Автор: Бабаева Галина Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: УККК-интернат(филиал)ФГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Морозовск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: " Методы и приемы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Методы и приёмы работы с одарёнными детьми в дополнительном
образовании.
Одаренные дети - национальная гордость. Выявление способных детей
и работа с ними является актуальной задачей школы.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность
представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе
успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От
специфической
одаренности
(математической,
музыкальной,
художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде
деятельности.
Интересны проблемы, связанные с художественной одаренностью,
выявлением и обучением таких детей. На развитии художественных
способностей специализируются, как известно, школы искусств, изостудии и
кружки по рисованию.
За
рубежом
накоплен
немалый
опыт.
Разработана
система
диагностирования одаренных детей. Существует огромное количество
специальных
учебных
программ
для
детей
с
повышенными
интеллектуальными и творческими возможностями. В нашей стране этим
вопросам тоже уделяется большое внимание. В развитие отечественной
психологии
по
проблеме
способностей
внесли
большой
вклад
фундаментальные работы Л. С. Выготского «Избранные психологические
исследования», «Развитие высших Функций», «Психология искусства»; Б. М.
Теплова
«Способности
и
одаренность»,
«Проблемы
индивидуальных
различий»; Н. С. Лейтеса «Об умственной одаренности», «Умственные
способности и возраст», «Способности и одаренность в детские годы»; Л. А.
Венгера «Педагогика способностей», Э. А. Голубевой «Способности и
индивидуальность»,
А.
А.
Мелик-Пашаева
«Педагогика
искусства
и
творческие способности» и др.
Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, работы с
ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и
диагностировать
таких
детей,
разрабатывать
специализированные
программы.
Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г.
Комитет по образованию США опубликовал следующее определение:
«Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке
специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие
достижения в одной или нескольких сферах:
• интеллектуальной;
• академических достижений;
• творческого и продуктивного мышления;
• общения и лидерства;
• художественной деятельности;
• двигательной сфере».
Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. В сфере
художественной деятельности, касающейся изобразительного искусства,
«ребенок обладает следующими признаками: проявляет очень большой
интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает
увиденное, проводит много времени за рисованием или лепкой, весьма
серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них
большое удовольствие». Также «демонстрирует опережающую свой возраст
умелость,
оригинально
использует
средства
художественной
выразительности,
экспериментирует
с
использованием
традиционных
материалов, осознанно строит композицию картин или рисунков». Кроме
того, «его произведения включают множество деталей, его работы отличает
отменная композиция, конструкция, и цвет, работы оригинальны и отмечены
печатью
индивидуальности».
Когда
же
начинает
проявляться
художественная одаренность? Сложно, конечно, говорить о художественной
одаренности
маленьких
детей.
Говоря
о
ней,
считает
российский
исследователь А. А. Мелик-Пашаев, «мы в сущности имеем в виду не особый
дар, присущий конкретному ребенку, имеющему свое лицо и имя, а скорее
некую «возрастную талантливость», которая накатывает, как волна, едва ли
не на всех детей и как волна уходит, хотя и может оставить добрый след в
душевном мире растущего человека».
Английский исследователь Г. Ревеш считает, что раньше всего в
ребенке просыпаются и развиваются способности к музыке, затем - к
математике. А что касается изобразительного искусства,
то «время,
отделяющее наиболее рано развивающегося художника, т. е. период
примитивных художественных опытов, от настоящего искусства, относится к
концу периода зрелости и началу второй половины юношеского возраста, т.
е. к возрасту между 17 и 20 годами». И вообще, «исследование одаренности в
детстве не может иметь особого значения, но тем важнее оно в юношеском
возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются,
но и развиваются. Период между 13 и 20 годами имеет наибольшее значение
для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в
детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность».
Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна
вестись, скорее всего, не о выявлении художественной одаренности, а о
развитии художественных склонностей, а затем и способностей, которые в
дальнейшем могут перерасти в «одаренность - высокий уровень развития
способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той
или иной сфере деятельности» - по определению Большой Советской
Энциклопедии.
Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как
известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в
основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные
достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их
склонностям и интересам.
В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтапный
комплекс мероприятий для работы со способными детьми, предложенный
челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских.
«На первом, анамнестическом, этапе учитываются сведения о высоких
успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и
педагогов. Могут быть использованы результаты групповых тестирований,
социальных листов».
Авторами
разработан
опросник
для
выявления
художественных
способностей у детей, который предлагается родителям:
• В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки?
Фломастер? Кисточку?
• Что Вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?
•
В
каком
возрасте
ребенок
стал
изображать
маму,
папу?
Воображаемых героев, животных?
• Предлагаете ли Вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок
другие художественные материалы?
• Какое занятие любимое у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из
бумаги, лепить (другое)?
• Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?
• Что нравится Вашему ребенку больше - раскрашивать готовый
рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать
самому рисунок?
• Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?
• Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?
• Отведено ли ребенку специальное место для рисования?
• Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка? Где?
• Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не
допускаете ли Вы критику в адрес его работ?
• Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному
творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого
материала?
• Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по
рисованию? Какие имел результаты?
После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в
развитии творческого роста ребенка: при поддержке родителей способности
развиваются, без нее - нивелируются. Поэтому главная задача родителей - не
оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать
как перспективные.
После прохождения первого этапа подводятся итоги - кто из детей, по
мнению родителей, обладает художественными способностями?
На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью
психологических тестов. На занятиях можно предложить тест американского
психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выявления творческих
способностей у детей 6-18 лет как одного из главных показателей творческой
одаренности.
Уникальные
задания
П.
Торренса
позволяют
оценить
способности,
не
выявляемые
интеллектуальными,
академическими
и
другими тестами.
П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «творческие
возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к
обучению.
Творчество
может
стимулироваться
не
столько
многообразием
имеющихся знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим
устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Торренс, «высокие
показатели
теста
не
гарантируют
творческих
достижений,
а
лишь
свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При отсутствии
творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может
гарантировать творческих достижений в искусстве. И, наоборот, наличие
соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и
умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к
творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство». В
дальнейшем
на
занятиях
предлагаются
тесты
на
определение
интеллектуального уровня, так как большинство психологов включают в
число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие
ребенка выше средневозрастного уровня (только такой уровень обеспечивает
основу для творческой продуктивности).
По
определению
итальянского
исследователя
Дж.
Рензулли,
«одаренность
-
это
результат
сочетания
трех
характеристик:
интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости».
После прохождения ребенком второго этапа вырабатывается определенное
мнение о ребенке. Конечно, результаты теста еще не дают полного
определения способностей ребенка, потому что в наши дни не существует
общепринятого
научного
определения
одаренности.
В
то
же
время
опубликовано немало тестов по определению уровня интеллектуального
развития человека, например тесты профессора Г. Айзенка. Законно
возникает вопрос: можно ли измерить то, что неизвестно? Тот же Айзенк
ответил на этот вопрос, ссылаясь на классическую науку: термометр был
изобретен до появления научного определения теплоты, а результаты
измерений помогли обогатить наши знания и открыть фундаментальные
законы термодинамики.
Если воспользоваться аналогией, предложенной Г. Айзенком, то
проблема измерения и исследования одаренности, на первый взгляд,
упрощается: достаточно указать на ту феноменологию, в которой проявляет
себя одаренность. В качестве такого внешнего проявления для одаренности
выступает творчество. Именно в этом сказывается привилегированное
положение одаренности среди других свойств человеческой психики. Доктор
психологических
наук
Д.
Б.
Богоявленская
считает,
что
научная
недифференцированность феноменологии творчества создает иллюзию, что
ее можно измерить одним «градусником». И эти попытки, по ее мнению,
приводят к результатам, похожим на «среднюю температуру по госпиталю».
Тем не менее энергетическая модель одаренности, несмотря на
множество фактов, ей противоречащих, продолжает «работать» в силу
инерционности нашего мышления и отсутствия убедительной альтернативы.
Немало
способствовали
этому
методология
факторного
анализа,
востребованная тестологией, и метод проблемных ситуаций, позволивший в
свое время представить мышление как самостоятельную функцию, а затем
подвергнуть его научному анализу как продуктивный процесс.
Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С. Л.
Рубинштейна. В его научной школе были впервые выявлены реальные
детерминанты (определители) инсайта - внеземного озарения, мгновение
которого в принципе невозможно прогнозировать. Ведь инсайт («загадка»)
традиционно
рассматривался
как
явление,
не
обусловленное
предшествующим ходом мысли.
Многолетняя
практика
тестирования
за
рубежом
и
реальные
достижения в науке, технике и искусстве показали, что творческая отдача
человека и показатели умственных способностей не всегда коррелируют.
Поэтому в середине XX в в науке сформировалась тенденция, которую
отличало стремление выделить некоторую специфическую способность к
творчеству, не сводящуюся лишь к интеллекту. Эта тенденция нашла свое
последовательное воплощение в методологическом подходе Дж. Гилфорда,
выделившего специальный фактор, соответствующий собственно творческой
способности, обеспечивающей «боковое», латеральное (по Гилфорду -
дивергентное) мышление.
Такой подход к явлениям оказался полярным по отношению к ранее
сложившемуся:
творческие
способности
существуют
параллельно
и
независимо от общих и специальных способностей, как самостоятельный
фактор, имеющий свою локализацию. В таком представлении творческая
одаренность теперь как бы противопоставляется общим способностям.
В последние два десятилетия дивергентность как синоним творчества
превратилась в «символ веры» не только зарубежных, но и отечественных
психологов.
Ее
понимают
как
«способность
мыслить
в
разных
направлениях».
В
то
же
время
Гилфорд
стал
подвергать
критике
тестирование на интеллект и проблемные ситуации, не дающие возможности
в исследовании выйти в область «около».
В Европе и США теперь очень редко используют тесты типа
«Дорисуй...», «Допиши сказку...» для определения креативности, так как в
них нет четко обозначенного критерия ответа, а в оценках ответов
присутствует откровенный субъективизм психолога.
Ревизия, предпринятая Гилфордом, оказалась лишь реформой, но не
революцией, так как вся методическая реконструкция осталась в рамках
существующей тестовой модели.
В связи с размытостью границ творческой личности в мире не
существует четкой статистики одаренных. Б. Блум (США) определяет число
одаренных, обучающихся в очень быстром темпе, в 5% от списочного
состава.
Академик РАО профессор А. М. Матюшкин, считая, что в нашей
стране творческий потенциал снижается, советует всячески беречь таланты.
Его мнение подтверждается параллельной статистикой: уровень интеллекта
IQ у выпускников российских школ ежегодно снижается на 1,5-3,0%.
В журнале «Завуч» (2000, № 1) Ю. К. Завельский, рассказывая о работе
Московской гимназии № 1543 с одаренными детьми, дает следующее
«рабочее»
определение
одаренных
детей:
имеют
более
высокие
по
сравнению
с
большинством
остальных
гимназистов-сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности
и
проявления;
имеют
доминирующую,
активную,
ненасыщаемую
познавательную
потребность:
испытывают
радость
от
умственного труда.
В дополнение к этому он отмечает, что для одаренных детей
характерны высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер,
глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на
определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки
одаренности. Он условно выделяет три категории одаренных детей:
• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития
при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и
младшем школьном возрасте);
•
дети
с
признаками
специальной
умственной
одаренности
-
одаренности
в
определенной
области
науки
(такие
учащиеся
чаще
обнаруживаются в подростковом возрасте);
• учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в
учении,
но
обладающие
яркой
познавательной
активностью,
оригинальностью
психического
склада,
незаурядными
умственными
резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем
школьном возрасте).
На
сегодняшний
день
хорошо
зарекомендовал
себя
комплекс
мероприятий
для
работы
со
способными
детьми,
предложенный
челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских. Комплекс
состоит из трех этапов:
1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов,
групповых тестирований, социальных групповых листов.
2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, с учетом их
склонностей и интересов.
3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам,
направленным на развитие и углубление их способностей.
Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы
со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование
и специальная подготовка для такой работы. Педагоги должны научиться
работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков,
находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда,
возможно, вырастет талант.
А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных:
• ускорение обучения,
• стимулирование одаренных детей на углубленное проникновение в
изучаемый материал при более широком его охвате;
• качественно иное, принципиально новое содержание, не являющееся
ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в
общепринятые учебные программы.
Эта стратегия полностью оправдала себя в Ростовской СШ № 2,
являющейся базовой школой Ростовской академии архитектуры и искусств и
школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук.
Пассов предложил 7 принципов специализации учебных программ
применительно к одаренным детям разного возраста.
1.
Содержание
учебной
программы
должно
предусматривать
детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем,
которые интегрируют знания со структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных детей должна предусматривать
развитие
продуктивного
мышления
и
навыков
его
практического
применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и
генерировать новые.
3.
Программа
должна
давать
детям
возможность
постоянно
приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации,
прививать им стремление к приобретению знаний.
4.
Программа
должна
предусматривать
наличие
и
свободное
использование соответствующих источников.
5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей
в учебе и развитии.
6.
Программа
должна
способствовать
развитию
сознания
и
самосознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой,
культурой.
7.
Особое
внимание
следует
уделять
сложным
мыслительным
процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому
мастерству.
С. Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции
творческой активности:
• Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы.
• Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для
него предметами и стимулами для развития его любознательности.
• Поощрение высказывания оригинальных идей.
• Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое
использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость,
оригинальность
и
точность)
применительно
к
самым
разнообразным
областям (пример: «Назовите самые разные варианты ...»).
• Использование личного примера творческого подхода к решению
проблем.
• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Наш собственный многолетний опыт показывает реальность и высокую
эффективность следующих педагогических приемов работы с одаренными
детьми:
- использование авторских программ по курсам Базисного учебного
плана, учитывающих реальный индекс интеллекта учащихся и особенности
их психики;
- методы взаимного обучения;
- методы учебно-исследовательской работы;
- введение элективных курсов и факультативов за счет школьного
компонента Базисного учебного плана.
Эти направления можно отнести к вертикальному обогащению
интеллекта
учащихся.
К
горизонтальной
линии
обогащения
(линия
социального
развития)
следует
относить
развитие
коммуникативных
способностей, преподавание психологии.
Все это относится к случаю обучения одаренных в массовой школе.
Так как отечественная система образования не может позволить себе
открытие множества школ для одаренных детей, это и есть наши реальные
педагогические возможности. К тому же, на наш взгляд, нет никакой
необходимости
открывать
специальные
школы
для
одаренных.
Они
неизбежно
превратятся
в
очередной
постсоветский
«питомник»
исключительных людей. Следует помнить и о законе больших чисел: если
сформировать класс из одних лишь отличников, через полгода в нем
появятся свои двоечники. Мы убеждены в том, что в каждой школе
обнаружатся таланты, если создать соответствующую образовательную
среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом
ребенке личность. «Каждый человек самоценен», - утверждал Ф. М.
Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой
школе
-
будь
то
провинциальное
образовательное
малокомплектное
учреждение
или
академическая
школа-лаборатория.
Остается
одно
-
пестовать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их.
Развитию творческого потенциала личности может способствовать не
только учебная, но и воспитательная работа с детьми. В этом глубоко
убеждены авторы «Петербургской концепции воспитания», созданной под
научным руководством профессора И. А. Колесниковой в 1993 году. Они
призывают педагогов в работе с воспитанниками стимулировать у них
формирование системы творческих отношений к миру, с миром, к людям, с
людьми, к себе, с самим собой. Это произойдет, по их мнению, если будут
созданы педагогические условия для:
- осознания личностью своей неповторимости, самоценности при
адекватности
самооценки,
умении
посмотреть
на
себя
со
стороны,
способности к саморефлексии, самодиагностике;
- выработки воспитанником круга жизненных ценностей, лежащих в
гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за
выбор жизненного пути;
-
развития
самостоятельности
и
креативности
мышления,
формирования
когнитивных
характеристик,
обеспечивающих
свободу
ориентации в различных жизненных ситуациях;
- развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов
восприятия
мира,
овладения
внутренними
ресурсами
физического,
психического, нравственного самосовершенствования;
-
раскрытия
творческих
задатков
и
способностей,
овладения
креативными формами самовыражения во всех сферах бытия.
Задачей воспитателя становится оказание помощи ребенку, подростку,
старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освоении новых
социальных ролей в органичной для каждого форме; в создании имиджа:
своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально
приемлемых способов индивидуальных проявлений, в отыскании своих тем,
своих вопросов в области человеческой культуры, определении своих
специфических функций в семье, школе, кругу сверстников.
Взрослый
призван
обеспечивать
и
поддерживать
целостность
субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть и
сформировать жизненную перспективу, поставить перед собой долгосрочные
и сиюминутные цели, проявить ответственность и самостоятельность в
деятельности, осуществляемой на основе интересов и свободы выбора, дать
критическую оценку результатов и хода деятельности, проявить волевые
усилия в достижении целей.
Формирование
творческой
индивидуальности
невозможно
без
обеспечения защищенности, устойчивости позиции воспитанника, гарантий
сохранения его чести
и
достоинства
со
стороны окружающих,
без
приобретения им умения переживать неудачи, преодолевать препятствия.
Проявлению
творческой
индивидуальности
может
сопутствовать
появление таких качеств, как индивидуализм, эгоизм, самовлюбленность,
поэтому
воспитателю
следует
постоянно
помнить
о
необходимости
индивидуальной
и
групповой
рефлексии,
целью
которой
будет
предупреждение или коррекция личностных деформаций такого плана.
Кроме того, помочь в этом отношении может формирование креативно-
творческого отношения к другим людям, интереса к проявлениям их
индивидуальности, умения оценить, признать успех, достижение, приоритет
того, кто находится рядом.
Результативными в деле воспитания творческой индивидуальности
могут стать такие направления, как:
- проведение комплексной диагностики психофизиологических, социальных,
нравственных и других особенностей учащихся, уровня развития отдельных
личностных сфер, доминантности какой-либо из них; этому сопутствуют
соблюдение профессиональной тайны и передача необходимой и возможной
информации воспитанникам или их родителям; знакомство с многообразием
способов самопознания и самодиагностики;
- введение в учебные программы курсов типа «Познай самого себя», «Твои
возможности, Человек», «Человековедение» и др.;
- проведение тренингов по развитию креативных характеристик мышления,
эмоционально-волевой сферы, по самопрезентации, саморефлексии и т. д.;
- организации занятий по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач),
развитие различных форм урочной и внеурочной творческой деятельности;
- создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с
последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;
- знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших
себя в истории отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности;
- проведение совместно со сверстниками, учителями, родителями дел,
позволяющих проявить положительные результаты творческой деятельности
и приобрести опыт индивидуального, группового, коллективного творчества
(фестивали,
работа
школьных
театров,
студий,
ансамблей,
кружков,
объединений; тематические вечера, выставки, олимпиады, соревнования,
презентаций), в том числе в сфере общения и отношения с людьми;
-
включение
учащихся
в
деловую
сферу,
в
самостоятельную
предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом.