Автор: Каменских Людмила Владимировна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ "Очерская СОШ №3"
Населённый пункт: город Очер, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных результатов через организацию учебного сотрудничества"
Раздел: полное образование
Формирование метапредметных результатов через организацию учебного
сотрудничества
«Мир стал динамичным.
Новый день приносит новые задачи.
От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,
а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.
Современному миру нужны яркие личности,
нужны талантливые учителя.
Серость порождает серость.
Огонь зажигает огонь».
Анатолий Гин
Жизнь стремительно меняется. В новых условиях не может быть эффективным
человек,
не
способный
к
постоянному
саморазвитию
и
непрерывному
образованию.
Именно поэтому современное общество ставит перед образованием особые требования к
выпускникам школы и именно поэтому появилось новое поколение образовательных
стандартов, определяющих требования к результатам образования. При этом выделяют
личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
и
универсальных
учебных
действий
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
способность
их
использования
в
учебной,
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность
планирования
и
осуществления
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Для
достижения
результатов
метауровня
учащиеся
должны
научиться мыслить
продуктивно,
т.
е.
осознано.
Осознанность -
один
из
важнейших
принципов
любой
работы, но в учебной деятельности (не только школьников, но и взрослых) соблюдается
редко. Когда мы что-либо делаем осознанно, то легко отвечаем на три вопроса: 1) что
делаем?, 2) каким образом?, 3) зачем?
Как
в
школе
организовать
образовательный
процесс,
формирующий
и
оценивающий
метапредметные
результаты?
Эффективным
средством
является
организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся. А
оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в
которых люди мыслят продуктивно. Не вспоминают заученное, не подбирают подходящее
средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают
продукт мыслительной деятельности). Лучше всего это получается при работе в команде
соратников.
Поэтому
главным
метапредметным
результатом,
который
я
формирую
у
обучающихся умение сотрудничать.
Способность
к
сотрудничеству
является
одним
из
наиболее
востребованных
результатов
общего
образования.
Именно
этот
метапредметный
результат
«Умение
работать
в
команде»
становится
базовым
при
формировании
в
образовательных
учреждениях.
В
подростковый
период
формируется
способность
к
конструктивному
разрешению конфликтов и становится наиболее актуальным как для самого подростка,
так и для общества.
Сотрудничество
–
это
способность
осуществлять
совместную
деятельность
(трудиться
совместно).
Именно
сотрудничество
позволяет
человеку
достигать
наивысшей компетенции и мастерства в разных вопросах, а за счет объединения усилий
нескольких профессионалов в разных вопросах группе достигать наибольшего качества
при создании интегрального продукта деятельности.
Вообще я считаю, что умение сотрудничать это основная социальная компетенция
человека без которой, на мой взгляд, очень трудно жить и работать в социуме, поэтому в
своей работе я применяю технологию «Учебное сотрудничество» как на уроках, так и во
неурочное время (курс «Учебное сотрудничество»).
Почему
же
я
выбрала
для
работы
с
обучающимися
направление
«Учебное
сотрудничество»?
Большую часть жизни человек проводит именно в малых группах: в семье, в
учебных и трудовых коллективах, в профессиональных командах, в дружеских компаниях.
В малых группах происходит формирование личности, процесс появления и закрепления
ее
качеств.
Именно
в
них
формируется
способность
к
сотрудничеству,
сначала
внутригрупповому,
а
затем
и
к
сотрудничеству
вообще.
Через
малые
группы
осуществляется взаимодействие личности с обществом. Группа преобразует воздействие
общества
на
личность
через
групповой
язык,
личность
может
более
глубоко
воздействовать на общество, если за ней стоит группа. У малой группы обычно выделяют
две
основные
сферы
жизнедеятельности:
деловая,
связанная
с
осуществлением
совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональная, связанная с
процессом общения и развития психологических отношений.
При
работе
в
группе
формируются
практически
все
Универсальные
Учебные
действия, указанные в основных федеральных стандартах образования: Личностные ,
Регулятивные , Познавательные, Коммуникативные, Рефлексивные
Кроме
того,
групповой
процесс
обязательно
приводит
к
появлению
внутригрупповых
конфликтов.
Конфликт
является
источником
решения
задачи
при
условии его конструктивного течения. В случае неконструктивных способов поведения
участников в конфликте он же становится основным препятствием при решении задачи. И
обучающиеся должны уметь находить конструктивные способы разрешения конфликтов:
сотрудничество и компромисс, чтобы не было соперничества.
Сотрудничество связывает людей, соперничество изолирует.
Учебное
сотрудничество
означает
нечто
большее,
чем
просто
способность
действовать
в
группе.
Для
этого
необходимо,
чтобы
имелась
некая
задача,
результат
которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена
группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. Поэтому для работы подбираю
задачи с открытым ответом, направленные на проявление творчества, нестандартного
мышления, индивидуальности.
Главная цель моей работы: научить работать в команде.
Существенным
в
деятельностном
аспекте
группового
решения
является
способность группы: генерировать, обсуждать и корректировать идеи решения; разбить
задачу
на
индивидуальные,
согласованные
между
собой
подзадачи;
конкретному
участнику группы выполнять часть работы (решать подзадачу) индивидуально, при этом
не теряя целостного представления об общей задаче; собрать индивидуальные решения
подзадач в целостное решение групповой задачи.
Технология
сотрудничества
может
применяться
очень
широко:
на
всех
образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации
учителей; на
уроках
по
самым
разным
предметам; на школьных мероприятиях, где
изучается
какой-либо
новый
материал
–
на
уроках,
классных
часах,
педагогических
советах и даже родительских собраниях.
Поэтому в школе должны постоянно создаваться новые возможности по внедрению
сотрудничества
учащегося
с
другими
людьми.
Сотрудничество
помогает
нам
сосуществовать с другими. Настоящее сотрудничество ведет к тому, что каждый вносит
свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то
выполнять вместе!