Напоминание

Интерактивное обучение как направление активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и химии


Автор: Беляева Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивное обучение как направление активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и химии
Раздел: среднее образование





Назад




Автор статьи Беляева Ольга Николаевна учитель химии и биологии

ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского г.Москва

Интерактивное обучение как направление активизации

познавательной деятельности обучающихся на уроках химии и биологии.

Новые информационные технологии обучения — это способы реализации

новых систем обучения при активном использовании компьютеров и других

современных средств, обеспечивающих интенсивное и полноценное достижение

целей обучения, компьютерной и информационной культуры обучаемых.

В предметном обучении главным объектом внимания становится не сам

компьютер и умение работать с ним (это задача курса основ информатики), а его

инструментальные возможности в познании специальных дисциплин, в индиви-

дуализации учения, в превращении обучения в личностно-ориентированное.

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда

была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках

путей ее решения я как учитель химии и биологии осваиваю новые методы,

нестандартные формы занятий и т.п.

В последнее время мой интерес направлен на освоение активных и

интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и

диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Современные ИКТ

позволяют реализовать активное обучение.

Интерактивное обучение является одним из современных направлений

«активного

обучения»,

в

ходе

которого

осуществляется

взаимодействие

преподавателя и обучающегося.

Поэтому из всего многообразия подходов и

методов

активизации

обучения

на

своих

уроках

я

остановилась

на

интерактивных формах и методах обучения.

Применение активных и интерактивных технологий на уроках химии и

биологии повышает интерес к предмету, способствует повышению качества

обучения,

позволяет

использовать

обучающимся

различные

источники

информации (в том числе и Интернет),

предусматривает моделирование

жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем,

позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигаются при

традиционных методах обучения.

При интерактивном обучении я как учитель выполняю функцию

помощника, а центральное место в моей деятельности занимает не отдельный

обучающийся, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют

и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее

всего

действует

на

интеллектуальную

активность

дух

соревнования,

соперничества, состязательности. Наиболее полно эта активность проявляется при

игровых формах проведения уроков.

Игры предоставляют мне возможности

вовлечь в игру обучающихся с различными уровнями обученности, поэтому

применение учебных игр на уроках химии и биологии способствует развитию

индивидуальных и личностных качеств обучающихся.

От творчества педагога к творчеству обучающегося – моё профессиональное

кредо. Как оживить урок? Как активизировать познавательную деятельность

обучающихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я

стараюсь сделать актуальными в своей работе как учителя химии. На уроках

стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту

задачу педагогическая проблема, над которой я работаю: «Совершенствование

структуры современного урока, путем внедрения технологии интерактивного

обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

на уроках химии и биологии».

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала

(после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, а также

делать её вместо опроса или обобщения.

Понятно, что структура интерактивного урока

будет отличаться от

структуры обычного урока, поэтому в обычный урок я включаю только элементы

интерактивной модели обучения, которые позволяют сделать урок необычным,

более насыщенным и интересным. Для обобщения темы я провожу полностью

интерактивные уроки.

При проведении урока я применяю следующую структуру интерактивного

урока. На первом этапе Мотивация,

чтобы сконцентрировать внимание и

вызвать интерес обучающихся к изучению данной темы, провожу «Блицопрос»,

«Мозговой штурм», «Незаконченное предложение». На втором этапе, чтобы

обеспечить понимание обучающимися их деятельности, чего они должны

достигнуть в результате урока, оглашаю темы и задачи урока через «Ожидание».

На третьем этапе урока для получения новой информации провожу инструктаж с

обучающимися для выполнения задания, знакомлю с раздаточным материалом,

представляются презентации домашнего задания.

На четвертом этапе для

практического усвоения материала

провожу

интерактивное задание

в виде

«Аквариум»,

«Буквоквадрат»,

«Карусель»,

«Логические

цепочки»,

«Дебаты», «Снежный ком», «Микрофон», «Работа в малых группах».

На

пятом этапе для обсуждения с целью закрепления материала провожу подведение

итогов в форме «Большой круг”, «Неожиданное предложение», «Творческое

задание», «Защита проекта».

Временное распределение в данной схеме по своему усмотрению и в

зависимости от особенностей урока я могу продлевать или укорачивать те или

иные этапы урока.

Через интерактивное обучение выхожу на решение следующих задач:

практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания,

они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они

знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен

знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере

доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать

новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на

более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие

диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к

совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников

в

решение

обсуждаемых

проблем,

что

дает

эмоциональный

толчок

к

последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным

действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой

вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более

осмысленным и увлекательным.

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний,

умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых

возможностей учащихся, является необходимым условием для становления и

совершенствования

компетентностей

через

включение

участников

образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и

коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценно-

стей.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и

развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность учащихся в

учебном процессе.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно

завоевывает все больше сторонников в практике, поскольку делает процесс

обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным,

личностно-развивающим, а значит более качественным.

Новое

качество

образования

определяется

результативностью

образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и

обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность

выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным

в динамично меняющейся ситуации в стране. Для достижения такого качества

образовательных

услуг

необходимо

использование

интерактивных

образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.



В раздел образования