Напоминание

"Формирование метапредметных результатов через организацию учебного сотрудничества"


Автор: Каменских Людмила Владимировна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ "Очерская СОШ №3"
Населённый пункт: город Очер, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных результатов через организацию учебного сотрудничества"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование метапредметных результатов через организацию учебного

сотрудничества

«Мир стал динамичным.

Новый день приносит новые задачи.

От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,

а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.

Современному миру нужны яркие личности,

нужны талантливые учителя.

Серость порождает серость.

Огонь зажигает огонь».

Анатолий Гин

Жизнь стремительно меняется. В новых условиях не может быть эффективным

человек,

не

способный

к

постоянному

саморазвитию

и

непрерывному

образованию.

Именно поэтому современное общество ставит перед образованием особые требования к

выпускникам школы и именно поэтому появилось новое поколение образовательных

стандартов, определяющих требования к результатам образования. При этом выделяют

личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение

обучающимися

межпредметных

понятий

и

универсальных

учебных

действий

(регулятивных,

познавательных,

коммуникативных),

способность

их

использования

в

учебной,

познавательной

и

социальной

практике,

самостоятельность

планирования

и

осуществления

учебной

деятельности

и

организации

учебного

сотрудничества

с

педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Для

достижения

результатов

метауровня

учащиеся

должны

научиться мыслить

продуктивно,

т.

е.

осознано.

Осознанность -

один

из

важнейших

принципов

любой

работы, но в учебной деятельности (не только школьников, но и взрослых) соблюдается

редко. Когда мы что-либо делаем осознанно, то легко отвечаем на три вопроса: 1) что

делаем?, 2) каким образом?, 3) зачем?

Как

в

школе

организовать

образовательный

процесс,

формирующий

и

оценивающий

метапредметные

результаты?

Эффективным

средством

является

организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся. А

оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в

которых люди мыслят продуктивно. Не вспоминают заученное, не подбирают подходящее

средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают

продукт мыслительной деятельности). Лучше всего это получается при работе в команде

соратников.

Поэтому

главным

метапредметным

результатом,

который

я

формирую

у

обучающихся умение сотрудничать.

Способность

к

сотрудничеству

является

одним

из

наиболее

востребованных

результатов

общего

образования.

Именно

этот

метапредметный

результат

«Умение

работать

в

команде»

становится

базовым

при

формировании

в

образовательных

учреждениях.

В

подростковый

период

формируется

способность

к

конструктивному

разрешению конфликтов и становится наиболее актуальным как для самого подростка,

так и для общества.

Сотрудничество

это

способность

осуществлять

совместную

деятельность

(трудиться

совместно).

Именно

сотрудничество

позволяет

человеку

достигать

наивысшей компетенции и мастерства в разных вопросах, а за счет объединения усилий

нескольких профессионалов в разных вопросах группе достигать наибольшего качества

при создании интегрального продукта деятельности.

Вообще я считаю, что умение сотрудничать это основная социальная компетенция

человека без которой, на мой взгляд, очень трудно жить и работать в социуме, поэтому в

своей работе я применяю технологию «Учебное сотрудничество» как на уроках, так и во

неурочное время (курс «Учебное сотрудничество»).

Почему

же

я

выбрала

для

работы

с

обучающимися

направление

«Учебное

сотрудничество»?

Большую часть жизни человек проводит именно в малых группах: в семье, в

учебных и трудовых коллективах, в профессиональных командах, в дружеских компаниях.

В малых группах происходит формирование личности, процесс появления и закрепления

ее

качеств.

Именно

в

них

формируется

способность

к

сотрудничеству,

сначала

внутригрупповому,

а

затем

и

к

сотрудничеству

вообще.

Через

малые

группы

осуществляется взаимодействие личности с обществом. Группа преобразует воздействие

общества

на

личность

через

групповой

язык,

личность

может

более

глубоко

воздействовать на общество, если за ней стоит группа. У малой группы обычно выделяют

две

основные

сферы

жизнедеятельности:

деловая,

связанная

с

осуществлением

совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональная, связанная с

процессом общения и развития психологических отношений.

При

работе

в

группе

формируются

практически

все

Универсальные

Учебные

действия, указанные в основных федеральных стандартах образования: Личностные ,

Регулятивные , Познавательные, Коммуникативные, Рефлексивные

Кроме

того,

групповой

процесс

обязательно

приводит

к

появлению

внутригрупповых

конфликтов.

Конфликт

является

источником

решения

задачи

при

условии его конструктивного течения. В случае неконструктивных способов поведения

участников в конфликте он же становится основным препятствием при решении задачи. И

обучающиеся должны уметь находить конструктивные способы разрешения конфликтов:

сотрудничество и компромисс, чтобы не было соперничества.

Сотрудничество связывает людей, соперничество изолирует.

Учебное

сотрудничество

означает

нечто

большее,

чем

просто

способность

действовать

в

группе.

Для

этого

необходимо,

чтобы

имелась

некая

задача,

результат

которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена

группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. Поэтому для работы подбираю

задачи с открытым ответом, направленные на проявление творчества, нестандартного

мышления, индивидуальности.

Главная цель моей работы: научить работать в команде.

Существенным

в

деятельностном

аспекте

группового

решения

является

способность группы: генерировать, обсуждать и корректировать идеи решения; разбить

задачу

на

индивидуальные,

согласованные

между

собой

подзадачи;

конкретному

участнику группы выполнять часть работы (решать подзадачу) индивидуально, при этом

не теряя целостного представления об общей задаче; собрать индивидуальные решения

подзадач в целостное решение групповой задачи.

Технология

сотрудничества

может

применяться

очень

широко:

на

всех

образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации

учителей; на

уроках

по

самым

разным

предметам; на школьных мероприятиях, где

изучается

какой-либо

новый

материал

на

уроках,

классных

часах,

педагогических

советах и даже родительских собраниях.

Поэтому в школе должны постоянно создаваться новые возможности по внедрению

сотрудничества

учащегося

с

другими

людьми.

Сотрудничество

помогает

нам

сосуществовать с другими. Настоящее сотрудничество ведет к тому, что каждый вносит

свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то

выполнять вместе!



В раздел образования