Напоминание

"Знание алфавита и его значение в русскоском языке"


Автор: Финникова Елена Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа - интернат №1
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка 2 класс
Тема: "Знание алфавита и его значение в русскоском языке"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 2 класс

Учебный предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Знание алфавита и его значение в русском языке»

Тип урока: открытие нового знания

Задача урока: обобщить первоначальные сведения об алфавите, научиться записывать слова в алфавитном порядке;

формировать умение использовать алфавит на практике

Ожидаемые результаты

Предметные: развивать умение правильно называть буквы, научится записывать слова в алфавитном порядке,

Регулятивные:

развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей;

развитие умений строить алгоритмы действий.

Коммуникативные:

создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий: работать в паре, умение договариваться,

действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Классификация по заданным признакам

Личностные: проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний, и способов действий

Оборудование: учебник Русский язык.2 класс. Авторы: Канакина В. П., Горецкий В.Г. . М., «Просвещение»,2012; презентация

«Алфавит», раздаточный материал по теме урока.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающимся известны порядок букв в

алфавите, названия букв, их количество.

Содержание урока:

№Этап урока

Деятельность учителя, обучающихся

Формируемые УУД

1 Мотивация к учебной

деятельности.

Гимнастика «Мозговой штурм»

- Проверили готовность к уроку. Тихо сели.

- Сегодня мы выполним много различных заданий, вы

должны быть внимательными, сосредоточенными.

- Запишите число.

Личностные УУД- действия

смыслообразование - мотивация

2.

Постановка учебной

задачи

Минутка чистописания.

Я буду загадывать загадки, а вы записывать только первую

букву отгадок.

1.

На окошке – пруд,

В нём рыбёшки живут. (Аквариум)

2.

Я люблю прямоту и сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю. (Линейка)

3.

Он живёт в семье большой, носит колпачок цветной,

В руки просится играть и умеет рисовать.

Своего он дела мастер, называется …(Фломастер)

4.

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не

поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь.

(Арбуз)

5.

Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придёт изюмом к нам домой (Виноград)

6.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки и девчушки

Принесли с собой… (Игрушки)

7.

Будем весь урок писать,

Пригодится нам… (Тетрадь)

- Какое слово у вас получилось? (АЛФАВИТ)

-Кол-во букв

-Кол-во звуков (почему не совпадает?)

-Кол-во слогов

-Как можно перенести

-Ударение

Слово АЛФАВИТ словарное слово.

(Прописать 3 раза на строке, запомнить!)

Регулятивные УУД: развитие умения

определять и формулировать цель на

уроке с помощью учителя

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Проверим, правы ли вы?

Откройте учебник на стр. 81. Прочитайте название темы

урока. Какую цель поставим на уроке?

3

Актуализация знаний

и фиксация

индивидуальных

затруднений.

- А что такое алфавит?

(Алфавит – это все буквы, расположенные в

установленном порядке. Все буквы знают свое место и

никогда не путают порядок.)

-Алфавит - это греческое (латинское) по происхождению

слово. А каким русским словом можно заменить слово

«алфавит»?

(-Азбука.)

-Давайте вспомним буквы алфавита. Особое внимание

обращайте на правильное название букв.

Работа с учебником № 121.

Прочитайте вслух, не торопясь, названия всех букв

алфавита.

(Дети цепочкой называют буквы.)

- Где в жизни мы используем алфавит?

Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

(работа в парах)

1.Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”,

вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за

буквой “Й”.

2.Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой

“Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”,

четвёртая – перед “Б”.

3.Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой

“Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”,

четвёртая – перед “Э”.

4.В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в

Познавательные УУД: способствовать

прочному запоминанию алфавита;

актуализировать мыслительные операции:

анализ, сравнение, обобщение;

классификация по заданным признакам

Коммуникативные УУД - готовность

слушать собеседника и вести диалог

алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать

первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква

в алфавите – восемнадцатая.

Волк, коса, щель, зубр.

(Дети записывают слова)

4

Решение учебной

задачи.

У капитана на парте листок, на котором написана

«Памятка по работе со словарем»

Опишите, что нужно делать пошагово.

Работа в группах. Слушание 1 группы и выработка

алгоритма с помощью учителя. Алгоритм появляется на

экране пошагово.

Алгоритм работы с орфографическим словарем

Чтобы найти нужное слово, надо:

- определить букву, с которой оно начинается;

- найти искомое слово и посмотреть, как оно пишется;

- написать слово в тетрадь, сверяя его правописание

по словарю.

Познавательные УУД: анализ и решение

проблемы.

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать

действия; умение работать по алгоритму.

5

Первичное

закрепление.

Самостоятельная

работа.

- А теперь опробуйте эту памятку. Найдите в словаре

слово на букву «п», которое будет обозначать учебную

вещь.

(Это слово «пенал»

- слово начинается с буквы «п»;

- определяем страницу словаря, на которой находятся

слова, начинающиеся на букву «п»;

- находим слово «пенал»;

- определяем по словарю его правописание.)

-Птица на букву «с».

- Овощ на «м»…

- Фрукт на букву «я»

Личностные УУД :

умение выбирать действия по

достижению цели

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать

действия; умение работать по алгоритму,

приобретение способа действий по

достижению целей

Предметные УУД: умение применять

знания на практике; воспроизведение во

внешней речи правильный способ

действий, вызвавший затруднение.

6. Физкультминутка.

Встаньте, пожалуйста, изобразите букву, я попробую её

отгадать.

7

Решение учебной

задачи.

- На доске слова: запишите их в тетрадь в алфавитном

порядке (юла, дудочка, кукла, машинка, мишка, барабан,

зайка, зонтик, кошка)

-Если возникнут проблемы, то вы можете обратиться ко

мне за помощью.

- Какая проблема у вас возникла?

(-Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой

буквой?)

- Ваши версии. А может быть нам поможет словарь?

- Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного

заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно

в таком порядке (пальто, пенал, портфель)?

(- Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по

второй букве!)

Самостоятельная работа. (Разделить слова на слоги и

поставить ударение) Проверка.

Познавательные УУД: 1)выявление

причины затруднения (расположение слов

по следующей букве);

2) открытие нового способа действия;

3) фиксирование нового способа действий

во внешней речи.

8 Рефлексия.

- Какие трудности возникли? Как вы их разрешили?

Нужны ли эти знания в обычной жизни? Можно ли без них

обойтись?

-Мы сегодня выяснили, что знание алфавита может

пригодиться в жизни. А где и когда?

(При оформлении списков в журнале, для работы со

словарем.)

-А еще, в каких ситуациях? (На вокзале, при составлении

движения поездов, в библиотеке…)

Личностные УУД: осознание

обучающимися практической и

личностной значимости результатов

каждого этапа урока;

Коммуникативные УУД : умение

аргументировать свой ответ;

Предметные УУД : применение новых

знаний в жизненных ситуациях;

9 Домашнее задание

- Список фамилий учеников класса расположить в

алфавитном порядке. А по каким критериям вы его

составите и кто будет прав, обсудим завтра

Предметные УУД: применение новых

знаний в жизненных ситуациях;



В раздел образования