Автор: Волкова Оксана Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО города Тулуна
Населённый пункт: г. Тулун, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация самостоятельной работы учащихся Детской музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа города Тулуна»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Организация самостоятельной
работы учащихся
Детской музыкальной школы»
Разработал преподаватель:
Волкова Оксана Викторовна
2020 г.
Введение.
Воспитание творческой самостоятельности учащихся музыкальных школ
всегда было в центре внимания музыкальной педагогики.
Организация
домашней работы пожалуй, самое сложное звено в учебно - воспитательном
процессе. В наше время заинтересовать ребенка, увлечь идеей творчества,
организовать его самостоятельную работу дома особенно трудно. Я,
преподаватель детской музыкальной школы по классу фортепиано. Работая в
родной школе 26 лет, прекрасно знаю, что эта проблема всегда стояла перед
преподавателями и будет стоять.
Все мы хорошо знаем о том, что объем учебной нагрузки для ребенка не
должен превышать допустимые нормы. Но мы живем в «безумное» время,
сталкиваясь с современными амбициозными родителями, которые зачастую
теряют чувство реальности.
Во-первых детей перегружают в общеобразовательной школе (большое
количество уроков, трудные программы и т. п.). Во-вторых практикуется
совмещение
занятий
на
музыкальном
инструменте
с
занятиями
в
хореографических кружках и художественной школе. И все преподаватели
требуют, настаивают и считают свой предмет главным. Что делать бедному
ребенку? Зачастую на урок приходят дети с глазами взрослых, уставших
людей. Приходится прилагать немало усилий, чтобы настроить их на работу
за инструментом, чтобы все проблемы ушли на второй план, а мысли были
сконцентрированы на музыке.
В сложившейся ситуации понимаешь, какое огромное значение имеет
привитие учащимся навыков самостоятельной работы, умение научить их
рационально заниматься дома.
Задавая работу учащемуся на дом, определяя ее объем, преподаватель
должен
учесть,
что
его
предмет
не
единственный.
В
частности,
преподаватели школы должны работать согласованно, заботясь о том, чтобы
учащимся хватило времени на выполнение заданий по другим музыкальным
предметам (сольфеджио, музыкальной литературе), на выполнение уроков в
общеобразовательной
школе
и
на
занятия
по
интересам.
А
также
преподаватель должен учитывать
индивидуальные особенности ребенка
Например, у слабоуспевающих учащихся утомляемость гораздо выше, чем у
отличников
(о
чем
свидетельствует
психолого-педагогическая
наука).
Быстрая утомляемость часто является первопричиной отставания в обучении.
В этом случае надо идти по пути сокращения объема заданий до
обязательного минимума, по пути щадящего режима учебной работы и
разнообразия ее форм.
Основные задачи преподавателя в организации самостоятельной работы
учащихся.
Основная задача преподавателя научить ребенка работать дома
осмысленно. Буквально с первых же дней занятий педагог должен обратить
особое внимание на отношение ученика к труду и никогда не выпускать из
поля зрения этот важный фактор. В качестве примера привожу ученикам
очень понятное для них сравнение. Музыканты, как спортсмены. Если
спортсмен пропускает тренировки, то результат его подготовки будет
гораздо ниже, что скажется на соревновательных выступлениях. Без
систематической подготовки не стоит рассчитывать на успех.
Чтобы достаточно хорошо организовать самостоятельную работу ученика,
следует знать условия, в которых проходят его домашние занятия. Когда в
классе
появляется
новичок,
надо
обязательно
познакомиться
с
его
родителями, побеседовать с ними для того, чтобы понять, чем живёт и дышит
данный ребёнок. Иногда родители не понимают, что вредно играть на
расстроенном инструменте оттягивая его настройку. Порой не учитывается
плохое освещение пюпитра и клавиатуры, слишком низкий или наоборот
высокий стул на котором ребенок сидит за инструментом. Все эти, казалось
бы, мелочи имеют большое значение.
Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой. Некоторые
слишком опекают ребёнка, лишая его всяческой самостоятельности, или же
наоборот совершенно не следят за тем, чтобы создать тишину для ребёнка,
занимающегося на инструменте. Необходимо проводить с родителями
воспитательную беседу, чтобы они не мешали, а помогали развитию ребёнка.
Родители должны следить, чтобы ребёнок занимался в необходимых
условиях, но вмешиваться в работу без крайней нужды не следует. Нет
ничего хуже, когда мать и педагог начинают учить ребёнка «в четыре руки».
Очень важно чтобы родители на начальном этапе обучения контролировали
добросовестное выполнение указаний преподавателя. Если ребенок будет
знать, что его дневник просматривается родителями, то он будет относиться
к занятиям с большим вниманием.
Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной
работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От
того,
насколько
четко
педагог
сформулирует
последовательность
выполнения, зависит успех домашних занятий ученика. Важно помнить, что
учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках под руководством
педагога.
Бывает, случается ситуация, когда заданный наизусть нотный текст ученик
не выучил. На вопрос: «Почему не выполнил домашнее задание?» Слышу
ответ: «Я не могу выучить. У меня не запоминается». В таком случае даю
ученику 5-7 минут для самостоятельной работы, имитирующую домашнюю.
Моя задача – выяснить причину затруднения и помочь ее преодолеть.
Наблюдаю, не вмешиваясь. Делаю выводы, отмечая недостатки - ученик
пытается машинально запомнить ноты. Подключаю межпредметную связь,
начинаем вместе анализировать мелодическую линию, интервалы либо
аккорды. Результат как говорится «на лицо». В ходе беседы, выясняю как
ученик занимается дома. Советую, даю рекомендации, как при минимуме
затраченного времени достичь качественного результата.
Развивая у учащихся любовь к труду, мы не должны перегружать их и
ставить перед ними непосильные задачи. Все это может привести к потере
веры в свои возможности и силы, и как следствие - к небрежной работе дома.
Необходимо различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей
частью этого различия не понимают и вместо занятий просто проигрывают
произведения, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести
борьбу.
Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно
вселяет бодрость в учащихся, веру в свои силы, создает радостный тонус для
работы, желания трудиться, добиться еще больших результатов. Особенно
важно поощрение для учеников, которые мало верят в свои силы и
возможности.
Успех учителя зависит от того, насколько глубоко он проник в
человеческие и музыкальные особенности ученика, выявил и развил все
лучшее, что есть в его даровании. Человеку по природе свойственно
стремление самому испытать и попробовать. В этом стремлении дети
проявляют особое упорство. В моем классе были и есть ученики, которые
самостоятельно разучивают, подбирают на слух понравившиеся мелодии или
сочиняют собственные. Естественно, придя на урок ребенку очень хочется
поделиться своим «шедевром». В таком случае, очень важно послушать его
исполнение, вдохновить, поощрить и поддержать инициативу.
Если на уроках при разборе нового текста учащийся ошибся, не следует
сразу подсказывать правильную ноту. Его необходимо остановить, а затем
предложить хорошо вслушаться в звучание, подумать и исправить ошибку.
Конечно, гораздо проще подсказать, чтобы ускорить процесс работы над
произведением, но такой метод вреден, так как он не даёт возможности
научиться самостоятельно мыслить.
Много хлопот педагогам доставляют ученики невнимательным
отношением к паузам. Если паузы длинные, то учащиеся часто их
сокращают, более короткие не замечают вовсе. Необходимо объяснить
ученикам, что паузы имеют огромное выразительное значение. Если ученик
поймет, что пауза является элементом содержания произведения, то таких
ошибок не будет. С первых уроков предлагаю изображать паузу руками,
раздвинув их в разные стороны. Тем самым акцентируется внимание к
паузам.
Заключение.
Проблемы развития навыков самостоятельной работы у учащихся всегда
будут актуальными. Всегда будут волновать педагогов разных поколений,
заставлять их искать все более действенные и продуктивные методы
воздействия на учеников.
Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть
необходимость с детства приучать ученика к тому, что искусство требует
постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается
лишь в процессе большой и длительной работы. Педагогу, следует уметь
убедительно показывать, к каким результатам приводит хорошо проделанная
домашняя работа и обязательно поощрять за ее успешное выполнение.
Все эти общие пожелания в работе с разными учащимися реализуются по-
своему с каждым индивидуально. Тем не менее, они носят принципиальный
характер и служат своего рода основной установкой, которая поможет найти
верный подход к этой важной проблеме.
Список используемой литературы.
1.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». – М.:
ВЛАДОС, 2000.
2.
Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано». - М.:
«Музыка», 1978.
3.
Апраксина O.A. «Методика музыкального воспитания в школе». – М.:
Просвещение, 1983.
4.
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». - М.: Советский
композитор, 1986.
5.
Артоболевская А.Д. «Хрестоматия маленького пианиста». - М.: РМИ,
1996.
6.
Громцева
А.К.
«Формирование
у
школьников
готовности
к
самообразованию». - М.: Музыка, 1983.
7.
Лёзер Ф. Тренировка памяти. – М.: Мир, 1979.
8.
Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания». -
М.: «Музыка», 1990 г.
9.
Руденко В.И. «Вопросы музыкальной педагогики». Сб. статей. Вып.7. -
М.: Музыка, 1986.
10. Шабалина З.П. «Домашняя учебная работа школьников». М.: Музыка,
1982.
Приложение
Консультация для родителей
«Организация самостоятельной работы»
В детской школе искусств учиться трудно. Все вы, родители, должны
представлять,
что
серьёзная
учёба
игре
на
сложных
музыкальных
инструментах
требует
от
ребёнка
значительной
затраты
нервной
и
физической энергии. Нужно отдавать себе отчёт в том, что это обучение
рассчитано на долгие годы, оно не терпит перерывов, отнимает много
времени.
Успехи ученика определяются его самостоятельной работой. От нее
зависят развитие и творческий рост ученика. В понятие «самостоятельность»
в музыкальной деятельности входит комплекс способов самостоятельных
действий, направленных на первоначальное ознакомление с музыкальным
произведением, его разучивание и исполнение.
Поэтому
очень
часто
возникает вопрос: «Как
ребенок
должен
заниматься дома?»
Хорошая организация домашних занятий – необходимое условие
успешного овладения игрой на инструменте. Самое главное – создать
комфортную атмосферу, наладить режим дня. С самых первых занятий надо
уяснить очень важный момент – проигрывание пьес от начала до конца – это
не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы
представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных
звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных
пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл.
Заниматься, прежде всего, надо ежедневно. Пропущенный день
невосполним.
Удвоенные
занятия
на
следующий
день
не
возместят
потерянного времени, а только приведут к бесполезному переутомлению.
Необходимо научить ребенка беречь свое рабочее время, расходуя его,
прежде всего, на выполнение задания.
Необходимо соблюдать тишину во время домашних занятий музыкой. Так
начинающему музыканту будет легче сосредоточиться над поставленной
педагогом задачей.
Важно учитывать освещение пюпитра и клавиатуры.
Конечно, одним из главных условий будет являться наличие хорошо
настроенного инструмента. Очень часто дети отказываются заниматься дома
по причине неисправности музыкальных инструментов (слишком тугая
педаль или западают некоторые клавиши).
Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно
создавать среду для их проявления и роста. Помощь со стороны родителей,
ваша заинтересованность, поддержка в трудную минуту, помогают детям в
их
повседневной
кропотливой
работе.
Если
родители
проявляют
неподдельный интерес к тому, что происходит в музыкальной школе
(праздники, концерты, вечера), то и ребёнок будет ответственно относиться к
выполнению поставленных задач. Когда ученик видит, что его игра может
доставлять удовольствие родным, друзьям, педагогу, то у него растет чувство
уважения к себе и своему труду, появляется желание самоутвердиться как
личность в творческой музыкальной деятельности.
В помощь вам, уважаемые родители, и вашим детям, я подготовила
«Памятку по организации самостоятельной работы учащихся младших
классов ДМШ». Опираясь на рекомендации, представленные в ней, ребенок
усвоит этапы разбора музыкального произведения и план работы над ним.
ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Рекомендации:
Соблюдай режим дня.
Занимайся
каждый
день.
Пропуск
домашних
занятий
повышает
утомляемость и лень.
Лучше играть на инструменте два раза в день по 15-20 минут, чем один раз
40 минут.
Не следует играть произведение сначала до конца (исключение —
концертная подготовка).
Всегда ставь перед собой одну цель и добивайся ее.
И главное: занимайся с удовольствием, а то устанешь.
Этапы разбора нового произведения:
I этап:
Устный анализ нотного текста:
• композитор, название произведения;
• темп, характер;
• тональность, ключевые и попутные знаки;
• размер, точное определение нот, длительности;
• аппликатура и штрихи.
II этап:
Ознакомительное проигрывание со счетом вслух:
• умение видеть «вертикаль» (два нотных стана);
• стараться не смотреть на клавиатуру;
• правильная аппликатура;
• слуховой контроль.
III этап:
Детальная работа над текстом:
• работа над партиями каждой руки, с нахождением и исправлением
допущенных ошибок,
• играем двумя руками.