Автор: Серебрякова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 94"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "План-конспект учебного занятия "Народно-сценический танец. Первые шаги"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект учебного занятия
«Народно-сценический танец.
Первые шаги»
Серебрякова Ирина Александровна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МАОУ «Школа № 94»
Ф.И.О. педагога – Серебрякова Ирина Александровна
Название и направление деятельности коллектива – Хореографическая студия
«Сувенир» (по направлению хореография)
Название
образовательной
программы
–
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа хореографической студии «Сувенир»
Место учебного занятия в программе (раздел, тема и др.) – Народно-сценический
танец
Место проведения – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 94» (г. Н. Новгород, ул. Даргомыжского, д. 22А), кабинет хореографии
Краткая характеристика группы – 14 учащихся (10 девочек и 4 мальчика) в возрасте
10-11 лет, 3 год обучения в коллективе. Предварительный отбор в коллектив учащиеся не
проходят, поэтому основными критериями посещения детьми занятий по хореографии
является желание и стремление научиться танцевать. Однако у некоторых детей
наблюдаются врожденные способности к танцевальному искусству.
Цель занятия – формирование необходимых исполнительских навыков у учащихся для
освоения базовых элементов народно – сценического танца.
Задачи: - приобщение к народно-сценическому танцу посредством движения и музыки;
- развитие двигательного аппарата учащихся;
- освоение характера и манеры исполнения народно – сценического танца.
Регламент занятия – 40 минут
Оборудование – станки, зеркала и музыкальная аппаратура
Этап учебного
занятия и его
задачи
Ход занятия
Деятельность
Педагога
Обучающихся
Разминка.
Задача:
подготовка и
включение
детей в
танцевальный
ритм урока.
Поклон.
Движения по
кругу: марш, шаг
на высоких
полупальцах,
подскоки, шаг
польки, бегунок,
переменный шаг,
противоход,
боковой галоп с
поворотами,
прыжок-пружина,
марш.
- Здравствуйте, ребята. Выполняем
поклон.
Встаем по кругу на разминку и
начинаем ее с марша. Исходное
положение: ноги в 5–ой позиции, руки
на поясе. Музыкальный размер 2/4.
Вступление - 2 такта.
- Переходим на шаг на высоких
полупальцах.
- Соблюдаем интервалы между друг
другом.
- Выполняем бегунок, переходим на
переменный шаг.
- Следующее движение -
противоходный шаг.
- Подставляем в 5-ую позицию ногу
согнутую в колени, а не прямую.
- Выполняем боковой галоп,
поворачиваясь по часовой стрелке
спиной к центру круга, а затем,
поворачиваясь против часовой стрелки
Запоминание
последовательности
и выполнение
элементов разминки.
Исправление
недочетов в
исполнении
движений (по
указанию педагога).
лицом к центру круга, руки открываем
во 2–ую позицию.
- Руки закрываем четко на пояс, четыре
пальца плотно собраны вместе.
- Переходим на прыжок – пружину,
ноги по 6–ой позиции.
- Восстанавливаем дыхание, идем
маршем к станку.
Выполнение
танцевальных
элементов у
станка
Задача:
усовершенство
вать технику
выполнения
элементов
народно-
сценического
танца.
1) поднятие на
полупальцы за две
руки лицом к
станку по 6-ой и
1-ой позиции;
1)
– Исходное положение: лицом
к станку, руки на поясе, ноги в
6–ой позиции, колени
вытянутые. Музыкальный
размер 2/4.
Вступление – 2 такта.
Такт 1: прослушать музыкальное
вступление.
Такт 2: раз-и – положить ладони на
станок; два-и – пауза.
Такт 3: раз – согнуть колени и
подняться на полупальцы;
и – опуститься с полупальцев,
выпрямить колени и перевезти ноги в
1–ую позицию;
два – согнуть колени и подняться на
полупальцы по 1–ой позиции;
и – выпрямить колени, опуститься на
полную стопу и перевести ноги в 6–ую
позицию.
- Ребята, проследите за четкостью
перестроения ног из 6-ой в 1-ую
позицию и обратно с чередованием
полупальцев и полной стопы на полу.
1) соблюдают
четкую смену
позиций и
выполняют
упражнения на
высоких
полупальцах;
2)
полуприседания и
полные
приседания по 1-
ой, 2ой и 5-ой
позициях за одну
руку справой и
левой ноги;
2) - Исходное положение: правая рука
на станке, левая рука на поясе, ноги в 1
позиции. Музыкальный размер 3/4.
Вступление – 1 такт.
Такт 1: раз-и – вступление;
два-и – вывести левую руку через 1–ую
во 2-ую позицию на пояс;
три-и – завести руку через 1–ую
позицию на пояс.
Такт 2: раз, два, три— полуприседание,
рука на поясе.
Такт 3: раз, два, три– полуприседание с
открыванием руки во 2–ую позицию.
Такт 4, 5: полное приседание, рука
движется до подготовительной
позиции, затем через 1–ую во 2 –ую
позицию и закрывается на пояс, левая
нога перестраивается во 2-ую позицию.
Такт 6, 7: два полуприседания по 2–ой
позиции, движение руки, как и при
выполнении движения по 1–ой
позиции.
Такт 8, 9: полное приседание по 2–ой
позиции, движение руки, как и при
выполнении движения по 1–ой
2) движения
выполняют плавно,
соблюдая позиции
при
полуприседаниях и
полных приседаниях
в сочетании с
движениями головы
и рук;
позиции, левая нога закрывается
вперед перед правой ногой в 5–ую
позицию.
Такт 10, 11: два полуприседание по 5–
ой позиции, движение руки, как и при
выполнении движения по 1–ой
позиции.
Такт 12, 13: полное приседание,
движение руки, как и при выполнении
движения по 1–ой позиции, левая нога
переводится через 2–ую позицию
назад в 5–ую позицию.
Такт 14, 15, 16, 17: комбинация из двух
полуприседаний и полного приседания
выполняется по 5–ой, позиции, левая
нога сзади правой.
- Ребята, обратите внимание на
совместное движение левой руки и
головы: взгляд провожает все
движения руки.
3) упражнения на
развитие
подвижности
стопы по 5-ой
позиции вперед, в
сторону, назад и
опять в сторону
(крестом);
3) - Исходное положение: кисть
правой руки на станке, левая – на
поясе, ноги в 5–ой позиции, левая нога
впереди, правой. Музыкальный размер
2/4.
Вступление – 1 такт.
Такт 1: раз-и – левая рука выводится
через 1–ую позицию во 2–ую позицию;
два-и – рука заводится на пояс.
Такт 2: раз – рабочая нога (левая)
выводится вперед на носок;
и – нога переводится на каблук;
два – переводится на носок;
и - нога на каблуке.
Такт 3: повторяются движения ногой,
как во 2–ом такте, но на второе «и» она
подставляется в 5–ую позицию.
Такт 4, 5: движения левой ногой, но
уже в сторону на последнее «и» левая
нога подставляется в 5–ую позицию
назад за опорную ногу.
Такт 6, 7: повторяются движения левой
ногой назад, подставляя ее на
последнее «и» 7–го такта в 5–ую
позицию сзади правой ноги.
Такт 8, 9: движение ногой в сторону с
подстановкой ноги в 5–ую позицию
вперед.
- Далее делаем крест, подставляя ногу
в позицию на конец каждого такта, а
потом, не переводя ногу на каблук.
3) выполняют
движения на прямых
коленях обеих ног и
прибавляют поворот
головы при выносе
ноги в сторону и
назад;
4) каблучные
упражнения
лицом к станку по
1-ой позиции;
4) – Исходное положение: лицом к
станку, руки на поясе, ноги в 1–ой
позиции. Музыкальный размер 2/4.
Вступление 2 такта.
Такт 1: прослушать музыкальное
вступление.
4) при выполнении
упражнения следят
за положением
спины и четкому
выносу ноги на
каблук в сторону;
Такт 2: раз-и – положить кисти рук на
станок; два-и – пауза.
Такт 3: раз – присесть в
полуприседание на левой ноге, правую
ногу отвести в сторону на каблук;
и – завести правую ногу за опорную
назад в 5–ую позицию и ударить
полупальцем о пол один раз с
отведением ноги на воздух;
два – второй удар правой ноги и
оставить ее на полу в положении на
полупальце;
и – переступить с полупальца левой
ноги на полупалец правой ноги.
Такт 3, 4: повторить движения 3–его
такта.
Такт 5: раз-и-два – переступание:
правая, левая, правая нога на
полупальцах по 5–ой позиции;
и – левая нога из положения 5–ой
позиции выполняет скользящее
движение в левую сторону полной
стопой, правая нога стоит на полной
стопе.
Такт 6: раз – левая нога ставится на
каблук в стороне и далее комбинация
продолжается только с левой ноги.
- После переступания закончить
движение по 1–ой позиции, колени
вытянуть.
5) подготовка к
веревочке:
скольжение
рабочей ноги по
опорной,
повороты
работающей ноги
из выворотного
положения в
невыворотное и
обратно,
повороты
согнутой ноги в
колене к станку и
от станка,
повороты ноги из
невыворотного
положения в
выворотное
(«винт») на
вытянутой
опорной ноге по
5-ой позиции;
5) - Исходное положение: правая рука
на станке, левая рука на поясе, ноги в
5–ой позиции, левая впереди правой.
Музыкальный размер 2/4.
Вступление – 2 такта.
Такт 1: раз-и – левая рука выводится
через 1–ую позицию во 2–ую позицию;
два-и – рука заводится на пояс.
Такт 2: раз-и - рабочую ногу (левая)
скольжением внешней стороной
ступни поднять вверх по опорной ноге
(правой) спереди и опустить в
позицию назад скольжением
внутренней стороны ступни по
опорной ноге сзади;
два-и - рабочая нога таким же образом
переводится вперед.
Такт 3: раз-и – рабочая нога
поднимается до колена опорной ноги
спереди, затем колено рабочей ноги
поворачивается к станку и нога
опускается в 6–ую позицию,
одновременно корпус и локоть левой
руки поворачиваются к станку;
два-и – обратный разворот ноги,
корпуса и локтя руки в исходное
положение.
5) овладевают всеми
видами
подготовительных
элементов к
танцевальному
движению
«веревочка», а затем
исполняют
«веревочку».
Такт 4: раз-и – повтор движений такта
2; два-и – выполняем «винт».
Такт 5, 6, 7: повторение движений 4
такта.
Такт 8, 9, 10, 11: исполнение
веревочки.
Далее выполняем комбинацию с
другой ноги.
6) большие
броски ног: за
одну руку по 5-ой
позиции.
6) - Исходное положение: правая рука
на станке, левая рука на поясе, ноги в
5–ой позиции, левая нога впереди
правой. Музыкальный размер 2/4.
Вступление – 2 такта.
Такт 1: раз-и – левая рука выводится
через 1–ую позицию во 2–ую позицию;
два-и – рука заводится на пояс.
Такт 2, 3: высокий бросок левой ноги
четыре раза с подставлением ее в 5–ую
позицию впереди правой ноги.
Такт 4, 5: высокий бросок левой ноги в
сторону три раза: после первого броска
подстановка ноги в 5–ую позицию
сзади правой ноги, после второго
броска подстановка - в 5–ую - вперед, а
третий – назад, переворот на
полупальцах к станку за две руки.
Такт 6, 7, 8, 9: семь высоких бросков
левой ногой назад с подставлением в
5–ую позицию сзади, переворот на
полупальцах для выполнения
комбинации с другой ноги.
- Следим за тем, чтобы колени при
броске не сгибались; стараемся
увеличивать амплитуду броска.
6) выполняют
броски с большой
амплитудой, колени
обоих ног прямые.
Движения по
диагонали
Задача:
освоение
вращательных
движений в
народно–
сценическом
танце.
1) вращение на
вытянутых ногах,
руки в стороны;
- При вращательных движениях
необходимо «держать точку»: при
повороте корпуса голова до последнего
момента смотрит в выбранную точку
впереди движения и только в конце
поворота догоняет корпус резким
поворотом.
Музыкальный размер для всех
движений по диагонали 4/4.
Движение по диагонали организуем
таким образом, что каждый
следующий учащийся начинает
движение на счет «раз».
Исходное положение: корпус
расположен по диагонали.
1)
Правое плечо впереди, руки в
стороны, ноги на ширине плеч.
Такт 1: раз-два шаг на правую ногу,
полуповорот на правой ноге по часовой
стрелке и шаг на левую ногу;
три-четыре - полуповорот на левой
ноге по часовой стрелке и шаг на
правую ногу.
1) учатся «держать
точку» и держат при
движении четкую
линию диагонали;
- За один такт необходимо сделать
полный поворот по часовой стрелке.
- Держите четкую линию диагонали.
2) вращение на
подскоках;
2) - Правое плечо впереди, руки на
поясе, ноги в 1-ой позиции.
Такт 1: раз – шаг на правую ногу,
подскок на ней и полуповорот по
часовой стрелке;
два – шаг на левую ногу и подскок на
ней, полуповорот по часовой стрелке;
три – четыре – еще один поворот на
подскоках.
- Следите, чтобы за два подскока был
сделан целый поворот.
2) проявляют навык
правильного
подскока в
сочетании с
поворотом корпуса и
головы;
3) вращение, как в
предыдущем
упражнение,
добавляется после
одного круга
подскоков
прыжок с
согнутыми ногами
под себя;
3) - Правое плечо впереди, руки на
поясе, ноги в 1-ой позиции.
Такт 1: раз – шаг на правую ногу,
подскок на ней и полуповорот по
часовой стрелке;
два – шаг на левую ногу и подскок на
ней, полуповорот по часовой стрелке;
три – четыре – прыжок из положения
полуприседания, ноги согнуты в
коленях.
3) выполняют
движения с
определенной
последователь-
ностью, соблюдая
четкое соответствие
счета элементам
комбинации;
4) вращение на
подскоках с
прыжком в
повороте.
4) - Правое плечо впереди, руки на
поясе, ноги в 1-ой позиции.
Такт 1: раз – шаг на правую ногу,
подскок на ней и полуповорот по
часовой стрелке;
два – шаг на левую ногу и подскок на
ней, полуповорот по часовой стрелке;
три – четыре – прыжок из положения
полуприседания в повороте, ноги
согнуты в коленях.
4) стараются
докручивать полный
круг при прыжке в
повороте.
Выполнения
элементов
народно-
сценического
танца на
середине зала
Задача:
подготовка к
постановке
русского
народного
танца.
Разучивание
комбинации с
использованием
элементов,
освоенных у
станка и по
диагонали.
- Исходное положение: ноги в 1-ой
естественной позиции, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
Комбинацию делим на части.
Разучиваем 1-ю часть:
Такт 1: раз-и – прыжок на левой ноге и
одновременно прямую правую ногу
выносим вперед на небольшую высоту;
два-и – меняем ноги два раза.
Такт 2: раз-и, два-и повторяем с правой
ноги.
Такт 3: выполняем моталочку, руки
выводим плавно через 1-ю во 2-ю
позицию.
Такт 4: раз-и – поворачиваем корпус
влево, руки закрываем на пояс, носком
правой ноги делает «укол» о пол;
два-и – поворот корпуса вправо,
«укол» носком левой ноги о пол.
Разучиваем 2-ю часть:
Такт 5: раз-и – бегунок в повороте
влево; два-и – прыжок на двух ногах
вверх, колени максимально согнуты.
Учащиеся
исполняют
комбинацию вместе
с педагогом, а затем
самостоятельно.
Такт 6: раз-и – бегунок в повороте
вправо; два-и – укол левой ногой.
- Соединяем 1 и 2 часть.
- Разучиваем 3 часть:
Такт 7: раз-и – моталочка с правой
ноги, открываем руки во 2-ю позицию;
два-и – ковырялка левой ногой, руки
закрываем на пояс.
Такт 8: бегунок влево и прыжок в
повороте.
- Соединяем 1, 2, 3 части
- Разучиваем 4 часть:
Такт 9: противоходный шаг назад.
Такт 10: шаг с поворотом вправо и
соскок, руки разводятся встороны у
девочек, а у мальчиков руки на поясе.
- Соединяем все части в единую
композицию. Повторяем танцевальную
композицию вместе со мной.
- Попытайтесь исполнить композицию
самостоятельно.
- Повторяем ещё раз до полного
запоминания последовательности
танцевальных элементов.
Упражнения на
восстановление
дыхания и
растягивающие
движения
Задача:
постепенное
снижение
нагрузки,
восстановление
пульса,
развитие
гибкости.
1) медленные
наклоны корпуса
вперед, с
переводом рук из
2-ой в
подготовительную
1-ую и снова во
2-ую позиции;
1) - Исходное положение: ноги в 1-ой
позиции, руки на поясе. Музыкальный
размер 3/4.
Такт 1: вступление.
Такт 2: раз-и – открываются руки во 2-
ю позицию; два –и – наклоняем корпус
вперед и вниз, руки опускаются в
подготовительную позицию;
три-и – поднимаем корпус, проводим
руки из подготовительной позиции,
через 1-ую во 2-ую позицию.
- Делаем глубокий вдох при наклоне и
выдох при поднимании корпуса.
- Выполняем 10 наклонов.
- Следим за позициями рук.
1) наклоны
выполняют с
плавным переводом
рук из одной
позиции в другую;
2) медленные
наклоны корпуса
назад
2) - Исходное положение: ноги в 1-ой
позиции, руки на поясе. Музыкальный
размер 3/4.
Такт 1: вступление.
Такт 2: руки с пояса переводятся в 1-ю,
а затем в 3-ю позицию.
Такт 3: раз-и - голова поворачивается к
правому плечу; два-и - корпус
наклоняется назад; три-и – корпус
поднимается с исходное положение.
Такт 4: раз-и - голова переводится к
левому плечу; два-и - корпус
наклоняется назад; три-и – корпус
возвращается в исходное положение.
- Обратите внимание, что при наклонах
назад оба плеча откланяются в одной
плоскости с головой, а колени при
этом остаются прямыми.
2) наклоны
выполняют с
максимальной
амплитудой;
3) медленные
наклоны в
сторону
3) - Исходное положение: ноги в 1-ой
позиции, руки на поясе. Музыкальный
размер 2/4.
Такт 1: вступление;
Такт 2: раз-и – одновременно правая
нога выносится на носок в сторону, а
левая рука проводится через 1-ую
позицию во 2-ую, голова повернута к
левой руке; два-и – одновременно
правая нога переносится на пятку,
левая нога в полуприседании, левая
рука переводится в 3-ю позицию и
корпус наклоняется вправо, голова
повернута к правой ноге.
Такт 3: раз-и – выпрямляя корпус и
колено левой ноги, правая рука
переводится во 2-ую позицию, правая
нога переносится на носок, голова
повернута к левой руке;
два-и – правая нога подставляется в 1-
ую позицию, левая рука закрывается на
пояс.
- Далее выполнить все с другой ноги и
четко соблюдать положения руки в
3-ей позиции над головой при наклоне
корпуса.
3) соблюдают одну
плоскость наклона,
стопа сильно
сокращена, опорное
колено направлено
четко в сторону,
взгляд устремлен на
носок ноги,
находящейся на
каблуке;
4) поклон
4) - Выполняем поклон.
4) поклон
Литература:
1.
Власенко, Г.Я. Сочинение танцевальных комбинаций. Методическое пособие / Г.Я.
Власенко. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1999. – 231 с.
2.
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка / Г.П.
Гусев. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2002. – 208 с.
3.
Гусев, Г.П. Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. –
М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2004. – 197 с.
4.
Заякин, Н.И. Областные особенности русского народного танца / Н.И. Заякин, Н.А.
Заякина. – М.: Изд-во «Прогресс», 1989. – 113 с.
5.
Климов, А.А. Основы русского народного танца / А.А. Климов. – М.: Изд-во
«Искусство», 1981. – 189 с.
Самоанализ
Учебное занятие «Народно-сценический танец. Первые шаги» явилось первой
ступенью в освоении части программы хореографической студии «Сувенир» для
учащихся третьего года обучения - «Народно-сценический танец». Результатом освоения
этой части программы для учащихся должна стать постановка и исполнение русского
народного танца.
В связи с этим целью занятия для педагога является формирование необходимых
исполнительских навыков у учащихся для освоения базовых элементов народно –
сценического танца.
Для достижения этой цели занятие было выстроено по следующей схеме: движения у
станка, движения по диагонали и движения на середине зала. Такая методика позволила
учащимся освоить разнообразные элементы народного танца сначала с опорой, затем в
движении и, в результате, попробовать исполнить законченную композицию на середине.
Необходимо отметить, что в процессе занятия у учащихся возникали определенные
трудности с запоминанием последовательности движений в комбинации, и сложности при
исполнении комбинации с добавлением нового танцевального элемента-движения.
Но, несмотря на это, учащиеся проявили старание и стремление освоить сложные
комбинации и новые танцевальные движения, что даёт право утверждать, методика
построения и преподнесения данного материала идёт в правильном направлении.
Важным аспектом данного занятия и вообще работы в коллективе, считаю синтез
воспитания и обучения танцевальному искусству, основанному на тесном взаимодействии
преподавателя и учащихся. Во-первых, педагог демонстрирует на личном примере
правильность исполнения движений, что часто было использовано в данном уроке. Во-
вторых, построение урока в оптимальном темпе: учащиеся не скучали, были всегда во
внимании и заняты выполнением движений. В-третьих, правильная регулировка нагрузки,
что достигалось чередованием быстрых и медленных музыкальных композиций, учащиеся
к концу занятия были разогреты, но не измучены. В-четвертых, поощрение – похвала тех
учащихся, которые, по мнению педагога, выполняют движения лучше других.
Неотъемлемой частью проведения любого занятия является правильный выбор
музыкального материала. Использование таких русских народных композиций: «Ах-вы
сени мои сени», «Русский лирический», «Светит месяц», «Калинка», «Красный сарафан»
приобщает учащихся к русской музыкальной культуре, понятный ритм позволяет
правильно соотносить движения с музыкой.
Таким образом, учебное занятие «Народно-сценический танец. Первые шаги»
явилось одним из важных этапов в освоении учащимися техники народно-сценического
танца.