
не
станет
музыкантом-профессионалом,
а
по
окончании школы будет «просвещенным» любителем; и к той значительно
меньшей
группе, которая продолжит свое музыкальное образование в специальных
учебных заведениях. На начальном этапе «все должны пройти быстрее или
медленнее один и тот же путь. Всех без исключения надо также обучать,
чтобы они могли и хотели стать музицирующими любителям» (Л.Баренбойм).
Конкретно это выражается в игре в 4 руки, в обширном репертуаре, подборе
импровизации, чтении нот. Все это практически имеется на первом году
обучения и ни сколько не входит в противоречие, а наоборот, помогает
закладыванию профессиональных основ, без которых ни -один ребенок не
научится свободно владеть инструментом, свободно себя выражать.
4
Знакомство с инструментом
Итак, ребенок приходит на первый урок, состоится знакомство с
учителем,
очень
важно
постараться
сразу
расположить
ребенка,
почувствовать его характер, темперамент.
Для каждого ребенка у меня тетрадь-дневник, которую я веду для себя,
отмечая все успехи и неудачи, намечая на первых порах план урока (на
первое полугодие), т.к. задания должны быть разнообразными, быстро
меняться, ведь маленькие дети не могут долго заниматься одним и тем же,
надо быстро переключать их внимание.
Каждый урок как маленький спектакль со своим сценарием, иногда,
правда, меняющемся по ходу действия.
Планы первых уроков у всех детей похожи, а дальше начинают
отличаться, т.к. все дети развиваются по-разному.
На первых уроках обязательно знакомимся с роялем, с клавиатурой и с
механикой, т.е. с фактическим извлечением звука (здесь все как у А.
Артоболевской, о чем она рассказывает в своем пособии «Первая встреча с
музыкой» в главах «Знакомство с клавиатурой» и «Донотный период»).
Больше исполнять произведения П. И. Чайковского «Детский альбом», Р.
Шумана «Альбом для юношества», С. Майкапар «Бирюльки». Рассказывать о
композиторах и отгадывать эти произведения при повторном проигрывании.
Устраивать «музыкальные викторины».
5
Метро-ритм, понятие о высоте звука
Знакомство с метро-ритмом идет, прежде всего, через ощущение метра,
как «шагов», которые слышны в музыке (Л. Баренбойм).
Важно помнить слова А. Артоболевской о том, что «ритму не столько
учат, сколько им заражают».
Сначала
ребенок
должен
послушать
марш,
танец,
песню,
промаршировать,
прохлопать,
«пережить»
Равномерную
пульсацию.
(Л.Баренбойм).
Далее задания идут примерно в такой последовательности:
1)
запись простейших ритмов длинными (<? )
и короткими ( # ) звуками:
-д •> а о **
ит.д.;
2)
похлопывание записей;
3) игра в угадывание известных ребенку песенок по прохлопанному
ритму (ребенок педагогу, педагог ребенку);
4)
ритмическая запись песенок в классе и дома, например, песенка
«Веселые гуси» записывается таким образом: ^ ^ г * у
и т.д.;
5)
отметить в этой песенке ровные «шаги» (сильные доли):
I
I
'
(
!
1
S S S *
^
ИТ.Д.,
✓
у у / / ^ ? У / у
у
6)
отделение сильных долей (простановка тактовых черточек);
7) вводятся названия четвертных и половинных нот и их счет, пока без
математического деления целой ноты, значительно позже вводятся названия
целой и восьмой длительности;
8)
показ ритмической записи в нотах, похлопывание ритма песенок,
1
( |
1 , 1
записанных
✓
и <? о , по нотам — здесь, в основном пользуюсь
сборниками Е. Туркиной «Котенок за роялем», «Калинки», т.к. весь начальный
этап построен на четвертях и половинных; «Елочки», «Сорока, сорока», «Во
саду ли в огороде», «У кота воркота»;
9) объяснение понятия «такт», «размер» (на примере тех же «Гусей»):
6
Даются задания проставить размеры:
ф^Ш
;<
ф^Н
итл
Таким образом, ребенок не теоретически, умозрительно, а практически,
почувствовав,
пропустив
через
себя,
постигает
понятие
метро-ритма.
Разумеется, это только схема. В зависимости от возраста и развития ребенка
все это дается в течение нескольких уроков в той или иной игровой форме.
Ведь сюжетно-ролевые игры, игры с правилами стимулируют развитие
мышления. Например, ребенок «дает задание» учителю и потом проверяет, все
ли сделано правильно, здесь учителю молено намеренно «сделать ошибку».
Или прохлопать все длинные звуки в знакомом произведении. Ведь хорошее
развитие ритма выясняется только тогда, когда дети слышат длинные звуки.
Примерно таким же методом осваивается понятие о высоте звука:
слушаем низкие и' высокие звуки отдельно и в пьесах, пишем диктанты,
используя одну линейку (границу между высокими и низкими звуками):
Это помогает развитию активного слушания и подготавливает ребенка к
знакомству с настоящей нотной записью, т.к. впоследствии мы переходим на
5-линейную запись, а точнее на 10-линейную, знакомясь одновременно со
скрипичным и басовым ключом. И самое главное правило, которым нужно
руководствоваться в любой работе с ребенком: выполнять то или иное задание
с ним только до тех пор, пока ему интересно и не ослабло внимание, в этом
случае переходить к другому виду работы. На уроках проявлять больше
фантазии, сказок, дарить подарки. В конце полугодия можно провести игру в
загадки «Угадайка 15-20 заданий» на закрепление полученных знаний.
Например, угадать зашифрованное слово. Уметь прохлопать. Игра в 4 руки,
подбор по слуху 3-м пальцем находить тонику в знакомых песенках.
7
Подготовка к игре пианистического аппарата, игра non legato
Подготовка рук, всего игрового аппарата начинается с первых уроков.
Свободе пианистического аппарата посвящено множество исследований и
трудов, об этом думали и говорили почти все выдающиеся музыканты,
педагоги: Г. Нейгауз, Л. Николаев, К. Игумнов- список можно продолжать до
бесконечности.
Вот только некоторые высказывания, проверенные на собственном
опыте: «Два условия должны лечь в основу первоначальных упражнений:
первое - это связь полезного с прекрасным; второе - координированная
организованная свобода. Первоначальные упражнения полезно начинать с
более крупных движений, не требующих тонкой дифференцировки и
самостоятельности
пальцев,
приема
для
начинающих
сложного
и
вызывающего вначале зажим. Таким упражнением будет свободное падение
руки
учащегося
на
колени.
Оно
является
лишь
подготовительной
гимнастикой на ощущение нагрузки и освобождения. Смысл его в том, чтобы
ученик ощутил вес своей руки и при подъеме почувствовал поддержку ее в
верхних
частях
пианистического
аппарата.
При
выполнении
этого
упражнения важно, чтобы рука падала свободно, без усилий, чтобы падение
было естественно быстрым, а подъем медленным». (А. Бирмак).
Здесь уместно вспомнить упражнения на освобождение плечевого
пояса из пособия А. Артоболевской, глава «Гимнастика и постановка рук» -
свободное погружение в подушку, «Шалтай-болтай» и т.д. Нередко у
малышей можно наблюдать тщательную «постановку» рук на уровне кисти,
т.е. круглые пальчики, ровная кисть, но уже выше, начиная от локтя, руки
зажаты, не говоря про плечевой пояс, что очень заметным становится в
старших классах. Да и «ровная» кисть становится застывшей, негнущейся,
неэластичной. Все это потому, что часто не замечается у малышей, а
ч
в
последующие годы приводит к жесткому звукоизвлечению,
тормозит
развитие всех видов техники. Тут уместно
8
привести высказывание Л. Николаева: «То, что мы обычно называем
законами постановки рук, в сущности, говоря, является законами их
движений».
То же у А.Бирмак: «Рассматривая пианистический аппарат как
кинематическую цепь, звенья которой взаимосвязаны, мы приходим к
пониманию постановки руки не в статике, а в динамике».
«Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и
скорее всего изменить», считал Г.Нейгауз.
Отталкиваясь от собственного опыта, считаю, что очень важна
подготовка всего аппарата, начиная от посадки и освобождения в первую
очередь плечевого пояса. Не может быть никакого формирования кисти до
тех пор, пока у ребенка не будет выработано ощущения полной свободы
плечевого пояса. Почему дети, за редким исключением, зажимаются на
начальном этапе, почему надо учить тому, что должно, казалось бы,
получаться естественно, как естественно дыхание, ходьба? И все же к этой
естественной свободе дети приходят через труд, кто-то быстрее, кто-то
медленнее.
Дети зажимаются отчасти потому, что мы заставляем их думать, как и
что сделать. Вот что об этом пишет Г Коган в своей книге «У врат
мастерства»:
«Всякое
чрезмерное
устремление
внимания
человека
на
совершаемые
им
движения
оказывает
дезорганизующее
влияние
на
двигательный процесс. В этом не трудно убедиться на практике. Попробуйте,
например, пройтись, думая о том, на сколько поднимается и под каким углом
сгибается ваша нога... Итак, чем больше мысль играющего прикована к
движениям, тем хуже он с ними справляется. Поэтому, чтобы движение
вышло, внимание исполнителя должно быть не привлечено к двигательному
процессу, а наоборот отвлечено от него».
Поэтому работа в этом направлении должна вестись через игру и
постепенно, начиная с главного. Уже само прикосновение к клавиатуре часто
заставляет малыша напрягаться. Значит, сначала надо учить
9
Так постепенно идет «постановка» рук. Но при этом надо помнить про
обязательный интерес к делаемому. Нельзя не сказать про очень важный
момент в работе над 1-ым пальцем. Кто работает с детьми, знает, как легко
упустить момент его «зажима» и как трудно его потом освободить. Поэтому
следить за тем, свободен ли 1-ый палец, надо уже при поглаживании кистью
клавиш. Форма кисти закругленная, как после мячика, и 1-ый палец всегда
«смотрит» на 5-ый, естественно и свободно свешиваясь кончиком вниз.
Начинать играть 1-ым пальцем очень полезно одновременно с 5-ым (квинты
или
кварты,
если
ручка
маленькая).
Это
дает
опору
5-му
пальцу,
уравновешивает руку, создает ощущение «свода». (Упражнение «Подъемный
кран») После выработки свободно организованной руки при игре non legato 3-
им пальцем переходим постепенно к игре остальными пальцами. Конечно,
играем при этом массу пьес на non legato с рук и параллельно осваиваем
нотную
запись,
по
нотам
читаем
нетрудные
песенки
из
сборника
«Сольфеджио» Боренбойма «Путь к музыке». Навык появляется при
систематических занятиях. Здесь надо сказать о желательном освоении
одновременно скрипичного и басового ключа. К сожалению, не во всех
сборниках сразу вводятся пьесы с басовым ключом. Долго идут пьесы, где
левая рука играет в скрипичном ключе, а это создает неудобства для нее,
ставит ее в неравное положение с правой рукой. Здесь я обращаюсь к
сборнику А. Артоболевской и Боренбойма. Одновременно с освоением игры
non legato вводится понятие тоники, тональности («Лесенок»), обязательно
подбираем простые песенки в разных тональностях, находим тонику,
подбираем «лесенки» от разных звуков. А также начнем знакомить ребенка с
интервалами, представляя их в виде зверушек:
ч1 - улитка,
62 - добрый еж,
м3 - печальная лягушка,
63 - веселая лягушка,
44
- петушок-золотой гребешок,
45
- Лиса Патрикеевна,
м\б6 - белки,
м\б7 - слон,
ч8-жираф.
Так закладывается основа теоретических знаний.
Игра legato
К игре legato можно переходить лишь тогда, когда в игре non legato
руки будут совершенно свободны, кисть организована.
При игре legato
очень важна подвижность руки, локоть нельзя
прижимать к корпусу, что важно и в non legato, а кисть должна быть в
постоянном движении. Важно активизировать слух ученика, объяснить, что
одним связыванием пальцами без участия гибкой руки legato
не будет
певучим. Дети сразу отличают на слух legato,
мягкой гибкой рукой, от
формального соединения звуков пальцами без помощи запястья.
Слух ребенка подготавливается к певучему legato на игре чудесных
пьес из сборников Н. Соколовой «Ребенок за роялем», Е. Туркиной «Котенок
на клавишах», Б. Милича «Фортепиано 1 класс». Мелодия здесь распределена
между двумя руками, из которых каждая берет только один звук.- Это
снимает напряжение, помогает использовать вес руки, добиться опертости и
глубины звучания. При таком звуковедении штрих legato во многих пьесах
является необходимым. Кроме него, все песенки снабжены текстом и
необычным, красиво гармонизованным аккомпанементом. Итак, слух ребенка
постепенно подготавливается к исполнению legato одной рукой. Сначала надо
научить соединять два звука. Делается это двумя способами:
1)
соединение на «поглаживающем» движении всей рукой каждого
звука;
2)
соединение на объединяющем движении кисти, что сложнее, т.к.
запястье работает по разному: при направлении движения от 1-го к 5-му
пальцу оно слегка прогибается вниз, при обратном движении от 5-го к 1-му
оно слегка выгибается вверх.
Это не всегда получается сразу, здесь могут помочь упражнения на
круговое движение кисти. Именно этот момент важен для выработки
эластичности, пластичности рук, а в конечном результате мягкого,
13
красивого звука. Если этому не уделено должное внимание, то в дальнейшем
это грозит жестким звукоизвлечением, а в мелкой технике тряской руки и
форсированным звуком. На этом этапе я не боюсь преувеличенных движений
рук, это лучше, чем неподвижная кисть и прижатые локти. Приемом
преувеличенных движений я часто пользуюсь при работе и со старшими
детьми, чтобы в кантилене освободить кисть, если она недостаточно свободна
и звук не «пропевается», а в технически быстрых произведениях проверить в
медленном темпе свободу, гибкость и правильность движений руки.
При работе над legato в поле внимания всегда находится 1-ый палец,
свободный в состоянии и стоящий (а не лежащий) боком «подушечки» на
клавише во время игры. После того, как два звука соединяются хорошо 1-ым
способом (отдельно «поглаживая» каждый звук, а пальцем соединяя), можно
этим способом соединять 3-4 звука, играть пьесы из сборника Е. Туркиной, Л.
Боренбойма: «Наш котенок», детские песни, югославскую народную песню
«Мама», «Здравствуй утенок» аккомпанемент.
Освоив соединение двух звуков 2-ым способом, учимся соединять 3-4
звука, идущие в одном направлении, объединяющим движением. При этом я
объясняю ребенку, зачем нужно это объединяющее движение, проигрываю
мелодию legato в подвижном темпе.
Ученик может поиграть те же пьесы: «Мама», «Наш котенок» муз. Т.
Читеян сл. К. Терзян на объединяющем движении. Очень удобна «Первая
пьеса» Д. Кабалевского из сборника Соколова. Чуть позже детские песенки
«Уезжаем», «Друзья» на симметричные движения рук legato .
Очень полезна пьеса А. Артоболевской «Дразнилка». Только освоив
объединяющее движение в одном направлении (от 1-го к 5-му пальцу или
наоборот),, переходим к объединяющим движениям legato при движении
мелодии в одной руке вверх и вниз. Здесь нужна особая
14
подвижность кисти, круговые ее движения. Примером таких движений могут
быть пьесы «Вышивание», «Ой ты, Дивчина» из сборника Е. Туркинои, А.
Артоболевской. На этом этапе малышу можно объяснить 3 золотых правила
Ш. Ганта:
1) локоть должен двигаться за мелодией;
2)
движение запястья к 5-му пальцу низкое, от 5-го пальца высокое;
3)
активные пальцы.
С подвинутыми детьми эти пьесы выучиваются по нотам, но часто
учим с рук. Вообще по мере освоения разных видов игры часто практика
обгоняет теорию, тт.е. руки готовы играть, а в голове еще не «уложилась»
нотная запись, название нот, длительностей. Здесь очень выручает «донотный
период», о котором говорит А. Артоболевская и который действительно
двигает ребенка музыкально и технически. Не следует требовать от ребенка
только игры по нотам, это сильно тормозит его развитие.
15
Немного о staccato
Штрихи поп legato и legato освоены, остается еще один штрих- staccato.
Здесь опять же важным условием являются свободные руки. Кисть должна
быть энергичной в момент прикосновения пальца к клавише, прошу
«стряхнуть быстро соринку» с клавиши пальцем и сразу же освободить кисть,
оставляя остальную часть руки спокойной.
В дальнейшем надо объяснить, что staccato
бывает разным в
зависимости от характера пьесы, например, в «Ежике» Кабалевского оно
острое, колючее, а в «Анданте» Гайдна мягкое, ближе к non legato.
Об интонации
Интонация- это большая серьезная отдельная тема, в своей же работе
мне хочется сказать, что об интонации, выразительном исполнении мы
говорим с детьми с первых же уроков. В первых играемых пьесах я прошу
найти фразы, услышать самую напряженную нотку - вершину, повести к ней
мелодию, послушать и тише сыграть окончание. Объясняю, как фразируется
музыкальная мысль. 3 ступени:
1) накопление энергии;
2)
кульминация;
3)
спад энергии.
Учимся слушать сильные и слабые доли, осваиваем правило, после
всех длинных звуков короткие нужно играть тише. Еще яснее слышно это в
игре пьес legato. Внимание на это надо обращать постоянно, в каждой пьесе,
ибо без этого нет музыки.
Дети с ярко выраженными музыкальными данными интонируют без
подсказки, интуитивно чувствуя движение мелодии, многих же детей надо
развивать, заставлять думать, как сыграть ту или иную фразу, тот или иной
мотив.
17
Об игре гамм
Очень рано начинаем знакомиться с гаммами, уже на этапе игры поп
legato.
Подбираем
«лесенки»
по
слуху,
тогда
детям
понятно
без
теоретических объяснений строение гамм, зачем нужны # и звучит лучше.
Освоили игру legato,
начинаем играть гаммы legato.
Считаю игру гамм
необходимой для рук: здесь и работа над 1-ым пальцем, и хорошее ощущение
направляющего движения локтя. Регулярная работа над гаммами не только
развивает пальцевую технику, но и воспитывает умение слышать длинную
мелодическую линию, помогает исполнять ее на рояле выразительным,
певучим звуком.
Особое внимание при работе над гаммами уделяю 1-му пальцу. Когда
объясняю, почему надо ставить, а не класть 1-ый палец, почему надо отводить
локоть, ровно вести кисть (а это возможно только при высоком
I -
OM
пальце),
показываю детям обязательно, как это выглядит в быстром темпе: правильно
и неправильно. У детей это вызывает живую реакцию, и они довольно легко
делают все правильно и осмысленно. Ведь лучшие результаты восприятия
получаются тогда, когда ребенку предлагают сравнение. Иногда не объясняю,
как надо ставить 1-ый палец, а просто прошу сыграть гамму с монеткой на
запястье так, чтобы она не упала, т.е. ровно вести кисть, и дети сами находят
верное положение для 1-го пальца. И не касаюсь здесь темы о работе над
арпеджио, аккордами. Это слишком большая тема. Но нельзя не сказать о
главном в работе над гаммами - это выработка умения слушать, какой
получается звук, все ли звучит ровно, обязательно делать crescendo
к
вершине, учиться играть разными приемами - хорошо артикулировать
каждый звук, как бы отдельно «проговаривать» пальцами каждую нотку и
наоборот все «пропеватъ», играть плотным legato. К концу первого года все
дети в основном свободно играют гаммы, аккорды и арпеджио во всех
мажорных тонкостях, знают кварто-квинтовый круг. Важно дать
18
понять ребенку, что гаммы встречаются в произведениях цель
этих упражнений.
раскрыть
19
Заключение
Обязательно нужно научить ребенка работать дома, все время ставить
перед ним задачи. На уроках играть в «домашние задания». Давать задания
большие, но не трудные и во время работы с детьми не бояться терминов. В
одной работе не возможно охватить все темы аппликатуры, работы над
полифонией, знакомство с педалью и многих других тем.
Гораздо важнее считаю обобщение некоторых принципов, которыми
руководствуюсь в работе с детьми:
-удивляться и радоваться вместе с ребенком;
-как можно чаще хвалить, поощрять за самые маленькие успехи,
вселять в ребенка веру в себя;
-как молено раньше и чаще (что к сожалению не всегда удается!)
выпускать ребенка на эстраду, чтобы он чувствовал себя артистом и
осознавал конечную цель своего труда.
20
Список использованной литературы
1.
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». М., 1989г.
2.
Бирмак Г. «О художественной технике пианиста». М., 1984г.
3.
Боренбойм Л. «Путь к музицированию». Ленинград, 1987г.
4.
Коган Г. «У врат мастерства» М., 1982г.
5.
Милынтейн Я. «К.И.Игумнов» М., 1984г.
6.
Николаев А. «Очерки по истории фортепианной педагогике и теории
пианизма». М., 1979г.
21