Автор: Коковина Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №2
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Солнышко»
«Формирование основ финансовой грамотности старших
дошкольников»
Проект по экономическому воспитанию детей старшей группы
Срок реализации: 2019 - 2020 учебный год
Возраст детей: 5 – 6 лет
Разработчик:
Коковина Надежда Михайловна,
Воспитатель в.к.к.
городской округ Сухой Лог
2019 год
Проект «Формирование основ финансовой грамотности старших
дошкольников»
«Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни,
чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший
период жизни».
И. Колеман
Информационная карта проекта:
разработан в соответствии с требованиями ФГОС,
способствует формированию основ экономической грамотности старших дошкольников в
соответствии с их возрастными особенностями, содействует развитию детской
инициативы и самостоятельности.
Тип проекта: групповой, долгосрочный
Вид проекта:
Продолжительность проекта: 9 месяцев
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 – май 2020
Участники проекта:
дети, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре.
Возраст детей: 5- 6 лет, старшая группа
Актуальность проблемы:
Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами,
которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу,
людям, труду, к самому себе, к природе.
В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой
направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической
культуре. Именно экономическая жизнь общества и включает экономические отношения,
возникающие
между
людьми
в
процессе
производства,
распределения,
обмена,
потребления материальных благ.
В то же время, экономическая жизнь является базисной
сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным,
политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания.
Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в
экономическую
жизнь
общества,
экономические
отношения,
направленные
на
производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому
обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является
актуальным вопросом на современном этапе. Очень важно уже с дошкольного возраста
заложить основы
таких качеств,
как: трудолюбие,
бережливость,
расчетливость,
инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость –
сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с
реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является
средством удовлетворения потребностей.
Таким образом, было принято решение
разработать и реализовать проект «Путешествие в страну Экономика».
Проблема:
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами,
ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово -
экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на
житейском уровне.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети
получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их
приобщение к миру экономической действительности.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических
представлений и компетенций.
Задачи проекта:
Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики,
посредством разнообразных видов детской деятельности.
Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности
взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических
отношений посредством игровых действий.
Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь,
взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Основные направления реализации проекта:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
1.
Необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании
времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата
человеческого труда и др.);
2.
Экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения
своих потребностей с материальными возможностями);
3.
Активное использование в различных видах деятельности основных
экономических понятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
4.
Экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);
5.
Контролирование ответственности за свои поступки, которые могут положительно
или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
6.
Стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе
совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником.
Таким образом, проект включает в себя 4 блока, каждый блок рассчитан на 2 месяца:
Октябрь – Ноябрь «Потребности»
Декабрь – Январь «Деньги»
Февраль – Март «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
Апрель – Май «Труд. Профессии».
Мероприятия по проекту проводятся в ходе совместной деятельности с детьми 1 раз в
неделю во второй половине дня по 25 минут. Форма проведения: игры-занятия, беседы,
экскурсии, целевые прогулки, праздники, викторины, досуги.
Продукт проекта:
- Коллекция «Деньги»
- Выставка семейного творчества «Для чего нужны нам деньги»
- Сборника пословиц и поговорок о деньгах
- тематические альбомы «Современные монеты и купюры России», «История денег»,
«Деньги разных стран мира»
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Цель: создание условий для реализации проекта «Путешествие в страну Экономика»
Мероприятия
Срок
Исполнители
1.
Поиск и изучение материала
сентябрь
Воспитатели
2.
Выявление первичных знаний по программе
сентябрь
Воспитатели
3.
Определение задач и разработка проекта
сентябрь
Воспитатели
4.
Составление
тематического
плана
мероприятий
с
детьми
сентябрь
Воспитатели
5.
Налаживание взаимодействия с социокультурными
учреждениями города
сентябрь
Воспитатели
6.
Составления плана взаимодействия с родителями
сентябрь
Воспитатели
7.
Ознакомление родителей с проектом
октябрь
Воспитатели
8.
Деятельность по реализации проекта
октябрь-
май
Воспитатели,
дети, родители
9.
Диагностика, подведение итогов
май
Воспитатели
10. Презентация
результатов
работы
по
экономическому
воспитанию на родительском
собрании
май
Воспитатели
II этап – основной
Цель: деятельность по реализации проекта.
План взаимодействия с родителями
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
1.Родительское собрание «Приоритетные направления
работы на 2019 – 2020 уч.г.»
2. Подбор наглядно-дидактического материала;
художественной литературы, репродукций картин,
иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
3. Консультация по теме проекта «Ребенок и экономика»
4. Памятка для родителей ««Общение как первая
социальная потребность детей»»
октябрь -
ноябрь
Воспитатели
Воспитатели,
родители
Воспитатели
1. Оформление информационного стенда для родителей
«Формирование представлений о деньгах»
2. Оформление коллекции «Деньги»
3. Выставка семейного творчества «Для чего нужны
деньги»
декабрь -
январь
Воспитатели
Воспитатели,
родители
4. Экскурсия в магазин
1.
Консультация для родителей «Расскажите детям, как
строится ваш семейный бюджет».
2.
Памятка «Мудрые советы»
февраль -
март
Воспитатели
1. Создание сборника пословиц и поговорок о труде
2. Памятка «Полезные советы по экономическому
воспитанию»
апрель -
май
Тематический план совместной работы с детьми
Срок реализации
проекта. Тема.
Виды деятельности по образовательным
областям
Дата
1. Октябрь - Ноябрь
Тема: «Потребности»
Цель: Дать понятия
экономической
категории
«потребности»
Познавательное развитие
- Беседа «Экономика и мы» - познакомить
детей с понятиями «экономика», «золотое
правило экономики»; формировать
представление об экономических категориях;
воспитывать вежливость, культуру общения.
- Беседа «Потребности. Какие они?» - учить
ребят различать виды потребностей;
устанавливать взаимосвязь между
потребностями и возможностями; воспитывать
отрицательное отношение к корыстолюбию и
жадности.
- Ситуативный разговор «Мои потребности» -
закрепить представление детей о жизненно
важных потребностях человека; воспитывать
честность, целеустремлённость.
- Просмотр и обсуждение мультфильма
«Цветик – семицветик» - формировать у детей
понятия «хочу», «надо»; воспитывать чувство
сострадания, желание помочь;
Речевое развитие
- Чтение и обсуждение х/л:
- А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» -
расширить представление детей о главной
проблеме экономики — постоянно
возрастающих потребностях человека и
ограниченных возможностях для их
удовлетворения; воспитывать отрицательное
отношение к трусости, жадности.
- «Как коза избушку построила» (РНС) -
познакомить детей с потребностью в
безопасности и сохранении здоровья; развивать
умение добиваться намеченной цели.
Художественно - эстетическое развитие
- Лепка «Подарок ко дню рождения»
-
формировать представления детей о том, что
подарок выбирают
с учётом интересов, желаний
именинника. Воспитывать желание разделять
радость друга.
Игровая деятельность
- Д/И «Собираясь в дальний путь…» -
закрепить представления детей о
первоочередных нуждах человека; развивать
воображение, умение самостоятельно
принимать решения; формировать разумное
поведение в различных жизненных ситуациях.
- Д/И
«Хочу и надо» - познакомить детей с
многообразием потребностей и ограниченными
возможностями. Научить определять разницу
между «хочу» и «надо».
Физическое развитие
Русская народная игра: «У медведя во бору»,
«Медведи и пчелы»
2.Декабрь - Январь
Тема:
«Деньги»
Цель: Познакомить
детей с понятием деньги.
Познавательное развитие
- Рассматривание денежных знаков
недавнего прошлого и настоящих, нашей
страны и денег других стран.
- Просмотр презентации «История денег» -
познакомить с историей возникновения денег.
- Беседы: «Что такое деньги, и какими они
бывают?», «Откуда берутся деньги» -
познакомить детей с историей возникновения
денег, денежными знаками разных стран;
установить взаимосвязь «труд — продукт —
деньги», зависимость стоимости продукта от
его качества; воспитывать правильное
отношение к деньгам, уважение к тем людям,
которые умеют хорошо трудиться и
зарабатывать.
- Отгадывание кроссвордов №/№ 1,2 –
развивать внимание, память, логическое
мышление.
- Просмотр и обсуждение мультфильма:
Из серии азбука тётушки Совы «Что такое
деньги»
Речевое развитие
- Чтение и обсуждение художественной
литературы: сказка «Жила, была денежка»,
А. Романов «Чудеса в кошельке»
Художественно - эстетическое развитие
- Конструирование «Дом для денежки» -
«Банк» - учить конструировать по замыслу,
самостоятельно отбирать материал и способ
конструирования;
Игровая деятельность
- Д/И «Собери монету» - учить детей
правильно собирать изображение предмета из
отдельных частей.
- Д/И: «Груша-яблоко», «Размен» - научить
считать деньги и ресурсы.
- СРИ «Магазин», «Кафе»- развивать и
обогащать сюжет игры, подводить к
самостоятельному созданию игровых
замыслов; учить подбирать атрибуты для игры
самостоятельно.
Физическое развитие
Татарская народная игра «Продаем горшки»
3. Февраль - Март
Тема: «Бюджет семьи.
Доходы и расходы».
Цель: Познакомить
детей с новыми
понятиями: «бюджет».
Познавательное развитие
- Беседа «Семейный бюджет» - расширить
представление детей о составляющих
семейного бюджета; воспитывать у детей
бережливость как условие сохранения
семейного бюджета.
- Беседа «Накопление и потребление» -
познакомить дошкольников с такими
экономическими понятиями, как:
«накопление», «потребление»; показать, каким
образом эти понятия связаны с доходами
семьи.
- Лаборатория «Экономим тепло» -
расширить представления детей о различных
способах экономии ресурсов в опытно-
экспериментальной деятельности; развивать
наблюдательность; уважение к результатам
труда людей.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов: из
серии азбука тётушки Совы «Семейный
бюджет», «Умение экономить»
- Отгадывание кроссвордов №/№ 3,4 –
развивать внимание, память, логическое
мышление.
Речевое развитие
- Чтение и обсуждение художественной
литературы:
Братья Гримм «Выгодное дело» - познакомить
с разными способами получения дохода;
развивать смекалку, умение предвидеть
результат.
В. И. Даль «Про мышь зубастую да, про
воробья богатого» - расширять представления
о том, что выгода для одной стороны может
быть убытком для другой; воспитывать
чувство справедливости
Художественно - эстетическое развитие
- Рисование «На что потрачу деньги»
Игровая деятельность
- Д/И «Доходы семьи» - познакомить детей с
понятием «доходы»; расширить их знания об
основных и дополнительных доходах в семье;
воспитывать ответственность за свои
поступки.
- СРИ «Больница», «Салон красоты» -
расширять представления детей о профессиях,
учить подбирать атрибуты для игры
самостоятельно.
Физическое развитие
Русская народная игра «Капуста», «А мы
Масленицу дожидалися».
4.
Апрель – Май
Тема: «Труд. Профессии»
Цель: Дать представление
о труде, его видах.
Познавательное развитие
- Беседа и просмотр развивающего фильма
«Труд людей вокруг нас»
-
формировать
представление детей о таких понятиях, как
«продукт труда»; «дороже», «дешевле», «цена»,
«товар»; воспитывать любовь к труду.
- Беседа «Товар и бережное отношение к нему»
- воспитывать бережное отношение к вещам,
игрушкам, материалам, орудиям труда,
которыми пользуется ребенок.
- Просмотр и обсуждение мультфильма
«Петушок и бобовое зернышко» - формировать
представление о цепочке связей в трудовой
деятельности.
- Отгадывание кроссворда № 5 – развивать
внимание, память, логическое мышление.
Речевое развитие
- Составление рассказа из личного опыта
«Профессии моих родителей»
- Чтение и обсуждение сказок:
«Терем-Теремок» - формировать понимание
необходимости труда, значимости разделения
домашних обязанностей между всеми
жителями теремка; вызвать эмоционально
положительное отношение к дружбе,
взаимовыручке сказочных героев.
«Мужик и медведь» (РНС) - сформировать
представление о характере труда сельского
жителя; развивать умение предвидеть результат
труда, смекалку.
Художественно - эстетическое развитие
- Рисование «Профессия моей мечты»
Игровая деятельность
- Д/И «В какое время года» - закрепить знания
детей о спросе на товар, о влиянии фактора
сезонности (времени года) на реальный спрос.
- Д/И «Кому что нужно» - закрепить знания
детей о предметах труда людей разных
профессий.
- Итоговая викторина «Лучший знаток
экономики»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Снайперы», «Такси»
III этап – заключительный
1.
Диагностика, подведение итогов
май
Воспитатели
2.
Презентация результатов работы по
экономическому воспитанию на родительском
собрании
май
Воспитатели
Литература:
А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.
А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие..-
Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.
Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М:.2015г
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство.
«Просвещения»1985г.
Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами»Ярославль, Академия
развития,2015г
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного
возраста».Москва. «Просвещения» 2009г.
Журнал воспитатель ДОУ № 12, 2012г.
Журнал воспитатель ДОУ№5, 2010г.
Воспитатель ДОУ№10, 2012г.
Воспитатель ДОУ№1, 2013г.
Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» Учебно –
практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных
классов. Уфа БИРО. 2005 – 38с.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие
для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с.
Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать
в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию
экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005. 240 с.
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие
Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.:
Просвещение 1999. – 207
Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты
проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
Приложение 1
Вопросы для анкетирования родителей
1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном
возрасте?
А) да
Б) нет
В) не знаю
3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?
А) да
Б) нет
В) иногда
5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный
бюджет?
А) да
Б) нет
В) иногда
6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?
А) да
Б) нет
В) иногда
8. У Вашего ребенка есть копилка?
А) да
Б) нет
9. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные
представления об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения
родителей по критериям ответов на вопросы:
высокий уровень – да;
средний уровень – иногда, не знаю;
низкий уровень – нет.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее: записывают
на занятия в различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но редко
задумываются о важности изучения вопросов финансовой грамотности.
Если у ребенка не сформировать правильное представление об обращении с деньгами, у
него появится собственное, зачастую неверное мнение. Детей следует научить осознавать,
что денежные средства зарабатываются собственным трудом, и тратить их нужно
рационально, чтобы в будущем жить комфортно и обеспеченно.
Финансовая
грамотность
–
особое
качество
мышления
человека,
которое
формируется
в
дошкольном
возрасте
и
показывает
умение
и
желание
самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, когда
ребенок готов начать изучать окружающий мир как средство зарабатывания денег.
В период от 5 до 7 лет целесообразно ввести ребенку понятие труда, малышам следует
объяснить, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку важно знать о том,
какой профессией владеют его родители, и какой доход это приносит, важно делиться
успехами своей карьеры, связав достижения с повышением уровня доходов и уровня
жизни.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются в семье,
придерживаясь следующих рекомендаций:
• для начала детям нужно продемонстрировать монетки и купюры, внимательно их
рассмотреть, разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются товары, что деньги –
эквивалент материальных ценностей;
• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры,
чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо
платить;
• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не
только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
• чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать
о своей работе. Говорить о том, чем вы занимаетесь, какую пользу приносите обществу и
какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы
получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет, необходимо
познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при
помощи банкомата;
• не нужно использовать деньги в качестве поощрения ребенка-дошкольника: у ребенка
может возникнуть неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью
вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой
за труд, а инструментом для манипулирования людьми;
• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье,
необходимо показать ему это на конкретных примерах. Допустим, у него сломалась
игрушка – не следует сразу бежать в магазин и покупать новую, пусть ребенок поймёт,
что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.
Приложение 3
Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников
1. Рассказывайте детям о своей работе.
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают, кем работают их
родители, каким трудом зарабатывают деньги. Расскажите ребенку о своей работе,
обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое
«зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна обеспечивать
достойный уровень жизни.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.
Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он
должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную
ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его
соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой
вам будут вопросы сына или дочери «Можем ли мы себе это позволить?», «Не очень ли
это дорого?».
З. Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не
знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о
будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности.
Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои
текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не
пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание.
Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.
5. Учите детей бережливости.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные
книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу
о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только
свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.\
6. Помогите детям осознать стоимость вещей.
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются:
игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что
ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть
ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой,
т.е. купили на заработанные деньги.
7. Привлекайте детей к работе по дому.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И,
конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что
ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая
поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и
он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите
лентяя, не способного даже к самообслуживанию.
8. Дети должны знать цену деньгам.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважали труд других
людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда
дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за
покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги
необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом.
Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным,
успешным, учим ценить свой труд и труд других людей, отличать истинные
ценности от мнимых!
Приложение 4
План-конспект занятия «История возникновения денег» с применением ИКТ
(старшая группа)
Цель:
дать
представление
о денежной единице
и
познакомить
с историей
возникновения денег.
Задачи:
Научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому предмета;
Способствовать развитию любознательности, логического мышления;
Развивать инициативу, организаторские способности детей.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание
интересоваться увлечениями друзей.
Оборудование и материалы:
Презентация на тему: «Денежная история»;
фотографии с изображением бумажных купюр и монет;
комплект монет достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей для каждого ребенка;
игрушки с ценниками.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы вместе с вами вспомнить историю одного
из героев сказки. Кого именно, вы узнаете разгадав мою загадку.
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло …
Правильно –Буратино. Давайте вспомним, что за история с ним приключилась (дети
рассказывают сказку). Молодцы, наш озорник так хотел попасть на представление, что
обменял азбуку,которую ему подарил папа Карло на билет. Почему он так сделал? (у него
не было денег).
Вот мы и поговорим сегодня о деньгах. Когда то в древние времена люди не знали, что
такое деньги.
—- Как вы думаете, как они расплачивались, когда денег еще не было? (Может,
камешками? Или палочками). Древние люди действительно расплачивались
камешками, но позже — ракушками, которые назывались каури. Их собирали на
веревочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар, они
просто обменивались друг с другом различными предметами например, одного быка
на 2 топора.
— Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? (Не очень.) Почему?
Вот представьте, что вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо с собой взять быка
или корову, чтобы расплатиться (Это неудобно, потому что они занимают много места, их
нельзя положить в карман, как деньги.) Молодцы Правильно позже появились
металлические деньги (показывает картинку). Они были тяжелые и занимали много
места. И наконец, появились бумажные деньги (показывает картинку)
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было делать монеты
любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а у из золота самые
дорогие. У металлических денег был важный недостаток - тяжелы и занимают много
места. Богатым купцам было очень не удобно возить с собой такой груз: как ни прячь,
разбойник и грабители сразу его найдут. И люди придумали выход: золото передавали на
хранение в банк, а вместо него брали с собой бумажные расписки на это золото.
Так впервые и получились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому
количеству они равны.
В разных странах люди раньше использовали разные предметы для расчета и обмена.
-А какими деньгами мы пользуемся сейчас? (Бумажными, металлическими
монетами.) Чем, по-вашему,удобнее пользоваться? (Бумажными деньгами, так как
они занимают мало места и легче металлических монет.
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов из презентации «Денежная
история»
Физкультминутка.
Упражнение на координацию речи с движением (движения по тексту):
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Потянуться, улыбнуться
Наклониться и прогнуться.
Воспитатель:
Ребята,а теперь мы познакомимся с достоинствами монет - они бывают разными. Кто
знает, какая самая маленькая монета? (Ответы детей).
Правильно,копейка. Она самая маленькая и на нее ничего нельзя купить, но все равно без
нее не обойтись. Есть у нас еще 5 копеек,10 копеек и 50 копеек.
-Ребята, какая самая большая, старшая из российских монет? – 10 рублей. Правильно.
Воспитатель:
-А теперь немного поиграем с вами. Перед вами «магазин», где вас ждут игрушки.
Ребята, достаньте, пожалуйста, ваши «кошельки», и разложите монеты на столе. Перед
тем, как идти в магазин за покупками, я хотела бы проверить, сможете ли вы совершать
небольшие покупки самостоятельно. Не хочется, чтобы вас там обманули.
Я сейчас буду в роли продавца, а вы – покупатели. Продам я вам вот такие игрушки, на
них есть цена, у каждого из вас она своя. Подготовьте мне деньги, в соответствии с
указанной ценой, и положите их на край стола. Я пройду мимо каждого и проверю
правильность ваших подсчетов.
А теперь я стану покупателем, а вы – продавцами. Я каждому из вас даю монету
достоинством в 10 рублей, а вы – вернете мне сдачу. А вот еще одну проверку я вам
устрою! Я попрошу вас разменять мне монету в 5 рублей более мелкими монетами. И
варианты возможного обмена напишите на листочках.
Вы, конечно видели у своих родителей и бумажные деньги. Кто может мне их
назвать. (ответы детей).
Я вижу, что вы много знаете о деньгах и для чего они нужны.
Подведение итогов.
Давайте, вспомним, о чем мы сегодня говорили:
-Как раньше люди обходились без денег, чем они их заменяли?
-Как в разных странах расплачивались раньше за покупки?
-Какие деньги появились первыми?
-Какие деньги сейчас?
_ Что нового вы узнали сегодня на занятии?
_ Что вызвало затруднение?
-Что понравилось больше всего?
Ребята, я уверена. что вы теперь сами сможете расплатиться в магазине за покупку и не
будете вести себя как Буратино.
Приложение 5
Картотека кроссвордов по экономическому воспитанию для детей 5-6 лет.
«ДЕНЬГИ»
Кроссворд №1
По горизонтали. 1. Денежные доходы и расходы. 3. Деньги, которые получают студенты,
учащиеся за учебу.
По вертикали. 2. Деньги, которые получают пожилые (старые) люди. 4. Деньги, которые
получают люди за выполненную работу (за свой труд). 5. Особый товар, на который
можно обменять любой другой товар (богатство, которое можно копить, помещать в
сбербанк).
Ответы. 1. Бюджет. 2. Пенсия. 3. Стипендия. 4. Зарплата. 5. Деньги.
Кроссворд №2
По горизонтали. 2. Денежная единица любой страны. 3. Германская валюта.
По вертикали. 1. Американская валюта.
Ответы. 1. Доллар. 2. Валюта. 3. Марка.
«БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ»
Кроссворд №3
По горизонтали. 1. Денежные доходы и расходы семьи на определенный период времени:
на неделю, на месяц.
2. Передача вещи (предмета, изделия) другому лицу.
По вертикали. 1. Место, где деньги дают в долг, меняют, хранят и выплачивают.
Ответы. По горизонтали: 1. Бюджет. 2. Бартер. По вертикали: 1. Банк.
Кроссворд №4
По горизонтали. 1. Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка?
3. Как называются деньги, которые получает сестра-студентка?
По вертикали. 2. Как можно одним словом назвать ведение домашнего хозяйства? 4.
Деньги всей семьи.
Ответы: 1. Пенсия. 3. Стипендия. 2. Экономика. 4. Доходы.
«ТРУД. ПРОФЕССИИ»
Кроссворд №5
По горизонтали. 1. Информация о товаре. 2. Место, где продают и покупают товары по
строго установленным ценам. 4. Любой предмет купли и продажи.
По вертикали. 1. Место покупки и продажи, где можно торговаться. 3. Место, где
продаются единичные, редкие вещи по самой дорогой цене.
Ответы. По горизонтали: 1. Реклама. 2. Магазин. 4. Товар. По вертикали: 1. Рынок. 3.
Аукцион.
Приложение 6
Картотека дидактических игр по экономическому воспитанию для детей 5-6 лет
Игра «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием
потребностей и ограниченными
возможностями. Научить определять
разницу между «хочу» и «надо».
Материал: карточки, на которых
изображены дом, одежда, продукты
питания, вода, кошка, собака, велосипед,
сладости, мороженое, автомобиль, кукла,
компьютер, телевизор, цветы и т. п. ;
игровое поле.
Правила: определить, к какому понятию
— «хочу» или «надо», — относится
изображенный на карточке предмет, и
приклеить картинку на соответствующее
панно.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и
купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3
десятка каждому. А себе оставьте несколько
банкнот разного номинала. Это игра-
соревнование. Кто из игроков быстрее
разменяет выложенную вами банкноту
мелочью, тому банкнота и достается. В
конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые
материалы:
бумага,
карандаши, ножницы.
Суть игры: 40
Предложите ребенку нарисовать на одной
стороне
бумаги
грушу.
Когда
рисунок
закончен,
предложите
нарисовать
на
оборотной стороне листа яблоко.
Когда
завершены
оба
рисунка,
дайте
ребенку в руки ножницы и попросите
вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев
замешательство, объясните, что, конечно,
это невозможно. Потому что лист бумаги
один,
и
если
мы
изначально
хотели
вырезать два рисунка, необходимо было
заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами, их нужно планировать
заранее.
Игра «Маленькие покупки».
Цель: показать, что каждая вещь стоит
денег, научить сопоставлять цену товара с
имеющимися наличными деньгами.
Материал: Разнообразный товар
(хлебобулочные,
кондитерские
изделия,
овощи, фрукты и т.д.), ценники, деньги.
Предварительная работа: Экскурсия в
магазин.
Содержание: Открывается
магазин.
Покупатели выбирают товар, соотносят его
цену с суммой имеющихся у них денег,
делают покупки.
Покупатель: - Что у вас есть в продаже?
Продавец: - У нас в продаже….
Покупатель: - Сколько стоит батон?
Продавец: - Три монеты.
Покупатель: - Дайте мне один батон……..
Продавец: Берет деньги, в соответствии с
покупкой.
Воспитатель: Зачем люди ходят в магазин?
Какие товары покупают? Как узнают цену
нужного им товара? Как расплачиваются?
Игра «Какие бывают доходы?»
Цель: уточнить знания детей об основных
и дополнительных доходах;
усовершенствовать навыки
самостоятельного определения видов
доходов (основные и не основные).
Материал. Карточки с изображением
основных видов деятельности, за которые
взрослые получают основной доход –
заработную плату (работа парикмахера,
врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И
видов деятельности, направленных на
получение натуральных продуктов (сбор
ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.),
дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают
карточки, называют деятельность взрослых,
полученный результат, выделяют основные
и дополнительные доходы.
Игра «Назови профессии»
Цель:
научить
ребенка
устанавливать
зависимость между результатами трудовой
деятельности
и
профессией
человека.
Воспитать
интерес
к
людям
разных
профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках
которой условно изображены результаты
труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок,
отрывая
лепесток
ромашки, называет профессию, связанную с
удовлетворением
определенной
потребности.
Игра «Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить
представления
детей
о
различии трудовой и игровой деятельности
(трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением
трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор
парных
карточек
(трудовая
–
игровая
деятельность).
Ребенок
описывает
изображения, называет процессы (мальчик
чистит ботинок, девочка стирает кукольное
белье, дети танцуют, играют и т. д.).
Устанавливает отличия (наличие результата
труда или его отсутствие).
Игра «Маршруты товаров»
Цель. Развивать у детей умение различать
товары
по
их
принадлежности
к
определенной группе (бытовая техника,
промышленные
товары,
мебель,
сельхозпродукты и др.)
Материал. Картинки
с
изображением
товаров или реальные предметы и игрушки,
таблички
с
названием
магазинов:
«Одежда», «Мебель», «Бытовая техника»,
«Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый
ребенок
выбирает
карточку-картинку, называет, что на ней
нарисовано, и определяет, в какой магазин
можно увезти этот товар. Выигрывает тот,
кто
правильно
подберет
карточки
к
табличкам с названием магазина.
Приложение 7
Просмотр презентации «История денег» Рассматривание коллекции денег
Лепка «Подарок другу» Д/И «Разрезные картинки»
Открытый показ совместной деятельности по реализации проекта через опытно-
экспериментальную деятельность «Экономим тепло».