Автор: Деркач Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Белгородский областной детский эколого-биологический центр"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация системно-деятельностного подхода через активные формы работы на занятиях детского объединения "Экологический калейдоскоп"
Раздел: дополнительное образование
Деркач Елена Ивановна
педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Белгородский областной детский эколого-биологический центр»
(Белгород, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ
АКТИВНЫЕ
ФОРМЫ
РАБОТЫ
НА
ЗАНЯТИЯХ
ДЕТСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ « ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Аннотация
Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании – это
организация учебного процесса, в котором главное место отводится
развитию личности обучающегося на основе освоения универсальных
способов деятельности. В статье
представлены активные методы обучения,
позволяющие реализовывать системно-деятельностный подход на занятиях
объединения «Экологический калейдоскоп».
Ключевые
слова:
дополнительное
образование
детей,
системно-
деятельностный подход, активные методы обучения, игровые технологии
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Основными задачами образования в настоящее время является не
просто вооружение ребенка определенным набором знаний, а формирование
у него готовности к непрерывному образованию, умения и желания работать
в
команде,
способности
к
саморазвитию
на
основе
рефлексивной
самоорганизации.
Особое
внимание
в
части
планируемых
результатов
освоения
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Экологический
калейдоскоп» обращается на личность обучающегося, обеспечение его
интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей и
инициативы. Только включение ребенка в активную деятельность может
обеспечить его личностное развитие. Именно активная деятельность является
основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются
детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, как требует
системно-деятельностный подход.
Термин «активные методы обучения» (АМО) появился в науке в 60-е
годы ХХ века. Автором является Ю.Н. Емельянов.
А.М.Смолкин
дает
следующее
определение:
активные
методы
обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической
деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только
учитель, но активны и ученики.
Активные
методы
обучения
применяются
для
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся,
развития
способности
к
самостоятельному
овладению
знаниями,
выработки
и
развития
коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, коррекции
самооценки.
К активным методам относят различные формы организации обучения,
такие, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное
обучение, обучающие и дидактические игры, интеллектуальные турниры,
коллективная мыслительная деятельность, ситуационные методы (кейс -
технологии, анализ конкретных ситуаций) и т.д.
На занятиях объединения я использую различные виды деятельности:
игровую, исследовательскую, проектную, практическую.
Одним из ведущих методов реализации системно–деятельностного
подхода
к
образовательной
деятельности
в
рамках
объединения
«Экологический калейдоскоп» является метод проектов, так как проектно-
исследовательская деятельность способствует формированию экологической
культуры обучающихся, формирует ключевые компетенции, повышает
интерес к предмету, развивает учебную мотивацию, подготавливает к
реальной жизни. И что очень важно,
реализует принцип сотрудничества
детей
и
взрослых,
дает
возможность
объединять
коллективную
и
индивидуальную деятельность в рамках единого педагогического процесса.
В конечном счете, данная технология обеспечивает личностный рост
обучающихся. В качестве примера - коллективный проект – акция «
Покормите птиц зимой», в ходе которой ребята самостоятельно добывают
информацию о зимующих птицах, о кормах для зимней подкормки из
печатных и интернет - источников, на экскурсиях учатся распознавать птиц
по внешнему виду, собирают корм для птиц, проводят беседы по классам о
необходимости зимней подкормки птиц, выпускают листовки, на занятиях
объединения под руководством педагога и дома с родителями мастерят
простейшие кормушки, принимают участие в школьной выставке кормушек.
В результате каждый обучающийся получает возможность разместить свою
кормушку рядом с домом, организовать подкормку и наблюдение за
зимующими птицами.
Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях объединения
«Экологический калейдоскоп», способствуют развитию у обучающихся
познавательной активности, стимулируют интерес к изучаемой теме, делают
процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность
ребенку осознать себя личностью, самореализоваться.
На занятиях при закреплении изученного материала используются
игры - упражнения, такие как кроссворды, ребусы, чайнворды, викторины.
Такие игры способствуют закреплению и осмыслению обучающимися
изученного материала, а педагогу дают возможность выявить уровень знаний
по изучаемой теме.
Игровые задания выполняются в группах. В качестве примера – работа
над газетой, посвященной раннецветущим растениям. Обучающиеся с
помощью подготовленного для каждой группы набора материала делают
газету, подбирая подходящие по смыслу заголовки, тексты и картинки.
Выполняя такое задание, дети знакомятся с причинами и последствиями
исчезновения первоцветов.
Игры-путешествия развивают познавательный интерес, способствуют
развитию самостоятельности, инициативы. Игры-путешествия используются
чаще всего на обобщающих занятиях. Это «Путешествие по страницам
Красной книги», «Путешествие по заповедным тропинкам Белогорья»,
«Экологическое путешествие», «Путешествие по Грибному Царству» и др.
Очень популярны и любимы детьми игры-соревнования, включающие
все виды дидактических игр. Ребята соревнуется, разделившись на команды.
Например, интерактивные игры «Осенний калейдоскоп», «Загадки природы»,
турниры смекалистых по различным темам, брейн-ринг, «Звездный час» по
теме «Мир птиц», игра «Крестики-нолики»- «Экологический марафон» и др.
Отличительной особенностью данного вида игр является наличие в ней
элементов борьбы и сотрудничества
.
В процессе таких игр обучающиеся
учатся критически мыслить,
участвовать в дискуссиях, общаться друг с
другом. Роль педагога в этом процессе – наблюдение за характером общения
обучающихся при выполнении заданий в группе, но не руководство
действиями детей.
Большим
подспорьем
в
работе
стала
серия
общероссийских
интерактивных экоуроков, посвященная охране вод, лесов, борьбе с мусором,
сохранению редких видов растений и животных и др. Такие уроки позволяют
разнообразить занятия, сделать их красочными и запоминающимися.
Таким образом, применение активных форм обучения на занятиях
объединения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного
процесса,
реализовывать системно-деятельностный подход.
Список литературы:
1.
Кокарева З.А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с
позиций системно-деятельностного подхода.// Начальная школа плюс
до и после. – 2013.- №7.
2.
Панфилова
А.П.
Инновационные
педагогические
технологии.
Активное обучение. / А.П.Панфилова. – М.: Академия, 2017. – 192 с.
3.
Хуторской
Ф.В.
Системно-деятельностный
подход
в
обучении:
Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос», 2012. – 63
с.