Напоминание

"Реализация системно-деятельностного подхода через активные формы работы на занятиях детского объединения "Экологический калейдоскоп"


Автор: Деркач Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Белгородский областной детский эколого-биологический центр"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация системно-деятельностного подхода через активные формы работы на занятиях детского объединения "Экологический калейдоскоп"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Деркач Елена Ивановна

педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Белгородский областной детский эколого-биологический центр»

(Белгород, Россия)

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ

АКТИВНЫЕ

ФОРМЫ

РАБОТЫ

НА

ЗАНЯТИЯХ

ДЕТСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ « ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Аннотация

Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании – это

организация учебного процесса, в котором главное место отводится

развитию личности обучающегося на основе освоения универсальных

способов деятельности. В статье

представлены активные методы обучения,

позволяющие реализовывать системно-деятельностный подход на занятиях

объединения «Экологический калейдоскоп».

Ключевые

слова:

дополнительное

образование

детей,

системно-

деятельностный подход, активные методы обучения, игровые технологии

«Великая цель образования - это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

Основными задачами образования в настоящее время является не

просто вооружение ребенка определенным набором знаний, а формирование

у него готовности к непрерывному образованию, умения и желания работать

в

команде,

способности

к

саморазвитию

на

основе

рефлексивной

самоорганизации.

Особое

внимание

в

части

планируемых

результатов

освоения

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Экологический

калейдоскоп» обращается на личность обучающегося, обеспечение его

интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей и

инициативы. Только включение ребенка в активную деятельность может

обеспечить его личностное развитие. Именно активная деятельность является

основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются

детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, как требует

системно-деятельностный подход.

Термин «активные методы обучения» (АМО) появился в науке в 60-е

годы ХХ века. Автором является Ю.Н. Емельянов.

А.М.Смолкин

дает

следующее

определение:

активные

методы

обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической

деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только

учитель, но активны и ученики.

Активные

методы

обучения

применяются

для

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся,

развития

способности

к

самостоятельному

овладению

знаниями,

выработки

и

развития

коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, коррекции

самооценки.

К активным методам относят различные формы организации обучения,

такие, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное

обучение, обучающие и дидактические игры, интеллектуальные турниры,

коллективная мыслительная деятельность, ситуационные методы (кейс -

технологии, анализ конкретных ситуаций) и т.д.

На занятиях объединения я использую различные виды деятельности:

игровую, исследовательскую, проектную, практическую.

Одним из ведущих методов реализации системно–деятельностного

подхода

к

образовательной

деятельности

в

рамках

объединения

«Экологический калейдоскоп» является метод проектов, так как проектно-

исследовательская деятельность способствует формированию экологической

культуры обучающихся, формирует ключевые компетенции, повышает

интерес к предмету, развивает учебную мотивацию, подготавливает к

реальной жизни. И что очень важно,

реализует принцип сотрудничества

детей

и

взрослых,

дает

возможность

объединять

коллективную

и

индивидуальную деятельность в рамках единого педагогического процесса.

В конечном счете, данная технология обеспечивает личностный рост

обучающихся. В качестве примера - коллективный проект – акция «

Покормите птиц зимой», в ходе которой ребята самостоятельно добывают

информацию о зимующих птицах, о кормах для зимней подкормки из

печатных и интернет - источников, на экскурсиях учатся распознавать птиц

по внешнему виду, собирают корм для птиц, проводят беседы по классам о

необходимости зимней подкормки птиц, выпускают листовки, на занятиях

объединения под руководством педагога и дома с родителями мастерят

простейшие кормушки, принимают участие в школьной выставке кормушек.

В результате каждый обучающийся получает возможность разместить свою

кормушку рядом с домом, организовать подкормку и наблюдение за

зимующими птицами.

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях объединения

«Экологический калейдоскоп», способствуют развитию у обучающихся

познавательной активности, стимулируют интерес к изучаемой теме, делают

процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность

ребенку осознать себя личностью, самореализоваться.

На занятиях при закреплении изученного материала используются

игры - упражнения, такие как кроссворды, ребусы, чайнворды, викторины.

Такие игры способствуют закреплению и осмыслению обучающимися

изученного материала, а педагогу дают возможность выявить уровень знаний

по изучаемой теме.

Игровые задания выполняются в группах. В качестве примера – работа

над газетой, посвященной раннецветущим растениям. Обучающиеся с

помощью подготовленного для каждой группы набора материала делают

газету, подбирая подходящие по смыслу заголовки, тексты и картинки.

Выполняя такое задание, дети знакомятся с причинами и последствиями

исчезновения первоцветов.

Игры-путешествия развивают познавательный интерес, способствуют

развитию самостоятельности, инициативы. Игры-путешествия используются

чаще всего на обобщающих занятиях. Это «Путешествие по страницам

Красной книги», «Путешествие по заповедным тропинкам Белогорья»,

«Экологическое путешествие», «Путешествие по Грибному Царству» и др.

Очень популярны и любимы детьми игры-соревнования, включающие

все виды дидактических игр. Ребята соревнуется, разделившись на команды.

Например, интерактивные игры «Осенний калейдоскоп», «Загадки природы»,

турниры смекалистых по различным темам, брейн-ринг, «Звездный час» по

теме «Мир птиц», игра «Крестики-нолики»- «Экологический марафон» и др.

Отличительной особенностью данного вида игр является наличие в ней

элементов борьбы и сотрудничества

.

В процессе таких игр обучающиеся

учатся критически мыслить,

участвовать в дискуссиях, общаться друг с

другом. Роль педагога в этом процессе – наблюдение за характером общения

обучающихся при выполнении заданий в группе, но не руководство

действиями детей.

Большим

подспорьем

в

работе

стала

серия

общероссийских

интерактивных экоуроков, посвященная охране вод, лесов, борьбе с мусором,

сохранению редких видов растений и животных и др. Такие уроки позволяют

разнообразить занятия, сделать их красочными и запоминающимися.

Таким образом, применение активных форм обучения на занятиях

объединения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного

процесса,

реализовывать системно-деятельностный подход.

Список литературы:

1.

Кокарева З.А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с

позиций системно-деятельностного подхода.// Начальная школа плюс

до и после. – 2013.- №7.

2.

Панфилова

А.П.

Инновационные

педагогические

технологии.

Активное обучение. / А.П.Панфилова. – М.: Академия, 2017. – 192 с.

3.

Хуторской

Ф.В.

Системно-деятельностный

подход

в

обучении:

Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос», 2012. – 63

с.



В раздел образования