Автор: Спиридонова Ирина Андреевна
Должность: Преподаватель специального фортепиано, концертмейстер ДШИ
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" г. Выкса
Населённый пункт: г. Выкса Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности работы концертмейстера в ДШИ ДМШ".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г. Выкса
Методический разработка на тему:
Особенности работы концертмейстера
в ДШИ и ДМШ.
Подготовила
преподаватель специального фортепиано, концертмейстер
Спиридонова Ирина Андреевна
2020
Концертмейстер – одна из самых востребованных профессий в музыкальных
школах и школах искусств, так как поддержка фортепианной партией
необходима почти всем музыкальным инструментам на разных этапах работы
над произведением: от разучивания программы до выступления на сцене. Есть
мнение, что игра «в тени» солиста не требует больших усилий и мастерства. Но
оно глубоко ошибочно. Солист и концертмейстер во время исполнения
музыкального произведения действуют как единое целое. Кроме того, стать
хорошим концертмейстером может далеко не всякий хороший пианист, так как
эта профессия кроме знаний и умений, необходимых каждому музыканту
(владение
инструментом
на
профессиональном
уровне,
музыкальная
одаренность, артистичность), требует от музыканта особых навыков: умение
подчиняться воле солиста вопреки своим амбициям, быстрота реакции на сцене
во время исполнения, умение читать разную фактуру, выделяя главное, беглое
чтение с листа и транспонирование и, пожалуй, самое главное – умение
находить контакт с разными людьми, то есть быть тонким психологом.
Концертмейстерам,
работающим
в
детских
музыкальных
учебных
заведениях,
приходится
взаимодействовать
с
солистами,
играющими
на
различных
инструментах,
а
это
требует
знания
особенностей
этих
инструментов
(специфики
звучания,
способа
звукоизвлечения
и
т.
д).
Рассмотрим эти различия.
В наше время концертмейстерам очень много приходиться аккомпанировать
солистам вокальных классов. Исполнение произведения человеческим голосом
неразрывно связано с искусством дыхания. В связи с этим, концертмейстеру при
работе с вокалистами важно быть очень внимательным на цезурах, в момент
смены дыхания. Необходимо очень точно подхватывать солиста после каждой
цезуры.
В обязанности концертмейстера вокального класса, кроме непосредственно
аккомпанирования, входит помощь солисту в подготовке нового репертуара,
при разучивании им вокальной партии. Концертмейстер должен следит за
правильностью
ритмического
и
звуковысотного
рисунка,
осмысленной
фразировкой,
правильной
расстановкой
дыхания,
четкостью
дикции.
Необходимо так же найти баланс звучания между сольной и фортепианной
партиями:
на грубый аккомпанемент солист,
как правило,
начинает
форсировать звук, и наоборот – корректное, мягкое исполнение влечет за собой
певучесть и правильное звукоизвлечение.
Вокальное произведение может быть исполнено певцом очень свободно, и
концертмейстер
должен
тонко
чувствовать
эти
темповые
изменения.
Художественному осмыслению аккомпанемента помогает словесный текст
вокальной строчки.
Нужно вдумчиво вчитываться в него, чтобы всеми
музыкальными
средствами
передать
как
можно
точнее
содержание
произведения.
Много из того, что говорилось об аккомпанементе вокалисту, актуально и
для работы со скрипачами, так как скрипка - «певучий» инструмент. После
2
взятия звука, его можно усилить, а с помощью вибрации сделать более
выразительным. Роль дыхания во время исполнения скрипача
выполняет
смычок. Важный момент – скрипичные штрихи, которых нет в фортепианной
технике: деташе, мартэле, пиццикато, спиккато, рикашет.
Концертмейстер
должен хорошо
представлять
особенности
звукоизвлечения
каждого
скрипичного щтриха, чтобы
приблизить звучание своего инструмента
к
звучанию скрипки. Нужно так же знать и стремиться при игре передавать
тембровую окраску каждой струны: у «ми» - яркий, насыщенный звук, «ля» -
открытая струна, «ре» издает мягкое, матовое звучание, «соль» обладает
«виолончельной», густой окраской.
Скрипка - инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому
необходимо в аккомпанементе уделять внимание среднему и низкому регистрам,
чтобы общее звучание было выстроенным и выразительным. И наоборот, нельзя
форсировать звучание фортепиано в верхнем регистре, так как это помешает
звучанию скрипичной партии.
Особого концертмейстерского внимания требует
исполнение скрипачом
флажелетов. Пианист, чтобы не заглушить своей игрой, должен их хорошо
дослушать. Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков.
Часто скрипач играет их в разложенном виде. Для того, чтобы получился
хороший ансамбль, концертмейстер должен сыграть свой аккорд одновременно
с верхним звуком аккорда скрипки.
Репертуар струнников богат различными концертами. Концертмейстер,
аккомпанируя такие произведения, должен выступать в роли целого оркестра.
Умение « оркестровать» рояль требует от пианиста особого мастерства.
В классе виолончели концертмейстер должен приспособиться к особому
звукоизвлечению, которое присуще этому инструменту. Оно во многом зависит
от работы смычка: его смены, скорости, атаки на струны. Выдающийся
виолончелист Мстислав Растропович в игре на этом инструменте особо отмечал
«дыхание смычка». Мастерство концертмейстера заключается в том, чтобы
почувствовать это «дыхание» и в нужный момент пойти за солистом и
музыкальной фразой.
Виолончель, в отличие от скрипки, не такой яркий инструмент. Поэтому
концертмейстер в громких местах, должен скорее делать вид, что играет форте,
но на самом деле играть тише. Но,
так же, как при аккомпанировании
скрипачам, концертмейстеру необходимо учитывать особенности тембровой
окраски каждой струны и вибрационной окраски звука.
Духовое
отделение делится на две группы – деревянные и медные
инструменты. С каждой из этих групп у концертмейстера складываются свои
особенности работы. Деревянные инструменты отличаются
более тихим
звучанием
и
требуют
от
аккомпаниатора
более
легкого,
тонкого
сопровождения. Медным, с их сильным пронзительным звуком,
нужно
аккомпанировать
более
плотно,
«
с
весом».
Особое
внимание
в
аккомпанементе духовым инструментам следует уделять ауфтактам – моментам
3
взятия дыхания. Их необходимо обговаривать и прорабатывать с солистом. Здесь
от концертмейстера требуется точное ощущение темпа.
Особенность духовых инструментов – преимущество игры в ансамбле или
оркестре. Аккомпаниатор должен хорошо ориентироваться в многообразии
партий, в цифрах, разделяющих произведение на определенные куски, знать
способы сокращений и повторений текста, вступления инструментов, отсчета
пауз.
В
классе
народных
инструментов
концертмейстер
аккомпанирует
преимущественно домре и балалайке. Основные приемы игры на домре – удары
и тремоло (быстрое чередование ударов). Звук извлекается с помощью
медиатора – специальной пластинки. При ударе медиатора он звонкий и ясный,
а на тремоло – льющийся и певучий. Динамическая шкала звучания достаточно
разнообразна: от нежного пианиссимо на пиццикато и флажолетах в левой руке
до
мощного
форте
на
тремоло
аккордов.
Концертмейстер,
в
поисках
динамического и тембрового слияния с солистом, должен стремиться к четкому
и цепкому звукоизвлечению. Это особенно нужно на технических пассажах, где
идет параллельное движение с домрой. Для звукового баланса необходимо очень
легко аккомпанировать, когда солист играет на струне «ми» (нижняя тесситура)
и, наоборот, на аккордах тремоло - ярко и плотно, «на равных» с солистом.
Специфичность балалайки – небольшой звуковой диапазон - требует от
концертмейстера особого умения. Пианист должен слышать, ощущать звучание
этого инструмента через piano рояля. Нужно уметь играть легкой звучностью
довольно насыщенную аккордами фактуру так легко, чтобы момент удара
аккорда оставался неощутимым для слуха, а звуковые гармонии возникали как
бы сами собой.
При аккомпанировании народным инструментам crescendo на фортепиано в
пассажах нужно делать позднее, как бы «подхватывая» солиста, а diminuendo,
наоборот, раньше. Такой прием создает своеобразное звуковое пространство для
игры солиста, выпукло обрисовывая его партию. Педалью следует пользоваться
с большой осторожностью, коротко и четко, поддерживая звуковой баланс.
Хорошо должна быть выявлена линия баса, фундамент произведения, на фоне
которого еще ярче прослушивалась основная мелодия – партия солиста.
В заключение хотелось бы подчеркнуть: какова бы не была специфика
работы концертмейстера на разных отделениях, нужно помнить, что для
настоящего творчества необходима атмосфера дружелюбия, непринужденности,
взаимопонимания
между
педагогом,
концертмейстером
и
солистом
(коллективом). Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером, так как
только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы и иметь
высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся разных
отделений.
Работа концертмейстера порою остается незамеченной, но это не уменьшает
ее значимости в мире музыки. Каждый концертмейстер в душе надеется, что
4
настоящие ценители искусства смогут по достоинству оценить их не простой ,
но очень важный труд.
Список литературы.
1.
О работе концертмейстера. Сост. М.А. Смирнов. – М., Музыка, 1974.
2.
Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента. //С.М. 1969, №4.
3.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога.
М., Музыка, 1969.
4.
Люблинский А.А., Теория и практика аккомпанемента. Методологические
основы. Л., Музыка, 1972.
5