Напоминание

Л.Н.Толстой "Лев и собачка".


Автор: Стукалова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ п. Лев Толстой
Населённый пункт: п. Лев Толстой Липецкая область
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: Л.Н.Толстой "Лев и собачка".
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение п. Лев

Толстой Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области

Урок литературного чтения

Л.Н. Толстой

«Лев и собачка»

Учитель начальных классов

МБОУ п. Лев Толстой

Стукалова Елена Васильевна

2017

Урок литературного чтения с презентацией.

Класс: 3

Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель: раскрытие идейно-художественного смысла произведения через

содержание текста

Задачи урока:

Образовательная:

сформировать условия для вдумчивого, правильного, выразительного

чтения;

сформировать условия для самоконтроля учащихся.

Развивающая:

содействовать приобретению умений анализировать и синтезировать

информацию;

способствовать развитию умения выделять главное, обобщать,

доказывать, ставить и разрешать проблемы;

способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Воспитывающая:

создавать условия для воспитания доброго отношения к животным;

проявления способности понимать чужую боль.

Оборудование: иллюстрации зоопарка, льва, собачки, таблицы-опоры для

каждого ученика, аудиозапись были Л.Н. Толстого «Лев и собачка», карточки-

задания для каждой группы, «Корзина идей», игрушки животных.

Ход урока

I.

Организационный момент.

- Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова М. М. Пришвина: «Всё

прекрасное в мире — от солнца, все хорошее — от человека».

- Как вы понимаете эти слова?

- Давайте поставим перед собой задачу:

-учиться… добывать знания,

- выделять… главное,

-учиться самостоятельно …контролировать себя.

-учиться правильно и выразительно… читать, рассуждать

- научиться чувствовать и переживать чужую боль и страдание, быть добрыми

друг к другу и к животным.

II. Проверка домашнего задания.

1.

Выразительное чтение. Нарисовать рисунок и подписать его отрывком

из текста.

- Домашним заданием вам было научиться выразительно читать текст,

нарисовать рисунок и подписать его отрывком из текста. Давайте посмотрим,

что у вас получилось.

Учащиеся выходят к доске, показывают свои рисунки, демонстрируют

выразительное чтение отрывка, которым подписали рисунок.

- Станьте в таком порядке, как происходили действия в рассказе.

- Что вызвало у автора рассказа благоговение? Почему?

- Способен ли такой человек к состраданию?

III. Актуализация субъектного опыта.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о сложной жизни животных и

отправимся с ними в мир зоопарка.

(На доске иллюстрации зоопарка)

- Кто из вас был в зоопарке?

- Для чего нужны зоопарки (Для содержания животных, которые в природе,

без помощи человека погибнут)?

- Как по-другому называется зоопарк? (Зверинец — передвижной зоопарк.)

- Kак живется зверям в зверинце? (Это зависит от людей, которые

ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое

приручил.)

- Историю, которая однажды произошла в зверинце нам поможет узнать

писатель, портрет которого я разместила на доске.

- Знаком ли вам этот человек (Л.Н. Толстой)?

Приём «Корзина идей».

- Лев Николаевич Толстой родился в деревне Ясная Поляна.

В семье, где воспитывался Л.Н. Толстой было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей,

Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка, так его ласково называли, был

предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда

Лёве было только 1,5 года, а отец умер через 7 лет. Детей стала воспитывать

тетя.

Лева отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и

лучше. Он сам кроил и шил себе одежду.

Л.Н.Толстой очень любил детей и открыл школу для крестьянских детей. Тогда в

нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все

крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и

«Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Им

было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы -

для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он

писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны

такие детские произведения: «Филиппок», «Акула», «Прыжок», «Детство»,

«Косточка», «Котенок» и другие.

- История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в

далеком городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-

нибудь моряк, который там бывал. Но дело в том, что маленький Толстой был

очень чувствителен: когда он слушал печальные истории или видел, например,

убитую птичку, то плакал.

- Как вы думаете, о чем это говорит? Какая черта была у этого

человека? (Эта черта — сострадание, то есть умение чувствовать

чужую боль и страдание — сохранилась до конца жизни).

- Откройте учебник на с. 52. Прочитайте заголовок.

- Что значит слово «быль» под заголовком (то, что было на самом деле)?

Приём «Дерево предсказаний»

Как вы думаете, кто будет главными героями произведения (Лев и собачка)?

(Помещаю на доску иллюстрации льва и собачки)

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь

зверей.)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека,

единственное близкое родное живое существо, друг)

- Могут ли два абсолютно разных животных (по характеру и среде

обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

- Это мы с вами выясним в ходе работы над этим произведением.

IV. Изучение нового материала

1.

Работа над содержанием произведения.

А). Первичное восприятие.

- Сядьте удобнее и внимательно послушайте эту историю, сравните её с той,

которая написана у вас в учебнике.

Дети слушают аудиозапись сказки.

- Совпадает ли рассказ, который находится в ваших учебниках с тем, который вы

прослушали?

Действительно, они отличаются. В ваших учебниках он дан в сокращении.

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот

рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

- Назовите главных героев. (Лев и собачка).

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным (Собачку бросили в

клетку)?

Было ли вам кого-нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

- Перед прочтением текста поработаем над сложными словами, которые

встречаются в тексте.

- Значение каких слов было вам непонятно?

Издохла – умерла.

В) Повторное чтение текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

Г). Беседа по содержанию. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и

прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали

деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному

человеку захотелось поглядеть зверей

(У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на

зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по

отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном

произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти

слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних

животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва,

не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о

поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с

любопытством, тронул ее лапой…)

Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост,

прижалась в углу.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки?

Прочитайте.

Какое чувство она испытала? (Страх, боязнь.)

Найдите и прочитайте в тексте ласковые слова, которыми автор называет

собачку? (собачка, собачонка и другие добрые слова).

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Как повела себя собачка дальше? Почему так? (Легла на спину, подняла

лапки, стала махать хвостиком.) С какой интонацией нужно прочитать

эти строки? Прочитайте.

Какая черта проявилась в этом эпизоде? (Показывает миролюбие,

игривость.)

Как отреагировал лев? (Тронул, перевернул.)

Что потом сделала собачка? (Вскочила, стала на задние лапки.)

Почему? (Тревожится, ожидает прощения, хочет понравиться.)

Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)

Характерно ли такое поведение для льва?

Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь

друга, он подружился с ней, полюбил её.)

Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в

одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а

иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

(Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не

предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном

предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата

событиями.)

Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть

собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её

лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не

знает, как вернуть своего друга)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом,

поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько

дней).

Посмотрите, ребята, как совершенно разные животные по размеру, образу

жизни, характеру могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг

другу.

V. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Работа в группах.

- Давайте ещё раз вспомним все то, о чём мы говорили сегодня на уроке и

поработаем в группах. У каждого из вас на парте приклеен цветной

прямоугольник. Займите своё место в группе согласно цвету прямоугольника:

группа №1 – жёлтый прямоугольник; группа №2 – голубой; группа №3 –

оранжевый прямоугольник.

Дети рассаживаются по группам.

Задание для 1 группы:

- Разделить текст на части. Составить его план. Подготовить краткий пересказ

по плану.

Задание для 2 группы:

- Подберите из предложенных слов качества, которые характеризуют льва и

качества, которые характеризуют собачку. Качества, которые характеризуют льва

приклеить под изображением льва, а качества, которые характеризуют собачку

приклеить под картинкой собачки.

Задание для 3 группы:

- В конверте перепутались слова из пословиц. Ваша задача составить из этих

слов три пословицы, приклеить их под каждым номером и выбрать ту

пословицу, которая подходит к нашему сегодняшнему рассказу.

Осуществляется проверка выполненной работы и оценивание каждой из групп.

- Давайте вспомним произведение И. Тургенева «Воробей».

Отличается ли поведение человека от поведения людей в были Льва

Толстого? (Рассуждения детей.)

VI. Подведение итогов урока.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- С каким же рассказом мы познакомились сегодня на уроке? Кто его автор?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ?

- Зачем писатель написал этот рассказ?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

VII. Рефлексия

Закончите предложения:

У меня получилось…

Мне было особенно интересно…

Я не очень доволен…

Мне было трудно…

- Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют

сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут

быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются

мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

Посмотрите, сегодня на урок я принесла большое сердце, но посмотрите

оно прозрачное, пустое, в нём ничего нет, и принесла цветные сердечки.

Давайте мы с вами заполним своими сердечками наше большое сердце.

Красными сердечками заполнят сердце те, кто сегодня активно работал на

уроке и после сегодняшнего урока всегда будет стараться замечать

радость и боль не только людей, но и животных; розовыми – те, кто не

уверен в этом; белыми – те, кому сегодня на уроке было не интересно и

кто остался равнодушными к чужому горю.

VIII. Информация о домашнем задании

Выбор домашнего задания по желанию.



В раздел образования