Напоминание

"План-конспект учебного занятия "Народно-сценический танец. Первые шаги"


Автор: Серебрякова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 94"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "План-конспект учебного занятия "Народно-сценический танец. Первые шаги"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект учебного занятия

«Народно-сценический танец.

Первые шаги»

Серебрякова Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МАОУ «Школа № 94»

Ф.И.О. педагога – Серебрякова Ирина Александровна

Название и направление деятельности коллектива – Хореографическая студия

«Сувенир» (по направлению хореография)

Название

образовательной

программы

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа хореографической студии «Сувенир»

Место учебного занятия в программе (раздел, тема и др.) – Народно-сценический

танец

Место проведения – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 94» (г. Н. Новгород, ул. Даргомыжского, д. 22А), кабинет хореографии

Краткая характеристика группы – 14 учащихся (10 девочек и 4 мальчика) в возрасте

10-11 лет, 3 год обучения в коллективе. Предварительный отбор в коллектив учащиеся не

проходят, поэтому основными критериями посещения детьми занятий по хореографии

является желание и стремление научиться танцевать. Однако у некоторых детей

наблюдаются врожденные способности к танцевальному искусству.

Цель занятия – формирование необходимых исполнительских навыков у учащихся для

освоения базовых элементов народно – сценического танца.

Задачи: - приобщение к народно-сценическому танцу посредством движения и музыки;

- развитие двигательного аппарата учащихся;

- освоение характера и манеры исполнения народно – сценического танца.

Регламент занятия – 40 минут

Оборудование – станки, зеркала и музыкальная аппаратура

Этап учебного

занятия и его

задачи

Ход занятия

Деятельность

Педагога

Обучающихся

Разминка.

Задача:

подготовка и

включение

детей в

танцевальный

ритм урока.

Поклон.

Движения по

кругу: марш, шаг

на высоких

полупальцах,

подскоки, шаг

польки, бегунок,

переменный шаг,

противоход,

боковой галоп с

поворотами,

прыжок-пружина,

марш.

- Здравствуйте, ребята. Выполняем

поклон.

Встаем по кругу на разминку и

начинаем ее с марша. Исходное

положение: ноги в 5–ой позиции, руки

на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Вступление - 2 такта.

- Переходим на шаг на высоких

полупальцах.

- Соблюдаем интервалы между друг

другом.

- Выполняем бегунок, переходим на

переменный шаг.

- Следующее движение -

противоходный шаг.

- Подставляем в 5-ую позицию ногу

согнутую в колени, а не прямую.

- Выполняем боковой галоп,

поворачиваясь по часовой стрелке

спиной к центру круга, а затем,

поворачиваясь против часовой стрелки

Запоминание

последовательности

и выполнение

элементов разминки.

Исправление

недочетов в

исполнении

движений (по

указанию педагога).

лицом к центру круга, руки открываем

во 2–ую позицию.

- Руки закрываем четко на пояс, четыре

пальца плотно собраны вместе.

- Переходим на прыжок – пружину,

ноги по 6–ой позиции.

- Восстанавливаем дыхание, идем

маршем к станку.

Выполнение

танцевальных

элементов у

станка

Задача:

усовершенство

вать технику

выполнения

элементов

народно-

сценического

танца.

1) поднятие на

полупальцы за две

руки лицом к

станку по 6-ой и

1-ой позиции;

1)

– Исходное положение: лицом

к станку, руки на поясе, ноги в

6–ой позиции, колени

вытянутые. Музыкальный

размер 2/4.

Вступление – 2 такта.

Такт 1: прослушать музыкальное

вступление.

Такт 2: раз-и – положить ладони на

станок; два-и – пауза.

Такт 3: раз – согнуть колени и

подняться на полупальцы;

и – опуститься с полупальцев,

выпрямить колени и перевезти ноги в

1–ую позицию;

два – согнуть колени и подняться на

полупальцы по 1–ой позиции;

и – выпрямить колени, опуститься на

полную стопу и перевести ноги в 6–ую

позицию.

- Ребята, проследите за четкостью

перестроения ног из 6-ой в 1-ую

позицию и обратно с чередованием

полупальцев и полной стопы на полу.

1) соблюдают

четкую смену

позиций и

выполняют

упражнения на

высоких

полупальцах;

2)

полуприседания и

полные

приседания по 1-

ой, 2ой и 5-ой

позициях за одну

руку справой и

левой ноги;

2) - Исходное положение: правая рука

на станке, левая рука на поясе, ноги в 1

позиции. Музыкальный размер 3/4.

Вступление – 1 такт.

Такт 1: раз-и – вступление;

два-и – вывести левую руку через 1–ую

во 2-ую позицию на пояс;

три-и – завести руку через 1–ую

позицию на пояс.

Такт 2: раз, два, три— полуприседание,

рука на поясе.

Такт 3: раз, два, три– полуприседание с

открыванием руки во 2–ую позицию.

Такт 4, 5: полное приседание, рука

движется до подготовительной

позиции, затем через 1–ую во 2 –ую

позицию и закрывается на пояс, левая

нога перестраивается во 2-ую позицию.

Такт 6, 7: два полуприседания по 2–ой

позиции, движение руки, как и при

выполнении движения по 1–ой

позиции.

Такт 8, 9: полное приседание по 2–ой

позиции, движение руки, как и при

выполнении движения по 1–ой

2) движения

выполняют плавно,

соблюдая позиции

при

полуприседаниях и

полных приседаниях

в сочетании с

движениями головы

и рук;

позиции, левая нога закрывается

вперед перед правой ногой в 5–ую

позицию.

Такт 10, 11: два полуприседание по 5–

ой позиции, движение руки, как и при

выполнении движения по 1–ой

позиции.

Такт 12, 13: полное приседание,

движение руки, как и при выполнении

движения по 1–ой позиции, левая нога

переводится через 2–ую позицию

назад в 5–ую позицию.

Такт 14, 15, 16, 17: комбинация из двух

полуприседаний и полного приседания

выполняется по 5–ой, позиции, левая

нога сзади правой.

- Ребята, обратите внимание на

совместное движение левой руки и

головы: взгляд провожает все

движения руки.

3) упражнения на

развитие

подвижности

стопы по 5-ой

позиции вперед, в

сторону, назад и

опять в сторону

(крестом);

3) - Исходное положение: кисть

правой руки на станке, левая – на

поясе, ноги в 5–ой позиции, левая нога

впереди, правой. Музыкальный размер

2/4.

Вступление – 1 такт.

Такт 1: раз-и – левая рука выводится

через 1–ую позицию во 2–ую позицию;

два-и – рука заводится на пояс.

Такт 2: раз – рабочая нога (левая)

выводится вперед на носок;

и – нога переводится на каблук;

два – переводится на носок;

и - нога на каблуке.

Такт 3: повторяются движения ногой,

как во 2–ом такте, но на второе «и» она

подставляется в 5–ую позицию.

Такт 4, 5: движения левой ногой, но

уже в сторону на последнее «и» левая

нога подставляется в 5–ую позицию

назад за опорную ногу.

Такт 6, 7: повторяются движения левой

ногой назад, подставляя ее на

последнее «и» 7–го такта в 5–ую

позицию сзади правой ноги.

Такт 8, 9: движение ногой в сторону с

подстановкой ноги в 5–ую позицию

вперед.

- Далее делаем крест, подставляя ногу

в позицию на конец каждого такта, а

потом, не переводя ногу на каблук.

3) выполняют

движения на прямых

коленях обеих ног и

прибавляют поворот

головы при выносе

ноги в сторону и

назад;

4) каблучные

упражнения

лицом к станку по

1-ой позиции;

4) – Исходное положение: лицом к

станку, руки на поясе, ноги в 1–ой

позиции. Музыкальный размер 2/4.

Вступление 2 такта.

Такт 1: прослушать музыкальное

вступление.

4) при выполнении

упражнения следят

за положением

спины и четкому

выносу ноги на

каблук в сторону;

Такт 2: раз-и – положить кисти рук на

станок; два-и – пауза.

Такт 3: раз – присесть в

полуприседание на левой ноге, правую

ногу отвести в сторону на каблук;

и – завести правую ногу за опорную

назад в 5–ую позицию и ударить

полупальцем о пол один раз с

отведением ноги на воздух;

два – второй удар правой ноги и

оставить ее на полу в положении на

полупальце;

и – переступить с полупальца левой

ноги на полупалец правой ноги.

Такт 3, 4: повторить движения 3–его

такта.

Такт 5: раз-и-два – переступание:

правая, левая, правая нога на

полупальцах по 5–ой позиции;

и – левая нога из положения 5–ой

позиции выполняет скользящее

движение в левую сторону полной

стопой, правая нога стоит на полной

стопе.

Такт 6: раз – левая нога ставится на

каблук в стороне и далее комбинация

продолжается только с левой ноги.

- После переступания закончить

движение по 1–ой позиции, колени

вытянуть.

5) подготовка к

веревочке:

скольжение

рабочей ноги по

опорной,

повороты

работающей ноги

из выворотного

положения в

невыворотное и

обратно,

повороты

согнутой ноги в

колене к станку и

от станка,

повороты ноги из

невыворотного

положения в

выворотное

(«винт») на

вытянутой

опорной ноге по

5-ой позиции;

5) - Исходное положение: правая рука

на станке, левая рука на поясе, ноги в

5–ой позиции, левая впереди правой.

Музыкальный размер 2/4.

Вступление – 2 такта.

Такт 1: раз-и – левая рука выводится

через 1–ую позицию во 2–ую позицию;

два-и – рука заводится на пояс.

Такт 2: раз-и - рабочую ногу (левая)

скольжением внешней стороной

ступни поднять вверх по опорной ноге

(правой) спереди и опустить в

позицию назад скольжением

внутренней стороны ступни по

опорной ноге сзади;

два-и - рабочая нога таким же образом

переводится вперед.

Такт 3: раз-и – рабочая нога

поднимается до колена опорной ноги

спереди, затем колено рабочей ноги

поворачивается к станку и нога

опускается в 6–ую позицию,

одновременно корпус и локоть левой

руки поворачиваются к станку;

два-и – обратный разворот ноги,

корпуса и локтя руки в исходное

положение.

5) овладевают всеми

видами

подготовительных

элементов к

танцевальному

движению

«веревочка», а затем

исполняют

«веревочку».

Такт 4: раз-и – повтор движений такта

2; два-и – выполняем «винт».

Такт 5, 6, 7: повторение движений 4

такта.

Такт 8, 9, 10, 11: исполнение

веревочки.

Далее выполняем комбинацию с

другой ноги.

6) большие

броски ног: за

одну руку по 5-ой

позиции.

6) - Исходное положение: правая рука

на станке, левая рука на поясе, ноги в

5–ой позиции, левая нога впереди

правой. Музыкальный размер 2/4.

Вступление – 2 такта.

Такт 1: раз-и – левая рука выводится

через 1–ую позицию во 2–ую позицию;

два-и – рука заводится на пояс.

Такт 2, 3: высокий бросок левой ноги

четыре раза с подставлением ее в 5–ую

позицию впереди правой ноги.

Такт 4, 5: высокий бросок левой ноги в

сторону три раза: после первого броска

подстановка ноги в 5–ую позицию

сзади правой ноги, после второго

броска подстановка - в 5–ую - вперед, а

третий – назад, переворот на

полупальцах к станку за две руки.

Такт 6, 7, 8, 9: семь высоких бросков

левой ногой назад с подставлением в

5–ую позицию сзади, переворот на

полупальцах для выполнения

комбинации с другой ноги.

- Следим за тем, чтобы колени при

броске не сгибались; стараемся

увеличивать амплитуду броска.

6) выполняют

броски с большой

амплитудой, колени

обоих ног прямые.

Движения по

диагонали

Задача:

освоение

вращательных

движений в

народно–

сценическом

танце.

1) вращение на

вытянутых ногах,

руки в стороны;

- При вращательных движениях

необходимо «держать точку»: при

повороте корпуса голова до последнего

момента смотрит в выбранную точку

впереди движения и только в конце

поворота догоняет корпус резким

поворотом.

Музыкальный размер для всех

движений по диагонали 4/4.

Движение по диагонали организуем

таким образом, что каждый

следующий учащийся начинает

движение на счет «раз».

Исходное положение: корпус

расположен по диагонали.

1)

Правое плечо впереди, руки в

стороны, ноги на ширине плеч.

Такт 1: раз-два шаг на правую ногу,

полуповорот на правой ноге по часовой

стрелке и шаг на левую ногу;

три-четыре - полуповорот на левой

ноге по часовой стрелке и шаг на

правую ногу.

1) учатся «держать

точку» и держат при

движении четкую

линию диагонали;

- За один такт необходимо сделать

полный поворот по часовой стрелке.

- Держите четкую линию диагонали.

2) вращение на

подскоках;

2) - Правое плечо впереди, руки на

поясе, ноги в 1-ой позиции.

Такт 1: раз – шаг на правую ногу,

подскок на ней и полуповорот по

часовой стрелке;

два – шаг на левую ногу и подскок на

ней, полуповорот по часовой стрелке;

три – четыре – еще один поворот на

подскоках.

- Следите, чтобы за два подскока был

сделан целый поворот.

2) проявляют навык

правильного

подскока в

сочетании с

поворотом корпуса и

головы;

3) вращение, как в

предыдущем

упражнение,

добавляется после

одного круга

подскоков

прыжок с

согнутыми ногами

под себя;

3) - Правое плечо впереди, руки на

поясе, ноги в 1-ой позиции.

Такт 1: раз – шаг на правую ногу,

подскок на ней и полуповорот по

часовой стрелке;

два – шаг на левую ногу и подскок на

ней, полуповорот по часовой стрелке;

три – четыре – прыжок из положения

полуприседания, ноги согнуты в

коленях.

3) выполняют

движения с

определенной

последователь-

ностью, соблюдая

четкое соответствие

счета элементам

комбинации;

4) вращение на

подскоках с

прыжком в

повороте.

4) - Правое плечо впереди, руки на

поясе, ноги в 1-ой позиции.

Такт 1: раз – шаг на правую ногу,

подскок на ней и полуповорот по

часовой стрелке;

два – шаг на левую ногу и подскок на

ней, полуповорот по часовой стрелке;

три – четыре – прыжок из положения

полуприседания в повороте, ноги

согнуты в коленях.

4) стараются

докручивать полный

круг при прыжке в

повороте.

Выполнения

элементов

народно-

сценического

танца на

середине зала

Задача:

подготовка к

постановке

русского

народного

танца.

Разучивание

комбинации с

использованием

элементов,

освоенных у

станка и по

диагонали.

- Исходное положение: ноги в 1-ой

естественной позиции, руки на поясе.

Музыкальный размер 2/4.

Комбинацию делим на части.

Разучиваем 1-ю часть:

Такт 1: раз-и – прыжок на левой ноге и

одновременно прямую правую ногу

выносим вперед на небольшую высоту;

два-и – меняем ноги два раза.

Такт 2: раз-и, два-и повторяем с правой

ноги.

Такт 3: выполняем моталочку, руки

выводим плавно через 1-ю во 2-ю

позицию.

Такт 4: раз-и – поворачиваем корпус

влево, руки закрываем на пояс, носком

правой ноги делает «укол» о пол;

два-и – поворот корпуса вправо,

«укол» носком левой ноги о пол.

Разучиваем 2-ю часть:

Такт 5: раз-и – бегунок в повороте

влево; два-и – прыжок на двух ногах

вверх, колени максимально согнуты.

Учащиеся

исполняют

комбинацию вместе

с педагогом, а затем

самостоятельно.

Такт 6: раз-и – бегунок в повороте

вправо; два-и – укол левой ногой.

- Соединяем 1 и 2 часть.

- Разучиваем 3 часть:

Такт 7: раз-и – моталочка с правой

ноги, открываем руки во 2-ю позицию;

два-и – ковырялка левой ногой, руки

закрываем на пояс.

Такт 8: бегунок влево и прыжок в

повороте.

- Соединяем 1, 2, 3 части

- Разучиваем 4 часть:

Такт 9: противоходный шаг назад.

Такт 10: шаг с поворотом вправо и

соскок, руки разводятся встороны у

девочек, а у мальчиков руки на поясе.

- Соединяем все части в единую

композицию. Повторяем танцевальную

композицию вместе со мной.

- Попытайтесь исполнить композицию

самостоятельно.

- Повторяем ещё раз до полного

запоминания последовательности

танцевальных элементов.

Упражнения на

восстановление

дыхания и

растягивающие

движения

Задача:

постепенное

снижение

нагрузки,

восстановление

пульса,

развитие

гибкости.

1) медленные

наклоны корпуса

вперед, с

переводом рук из

2-ой в

подготовительную

1-ую и снова во

2-ую позиции;

1) - Исходное положение: ноги в 1-ой

позиции, руки на поясе. Музыкальный

размер 3/4.

Такт 1: вступление.

Такт 2: раз-и – открываются руки во 2-

ю позицию; два –и – наклоняем корпус

вперед и вниз, руки опускаются в

подготовительную позицию;

три-и – поднимаем корпус, проводим

руки из подготовительной позиции,

через 1-ую во 2-ую позицию.

- Делаем глубокий вдох при наклоне и

выдох при поднимании корпуса.

- Выполняем 10 наклонов.

- Следим за позициями рук.

1) наклоны

выполняют с

плавным переводом

рук из одной

позиции в другую;

2) медленные

наклоны корпуса

назад

2) - Исходное положение: ноги в 1-ой

позиции, руки на поясе. Музыкальный

размер 3/4.

Такт 1: вступление.

Такт 2: руки с пояса переводятся в 1-ю,

а затем в 3-ю позицию.

Такт 3: раз-и - голова поворачивается к

правому плечу; два-и - корпус

наклоняется назад; три-и – корпус

поднимается с исходное положение.

Такт 4: раз-и - голова переводится к

левому плечу; два-и - корпус

наклоняется назад; три-и – корпус

возвращается в исходное положение.

- Обратите внимание, что при наклонах

назад оба плеча откланяются в одной

плоскости с головой, а колени при

этом остаются прямыми.

2) наклоны

выполняют с

максимальной

амплитудой;

3) медленные

наклоны в

сторону

3) - Исходное положение: ноги в 1-ой

позиции, руки на поясе. Музыкальный

размер 2/4.

Такт 1: вступление;

Такт 2: раз-и – одновременно правая

нога выносится на носок в сторону, а

левая рука проводится через 1-ую

позицию во 2-ую, голова повернута к

левой руке; два-и – одновременно

правая нога переносится на пятку,

левая нога в полуприседании, левая

рука переводится в 3-ю позицию и

корпус наклоняется вправо, голова

повернута к правой ноге.

Такт 3: раз-и – выпрямляя корпус и

колено левой ноги, правая рука

переводится во 2-ую позицию, правая

нога переносится на носок, голова

повернута к левой руке;

два-и – правая нога подставляется в 1-

ую позицию, левая рука закрывается на

пояс.

- Далее выполнить все с другой ноги и

четко соблюдать положения руки в

3-ей позиции над головой при наклоне

корпуса.

3) соблюдают одну

плоскость наклона,

стопа сильно

сокращена, опорное

колено направлено

четко в сторону,

взгляд устремлен на

носок ноги,

находящейся на

каблуке;

4) поклон

4) - Выполняем поклон.

4) поклон

Литература:

1.

Власенко, Г.Я. Сочинение танцевальных комбинаций. Методическое пособие / Г.Я.

Власенко. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1999. – 231 с.

2.

Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка / Г.П.

Гусев. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2002. – 208 с.

3.

Гусев, Г.П. Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. –

М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2004. – 197 с.

4.

Заякин, Н.И. Областные особенности русского народного танца / Н.И. Заякин, Н.А.

Заякина. – М.: Изд-во «Прогресс», 1989. – 113 с.

5.

Климов, А.А. Основы русского народного танца / А.А. Климов. – М.: Изд-во

«Искусство», 1981. – 189 с.

Самоанализ

Учебное занятие «Народно-сценический танец. Первые шаги» явилось первой

ступенью в освоении части программы хореографической студии «Сувенир» для

учащихся третьего года обучения - «Народно-сценический танец». Результатом освоения

этой части программы для учащихся должна стать постановка и исполнение русского

народного танца.

В связи с этим целью занятия для педагога является формирование необходимых

исполнительских навыков у учащихся для освоения базовых элементов народно –

сценического танца.

Для достижения этой цели занятие было выстроено по следующей схеме: движения у

станка, движения по диагонали и движения на середине зала. Такая методика позволила

учащимся освоить разнообразные элементы народного танца сначала с опорой, затем в

движении и, в результате, попробовать исполнить законченную композицию на середине.

Необходимо отметить, что в процессе занятия у учащихся возникали определенные

трудности с запоминанием последовательности движений в комбинации, и сложности при

исполнении комбинации с добавлением нового танцевального элемента-движения.

Но, несмотря на это, учащиеся проявили старание и стремление освоить сложные

комбинации и новые танцевальные движения, что даёт право утверждать, методика

построения и преподнесения данного материала идёт в правильном направлении.

Важным аспектом данного занятия и вообще работы в коллективе, считаю синтез

воспитания и обучения танцевальному искусству, основанному на тесном взаимодействии

преподавателя и учащихся. Во-первых, педагог демонстрирует на личном примере

правильность исполнения движений, что часто было использовано в данном уроке. Во-

вторых, построение урока в оптимальном темпе: учащиеся не скучали, были всегда во

внимании и заняты выполнением движений. В-третьих, правильная регулировка нагрузки,

что достигалось чередованием быстрых и медленных музыкальных композиций, учащиеся

к концу занятия были разогреты, но не измучены. В-четвертых, поощрение – похвала тех

учащихся, которые, по мнению педагога, выполняют движения лучше других.

Неотъемлемой частью проведения любого занятия является правильный выбор

музыкального материала. Использование таких русских народных композиций: «Ах-вы

сени мои сени», «Русский лирический», «Светит месяц», «Калинка», «Красный сарафан»

приобщает учащихся к русской музыкальной культуре, понятный ритм позволяет

правильно соотносить движения с музыкой.

Таким образом, учебное занятие «Народно-сценический танец. Первые шаги»

явилось одним из важных этапов в освоении учащимися техники народно-сценического

танца.



В раздел образования