Авторы: Жирнова Людмила Геннадьевна, Людмила Геннадьевна Жирнова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Микрорайон Крутые ключи
Наименование материала: Тематическое занятие
Тема: "Все мы - россияне"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1»
городского округа Самара
Конспект непосредственно образовательной деятельности в
подготовительной группе
по «Художественно-эстетическому развитию»
«Все мы-Россияне»
Подготовил:
Музыкальный руководитель
Первой категории
Жирнова Л.Г.
2020
Открытое тематическое музыкальное занятие
по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы
«Все мы Россияне», посвящённое Дню народного единства.
Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие
Вид занятия:
Интегрированная
Форма непосредственно образовательной деятельности: групповая
Цель:
Формирование патриотизма у детей.
Содействие детям подготовительного
дошкольного возраста в овладении основами духовно – нравственного
воспитания средствами художественно-эстетического развития.
Задачи:
Образовательные:
овладение основами истории, традиций и культуры русского народа;
воспитывать эмоциональный отклик на музыку различного содержания
и характера, побуждая к сопереживанию радости и печали на образцах
произведений
народного
фольклора,
русских
и
современных
композиторов;
обогащение музыкально – двигательных впечатлений детей;
формирование музыкального вкуса;
Развивающие:
развитие музыкальной памяти, мышления, слуха;
развитие певческих навыков: петь без напряжения, в одном темпе,
чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни
(протяжно,ласково, напевно)
развитие творческой активности детей в музыкально-исполнительской
деятельности;
развитие общей моторики, координации движений.
Воспитательные:
воспитание эстетического музыкального вкуса;
привитие любви к музыкальной деятельности;
совершенствование и развитие коммуникативных навыков,
невербальных средств общения.
Оздоровительные:
укрепление психического и физического здоровья детей при помощи
распевок и речедвигательных упражнений по системе Емельянова.
тренировать мышцы речевого аппарата, мелкой моторики рук;
профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
Методы и приёмы:
наглядно действенный;
игровой;
вопросы к детям;
использование ИКТ.
Предварительная работа:
разучивание различных хороводов при подготовке к праздникам;
разучивание песни
предварительное знакомство с праздником «День народного единства».
Материал к занятию:
презентация на тему «Все мы- Россияне»;
Музыкальный материал:
Дунаевский «Марш»
Рус. нар. песня «Как у дедушки Петра», «У моей России» муз.В. Левашова,
сл. Н. Палькина;
Упражнения по В.В. Емельянову (для языка), песенка-распевка «Эхо» муз.
Е. Тиличеевой, сл. М Долинова (с динамическими изменениями), песня
«Расцветай моя Россия» муз. А. Петрящевой, муз. И. Филимоновой, игра
«Ритмическое эхо», игра «Завевайся капустка»,«На горе-то калина» рус. нар.
Введение:
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире
актуальна и сложна.
Суть работы в указанном направлении – формирование эмоционального
стержня, способного выдержать любые изменения в стране и не сломаться.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её
глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке
пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как
в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды,
суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие
факторы воспитания.
В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный
потенциал народных традиций. Использую разнообразные виды занятий:
познавательные беседы, развлечения, праздники, посиделки, тематические
музыкальные вечера, игры-путешествия.
И сегодня я хочу показать открытое тематическое занятие на тему «Все мы -
Россияне»
Ход занятия:
Дети заходят в зал под марш, делают круг, проходят на стульчики
Приветствие:
Музыкальный руководитель: здравствуйте дети, здравствуйте гости.
Дети и взрослые: здравствуйте.
Музыкальный руководитель:
Наше занятие мы начнем с музыкальной игры, которая называется
«Перестройся»
1 задание: идем хороводом ( с окончанием музыки остановились)
2 задание: девочки идут в центр круга, встают в хоровод. Мальчики идут
против часовой стрелки по 2 кругу друг за другом. С окончанием музыки
остановились.
3 задание: девочки возвращаются в круг к мальчикам, хоровод идет на
стульчики.
Слайд 1( Россия)
Ребята, мы посвящаем наше занятие теме «Все мы – Россияне»
Слайд 2(национальности)
Посмотрите на картинку и скажите ребята, что значит это название «Все мы
– Россияне»?
Слайд 2(национальности)
Дети: У нас одна Родина. Люди разных нацинальностей проживают в России
и все они зовутся- Россиянами.
Слайд 3 (национал-ти на фоне Кремля)
В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все
они по-своему красивы, но самым главным городом считается город
(отвечают дети) Москва. Ребята, как вы думаете, почему?
(Дети отвечают) Москва - столица нашей Родины.
Музыкальный руководитель:
У каждого человека есть малая Родина. Это то место, где он родился (город,
село, деревня) и живет (дом, семья), где жили его предки. В каком городе вы
родились и живете? (Ответы детей в Самаре)
Слайд 3 (Самара)
В нашем город многонационален и у вас в группе есть ребята разных
национальностей, а какие я думаю вы знаете
Дети : русские, украинец, татары, чуваши, таджики
Музыкальный руководитель:
Мы с вами готовились к празднику и учили стихи, расскажите стихотворение
«Все ли Русские в России…»
Слайд 4,2 ( картинки национальности, уместить на один слайд)
Ребенок:
Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Слушание:
Музыкальный руководитель:
Мы с вами послушаем музыку разных национальностей и попробуем угадать
с вами к какой национальности относится костюм, который вы увидите на
картинке и музыка, которую мы сейчас прослушаем.
Игра «Послушай, угадай»
(Звучит фрагмент чувашской, татарской, украинской мелодий, а дети
отгадывают.)
Музыкальный руководитель:
Наши народы очень музыкальны. Какую красивую музыку мы с вами
услышали. А как называется музыка, которая сохранялась в народной памяти
передавалась из уст в уста.
Ответы детей: народная
Музыкальный руководитель:
Но есть музыка, которую слушают все без исключения
Мы послушаем русскую плясовую, которая называется «Камаринская»
Слайд 5 (танец в русских костюмах)
Вопросы к детям:
-В исполнении какого оркестра звучала музыка?
-Что вы представили, слушая эту музыку?
-Что вы чувствуете, слушая эту музыка. Хотелось ли вам танцевать?
Дети отвечают:
Сейчас мы послушаем еще одну старинную пляску «Камаринскую»
Слайд 6 (1 страничка из альбома)
Из «Детского альбома» русского композитора П.И. Чайковского.
-Похожа ли пляска которую написал П.И. Чайковский на русскую плясовую?
–Для какого оркестра написана музыка П.И. Чайковского?
- Какое настроение у русской плясовой?
Игра «Подбери инструмент»
На столах лежат картинки с изображением различных инструментов. Нужно
услышать какие инструменты звучат в произведении и показать их.
Вызываем по 5 человек
Музыкальный руководитель:
Композитор музыкой передал всю красоту души нашего народа, нашей
необъятной Родины.
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало
могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и
крепло единство народа. И сейчас хотят поссорить наши народы, но если мы
объединимся, мы станем одной огромной силой и никто нас не сможет
сломить и победить.
Россия - это наше Отечество - место, где жили наши предки, деды, где живут
наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою
Родину и уважать людей других национальностей. У каждой страны есть
свой флаг, герб, гимн. И наше государство имеет три основных символа,
какие ребята?
Дети:
- Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.
Слайд 4флаг
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет
имеет свое значение, какое? Расскажите:
Ребёнок:
Синий цвет означает верность, ум и честность.
Красный - смелость, любовь и красоту.
Белый -чистоту и ясность, миролюбивость.
Слайд 6(Герб)
Дети:
1.
Герб России - двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и
великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
2.
У России величавой
На Гербе орел двухглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный
Гимн - самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественны
случаях. Где вы слышали исполнение гимна?
Слайд :7
Дети: звучанием гимна начинается и завершается день нашей страны
вручение наград ученым, спортсменам, деятелям культуры, принятие
присяги молодыми воинами.
Музыкальный руководитель:
-Как ведут себя во время исполнения гимна?
Дети: гимн слушают стоя и молчат.
Музыкальный руководитель:
Давайте и мы, как настоящие граждане России, послушаем Российский гимн
стоя. Скажите, что вы испытывали, слушая музыку?
Дети: гордость за нашу Родину, за наше Отечество. Мы услышали гордую,
мужественную, торжественную музыку.
Музыкальный руководитель:
Слайд 8 (портреты поэта и композитора)
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт - Сергей
Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое
творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор - А. Александров
Распевание:
Артикуляционная гимнастика:
Чтобы звук был звонким и красивым, нам нужно сделать разминку для языка
Упражнение: «Откусим пирожок»
Покусывание языка (правую сторону, левую сторону, весь язык)
Упражнение: «Щеточка»
круговые движения языком
3 Растягиваем ротик (у) губы вперед,(-вау ) улыбаемся, открываем рот
Дыхательная гимнастика:
1Дышим носом (ежик идет-медленно дышим, ежик побежал-быстро)
2Поиграем в игру «Кошка ловит мышку».
Подражать мы будем кошке
В кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем –
Делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем –
Мышку быстро мы поймаем!
Распевка :
«Эхо»
Пение:
Прежде чем мы споем с вами песню «Расцветай моя Россия», давайте
расскажем о чем эта песня?
Дети: О России, о ее лесах и полях, реках. О том как ей было трудно в годы
войны, но она выстояла, выдержала. О том, как мы любим нашу Родину.
Какие чувства вызывает у вас музыка?
Дети: Чувство гордости за нашу большую и малую Родину.
Как рассказывает музыка?
Дети: величаво, напевно, широко, нежно.
Как мы поем куплет?
Дети: Спокойно, рассудительно, рассказывая
Когда мы в песне поем громко, но напевно, ничего не выделяя?
Дети: В припеве..
Молодцы, вы правильно все говорите, чувствуете. Я желаю вам быть
достойными гражданами своей страны. Дети исполняют песню «Расцветай
моя Россия»
Подвижная игра:
«Завейся капустка» (в хороводе дети завивают улитку)
Наше занятие подошло к концу. Я желаю вам быть достойными гражданами
своей страны. Вы еще маленькие, но я знаю, что своими стараниями вы уже
многого достигли. Именно вы сделаете нашу страну крепкой и могучей
державой, потому что мы с вами кто?
Дети: Россияне
Музыкальный руководитель: Если дружба велика-будет Родина крепка!
Давайте вместе скажем (повторяют слова) Наше занятие подошло к концу
Давайте споем нашу прощальную песеню «Мы попели, поплясали»