Автор: Гисвайн Лидия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №25
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: разработка
Тема: Паспорт "Центра конструирования"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономноедошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 25»
.
, 2020
г Красноярск
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименова
ние центра
Город мастеров
ФИО
должность
творческо
й группы
Гисвайн Лидия Юрьевна - воспитатель
Ларионова Елена Владимировна – воспитатель
Место
размещен
ия центра
(наимено
вание
помещен
ия)
Центр конструирования располагается в групповой комнате
Место хорошо освещено;
Центр содержит достаточное количество строительного материала
разных размеров, игрушки для обыгрывания построек, конструкторы
разных видов, природный и бросовый материал и др.
Все материалы находятся в доступном месте для детей, систематически
проводится ремонт, обработка материала.
Достаточное количество материала для свободного выбора детей;
периодическая сменяемость материала.
Возможность переносить материал в любое удобное место группы.
Все материалы соответствуют требованиям безопасности, надежности их
использования.
Адресная
направлен
ность
(возрастн
ая группа)
Центр предназначен для воспитанников и родителей воспитанников
группы, где проводится непрерывная образовательная деятельность по
образовательным областям с детьми старшего дошкольного возраста;
игровая деятельность детей в режимных моментах с использованием
различного конструктора.
Цель:
создать условия для самостоятельной и совместной
конструктивной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
1. Способствовать развитию конструктивных умений,
целенаправленности восприятия, мыслительных процессов у детей.
2. Закреплять сенсомоторные навыки у детей.
3. Активизировать номинативную и коммуникативную стороны речи.
4. Воспитывать у детей эстетические чувства и нравственные качества.
Принципы
положенн
ые в
основу
решения
поставлен
ных задач
Данные задачи определяют основные принципы организации
деятельности:
-
принцип создания непринужденной обстановки- дети
себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается
возможность самим придумывать, планировать,
конструировать свою постройку;
-
принцип последовательности - усложнение
выполнения творческих заданий от простого к сложному;
-
принцип творческой направленности - создание
условий для творческого самовыражения ребенка, с учетом
его индивидуальных способностей;
-
коллективность деятельности - равноправное участие
каждого ребенка в строительной игре;
-
принцип партнерства - вовлечение родителей в
воспитательный процесс.
Методичес
кие формы
работы с
детьми
старшего
дошкольно
го
возраста:
На каждом занятии педагог использует эти методы в различных
сочетаниях.
Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности
на занятии:
1.
конструирование по образцу,
2.
конструирование по замыслу,
3.
конструирование по теме,
4.
конструирование по условиям.
5.
конструирование по модели;
6.
конструирование по чертежам и схемам;
Формы организации конструирования
1.
НОД;
2.
Работа
вне
занятий
(самостоятельная
конструктивная
деятельность детей);
3.
Индивидуальная работа с детьми и их родителями;
4.
Мастер класс в рамках клубного часа.
Выделяют 2 типа занятий:
1.
Занятия по замыслу педагога;
2.
Занятия на тему, предложенную ребенком.
3 формы организации занятий:
1.
Комбинированное (состоит из нескольких частей, каждая
имеет свою цель);
2.
Комплексное (состоит из нескольких частей, связанных
единой целью);
3.
Интегрированное (одна и та же тема используется на разных
занятиях)
Материалы
для
организации
конструктив
но-
модельной
деятельност
и в ДОУ.
Возрастная
группа:
старшая (5-6
лет)
Способ конструирования: Напольное конструирование
Тип
конструктивного
материала
Наименование
Кол-во
на группу
Строительный
материал
Крупногабаритный напольный конструктор
(типа материалов Агаповой, Поликарпова)
Конструктор «Строитель» напольный
цветной (118 дет.)
Конструктор «Архитектор»
напольный (158 дет.)
1 набор
1 набор
Конструкторы
Конструкторы, позволяющие детям
справиться с ними без особых трудностей и
помощи взрослых и проявить свое
творчество и мальчикам, и девочкам:
БАУ Конструктор «Кроха» (200-250
эл.)
Конструктор мягкий (полимер ЭВА
68шт)
Тематические напольные конструкторы:
«Автодорога»
«Железная дорога»
«Полицейский центр»
«Ферма»
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
«Карусель»
1 набор
Плоскостные
конструкторы
- коврики-трансформеры, состоящие из
крупных частей (20-30 см),
ЭФР Коврик-трансформер
(животные)
ЭФР Коврик-трансформер (12 эл.)
(цифры)
1 набор
1 набор
Образно-
символический
материал
- картинки-образцы с готовым изображением
постройки (приложение к конструктору);
- схемы - алгоритмы построек;
- чертежи;
- тематические альбомы (фото, картинки)
Дополнительный
материал
Наборы игрушек для обыгрывания:
- транспорт и строительные машины;
- фигурки животных;
- фигурки людей;
- герои из м/ф (щенячий патруль,
смурфики…) и т.п.
4-5 наборов
Способ конструирования: Настольное конструирование
Строительный
Набор мелкого строительного материала,
материал
имеющего основные детали (кубики,
кирпичики, призмы, короткие и длинные
пластины, от 62 до 83эл.):
АФ «Дидактический набор - 4»,
«Дидактический набор - 5»
Конструктор деревянный (63 эл.)
Конструктор настольный цветной
«Веселый городок»
ТОМ «Домик»
ТОМ Конструктор «Цветной» (60
дет.)
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
Конструкторы
- пластмассовые/ пластиковые тематические
конструкторы «LegoTECHNIC»;
- конструкторы сборные с различными
видами соединений (болтовым, блочным,
суставным), «Техно-Стеллар»;
- «Конструктор учебный развивающий
«Русский стиль» и т.п.;
- конструктор-липучка (Bunchems);
- «Пожарная часть»;
- конструктор «Знаток» 252 дет;
- конструктор «Тик-так» 1200 дет;
- электронный конструктор «Контакт»;
1 набор
1 набор
3 набора
1 набора
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
- «Lego» для мальчиков;
- «Lego» для девочек;
- «INVENTOR»;
- «Build & Play» (15 дет);
- «Build & Play» (148 дет);
- «Фикстик»;
- «Дикстик»;
- Конструктор Присоска SBelly (72 детали);
- «Зиг-заг»;
- «Домик» пластмассовый;
- масштабные модели для сборки
(картон/дерево) (модель пожарной машины)
1 набор
1 набор
1 набор
3 набора
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
Плоскостные
конструкторы
Наборы из мягкого пластика:
- «Магнетикус»;
- «Резиночки»;
1 набор
1 набор
- «Блоки Дъенеша»;
- «Палочки Кюизенера»;
- «Вьетнамская игра»;
- «Монгольская игра»;
- «Agvabeads»;
- Кубики «Хамелеон»;
- планшет «Геометрические фигуры»;
- «Сложи узор»;
- «Тангос»;
- «Пазлы»;
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
1 набор
3 набор
3-4 набора
Бумага
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с
разной фактурой поверхности (глянцевая,
матовая, с тиснением, гофрированная,
прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)
Природный
материал
Подборка из природного материала (шишки,
мох, желуди, морские камешки, пенька,
семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки
цветных ниток, бечевка, шпагат, тесьма,
рогожка, кусочки меха, орехи, соломенные
обрезки и др.)
Бросовый/
неоформленный
- Подборка из бросового материала:
бумажные коробки, цилиндры, катушки,
материал
конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
- Подборка из фантиков от конфет и других
кондитерских изделий и упаковочных
материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)
- Ткань, кожа, тесьма, нитки, пуговицы
- Проволока в полихлорвиниловой оболочке,
фольга, поролон, пенопласт, трубы.
Образно-
символический
материал
- картинки-образцы с готовым изображением
постройки (приложение к конструктору);
- схемы - алгоритмы построек;
- чертежи;
- тематические альбомы (фото, картинки).
Дополнительный
материал
Наборы игрушек для обыгрывания:
- транспорт и строительные машины
- фигурки животных
- фигурки людей и т.п.
3-4 набора
Способ конструирования: Крупномасштабное конструирование
Крупногабаритн
ый
строительный
материал
Разноцветные модульные конструкции
Комплект мягких модулей (18 эл.)
1 комплект
Крупногабаритн
ые конструкторы
- Блочные/ модульные конструкторы
«Замок»;
- Напольный крупногабаритный
конструктор «Полидрон.
1 набор
1 набор
Полифункционал
ьный материал
Столы, стулья, скамейки, контейнеры
больших размеров.
Неоформленный
материал
- Большие коробки, окрашенные или
обклеенные обоями, самоклеящейся
бумагой
- Бамбуковые палочки
- Лоскуты ткани
- Полипропиленовые трубки
- Деревянные плашки, чурочки и т.п.
Образно-
символический
материал
- Фотографии готовых конструкций
- Схемы-алгоритмы, предложенные
взрослым/выполненные детьми
Дополнительный
материал
- Атрибуты для игр
Структура
управлени
я центром
Дети, педагоги и родители группы планируют, координируют, работу в
центре и его развитие.
Перспекти
вы
развития ц
ентра
1.
Повысить интерес родителей к конструированию через
организацию активных форм работы с родителями и детьми.
2.
Создание банка методических, наглядно – дидактических пособий,
подбор литературы
3.
Проведение конкурсов: «Моя творческая мастерская»
(видеопроекты создания построек с родителями), «Фото стенд
моих построек».
Решение поставленных задач позволит организовать в группе условия,
способствующие организации творческой продуктивной деятельности
дошкольников на основе конструирования в образовательном процессе,
что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные
технические навыки. В результате, создаются условия не только для
расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации
познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и
закладываются истоки профессионально - ориентированной работы,
направленной на пропаганду профессий инженерно- технической
направленности.
Список
используе
мой
литератур
ы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.:
Просвящение. — 1967.
2. Давичук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного
творчества.-2-е изд., доп.-М.: Просвящение. — 1976
3. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: пособие для
воспитателей детского сада.-М.: Просвящение , 1985.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду:
Пособие для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.:
Просвящение, 1990.
5. Лиштван З.В. Конструирование / Спец.ред. Л.А. Парамонова.-М.:
Просвящение, 981.
6. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа
дошкольного образования: конструирование и реализация В ДОУ:
Методическое пособие.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2011
7. Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в
формировании умственной активности детей: старший дошкольный
возраст// Дошкольное воспитание .-1985-№7.
8. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.-М.:Изд.
дом « Карапуз», 1999.