Автор: Гурянова Снежанна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п.Дубовое"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Профессионально-личностные качества педагога"
Раздел: начальное образование
Есть одна профессия от Бога – учитель, все остальные от учителя.
Профессионально-личностные качества педагога, работающего с детьми
ОВЗ, должны в первую очередь включать в себя эмпатию, милосердие,
толерантность, высокий уровень саморегуляции и самоконтроля, а также
педагогический оптимизм. Это далеко не полный список качеств,
необходимых педагогу, специалисту, работающему с детьми любого возраста
и в любой сфере образования, развития и коррекции.
к объективным
характеристикам относятся– знания и умения, которыми он обладает. К ним
относятся: трудолюбие, дисциплинированность, работоспособность
ответственность; умение поставить цель, избрать путь ее достижения,
организованность, настойчивость, систематическое и планомерное
повышение своего профессионального уровня.
Прежде всего, человек должен любить детей, получать удовольствие
от общения с ними, быть готовым разделить с детьми и печали, и
радости, терпеливо ухаживать за ними. Без этого работа воспитателей,
учителей будет приносить лишь страдания и детям, родителям, и
самому педагогу
Педагог должен уметь распознавать сотни оттенков настроения на
лицах детей, создавать атмосферу, где ребенок мог бы чувствовать
себя комфортно и полностью погрузиться в игру или
занятие. Специалисты по нейропсихологии доказали, что реакция
мозга на подлинник картины и на ее копию разные. По-разному
реагирует мозг на концертное звучание музыки и ее запись. Поэтому и
взаимодействие ребёнка и педагога должна быть не искусственно
придуманной, а естественной, где задействованы все органы чувств,
все тело и эмоции.
Педагогу необходимо создания мотивации и условий для
повышения своего профессионализма в постоянно меняющемся
обществе. Педагог должен ясно осознавать, в каких условиях
развиваются современные дети. Неподготовленные к своим
обязанностям родители, чрезмерная опека, пренебрежительное
отношение к детям — вот лишь некоторые лежащие на поверхности
проблемы и вызовы современности, оказывающие непосредственное
влияние на детей. От педагога требуется понимание собственного
предназначения и горячее желание служить детям…
Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности,
обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству, которая
предполагает открытость педагога и готовность к любым формам
взаимодействия. Система волевых реакций поведения человека,
эмоционально-чувственных, его эмоциональная привлекательность – придает
неповторимость и индивидуальность каждому специалисту.
Действенным способом повышения профессионализма педагога
является самооценка, когда сам педагог старается оценить свою работу
и повысить ее качество. В последнее время стало много детей,
страдающих аутичными расстройствами. В последнее время стало
много детей, страдающих аутичными расстройствами, или с
подозрением на них. Педагог должен особо подготовиться к встрече с
таким учеником, собрать всю необходимую информацию о его жизни,
пройти дополнительную подготовку по взаимодействию в воспитании
и обучении таких детей.
Основное правило – не спешить, не навязываться,
а постараться увидеть его встречное движение и адекватно на него ответить.
Успешность совместной деятельности педагога с ребёнком с РАС будет
зависеть от правильно организованной работы и особой
доверительной атмосферы. Это конечно требует высокой психологической
концентрации на ученике. В педагогической сфере не должно быть
случайных людей, как говорится не по призванию. От сюда и сложности в
сопровождении, обучении и воспитании. Очень хорошо, что есть
специалисты, которые могут конкретизировать подход к таким детям, кто
ступенчато и точно ведут коррекционную работу. И хвала родителям,
которые интуитивно, с любовью в душе, находят правильные походы к
развитию, воспитанию своих детей и тем самым помогают специалистам в
создании индивидуальных программ сопровождения.
Для успешного внедрения инклюзивного образования учителя должны
проходить специальную подготовку, проходят тестирование и кпк. Работа с
особыми детьми требует особых навыков коммуникации, медицинской
помощи, изучения психологии. Результатом работы учителей является
обучение и воспитание детей таким образом, чтобы в дальнейшем обычные и
особенные дети могли понимать друг друга, полноценно жить и работать
вместе, в одном обществе.
Каждый народ гордится собственными великими учителями –
носителями национального идеала педагога. В Российской Федерации к ним
относятся К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко…Они являются
примером для молодого поколения педагогов, которые безусловно должны
гореть идеей высокого призвания и вдохновлять своих воспитанников. Один
из просветителей Японии предупреждал о трудностях педагогического
призвания: «А трудности немалые. Начать с того, что Вам самой трудно
будет удержать постоянство в Вашем решении, не ослабеть, не охладеть, не
устать… утомление действительно… но против него самое действительное
лекарство – сознание долга» А Русский православный педагог сказал
учительском труде так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до
смешного скромный – и потому великий»
Искренняя увлеченность идеей воспитания должна быть главным
мотивом педагогической деятельности.