Напоминание

Читательская конференция по произведению Ю.Яковлева "Зимородок"


Автор: Грибкова Елена Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОКШ №4"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Читательская конференция по произведению Ю.Яковлева "Зимородок"
Раздел: начальное образование





Назад




«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к

отечеству…»

К.Ушинский.

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в

области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны

здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди,

которые способны учиться и работать на благо своей Родины, которые могут

и хотят развивать то государство, в котором они живут. В свете этих задач

повышается значимость воспитания учеников в наших школах. К сожалению,

в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически

сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало

немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути

развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой

идеологии…

«Образ защитника Отечества на страницах книг» начинают изучать с

начальных классов. Программа построена таким образом, чтобы дети, читая

произведения русских писателей, развивались интеллектуально,

эмоционально, чтобы у каждого ребёнка формировались нравственные и

патриотические качества: сострадание, сопереживание, гордость за свою

родину… Какими способами достичь этого? Этот вопрос ставит перед собой

каждый учитель начальных классов кадетской школы…

Сценарий читательской конференции

по произведению Юрия Яковлева

«Зимородок»

Познавательные УУД:

умение на основе анализа текста делать выводы;

умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы по

содержанию повести;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой

ситуацией.

«Зимородок – это вовсе не птица, это сердце мальчишки, взлетевшее

ввысь».

Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он

писал и стихи, и рассказы, и сказки.

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне

Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы,

Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной

батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в

блокадном Ленинграде.

После войны закончил Ленинградский институт имени Горького.

В прозе с 1960 года (повесть "Станция Мальчики"), в кино с 1961 года.

Член редколлегии киножурнала "Фитиль", член художественного совета

студии "Союзмультфильм".

Автор сборников рассказов

и повестей,

сценариев

игровых и

анимационных фильмов.

Лауреат Государственной премии СССР (1985). Умер Юрий Яковлевич

Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз

поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на

таких понятиях, как:

связь поколений,

человеческая память,

имя человека,

забвение,

надежда.

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени

неизвестного солдата.

Почему ребят в рассказе автор называет следопытами?

– Разговор начнём с этого вопроса.

Рассказ построен не совсем обычно. В нём 15 глав. Внутри почти каждой

главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же

время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Как вы думаете, почему автор так построил рассказ?

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

– Чем герои рассказа похожи на обыкновенных мальчиков и девочек нашего

времени?

(Учатся в школе, модно одеваются, шумят на уроках, выполняют задания

учителя и т.д.)

– Чем же они выделяются среди своих сверстников?

(Они рассказывают своим одноклассникам, что узнали о своём учителе

зоологии (глава 15).

Он воевал в партизанском отряде. Взорвал мост. Сам сказал об этом немцам,

чтобы те не расстреляли жителей станции.)

“Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задерживающий смерть.

Многие и теперь живы...” (глава 7).

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья,

чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить

жизнь ему.

Далее задаю вопросы в таком же порядке, как они написаны выше в заданиях

для групповой и индивидуальной работы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя

Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных

ребятах-следопытах.

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские

мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают

имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются

со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от

нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в

себе хорошего, справедливого, интересного человека).

- Кому принадлежат эти слова?

Рефлексия.

Отзывы ребят о прочитанном произведении:

«Мы не должны забывать о подвигах наших любимых ветеранов, их

подвиги должны жить в наших сердцах. Именно поэтому нужны такие

конференции».

«Храбрость, смелость, решительность, смекалка – основные качества

Зимородка. Я задал себе вопрос: а смог бы я совершить отважный поступок,

как герой произведения?»

«Всегда нужно жить с верой и надеждой, это я понял! Такие уроки

нужны, чтобы с детства знали, что для защиты нашей Родины требовалось

много сил, как было сложно защитникам в годы войны».

В своей повседневной работе обращаясь к темам нравственности,

духовности, чувству гордости за свой народ и своё государство, а значит,

благодаря этому вырастет из наших детей поколение людей убежденных,

благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и

емким словом «патриот». Героями не рождаются, ими становятся,

воспитывая в себе силу воли, учась побеждать самого себя, делать добрые

дела ради других людей, Отечества.



В раздел образования