Авторы: Елена Васильевна Байдина, Шевченко Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед?
Раздел: начальное образование
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед?
Как вызвать у учащегося ощущение движения
вперед, переживание успеха в учебной деятельности? –
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо
использовать все возможности учебного материала:
Создавать проблемные ситуации;
Активизировать самостоятельное мышление;
Организовывать
сотрудничество
учащихся
на
уроке;
Выстраивать позитивные отношения с группой;
Проявлять
искреннюю
заинтересованность
в
успехах ребят.
При развитии мотива достижения цели следует
ориентировать
ученика
на
самооценку
деятельности
(например,
задавая
ребенку
такие
вопросы:
«Ты
удовлетворен результатом?». Вместо оценки сказать ему:
«Ты сегодня хорошо справился с работой».).
Можно
проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения
и
промахи,
постоянно
интересоваться
отношением
ученика к процессу и результату своей деятельности.
Учащиеся, которые уже освоили материал и выполнили
задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные
задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание
неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их
самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют
упражнения, направленные на развитие мышления, памяти
и внимания.
1) Упражнение – «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный
текст. После этого им предлагается просмотреть его еще
раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним
словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте
какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В
конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы
и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
2) Упражнение – «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень
короткого времени школьникам демонстрируется текст.
Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и
воспринять из показанного текста как можно больше
информации. Каждая команда может зафиксировать на
листочке
то,
что
члены
команды
могут
вместе
восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и
сравнивают
результаты,
какая
команда
правильно
воспроизведет больше текста.
3) Упражнение – «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен
придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста
и задать его соседу. Тот должен ответить на него как
можно
более
полно.
Ответивший
задает
вопрос
следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал
самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был
самым активным.
4) Упражнение – «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один
из участников выходит в центр круга, закрывает глаза,
кружится на месте и показывает на любого игрока, с
которого начинается воспроизведение учебного текста.
Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе
из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз
читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то,
что было упущено.
Ключевые
моменты
в
организации
учебного
процесса со слабоуспевающими детьми.
Для усиления эффективности работы со слабоуспе-
вающими учащимися использовать новые образователь-
ные технологии, инновационные формы и методы обуче-
ния: личностно – ориентированный подход (обучение
строить с учетом развитости индивидуальных способно-
стей и уровня сформированности умений учебного труда)
и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать
индивидуально-групповую
работу,
применяя дифференцированные тренировочные задания,
инвариантные практические работы, дифференцирован-
ные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять
«Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире ис-
пользовать игровые задания, которые дают возможность
работать на уровне подсознания. В работе создаются спе-
циальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается
примерный план ответа, разрешается пользоваться пла-
ном, составленным дома, больше времени готовиться к от-
вету у доски, делать предварительные записи, пользовать-
ся наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогаю-
щие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по
темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или
иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обес-
печивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внима-
ние слабоуспевающих учеников концентрируется на наи-
более важных и сложных разделах изучаемой темы, учи-
тель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими
степень понимания учебного материала, стимулирует во-
просы учеников при затруднениях в усвоении нового ма-
териала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабо-
успевающим школьникам даются задания, направленные
на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или
в письменных работах: отмечаются положительные мо-
менты в их работе для стимулирования новых усилий, от-
мечаются типичные затруднения в работе и указывают-
ся способы их устранения, оказывается помощь с одновре-
менным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспе-
вающих школьников подбираются задания по осознанию
и исправлению ошибок: проводится подробный инструк-
таж о порядке выполнения домашних заданий, о возмож-
ных затруднениях, предлагаются (при необходимости)
карточки-консультации, даются задания по повторению
материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, что-
бы не допустить перегрузки.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добивают-
ся успеха, что умеют делать.
Любому ученику приятно получать хорошие оценки,
даже нарушителю дисциплины.
Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он
добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и
отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам,
или огорчен его неудачами.
Все дети очень разные, но каждый ребенок должен
самореализоваться. И задача учителя или воспитателя по-
мочь ему в этом.