Напоминание

Работа над звукоизвлечением начинающего аккордеониста


Автор: Балина Лариса Алексеевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №3"
Населённый пункт: ХМАО г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Работа над звукоизвлечением начинающего аккордеониста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над звукоизвлечением начинающего аккордеониста.

Выполнила Л.А. Балина

преподаватель МБУДО «ДШИ №3» г.Сургут

По мнению Анны Артоболевской все самое главное в жизни начинается у

человека с детства.

Музыка – язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства.

Важно всех детей приобщать к музыке, не скупясь в расходах и не

задумываясь над тем, станут они профессиональными музыкантами или нет.

Опыт показывает, что все, коснувшиеся музыки по-настоящему выросли

хорошими, честными, полноценными людьми.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как

привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить музыку,

уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального

воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы

программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный

материал.

Только

при

этих

условиях

ребенок

может

эмоционально

откликнуться на музыку.

У профессиональных музыкантов даже простые, технически несложные

произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой

работы над культурой звука.

Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента.

Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент

обладает большим запасом воздуха в мехе. Отмечая достоинства аккордеона,

нужно

сказать

и

о

его

недостатках.

Это:

отсутствие

возможности

динамической дифференциации многоголосной фактуры; необходимость

применения большой физической силы для управления мехом, что в итоге не

может не сказаться на свободе игрового аппарата, отсутствие педали (как у

фортепиано). Но ведь нельзя же требовать, чтобы аккордеон обладал

достоинствами

всех

инструментов.

Идеальным

можно

лишь

считать

симфонический оркестр.

Чтобы

лучше

понять

приемы

звукоизвлечения,

следует

проследить

звукообразование на аккордеоне. В конструкции аккордеона 3 компонента, с

которыми связано образование звука:

1

-звуковое устройство;

Звуковое устройство состоит из: металлических

язычков (голосов), набора пластинок (планок), на которых крепятся язычки,

резонаторы, на которых помещены планки с язычками.

-правая и левая клавиатуры;

-мех.

Итак, с момента «палец» до момента «звук» образуется целая цепочка связей:

палец - клавиша - рычаг - клапан - воздух - резонатор - планки -язычок - звук.

Стоит нажать клавишу и повести мех - инструмент зазвучит.

В работу над правильным звукоизвлечением на начальном этапе обучения

игре на аккордеоне должны быть направлены постановка исполнительского

аппарата, навыки звукоизвлечения, меховедения, развитие музыкального

слуха, координация движений и, конечно же, репертуар.

На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает

приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста,

физических данных ребенка). Тут часто возникают трудности при освоении

навыков меховедения и звукоизвлечения. Именно на решение этих задач

направлено внимание педагога с первых уроков.

Формирование первых навыков звукоизвлечения целесообразно начинать с

упражнений, которые ему помогут научиться правильно вести мех. Ученик

нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая и закрывая его.

При этом педагог контролирует свободу и естественность движения руки

ученика. После этого педагог предлагает различные способы ведения меха

для передачи характера того или иного упражнения.

Полезно выполнять звукодинамические упражнения - «Звуковые картинки».

В основу

звукодинамических упражнений положен наглядный прием

графического изображения звука в виде рисунков – карандаш, лодочка,

капля, ракета и т.д. Подобные задания делают ясными и понятными решение

звуковой

задачи,

увеличивают

концентрацию

внимания

ученика,

стимулируют ученика в нужном направлении, повышают рабочий тонус на

уроке.(Приложение1)

Начинать освоение упражнений нужно на правой клавиатуре, играя их на

одном звуке,поочередно в следующих вариантах: pp, p, mp, mf, f, ff, f, mf, mp,

p, pp. Эти упражнения можно назвать «Паутинка», «Ниточка», «Шнурок»,

«Веревочка», «Канат», «Широкая труба».В каждом упражнении нужно вести

2

мех ровно, но с разным усилием: в «Паутинке» - очень слабо, в «Ниточке» -

слабо, в «Шнурке» - с небольшим усилием, в «Веревочке» - со средним

усилием, «Канате» - с бОльшим усилием, «Широкой трубе»- напряженно,

со значительным усилием.

Можно представить карандаш, ракету, или проплывающий корабль, и

«нарисовать» их с соответствующим меховедением, используя крещендо и

диминуэндо, услышать определенный звуковой результат.

Необходимо использовать различные комбинации соединения в движении

меха и пальцев с учетом интенсивности ведения меха в зависимости от

предложенного рисунка.

Каждое

упражнение

можно

условно

разделить

на

3

фазы:

начало,

продолжение,

и

окончание

исполнения.

Наибольшую

трудность

представляют начальная и заключительная фазы. Здесь неоценимую помощь

окажут пояснительные слова, используемые педагогом, и разъяснения, что в

характеристике

атак

и

окончаний

звука

употребляется

множество

выражений: мягкие, твердые, четкие, округлые, острые и т.д. На начальном

этапе допустимо осваивать технологию пальцевой и меховой артикуляции

на аккордеоне. Мехо-пальцевая артикуляция, как более сложная, будет

осваиваться чуть позже.

Средняя часть звука предполагает различные варианты меховедения :

-ровное

-затухающее

-возрастающее

Задача педагога -донести эту информацию до ученика в доступной форме,

с помощью интересных и образных упражнений.

Игровые

движения,

рациональные,

координированные,

необходимы

музыкальному

исполнителю

на

протяжении

всей

исполнительской

деятельности. Их формирование начинается с самых первых уроков.

Учебный репертуар требует столько разнообразных игровых движений, что с

уверенностью можно сказать о том, что организация игрового аппарата – эта

не статичная фиксация определенного положения, это способность аппарата

быть гибким, послушным. И формирование этих движений одна из

важнейших задач на начальном этапе обучения.

3

В своей преподавательской практике можно использовать целый ряд

упражнений, помогающих формированию двигательных навыков, начиная с

упражнения,

связанного

с

навыками

звукоизвлечения,

позиционных

упражнений

(игра

в

одной

позиции)

и

заканчивая

сложными

и

многосложными (выдержанные ноты, двойные, полифонические элементы,

аккордовая фактура и др.).

Например, в простейших упражнениях на перемещение уже освоенной

«квинты» можно ассоциировать восходящее движение с ожиданием чего-то

радостного, а нисходящее наоборот, скажем:

Что такое май?

Это хорошо!

Там цветут цветы

И уже тепло.

Что же в декабре?

Это холода!

Снег уже везде

Будто навсегда.

Перемещения могут быть и по интервалам (терциям, квартам, квинтам), и по

звукам трезвучия.

Для тогочтобы освоить большой диапазон можно использовать другие

упражнения, например:

4

При

освоении

перемещений

по

клавиатуре,

важно

добиваться

своевременного появления указанных нот, независимо от того какое

расстояние их разделяет:

Прежде, чем приступить к освоению навыкам подкладывания первого пальца

и перекидывания третьего, целесообразны такие упражнения, которые, к

примеру можно назвать: «Игра в разведчиков», суть которой заключается в

следующем: первый палец, отработав, в момент погружения другого пальца в

клавиатуру, должен успеть «спрятаться в ладошке» (момент напряжения) и

выглянуть затем оттуда (момент расслабления).

Мы у вас сегодня спросим

Что такое пароход?

Это что-то вроде дома,

Только по воде плывет.

В данных упражнениях слова призваны помочь ученику играть без задержки

и остановок, выравнивая цепочки звуков.Когда освоены первоначальные

упражнения, активизируется и контролируется работа и подвижность

первого пальца, можно приступать к следующему этапу: его подкладывать по

мере перемещения по клавиатуре.

Данные

упражнения

призваны

расширить

репертуарные

рамки

при

формировании того или иного навыка, а также могут служить дополнением к

любому этапу работы, на котором могут возникнуть определенные трудности

для данного конкретно ученика.

5

Приложение1

6

7

8

9

П

ПППП

Пп

П

Приложение

П

10

11

12

13

14

15



В раздел образования