Автор: Ольга Алексеевна Стародумова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: город Киров Кировской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: урок внеклассного чтения по произведению А.Лиханова "Мальчик, которому не больно"
Раздел: среднее образование
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Цели урока:
Образовательные: формировать умение определять тему, идею
рассказа; характеризовать героев, использовать устное
словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; провести
словарную работу.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся,
умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды,
слова; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать
устную и письменную речь учащихся, способствовать
формированию художественного вкуса, развитию творческого
потенциала учащихся.
Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся;
воспитывать сострадание, милосердие.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный
Оборудование: произведение А.А.Лиханова “Мальчик, которому не
больно”; портрет писателя, интерактивная доска для просмотра
презентации, выставка книг.
Приложения:
Презентация 1
Презентация 2
На доске эпиграф:
- А разве есть слезы черные?
- Еще сколько!
- Ну, плачь, плачь, только, чур, светлыми...
А.А.Лиханов
Ход урока
I. Организационный момент (Мы сегодня собрались для новых
открытий! работа в группах, каждая группа готовила задание к уроку
и в течение урока вы заполняете маршрутные листки).
II. Вступительное слово учителя:
-Посм на цветок.Как вы думаете, что надо сделать, чтобы он рос
красивым,здоровым и был полон жизни(полив, ухаж ,среда…)
-А что у вас общего с цветком?(жизнь, уход, забота близких., также
хрупки и ранимы, только любовь и забота,вера могут спасти ….)
-ВЫ догад, о какой теме сегодня пойдет речь?(детство)
- Вспомните, какие писатели обращались в своих произведениях
к этой теме?
(М.Твен»Прикл Тома Сойера», И.С.Тургенев «Бежин луг»,Короленко
«Дети подземелья»,
А.А.Лиханов)
Не случайно среди названных авторов - и наш земляк А.А.Лиханов.
Предлагаю заполнить таблицу №1( хочу узнать..)
III.Сообщение учеников по биографии А.А.Лиханова
(презентация 1)+ выставка книг (гр Мешиной М)
- Что вы узнали? Проставьте+в табл
Слово учителя: О чем рассказывает Лиханов в своих книгах?
IV. Целеполагание
А сегодня мы поговорим еще об одной проблеме детства, которая
волнует писателя. Одно из последних произведений писатель назвал
“Мальчик, которому не больно”. А может ли быть такое? Ответ на
этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашей совместной работы.
Тема нашего урока “Плачь...только слезами светлыми..” + эпиграф+
заполнение в табл Хочу узнать
(Презентация 2 - слайд 1)
V. Работа с текстом произведения (беседа):
--Как автор определил жанр?(не сказка для не взрослых)
--Как вы понимаете?(вполне реальная история без вымысла для
детей и взрослых,кот не повзрослели)
- Кто главный герой произведения? (презентация 2, слайд 2)
- Что нам известно о нем? Расскажите(гр Дудиной).
- Каков его круг общения? Кто приходит в дом к мальчику и с какой
целью?(Приходят братья Лебедевы, их приводит женщина-врач,
Машутка, врачи).(Презентация 2, Слайд 3.)(гр Кристины)
- Какие чувства испытывает мальчик от общения с ними? Найдите в
тексте, зачитайте и прокомментируйте. (Машутка - по суффиксу;
Братья Лебедевы- “охватил какой-то озноб, в первый раз обо мне при
мне говорили как об отсутствующем”. Хулиганы.(глава “Доктор с
хулиганами”).Бесконечное количество врачей- “колют мои ноги
иголками, а мне не больно”)
Слово учителя: Какой вывод можем сделать? (То есть мальчик не
испытывает к ним никаких чувств, эмоций-
ему не больно!)
Боль-физич и духовн(см в тетрадь)
Физич-
боль в к-л части тела,
Дух-
наши внутр эмоции
- Какие синонимы к слову не больно мы можем подобрать?
Запишите их в тетрадь. Слова разместите друг под другом. (Ребята
выбир из тетр)
НЕ БОЛЬНО
терпимо
безболезненно
нечувствительно
безразлично (Презентация 2,Слайд 4)
Слово учителя: Что обозначают эти слова? На что они указывают?
(Не больно - речь идет об отсутствии боли физической, но и не
только.)
- А есть ли у мальчика те, кто ему не безразличен? Назовите их.
(Бабушка, папа, мама, паучок) Расскажите о
них(грИрины). (Презентация 2, Слайд 5.)
- Паучок. Очень необычный герой. Что объединяет мальчика и
паучка?
- Как бабушка объясняет появление в комнате мальчика паучка?
- От чего он его защищает?
- Кто еще заинтересовал мальчика? Какие чувства по отношению к
этому герою?
(Батюшка. Поразил. Не услышал, что профессор сразу попросил
покрестить, но испытывал непонятный холод от золотого креста)
- Какие синонимы к слову больно можем подобрать? Выберите из
тетради
БОЛЬНО
Обидно
Неприятно
Болезненно
Мучительно (Презентация 2, Слайд 6.)
- А испытывает ли мальчик эти чувства? Когда? Найдите в тексте.
(Бабушка стряхивает паучка- мучительно, уходит мама- обидно,
погибает отец - болезненно, попадает в больницу - чернота, бабушка
попадает в больницу..)
Слово учителя: еще один синоним к этому слову - хоть плачь..
(Презентация 2,Слайд 7)
- А было ли такое у мальчика, когда из его глаз катились слезы? В
какой момент?
Слайд 8. Найдите. (Работа с текстом, по мере нахождения эпизодов-
на доске цитаты из текста) Слайд 9-15.
- Обратите внимания на доску. Об этом диалоге вы сегодня уже
говорили. Прочитайте их еще раз. Чьи это слова?
- А что значит слезы черные и слезы светлые? Слайд 16. (раб в
группах,советуются и отвечают)
Обмен мнениями.
Слово учителя: Все вы сошлись в одном, что слезы светлые - это
слезы от счастья, от радости, черные - скорби, печали, обиды, горя.
Слайд 17.
- Как завершает свое произведение Альберт Анатольевич?( Гл
ПОРОГ)_
-Что такое порог? Послушайте задание:
Слушая чтение, рассматривая слайды, ответьте на вопрос: почему
мальч стало больно и какой порог ему пришлось преодолеть?
( На фоне музыки Шопена симф №5чит главу учитель)
Заслушали
Рисунки ребят
Итог
Вот мы и подошли к ответу на вопрос: А бывает ли так, чтоб
человеку было не больно? (Ребята отвечают)
Слово учителя.Мальчик, которому было не больно, испытал
много боли физич и духовн, ему помогла вера в исцеление,
поэтому он смог побороть недуг . Преодолевая трудности, черные
слезы обязательно сменяются светлыми...Так пусть и у вас не будет
боли, а будет только радость и слезы только от радости.. Слайд 18
Рефлексия: посм в табл Хочу знать и Узнал. Озвучьте, что вы хот
узн И что узнали.
-Чему науч?(бороться с трудностями)
Знакомство со след произв Лиханова «Последние холода»
мы продолжим после каникул, можно начинать читать.