Автор: Анна Владимировна Танкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №80"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы выполнения домашних заданий в начальной школе
Раздел: начальное образование
Проблемы выполнения домашних заданий в начальной школе.
Домашние задания в воспитании, развитии и обучении школьников начальных классов
имеет большое значение. Именно такая работа воспитывает ответственность,
трудолюбие, настойчивость и внимание. Она же формирует у ребёнка способность
планировать свои действия, помогает успешному усвоению пройденного, развивает
навыки самостоятельности.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его
навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил
какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного
интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по
теме. В этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние
задания.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его
усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня.
Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто
хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его
твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых
нет постоянно отведенного для занятий времени.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого
режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Ребенок должен
садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.
На столе все должно находиться на своих местах. Рабочее место ученика должно быть
таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание
заняться учебным трудом.
Надо так же всегда иметь под рукой черновик , чтобы не было надобности вырывать
страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой
руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми
книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже
на один грамм усиливает утомление.
Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет
домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во
столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет
температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-
22
о
.
Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать
приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его
самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого
предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в
работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить
к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более
легких и лишь постепенно переходить к трудным урокам.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа
после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят
какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно
садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна
быть следующей:
- до 1 часа – в первом классе;
- до 1, 5 часов – во втором;
- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после
25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует
выполнить несколько физических упражнений.
У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и
систематическому приготовлению уроков. Привычка добросовестно заниматься,
должна стать второй натурой растущего человечка.
Однако часто бывает так, что на выполнение домашних заданий у учащихся остаётся
очень мало времени. Особенно это касается тех детей, которые активно посещают
разнообразные кружки и учатся во вторую смену. Дети вынуждены приступать к
выполнению домашних заданий поздно вечером, когда приходят с дополнительных
занятий. Уставший ребёнок не может качественно выполнить работу, начинаются
конфликты с родителями, слёзы, истерики. В таком случае домашнее задание
вызывает только негативные эмоции как у родителей, так и у детей. Бывает, что эта
ситуация приводит к тому, что ребёнок вынужден бросить дополнительное занятие,
которое ему очень нравилось, которым был увлечён, чтобы успевать делать все уроки.
Это я считаю недопустимым. Поэтому в своей работе я использую прием домашних
заданий в виде блоков. Задания по письменным предметам (русскому языку и
математике) я даю на наделю в виде готовых карточек. В пятницу дети их получают,
самостоятельно решают какие дни у них свободны и могут спокойно выполнить все
домашние задания. Некоторые дети всё выполняют за выходные, таким образом,
освобождая себе время на неделе. А в те дни, когда кружки, дети выполняют только
задания по устным предметам, которые не требуют много времени для подготовки.
Каждая карточка включает материал на повторение, на изучение нового, по русскому
языку - задания на развитие речи. Через неделю (в пятницу) я собираю карточки,
выставляю оценку за каждое задание, а потом общую оценку по каждому предмету,
которая идет в журнал.
На начальном этапе родители помогают детям правильно выбрать время для
подготовки домашних заданий, а потом ребята делают это уже сами.
Таким образом, уже в начальной школе дети учатся самостоятельно
организовывать свою учебную деятельность, находить оптимальное время для
приготовления уроков. Такой способ помогает избежать переутомлений, конфликтов
между родителями и детьми.
Предлагаю Вам некоторые варианты карточек для домашней работы во 2 классе 4
четверти по УМК «Гармония".
Ф. И._____________________________________________________ (число )
1. Выдели в словах корень, суффикс, приставку, окончание.
Рассвет, ветерок, нагрузка,
полоска, лисята, лесник, длинный,
полюшко, рысёнок, рассказ, золотые, побережье, бережок,
прибрежная,
поддержка, травушка, травинка, молоденький.
2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящие в скобках.
Образец: (Лиса) лисья нора,
(Птица)_________________ перо, (волк)___________________следы,
(собака)________________конура, (коза)__________________молоко,
(медведь)_______________ лапа, (заяц)___________________ шапка,
(белка)__________________ шкурка.
3. Запиши слова в две группы.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление,
руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, под..езд.
__ь_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
___
Ъ_
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4.
Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверочные слова.
Р__дился (_____________) к__злёнок (_______________) в долине горной р__ки
(____________). Мать к__рмила (_______________) его мол__ком (________________)
и учила ск__кать (____________) по г__рам (__________). Прыгнет с обрыва,
остановится и зовёт сына. М__лыш (______________) др__жит (______________) от
страха, но прыгает. Мать хв__лила (_______________) его, л__зала (_______________)
ему шёрстку.
5. Напиши красиво. В предложении отметь орфограммы.
по бл езд Пе ить дк Ан мч лх
поезд ездить поездка
Поезд быстро мчался вперёд.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ТПО № 127,128,129,131.
1.Решай примеры, пиши промежуточные ответы.
79 – 37 + 19 =
100 – 58 – 0 + 35 =
57 – (27 + 2) =
60 + 29 – 34 =
94 – 67 – 3 – 10 =
65 + 19 – 39 =
8*7 +15 =
9*9 - 55 =
76 - (44 - 27) =
2.Переведи одни единицы длины в другие:
6м =_____см 23см =___дм___см 7дм =_____см 27дм =___м____дм
80дм =_____м 7дм 6см =_____см 4м =_____дм 1м 9д =_____дм
3.Сделай чертёж и реши задачу.
Ширина прямоугольника 3 см, а длина на 3см больше. Найдите периметр
прямоугольника.
___________________________________
___________________________________
Ответ:______________________________________________________________
4. Закончи схему и реши задачу.
В корзине лежало 67 кг яблок. Из неё в один ящик положили 31кг, а в другой 23 кг.
Сколько кг яблок осталось лежать в корзине?
__________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________________
5.Сделай схему и реши задачу. На уроке физкультуры учащиеся построились в 3
ряда по 10 человек в каждом. Сколько всего человек занимались на уроке?
______________________________________________________________________
Ответ:________________________________________________________________
Ф.И._______________________________________________( число)
1.Найди в словах ошибки, исправь их и напиши слова правильно.
Шырина, чюдо, чящя, подём, кочька, анна, таполя, дуп, подъезд, мехаил, Росия,
клас, пивец, варона, машына, реский, рика волга, деревя, обьявления,
прозьба, шьёт.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Обозначь
орфограммы. С одним из слов составь и напиши предложение.
Х..л..дильник -
В..л..сатый -
В..ч..реть -
Б..р..датый -
З..л..неть -
Д..л..ко -
Г..л..дать -
П..м..гать -
__________________________________________________________________________
3.Пиши первую часть текста. Придумай, чем могли бы закончиться
описанные события. Закончи рассказ, используя слова для справок.
Испугались
Санька кормил кур. По двору важно ходил петух. Тёплое солнышко
согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. На крыльцо вышел
кот Васька. Вдруг петух замахал крыльями и закукарекал.
Слова для справок: прогнал, всполошились, побежали, громко,
закудахтали, испугался, убежал, след простыл.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
1. Реши примеры.
58-9=
32-7=
72-6=
94-7=
91-3=
55-6=
74-6=
47-9=
81-2=
27-8=
61-9=
93-8=
41-8=
36-7=
83-9=
62-5=
73-5=
48-9=
31-7=
84-8=
2.
Найди периметр фигуры, изображённой на рисунке.
__________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
3.Сравни длины и числа, вставив вместо многоточия ...
знаки "<", ">" или "=":
5 м 16 мм ... 516 мм
9 дм 40 мм ... 940 см
3 * 4 ... 92-76
4. Сделай схему и реши задачу двумя способами.
В трёх коробках 98 кг конфет. В первой коробке 39 кг. Во второй коробке столько же.
Сколько кг конфет в третьей коробке.
1 способ
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2 способ
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________________
5. Сделай схему и реши задачу.
На одной полке 15 книг, а на второй в 3раза больше. Сколько книг на двух полках.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ответ: ____________________________________________________________________
Ф.И.__________________________________________ ( число )
1. Вставь пропущенные буквы. Р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…
дёт, неб…са, к…сяки, м…лькание, огл…
нись, прол…вной, з…л…той, ст…б…
лёк, др…в…сина, д…р…гой, х…х…
тать, з…л…неть, б…р…жок, ве…ка,
блю…це, тра…ка, гри…, пры…ки, оха…ка, скорлу…ка, окрес…ность, ус…ный,
радос…ный, интерес…ный, вкус…ный.
2. Исправь ошибки. Спиши правильно. В залатые осенние дни готовились к отлёту
журовли. Пакружылись ани над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в
далние страны. На востоке покозалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рикой
висёлое сонце.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3.Раздели слова чёрточками для переноса: Группа, мальчик, ёжик, лека, линейка,
подъезд, окунь, завод, снег, восемь, утро, масса, карандашик, пенек, Анна, ручеек, сом,
книжечка, пароход, малыш, моль,
идти.______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4.Составь из данных слов предложения. Запиши текст. В, щука, была, ведре, кот,
учуял, Васька, добычу, ведро, в, он, лапу, сунул, но, зубы, у, острые, щуки, кота,
щука, лапу, за, схватила.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5.Составь словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
(область) город – _________________________________
(счастье) встреча – ________________________________
(гигант) завод – ___________________________________
(честь) поступок – _________________________________
(прелесть) картина – _______________________________
1. Определи вид угла.
2.
1. -______________ 1
2
3
2. - ______________
3. - ______________
2. Сделай схему и реши задачу:
У Кати 3 монеты по 10 р., а у Лены 28 р.
У кого из них больше денег и на сколько рублей больше?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ответ: ____________________________________________________________________
3. Реши задачу:
В автобусе было 25 пассажиров. На остановке 15 пассажиров вышли, а 10 сели в
автобус. Сколько пассажиров стало?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ответ: ____________________________________________________________________
4. Замени умножение сложением и вычисли значение произведений:
30 ∙ 3 = ___________________________
21 ∙ 4 =_____________________________
14 ∙ 2 = ____________________________
28 ∙ 3 = _____________________________
5. Замени сложение умножением и вычисли:
6 + 6 + 6 = ____________________________
25 + 25 + 25 =__________________________
12+12+12+12+12=_______________________
38+38= ________________________________
Ф.И._____________________________________ (число )
1.Установи связь между словами. Составь предложение. Запиши.
берёза, леса, красавицей, опушке, высокой, на, выросла
среди, подснежник, листьев, появился, прелых, прошлогодних
на, над, красиво, лесной, яркими, опушке, бабочки, кружатся,
цветами___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Подбери два однокоренных слова, запиши, выдели корень.
машина – _________________________________________
море – __________________________________________
скрипка – __________________________________________
рука- ______________________________________________
ягода - ____________________________________________
слово- ______________________________________________
3.Напиши слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?)
запасливый.
Вкусен – (какой?) – _____________________________________
Чудесен – (какой?) – _____________________________________
Опасен – (какой?) – ______________________________________
Прекрасен – (какой?) – ___________________________________
Интересен – (какой?) –____________________________________
Вынослив – (какой?) –_____________________________________
Ужасен – (какой?) – _______________________________________
4.Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки. П..стучать, п..дарок, ..тдавать,
з..прыгивать, ..светить, з..дача, пр..верка, ..тгадать, п..дметать, ..трывать, п..дниматься,
з..скрипеть, п..весить, з..блудиться, д..делать, пр..читать, по..ставить, п..чистить,
з..мёрзнуть, з..глянуть, п..спешить, п..двозить, ..бежать, ..кружить, ..тморозить.
5. Составь предложения , используя данные слова.
В парке
Экскурсия, осенний, парк, листья, коллекция, класс, урок русского языка, писать
рассказ. __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.Найди значения выражений. Пиши промежуточные ответы.
35 + 7 58 – 40 + 7 43 + 9 – 30
48 + 3 25 + 30 + 6 68 – 20 + 7
24 + 9 64 + 8 – 50 93 – 70 + 9
1
+ 8 72 + 4 + 8 56 + 6 – 20
2.Найди значения выражений. Поставь знаки >, < или = ?
42 – 6 … 28 +7 59 – 30 … 38 + 8
1
– 8 … 55 – 9 27 + 12 … 40 – 2
1
– 7 … 38 +7 74 – 40 … 34 + 7
63 – 7 … 64 – 8 36 + 13 … 50 – 7
3.Запиши верные равенства, в которых:
вычитаемое равно 12;_____________________________
уменьшаемое равно 68; ____________________________
первое слагаемое равно 37;__________________________
второе слагаемое равно 53._________________________
первый множитель равен 8; _________________________
второй множитель равен 10; ________________________
4.Сделай схему. Реши задачу двумя способами.
Почтальону надо было разнести 46 писем. В первый дом он отнёс 7 писем, во второй
– 9 писем. Сколько писем осталось разнести почтальону?
1способ.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2 способ
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ответ: ____________________________________________________________________
4.Сделай схему. Реши задачу. Сестра и брат копали на даче картошку. В первый
день они накопали 6 вёдер, во второй – 7 вёдер, а в третий столько, сколько в первый и
во второй день вместе. Сколько вёдер картошки они накопали за три дня.
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________________