Напоминание

«Дифференциация звуков Р - Л».


Автор: Цырибко Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №2070
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия для детей подготовительной группы.
Тема: «Дифференциация звуков Р - Л».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы

на тему: «Дифференциация звуков Р - Л».

Учитель-логопед: Цырибко Светлана Сергеевна.

Цель: Дифференцировать звуки [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Закреплять правильное произношение звуков [Р], [Л] в слогах, словах,

предложениях;

Формировать

навыки

согласования

числительных

с

существительными;

Развивать целостное восприятие, память, внимание;

Развивать фонематический слух;

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Развивать способность отгадывать загадки.

Оборудование:

игрушка пчела Клара, картинки с изображением цветов,

разрезные картинки с изображением пчелы Клары, карточки в мешочке для

задания «Где спрятался звук».

Содержание занятия:

Организационный момент:

Ведущий: Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушайте загадку и

попробуйте догадаться кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её? (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит

собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед. Она прилетела помогать

нам учиться правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга.

1. Для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давайте вспомним

правильное положение язычка, рта, губ, зубов, при произнесении этих

звуков.

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка

находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко

молчит, а язычок дрожит.

[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка

находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.

2. Артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте мы с вами сделаем зарядку для язычка.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

«Чашка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

«Пароход гудит»

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

«Лошадка»

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок»

Гриб-грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

«Маляр»

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил

чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

«Дятел»

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

«Парус»

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

«Заведи мотор»

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

3. Дыхательная гимнастика.

Наша пчелка Клара позвала своих друзей, давайте поиграем с ними. Подуйте

на них, а они полетают. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный,

долгий выдох ртом.

4. Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. Давайте споем вместе с ней.

Ла – ра – ла

Ала – ара - ала

Ал – ар – ал

Лу – ру - лу

Улу – уру – улу

Ул – ур - ул

Лы – ры - лы

Ылы – ыры - ылы

Ыл – ыр - ыл

Ло – ро - ло

Оло – оро - оло

Ол - ор - ол

5. Автоматизация звука [Р], [Л] в словах.

Пчелка предлагает вам поучиться сочинять стихи. Придумайте слово в

рифму. Не забывайте четко и правильно произносить звуки [Р], [Л].

Ла-ра-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-ру-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-ры-лы, испугались мы…(пчелы).

Ло- ро- ло, убежали … (далеко).

Ро-ло-ро – у орла огромное … (крыло).

Ры-лы-ры – шары всегда … (круглы).

Ар-ал-ар – папа прочитал … (журнал).

Ар-ал-ар – завтра праздник … (карнавал).

6. Формирование навыка звукового анализа.

Как

много

цветов

растет

на

лужайке.

(Перед

детьми

карточки

с

изображением разнообразных цветов: астра, лотос, лилия, сирень, георгин,

роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш,

мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух). Клара летает от одного цветка

к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давайте ей поможем выбрать

те цветы, в названии которых есть звук [Р] или звук [Л].

7. Физкультминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем. (Дети повторяют

движения).

Вот и пчёлкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро хлопни, улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Поднимись и опустись!

8. Игра «Где спрятался звук?»

Клара принесла с собой мешок. В нем много карточек в названии которых

спрятались звуки [Р] или [Л]. Нам нужно выбрать карточки в которых есть

звук [Р], [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или в

конце слова. (Дети по очереди достают карточки из мешка и находят в

названии необходимые звуки и их местоположение в слове).

9. Развитие мелкой моторики.

Посмотрите, если собрать эту картинку, то получится портрет Клары.

Давайте соберем ее и подарим пчелке. (Дети собирают разрезные картинки).

Молодцы! Клара очень довольна!!!

10. Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях.

Клара решила рассмешить вас и придумала забавные предложения.

Послушайте их внимательно и исправьте ошибки.

Салат ел Варю.

Салазки везут Рому.

Пол упал на стул.

Лопатка взяла Влада.

Ладони вымыли Клару.

Кукла купила Марго.

Итог занятия:

Ведущий: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей

пора возвращаться домой на свою цветочную лужайку. Какие звуки мы

учились правильно произносить? Какая игра вам понравилась больше всего?

До новых встреч!



В раздел образования