Автор: Демченко Елена Николаевна
Должность: кандидат педагогических наук, преподаватель первой категории
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: города Благовещенска Амурской области
Наименование материала: авторская статья
Тема: Особенности применения смешенных техник и технологических приёмов в акварельной живописи
Раздел: дополнительное образование
Демченко Елена Николаевна
кандидат педагогических наук,
заместитель директора по УВР
МБУДО «Художественная школа»
г. Благовещенск, Амурская область
Особенности применения смешенных техник и технологических
приёмов в акварельной живописи
Еще французский художник Эжен Делакруа говорил: «То, что даёт
тонкость
и
блеск
живописи
на
белой
бумаге,
без
сомнения,
есть
прозрачность,
заключающаяся
в
существе
белой
бумаги.
Свет,
пронизывающий нанесённую на белую поверхность краску, – даже в самых
густых тенях – создаёт блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой
живописи ещё и в мягкости, естественности переходов одного цвета в
другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков».
Каждый
художник
со
временем
накапливает
не
малый
профессиональный
опыт.
На
протяжении
всей
художественной
деятельности,
мастер,
хорошо
изучивший
материал,
находит
свою
собственную комбинацию различных приёмов. Внутри одной техники могут
сочетаться две, а то и три, так называемая «смешанная техника».
Существуют разные варианты смешения, когда акварель смешивается с
другими художественными материалами, например, с гуашевыми или
акриловыми белилами, акварельными карандашами, тушью, пастелью и
другими. Рассмотрим некоторые из самых распространённых.
Часто используют восковые мелки и акварель. За счёт того, что парафин
(воск) не смывается водой, он позволяет «защитить» нужные участки бумаги
от краски. Этот приём используется художником на любой стадии работы.
Парафин можно наносить как на чистый лист бумаги, так и уже на частично
написаний фон. Но в любом случае основа должна быть сухой.
В
случае
сочетания
акварели
с
цветными
или
акварельными
карандашами, последние дополняют
полупрозрачность красок
своими
яркими оттенками. Карандашами можно либо подчеркнуть некоторые детали
живописного изображения, делая их чётче, либо всю работу выполнить в
смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные
штрихи, мазки кисти и красочные разводы.
Пастель
в отличие от карандашей не так удачно соединяется с
акварелью, но порой художники экспериментируют и используют её в своих
работах, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки.
Не редко вместо акварели художники используют, как черную, так и
цветную тушь. Сливание пересекающихся в рисунке границ, черной туши и
акварельных красок, придает работе свежесть и своеобразие. Сочетание
акварели и пера очень удачно, например, для книжных иллюстраций.
Как
правило,
белила
(непрозрачный
художественный
материал,
например, гуашь) в смешанной технике применяют для «упрощения»
процесса живописи. Иногда «резерваж» отдельных мест картины составляет
определенную трудность, особенно когда эти места небольшие и их много.
Поэтому некоторые художники пишут без него, а затем «отбеливают»
нужные места краской, например, блики на предметах, снег, стволы деревьев
и прочее.
При
создании
работы
художники
применяют
комбинирование
различных материалов, это зависит от творческого замысла художника.
Немаловажным моментом в обучении акварельной техники является
овладение технологическими приёмами. Далее представим основные из них.
Мазки - один из самых распространенных приёмов письма в живописи.
Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, повторяет
за художником то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, тем
самым завершая мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным,
четким, размытым, сплошным, прерывистым.
Заливка
– этот приём, выполняется в тех случаях, когда требуется
покрыть значительную площадь рисунка одним цветом или сделать плавные
переходы между разными цветами. Бумага, находящаяся под наклонном, как
правило,
покрывается
длинными,
горизонтальными
мазками
широкой
кистью, таким образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и
«захватывал» часть предыдущего, позволяя краске органично сливаться.
Если после завершения заливки остались излишки краски, то её можно
аккуратно удалить отжатой кистью или ветошью.
Отмывка, как и заливка, представляет собой, многократное покрытие
фона. Сильно разбавленной водой краской начинают писать прозрачные
слои, неоднократно проходя те места, которые должны быть темнее. При
этом не рекомендуют наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась
«грязь». Поэтому чаще всего второй пропиской усиливают цвета полутонов,
а третьей насыщают цвет теней и вводят детали.
Часто в акварели применяется такой приём, как «вытягивание» краски.
К ещё влажному живописному слою аккуратно прикладывается чистая
отжатая кисть, ворс которой впитывает в себя часть пигмента с бумаги, делая
в нужном месте тон мазка светлее. Лучше всего краска вытягивается при
письме «по - сырому», так как поверхность еще влажная и пигмент держится
на листе слабо. Если же мазок уже высох, его можно аккуратно смочить
чистой мокрой кистью, после чего «вытягивать» краску до нужного тона.
Этот метод менее действенен, но тоже приемлем.
Резерваж или отсутствие белой краски – художники не используют
белила в работе с акварелью. Белый цвет передается за счет цвета бумаги.
Художнику необходимо помнить о тех участках, которые нужно оставить
белыми, обходя их цветом, оставляя нетронутыми.
Поэтому уровень
мастерства художника, помимо всего прочего, определяется умением
качественно выполнять прием резерважа. Существует несколько основных
способов.
«Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования.
При
таком
письме
художник
оставляет
нужные
места
картины
не
закрашенными, аккуратно «обходя» их кистью. Метод выполняется как «по-
сухому», так и «по-сырому». В последнем случае нужно иметь в виду, что
краска, нанесенная на сырую бумагу, растекается, поэтому резерваж следует
выполнять с некоторым «запасом» пятна.
Возможно
так
же
применение
различных
так
называемых
«маскирующих средств», которые могут использоваться практически на
любой стадии развития картины, препятствуя попаданию краски на закрытые
ими участки.
С помощью этих растворов можно сохранить белыми яркие световые
акценты, блики, брызги, добиться разнообразных эффектов при методе
наложения, когда маскировка применяется после того, как нанесена первая
отмывка цвета, а поверх наносится второй, более насыщенный цвет.
Однако при таком резерваже получаются резкие и контрастные границы
между красочным слоем и защищенным участком. Смягчить подобные
переходы не всегда удается успешно, поэтому лучше не злоупотреблять
использованием маскировочных средств, применяя их лишь для создания
разнообразных эффектов.
Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на
предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом
скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.
Мы
рассмотрели
только
классические,
часто
используемые
технологические приёмы в акварели. Таким образом, можно сделать вывод о
том, что акварель обладает широкими возможностями, которые обладают
рядом достоинств и одновременно осложняют исполнение работы в
акварели
.
К
сожалению,
в
настоящее
время
акварельная
живопись
часто
недооценивается,
на
её
место
приходят
современные
материалы
и
технологии. Это большое упущение современного искусства, так как техника
акварельной живописи приучает к серьезной и вдумчивой работе над
произведением.
Акварель
оказывать
содействие
выработке
навыка
аккуратной
работы,
формирует
умение
видеть
тончайшие
цветовые
переходы,
обучает
нестандартному
восприятию
образа
окружающей
реальности, равно как и её передаче. В целом акварельная живопись
развивает изящество восприятия мира и тонкую духовную организацию
личности
.