Автор: Грибкова Елена Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОКШ №4"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Читательская конференция по произведению Ю.Яковлева "Зимородок"
Раздел: начальное образование
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к
отечеству…»
К.Ушинский.
Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в
области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны
здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди,
которые способны учиться и работать на благо своей Родины, которые могут
и хотят развивать то государство, в котором они живут. В свете этих задач
повышается значимость воспитания учеников в наших школах. К сожалению,
в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически
сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало
немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути
развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой
идеологии…
«Образ защитника Отечества на страницах книг» начинают изучать с
начальных классов. Программа построена таким образом, чтобы дети, читая
произведения русских писателей, развивались интеллектуально,
эмоционально, чтобы у каждого ребёнка формировались нравственные и
патриотические качества: сострадание, сопереживание, гордость за свою
родину… Какими способами достичь этого? Этот вопрос ставит перед собой
каждый учитель начальных классов кадетской школы…
Сценарий читательской конференции
по произведению Юрия Яковлева
«Зимородок»
Познавательные УУД:
умение на основе анализа текста делать выводы;
умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в группах.
Регулятивные УУД:
умение высказывать своё предположение на основе работы по
содержанию повести;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой
ситуацией.
«Зимородок – это вовсе не птица, это сердце мальчишки, взлетевшее
ввысь».
Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он
писал и стихи, и рассказы, и сказки.
Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне
Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы,
Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной
батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в
блокадном Ленинграде.
После войны закончил Ленинградский институт имени Горького.
В прозе с 1960 года (повесть "Станция Мальчики"), в кино с 1961 года.
Член редколлегии киножурнала "Фитиль", член художественного совета
студии "Союзмультфильм".
Автор сборников рассказов
и повестей,
сценариев
игровых и
анимационных фильмов.
Лауреат Государственной премии СССР (1985). Умер Юрий Яковлевич
Яковлев в Ленинграде в 1996 году.
Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз
поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.
Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на
таких понятиях, как:
связь поколений,
человеческая память,
имя человека,
забвение,
надежда.
Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени
неизвестного солдата.
Почему ребят в рассказе автор называет следопытами?
– Разговор начнём с этого вопроса.
Рассказ построен не совсем обычно. В нём 15 глав. Внутри почти каждой
главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же
время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.
– Как вы думаете, почему автор так построил рассказ?
– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?
(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)
– Чем герои рассказа похожи на обыкновенных мальчиков и девочек нашего
времени?
(Учатся в школе, модно одеваются, шумят на уроках, выполняют задания
учителя и т.д.)
– Чем же они выделяются среди своих сверстников?
(Они рассказывают своим одноклассникам, что узнали о своём учителе
зоологии (глава 15).
Он воевал в партизанском отряде. Взорвал мост. Сам сказал об этом немцам,
чтобы те не расстреляли жителей станции.)
“Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задерживающий смерть.
Многие и теперь живы...” (глава 7).
Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья,
чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить
жизнь ему.
Далее задаю вопросы в таком же порядке, как они написаны выше в заданиях
для групповой и индивидуальной работы.
Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя
Зимородка? Как это произошло?
(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)
Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)
Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных
ребятах-следопытах.
О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские
мудрости?
(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают
имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются
со злом.)
Дети продолжают дела отцов.
“...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.
“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от
нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в
себе хорошего, справедливого, интересного человека).
- Кому принадлежат эти слова?
Рефлексия.
Отзывы ребят о прочитанном произведении:
«Мы не должны забывать о подвигах наших любимых ветеранов, их
подвиги должны жить в наших сердцах. Именно поэтому нужны такие
конференции».
«Храбрость, смелость, решительность, смекалка – основные качества
Зимородка. Я задал себе вопрос: а смог бы я совершить отважный поступок,
как герой произведения?»
«Всегда нужно жить с верой и надеждой, это я понял! Такие уроки
нужны, чтобы с детства знали, что для защиты нашей Родины требовалось
много сил, как было сложно защитникам в годы войны».
В своей повседневной работе обращаясь к темам нравственности,
духовности, чувству гордости за свой народ и своё государство, а значит,
благодаря этому вырастет из наших детей поколение людей убежденных,
благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и
емким словом «патриот». Героями не рождаются, ими становятся,
воспитывая в себе силу воли, учась побеждать самого себя, делать добрые
дела ради других людей, Отечества.