Автор: Потапова Евгения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Адаптация детей 2 младшей группы"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей во второй младшей группе
С поступление в детский сад в жизни ребенка происходит множество изменений: изменяется режим дня,
отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию,
которая может привести к невротическим реакциям, проявлению страха, отказу от еды, сна, частым
заболеваниям.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три
фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и
психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению
сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и
регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно
психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного
года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести
прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация – сдвига нормализуются в
течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще
обычного; - адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на
короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки
психического стресса; - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже
имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая
приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям,
позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со
сверстниками.
Неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлению интеллектуального развития,
негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к
дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации,
у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет
дальнейшую адаптацию ребёнка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. Особая роль в
длительном сохранении стрессовой ситуации отводится межличностному конфликту.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Известно, что
изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей.
Многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких
социальных контактов. Трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками
самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, но есть дети, которые менее
приспособлены к отрыву от родных, более слабые и ранимые. Адаптация к детскому учреждению
проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное
физическое развитие, созревание всех психических процессов. Изменение условий среды и необходимость
выработки новых форм поведения требуют от ребёнка усилий, вызывают появление стадии
напряженной адаптации. От того, насколько ребёнок в семье подготовлен к переходу в детское
учреждение, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или
заторможенность. Ребёнок много плачет, стремиться к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно
отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются
нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными
протекают подчас очень бурно,экзальтированно: ребёнок не отпускает от себя родителей, долго плачет
после их ухода, а приход вновь встречает слезами.Меняется его активность и по отношению к предметному
миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой
активности. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в
окружение сверстников и подвергает риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает
реактивность организма, приводит к частым болезням.
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребёнок справится с предстоящими ему
изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим
состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Во – первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш
обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с
трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в
период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в
детское учреждение. Токсикозы, заболевание матери в период беременности вызывают неблагополучное
созревание сложных систем организма ребёнка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям
внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить
психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому
переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребёнок хуже справляется с
трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие –
заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Многие
психологи и педагоги полагают, что лучше всего отдавать ребенка в детский сад после того, как ему
исполнится три года. К трём годам у ребёнка возрастает стремление к самостоятельности и проявлению
инициативы, которые являются основой формирования новой ступени самосознания «Я – сам!». В этом
возрасте дети проявляют потребность в автономии и независимости от взрослого, легче переносят разлуку с
родителями. Однако не следует забывать,что это кризисный возраст: ребенок психологически отделяется от
родителей и его собственное «Я» становиться предметом его переживаний.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребёнка общения с
окружающими и предметной деятельности. Что нового приносит сформированный тип общения и
предметной деятельности в область социальных взаимоотношений ребёнка с другими людьми? Как эти
приобретения могут сказаться на поведении детей в новых условиях детского сада? В ходе делового
общения формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от
делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения
избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.
Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему
достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них
радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то ребенок к трем годам четко различает своих и
чужих.
Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает
приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит,
сон. Если ребёнок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в
установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим
интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано
привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя
партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает ребёнка от того человека, с которым он
общается по поводу этого предмета. Конечно, ребёнок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с
незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к
чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход
к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребёнка в более
широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует
определенного времени и внимания со стороны взрослых. Дети, которые испытывают трудности в
привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со
взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу,
самостоятельность детей. Среди таких детей много избалованных и заласканных.У них сложный уровень
игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение
протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Таким образом,
причиной трудного привыкания к детскому саду может служить рассогласование между слишком
затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослым и становлением новой ведущей
деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым.
Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно
действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение
воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В
случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к
взрослому.Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать конструктор. Для ребёнка,
умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет
средствами, необходимыми для этого.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками.
В группе детского сада каждый ребёнок ведет себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут
при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам.
Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми
еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Таким образом, состояние здоровья ребёнка,
умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности –
основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и
благополучного пребывания в них.