Напоминание

"Адаптация детей 2 младшей группы"


Автор: Потапова Евгения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Адаптация детей 2 младшей группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей во второй младшей группе

С поступление в детский сад в жизни ребенка происходит множество изменений: изменяется режим дня,

отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию,

которая может привести к невротическим реакциям, проявлению страха, отказу от еды, сна, частым

заболеваниям.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три

фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и

психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению

сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и

регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно

психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного

года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести

прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация – сдвига нормализуются в

течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще

обычного; - адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на

короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки

психического стресса; - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже

имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая

приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям,

позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со

сверстниками.

Неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлению интеллектуального развития,

негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к

дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации,

у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет

дальнейшую адаптацию ребёнка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. Особая роль в

длительном сохранении стрессовой ситуации отводится межличностному конфликту.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Известно, что

изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей.

Многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких

социальных контактов. Трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками

самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, но есть дети, которые менее

приспособлены к отрыву от родных, более слабые и ранимые. Адаптация к детскому учреждению

проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное

физическое развитие, созревание всех психических процессов. Изменение условий среды и необходимость

выработки новых форм поведения требуют от ребёнка усилий, вызывают появление стадии

напряженной адаптации. От того, насколько ребёнок в семье подготовлен к переходу в детское

учреждение, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или

заторможенность. Ребёнок много плачет, стремиться к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно

отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются

нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными

протекают подчас очень бурно,экзальтированно: ребёнок не отпускает от себя родителей, долго плачет

после их ухода, а приход вновь встречает слезами.Меняется его активность и по отношению к предметному

миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой

активности. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в

окружение сверстников и подвергает риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает

реактивность организма, приводит к частым болезням.

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребёнок справится с предстоящими ему

изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим

состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во – первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш

обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с

трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в

период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в

детское учреждение. Токсикозы, заболевание матери в период беременности вызывают неблагополучное

созревание сложных систем организма ребёнка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям

внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить

психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому

переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребёнок хуже справляется с

трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие –

заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Многие

психологи и педагоги полагают, что лучше всего отдавать ребенка в детский сад после того, как ему

исполнится три года. К трём годам у ребёнка возрастает стремление к самостоятельности и проявлению

инициативы, которые являются основой формирования новой ступени самосознания «Я – сам!». В этом

возрасте дети проявляют потребность в автономии и независимости от взрослого, легче переносят разлуку с

родителями. Однако не следует забывать,что это кризисный возраст: ребенок психологически отделяется от

родителей и его собственное «Я» становиться предметом его переживаний.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребёнка общения с

окружающими и предметной деятельности. Что нового приносит сформированный тип общения и

предметной деятельности в область социальных взаимоотношений ребёнка с другими людьми? Как эти

приобретения могут сказаться на поведении детей в новых условиях детского сада? В ходе делового

общения формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от

делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения

избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.

Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему

достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них

радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то ребенок к трем годам четко различает своих и

чужих.

Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает

приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит,

сон. Если ребёнок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в

установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим

интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано

привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя

партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает ребёнка от того человека, с которым он

общается по поводу этого предмета. Конечно, ребёнок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с

незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к

чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход

к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребёнка в более

широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует

определенного времени и внимания со стороны взрослых. Дети, которые испытывают трудности в

привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со

взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу,

самостоятельность детей. Среди таких детей много избалованных и заласканных.У них сложный уровень

игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение

протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Таким образом,

причиной трудного привыкания к детскому саду может служить рассогласование между слишком

затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослым и становлением новой ведущей

деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым.

Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно

действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение

воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В

случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к

взрослому.Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать конструктор. Для ребёнка,

умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет

средствами, необходимыми для этого.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками.

В группе детского сада каждый ребёнок ведет себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут

при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам.

Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми

еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Таким образом, состояние здоровья ребёнка,

умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности –

основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и

благополучного пребывания в них.



В раздел образования