Автор: Марковская Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Ново-Удинская СОШ
Населённый пункт: Иркутская область, Усть-Удинский район, Новая Уда
Наименование материала: Разработка урока по родному русскому языку
Тема: Образность русской речи
Раздел: среднее образование
Родной русский язык
5 класс
Образность русской речи
Учитель I КК Марковская Н.С.
Цели урока:
Образовательная
–
углублять
знания
детей
об
изобразительно-выразительных
средствах русского языка, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся
Развивающая
– способствовать развитию наблюдательности и языкового чутья,
формировать умение работать в паре, развивать устойчивый интерес к русскому языку.
Воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение работы,
доброжелательное отношение к ответам других детей, бережное отношение к родному
языку.
УУД:
предметные:
совершенствовать
приемы
распознавания
тропов,
выявить
их
эмоциональные, выразительные достоинства;
метапредметные
:
(регулятивные)
формировать
умение
планировать
последовательность
действий
при
работе
с текстом;(познавательные)
совершенствовать умение анализировать текст с изобразительно-выразительными
средствами языка; (коммуникативные)совершенствовать умение строить устное и
письменное высказывание; самостоятельно работать с текстовыми источниками
информации;
личностные: желание приобретать новые знания, установление учащимися значения
результатов своей деятельности.
Учебник О. М. Александрова, О. В. Загоровская «Русский родной язык», 5 класс. М.,
«Просвещение», 2019 г.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация (3 мин)
-Ребята, у вас на столах краски и цветные карандаши. Скажите, зачем они нам нужны в
жизни? (Украшают). Что было бы с миром без красок? (Тусклый, серый, неинтересный).
А что так же может украсить нашу речь? (Яркие, добрые, красивые и выразительные
слова).
- Одним из доказательств правдивости ваших слов является высказывание известного
писателя, лингвиста и филолога – Льва Успенского, которое мы возьмём с вами в
качестве эпиграфа к уроку.
Если в мире есть вещи,
достойные названия «чудо»,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л.Успенский
- Ребята, Лев Васильевич Успенский – ученый, лингвист, писатель. Одна из знаменитых
его книг– «Слово о словах». Как вы понимаете данное высказывание? (Ответы
учащихся)
- Сегодня на уроке мысль о слове как о «чуде» и будет основной.
2.Выведение темы и целей урока (2 мин)
-Ребята, у меня на доске есть зашифрованная запись. Помогите ее расшифровать.
а) Игра «Переводчики».
Задание. «Переведите на русский язык зашифрованную на доске запись» На доске
записана тема урока в транскрипции)
-А теперь скажите, какова же тема нашего урока? Запишите, пожалуйста, дату и тему
урока в тетрадь.
б) - А теперь, исходя из темы и эпиграфа, сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи
нашего урока.
- Все верно, основная наша задача на уроке – научиться видеть, какими красками
может «играть» слово, и доказать, что слово – это чудо, с помощью которого можно
создавать удивительные словесные картины.
3.Актуализация знаний (5 мин)
-Давайте вспомним, ребята, какие изобразительно-выразительные средства языка вы
уже знаете. Для этого я буду читать определение, а вы будете записывать к нему ответ.
Нумеруйте, пожалуйста, задания.
А. Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они
наделяются свойства живых существ (олицетворение)
Б. Художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство
предмета или явления (эпитет)
В. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления
по сходству или контрасту (метафора)
Г. Форма поэтической речи, основанная на употреблении одного слова или явления
другому по сходству или по контрасту (сравнение)
Д.
Образное
выражение,
состоящее
в
непомерном
преувеличении
чего-либо
(гипербола)
4. Изучение нового материала (10 мин)
- Ребята, откройте упражнение 38. Попробуйте нарисовать загадку, не пытаясь ее
отгадать. А теперь рядом нарисуйте отгадку. Почему рисунки такие смешные? Почему
они отличаются от отгадок? Какое значение – прямое или переносное - лежит в основе
загадок? (переносное – метафорическое, строится на многозначности слова).
5. Физкультминутка (1 мин.)
Учащиеся
выполняют упражнения под руководством учителя.
6. Закрепление (14 мин)
- Сейчас мы посмотрим упражнение 39. Обсудите в паре, какой признак в каждом случае
положен в основу переносного значения: форма; цвет; положение; внутренние свойства
предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции и действия. Запишите
словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.
- На станице 47 дано определение еще одного тропа. Что нового об олицетворении вы
узнали? (Разновидность художественной метафоры).
- Упражнение 46. 1) Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких
метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы
создаются с помощью олицетворений? Выпишите имена прилагательные, употреблённые
в переносном значении.
1. Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке.
2. Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
3. Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
7. Домашнее задание. На выбор (2 минуты)
1. Стр.48 – описать картину Куинджи, используя метафору и олицетворение
2. Упражнение 47. Отметить языковые выразительные средства, с помощью которых поэт
рисует картину поздней осени.
3.Написать сочинение-миниатюру на тему «Золотая осень» с использованием образных
средств языка (тропов). Давайте вместе вспомним
требования к мини-сочинению:
1) объём-10-12
предложений;
2)соответствие теме; 3)3 абзаца(вступление, основная
часть, заключение).
8. Рефлексия (1 мин)
- Оцените свой уровень знаний по данной теме с помощью цветного знака препинания.
Восклицательный – «отлично, все понятно», вопросительный – «есть вопросы», «надо ещё
поработать».
-Чем были вызваны затруднения?
9. Подведение итогов (2 мин)
- Давайте сделаем вывод по теме урока. Ответьте мне на вопросы:
- Надо ли употреблять образные средства языка в речи?
- Для чего надо это делать?
- Какие чудесные слова вам в этом помогут?
(Необходимо употреблять в письменной и устной речи средства выразительности. Это
путь к созданию красивой, образной речи. Такие слова способны передавать тончайшие
оттенки чувств, движение человеческой души и мысли; украшают нашу речь.)