Автор: Кузьмичева Алла Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1080
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа № 1080 ДО-5
Воспитатель группы :
Кузьмичева Алла Андреевна
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей
раннего возраста»
Младшая группа №1
Москва
2020-2021 уч. год
План по самообразованию на тему:
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего
возраста»
Цель:
- формировать у детей основы речевой моторики на основе
пальчиковых игр.
- повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности.
Задачи:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей;
- совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии
пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,
как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных
способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко
держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,
шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие
детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,
мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и
аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Проводя занятия, общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни,
обратили внимание на то, что у некоторых детей раннего возраста
не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Нас
заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к
научной и педагогической литературе, в частности, к книгам
современных педагогов – «Развитие мелкой моторики рук у детей
раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников», «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и
выяснила следующее.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького
ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль
прослеживается в исследованиях отечественных и зарубежных
физиологов. Простые движения рук помогают убрать напряжение
не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они
способны улучшить произношение многих звуков, а значит,
развивать речь ребенка.
Мы выбрали тему по самообразованию «Влияние пальчиковых игр
на развитие речи детей раннего возраста», так как эта тема очень
актуальна и имеет значение в жизни наших воспитанников. Детям
очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию
мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и
родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую
атмосферу в детском коллективе.
План работы
Месяц
Тема
Игры
Сентябрь
Наш
детский
сад,
наша
группа.
«Наша
группа»
«Дружба»
«Как
живешь?»
«Девочки
и
мальчики»
Наша группа
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками
по столу,
Самый младший — это я. Разжимают
Это Маша, пальчики поочередно
Это Саша,
начиная с мизинца
Это Юра,
Это Даша.
Дружба
Дружат в нашей группе, Хлопают в ладоши
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим, Стучат кулачками
Маленькие пальчики.
друг об друга
Раз, два, три, четыре, пять.. Загибают пальчики
Будем снова мы считать.
поочередно, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики
Мы закончили считать.
поочередно, начиная с мизинца,
на др. руке
Как живёшь?
Как живёшь? - Вот так! Показать большой палец
А идешь? - Вот так»! «Шагать» пальчиками по столу
Как даешь? - Вот так! Протягивать открытую ладонь
- Ждёшь обед? - Вот так! Кулачок подпирает лицо
Машешь вслед? - Вот так! Помахать рукой
Утром спишь? - Вот так! 2 ладошки под щекой
А шалишь? - Вот так! Щёки надули и руками лопнули
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики Дети держат руки на поясе
Ловко прыгают как мячики, Прыгают
Головой слегка качают, Качают головой
И красиво приседают, Приседают
Ручками хлопают вот так, вот так, Хлопки 4 раза
Ножками топают вот так, вот так, Топают 4 раза
Кулачки сжимают вот так, вот так, Показывают один
кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так Поочерёдно
раскрывают ладошки
На ладошки мы подуем, Дуют поочерёдно на обе ладошки
Наши пальчики разбудим. Шевелят пальчиками
октябрь
Осень,
грибы
«Осень»
«Собираем
листочки»
«Вышли
пальчики
гулять»
«Грибы»
Осень.
Осень, осень, Трем ладошки друг о друга
Приходи! По очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, Трем ладошки друг о друга
Погляди! Положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, Движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. Поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, По очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, Разводим одновременно ручки в
разные стороны
К югу полетели птицы, Скрестить ручки и пошевелить
пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. Стучим пальчиками по
ладошкам
Шапки, куртки надеваем, Делаем вид
И ботинки обуваем. Постучать ногами
Знаем месяцы: Похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь
Собираем листочки.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики, начиная с
большого.
Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Листья березы, Загибаем пальчики, начиная с большого.
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. «Шагаем» по столу средним и
указательным пальцем.
Вышли пальчики гулять.
Вышли пальчики гулять, Шагаем пальчиками по столу
Стали листья собирать, Собираем листики в ручку
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать Хлопаем в ладоши
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! Загибаем пальчики
Можно с ними поиграть Поднимаем руки вверх , делаем
"фонарики"
Грибы.
Ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём грибы искать. Хлопаем в ладоши.
Этот пальчик в лес пошёл, Поочередно загибаем пальчики.
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и растолстел…
ноябрь
Домаш-
ние
живот-
ные
«Котята»
«Мышка»
«Пошел
котик на
торжок»
«Домашни
е птицы
»
Котята
.
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так! Тереть ладошки друг о друга
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так! Тереть ладонями то уши, то живот
А потом они устали,
Вот так, вот так! Приложить ладони к лицу и потереть
кулачками глаза
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так! Сложить ладони вместе , наклонить
голову набок, положив ее на ладони
Мышка.
Вышла мышка как-то раз Пальцы обеих рук «бегут» по
столу
Поглядеть, который час. Поворачивают руки ладонями
вверх-вниз
Раз, два, три четыре, Сжимают кулак
Мышка дернула за гири. Выбрасывают пальцы из кулаков
Вдруг раздался страшный звон, Соединяют пальцы рук,
слегка нажимая кончиками друг на друга
Убежала мышка вон. Прячут руки за спину
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок, Показать «ушки» над головой
Купил котик пирожок. Прихлопывать левую ладошку
сверху правой, затем поменять руки
Пошел котик на улочку, Показать «ушки» над головой
Купил котик булочку. Прихлопывать левую ладошку
сверху правым кулачком, затем меняем руки
Самому ли съесть Ребенок пожимает плечиками
Или заиньке отнесть? Правая рука сжата в кулак.
Указательный и средний пальцы показывают ушки. Пальчики
можно сгибать
Я и сам укушу Ребенок пожимает плечиками
Да и заиньке снесу. Правая рука сжата в кулак.
Указательный и средний пальцы показывают ушки
Домашние птицы.
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. Руки на столе: правая – ладонью
вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: Ударяем правой рукой, сжатой в
кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут Последовательно соединять
пальцы обеих рук с большими
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. Соединять одноименные пальцы рук,
начиная с больших
декабрь
Скоро,
скоро
Новый
год
«Снего-
вик»
«На Елке»
«Новогод-
ний
праздник»
«Дедушка
Мороз»
Снеговик
Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на
голову,
Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру
снеговика.
На Елке.
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и
указательным
Нам подарки преподнес. Пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.
В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках,
начиная с больших.
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Новогодний праздник
Ждали праздника мы долго. Трём ладошку о ладошку.
Наконец пришла зима. Сжать кулаки, прижать их друг к
другу.
Наконец пришла зима Пальцы «идут» по столу, по коленкам.
В гости ёлку привела. Пальцы показывают Ёлочку,
указательные пальцы сцепляются
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. Круговые движения кистями рук.
Покружились, поплясали, Кисти рук опустить, расслабить.
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, Ладони прижать друг к другу,
потом протянуть вперёд
Нам подарки принеси.
Дедушка Мороз
Закрывайте двери, Руки ставим ладонями к себе,
переворачиваем от себя
Закрывайте двери Закрываем ладошками глаза
Закрывайте уши, Закрываем ушки
Закрывайте нос. Закрываем нос
Ходит, бродит по дорогам Ходим указательным и средним
пальцами
Старый дедушка Мороз! Изображаем бороду, усы
Щиплет уши, щиплет нос, Щипаем названные части тела
Щиплет щёчки дед Мороз
январь
Зимуш-
ка
-зима
«Зимой»
«Пришла
зима»
«Снежок»
«Мороз»
Зимой
Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви
деревьев, пальцы растопыриваем
И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы
обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый
снежный ком
Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками
Лыжи, Скользим по столу ладонями вперед-назад
Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами
вниз, движение
от груди вперед
И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими
вперед-назад по столу
Мчатся наперегонки.
Пришла зима
Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг
себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и
поежиться
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом. Руки ладонями вниз соединить и
развести в разные стороны
Пошел снег. Руки поднять вверх,
Он падал белыми, а затем плавными,
Пушистыми хлопьями зигзагообразными движениямине
спеша, опускать их вниз
На землю
На дома, Соединить руки у себя над головой , чтобы
получилась «крыша»
На деревья, Поднять руки вверх, пальцы растопырить,
изобразив ветви дерева
На людей. Положить руки себе на голову
Снежок
Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий, Чертим руками круг
Очень гладкий, Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком
Мороз
Вечер приближается, Разведите руки в стороны
Вьюга начинается, Покачайте над головой руками из
стороны в сторону
Крепчает мороз. Обнимаем себя за плечики
Щиплет щеки, Тихонечко щиплем щечки
Щиплет нос. Слегка ущипните нос
Руки стали замерзать, Потрите ладони
Надо их отогревать. Подышите на ладони
Вечер приближается, Разведите руки в стороны
Темнота сгущается.
февраль
Дикие
животн
ые
«Зайка»
«Птички
зимой»
«Звери
зимой»
«На
водопой
»
Зайка
Зайка серенький сидит, Делаем «зайку» указательный и
средний пальцы вверх
И ушами шевелит. Шевелим указательным и
Вот так, вот так
средними пальчиками
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, Обнимаем себя руками
Надо лапочки согреть. Растираем ручки
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять, Переворачиваем "зайчика вниз
ушками"- теперь это ножки
Надо зайке поскакать. "Прыгаем" с одной ножки на другую
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал! Обе руки вверх-лапы медведя, рычим
Зайка прыг и убежал! Прячем правую руку за спину
Птички зимой
Прилетайте, птички! «Зовущие» движения пальцами обеих
рук
Сала дам синичке. «Режущие» движения одной ладони по
другой
Приготовлю крошки, Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб
Хлебушка немножко. Тереть подушечки пальцев друг о
друга
Эти крошки – голубям, Вытянуть вперёд правую руку с
раскрытой ладонью
Эти крошки – воробьям. Тоже самое с левой ладонь
Галки да вороны,
Тереть ладонь о ладонь
Ешьте макароны! катая из хлеба макароны
Звери зимой
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук. Загибаем пальчики
Только заиньке не спится, Показываем большой палец
Убегает от лисицы. Вращаем пальцем
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков. Соединяем большой палец правой
руки с указательным пальцем левой и наоборот
На водопой
Жарким днем лесной тропой «Шагают» по столу
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, На каждое За мамой
лисицей крался лисенок,
двустишие
За мамой ежихой катился ежонок,
разгибают
За мамой медведицей шел медвежонок, по одному
За мамою белкой скакали бельчата, пальчику
За мамой зайчихой косые зайчата, Делают «ушки»
«шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
март
Весна
идет..
«Весна»
«Весна
идет»
«Грачи»
«Вышел
дождик на
прогулку
»
Весна.
Снова солнце в небе улыбается, Накладываем ладонь левой
руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем
Снег растаял, ручейки звенят. Разводим руки в стороны,
рисуем волну
И подснежник первый распускается, Соединяем кисти рук «
бутончик», пальцы разводим в стороны
С юга птицы с песнями летят. Машем ручками.
изображаем крылья птиц
Весна идет
"Кап-кап-кап»,- капель звенит, Стучим правым
указательным пальцем по левой ладошке
Словно с нами говорит. Стучим левым
указательным пальцем по правой ладошке
Плачут от тепла сосульки, Руки поднимаем вверх,
кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями
И на крышах талый снег. Соединяем руки над
головой углом
А у всех людей весною, Разводим руки в стороны
Это вызывает смех! Хлопаем в ладоши и
улыбаемся
Грачи
Мы лепили куличи, «Лепить пирожки».
Прилетели к нам грачи. Помахать ладошками.
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог, Поочередно массировать
Третий грач накрыл на стол,
каждый палец
А четвертый вымыл пол,
начиная с большого.
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал. Постучать пальцами по коленям.
Раз, два, три, четыре, пять, Поочередно загибать пальчики.
Выходи грачей считать! Резко вытянуть руки вперед,
ладонями вверх.
Вышел дождик на прогулку.
Вышел дождик на прогулку. Шагают по столу
указательным и средним пальцами рук.
Он бежит по переулку. Загибают по одному пальцу на
руках на каждую строчку
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Встряхивают ладонями
Крыши дождик вымыл тоже.
как будто
Сразу мокрым город стал. отряхивают с них воду.
Дождик кончился.
Устал. Кладут ладош на стол.
апрель
Фрукты
овощи.
«Капуста»,
«В нашем
огороде»
«Апель-
син»,
«Яблонь-
ка
».
Капуста.
Так капусту мы рубили Ребрами ладоней "рубим" капусту
И вот так ее солили, Щепотками обеих рук "солим"
Отжимали ручками, Сжимаем и разжимаем кисти рук
Собирали в кучку мы. Собираем в кучку воображаемую
капусту.
В банку затолкали, Кулачками забиваем ее в
воображаемую банку.
Крышкой закрывали. Хлопаем правой ладошкой по левой.
В нашем огороде.
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей. Сжимаем – разжимаем
пальцы.
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец. Загибаем пальцы, начиная с большого.
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали. Сжимаем – разжимаем
пальцы
Апельсин.
Мы делили апельсин Левая рука в кулачке, правая её
обхватывает.
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа Правой рукой
Эта долька – для чижа поочередно разжимаем
Эта долька – для котят
пальчики на левой руке.
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! Встряхиваем обе кисти.
Яблонька.
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над
головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе
Сильно ветку я потряс, Руки над головой ,
движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью,
имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья,
ладони развести.
май
Насеко-
мые
«Божьи
коровки»
«Комар»
«Насеко-
мые»
«Паучок»
«Пчела»
Божьи коровки.
Божья коровка Дети машут руками
Черная головка. За голову хватаются
Улети на небо, Руки поднимают высоко
Принеси нам хлеба. Руки вперед
Черного и белого, Две ладошки в одну сторону, и в другую
Только не горелого. Пальчиком грозят
Комар.
Дружно пальчики считаем Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибают
Это жук с зелёным брюхом. пальцы в кулачок, начиная с
большого
Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
Насекомые
Раз, два, три, четыре, пять Сжимать - разжимать пальцы в
кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно
Муха, бабочка, пчела,
соединять
пальцы
Муравей, комар, оса,
обеих
рук с большими.
Шмель, кузнечик и сверчок….
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку
раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв
верх большой палец – показать шесть пальцев.
Паучок.
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки
А за ним ходили детки, "бегут" по предплечью, а затем по
плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены,
выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями
по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами
Паучок ползёт опять, прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками (солнышко светит)
А за ним ползут все детки, Действия аналогичны
первоначальным
Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове
Пчела.
Прилетела к нам вчера, Машут ладошками
Полосатая пчела.
На каждое
А за нею шмель-шмелек название насекомого
И веселый мотылек,
загибают пальчик
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ручками
От усталости упали. . Роняют ладони на стол..
Пальчиковые игры для развития речи и мелкой
моторики рук в режимных моментах для детей раннего
возраста
Прием детей
1. Игра «Здравствуйте»
Цель: Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и
детьми. Формирование основ этикета.
Здравствуй, солнышко – дружок, Руки вверх, «фонарики»
Здравствуй, носик – пятачок. Указательным пальцем показываем носик
Здравствуйте, губки Показываем губки
Здравствуйте, зубки Показываем зубки
Губками «почмокали» «Чмокаем»
Зубками «пощёлкали» «Щёлкаем»
Ручки вверх подняли Поднимаем ручки вверх
И ими помахали Машем ладошками
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали Хором здороваемся
Утренняя гимнастика
1. Упражнение «Вверх по лесенке / Вниз по лесенке»
Цель: Повысить мышечный тонус рук и пальцев детей. Развивать словарный
запас, в частности, изучение порядковых числительных.
Вверх по лесенке шагаем,
И ступенечки считаем.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре.
Движения выполняются пальцами вверх несколько раз, затем меняется первая строка
стихотворения («Вниз по лесенке шагаем») и движения пальцев производятся в
обратном порядке. Игра повторяется несколько раз.
2. Игра «Зайка»
Цель: Развитие мелкой моторики, повышение координации движений,
развитие мелкой моторики рук и автоматизированности движений.
Зайка по лесу скакал, Пальчиками слабо ударяем по любой
поверхности (подойдет стол, пол).
Зайка корм себе искал. Высыпаем на поверхность горошины, бусинки,
мелкие камешки и начинаем по ним стучать.
Вдруг у зайки на макушке, Ищем ручками у себя макушку.
Поднялись высоко ушки. Делаем из ладошек ушки над головой.
Шорох тихий раздается, Прячем лицо в ладошки
Кто-то по лесу крадется Аккуратно перебираем пальчиками по
поверхности, стараясь не попадать на рассыпанные предметы.
Зайка путает следы, Стучим пальчиками по очереди.
Удирает от беды. Очень быстро перебираем пальцами и
передвигаем руки на максимально возможное расстояние
Умывание
1. Игра «Водица»
Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной
активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня
сформированности грамматической стороны речи.
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, Идем двумя пальчиками по столу обеими
руками.
Принесли в ведре водицы, Складываем обе ладошки «ковшиком»
Чтоб детишкам всем умыться, Умываемся.
Вымыть уши, глазки наши Движения пальцами около ушей, глаз.
И сварить на завтрак каши. Круговые движения правой кистью
2. Игра «Ладушки»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение тонуса мышц.
Ладушки, ладушки, Дети хлопают в ладоши.
С мылом моем лапушки. Легкие трущие движения, имитация
процесса намыливания рук
Чистые ладошки, Демонстрация рук, разведение их в стороны.
Вот вам хлеб и ложки. Попеременное открытие и сжимание
кулачков левой и правой руки.
3. Игра «Мыло»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение автоматизированности
движений, стимулирование развития номинативного словаря, а также
повышение интереса к гигиеническим процедурам).
Каждый день я мыло мою, Поглаживание рук с внутренней и внешней
стороны.
Под горячею водою, и в ладонях поутру,
Очень сильно тру. Легкие трущие движения, имитация
процесса намыливания рук
Мойся, мыло, не ленись! Сжимание-разжимание кулачков в
медленном темпе.
Не выскальзывай, не злись! Попеременное соприкосновение всех
пальцев с большим пальцем (на обеих руках)
Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала. Поглаживание рук в внешней и
внутренней стороны
Прием пищи
1. Игра «Пальчики обедали»
Цель: Развитие культурных навыков, закрепление основ этикета,
стимулирование мышечной активности, снятие напряжения.
Пять проворных пальчиков, Сжимаем и разжимаем кулачок.
Как-то за столом Пальчиками поочередно слабо ударяем по любой поверхности(стол,
пол)
Чуть не утонули, в супе овощном. Пальчиками одновременно слабо ударяем по любой
поверхности (подойдет стол, пол).
Испугались - лук, морковка, свёкла, помидоры, Поочередно загибаем пальчики на
каждой руке, начиная с мизинца (при перечислении овощей)
Успокоиться не могут, И по эту пору.
2. Игра «Значение органов»
Цель: Настрой на прием пищи, развитие координации движений.
Стимулирование развития номинативного словаря.
Ротик мой умеет кушать, Показываем пальцем на губы
Нос – дышать, а уши – слушать, Показываем на нос, на ухо
Могут глазоньки моргать, Поморгать
Ручки всё хватать, хватать. Хватательные движения пальцами:
раскрытые ладони – пальцы в кулаки
3. Игра «Пальчики»
Цель: Развитие автоматизированности и координации движений, гибкости
пальцев. Обогащение словарного запаса и повышение уровня
сформированности грамматической стороны речи.
Мой мизинчик, где ты был? Аккуратно ударяем мизинчиком левой руки по столу.
С безымянным – щи варил, Ударяем безымянным пальцем левой руки по столу
А со средним – кашу ел, Аккуратно ударяем средним пальцем левой руки по столу
С указательным запел. Ударяем указательным пальцем левой руки по столу.
А большой меня встречал, Аккуратно ударяем большим пальцем левой руки по столу.
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал,
И на танец приглашал. Аккуратно ударяем большим пальцем правой руки по столу.
Указательный на правой,
Вел в поход нас всей оравой. Ударяем указательным пальцем правой руки по столу.
Средний брат несет рюкзак, Ударяем средним пальцем правой руки по столу.
Безымянный ходит так. Ударяем безымянным пальцем правой руки по столу.
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать. Аккуратно ударяем мизинцем правой руки по столу.
Раз-два-три-четыре-пять! Сжимаем все пальчики обеих рук в кулачки
Прогулка
Игры проводятся во время теплой погоды. Перчатки и варежки не
снимаются. Возможно проведение после прогулки (в помещении) по
результатам наблюдения за происходящими явлениями.
1. Гимнастика «На дворе у нас мороз»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение,
стимулировать физическую активность, работу мышц. Развитие
номинативного словаря.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать Дети топают ногами.
И ладошками похлопать. Хлопают в ладоши.
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём, Выполняются плавательные движения руками.
Дно ногами достаём.
Мы выходим из речушки,
Направляемся к опушке. Ходьба на месте
2. Игра «Снеговик»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение,
стимулировать физическую активность, развитие синхронности движений.
Способствовать развитию номинативного словаря.
Давай, дружок, смелей, дружок Дети хлопают в ладоши
Кати по снегу свой снежок. Показ и повторение образца, как лепить снежок
Он превратится в толстый ком, Показать «круг» руками.
И станет ком снеговиком. Обвести руками в воздухе две окружности
Его улыбка так светла! Дети хлопают в ладоши
Два глаза… шляпа…нос…метла… Показ в соответствии с текстом
Но солнце припечет слегка, Поднять руки вверх
Увы! – и нет снеговика! Развести руками
3. Игра «Малыши»
Цель: создать хорошее настроение, стимулировать физическую
активность, развивать синхронность движений. Стимулировать
развитие активного словаря.
Почему так хороши, В нашем доме малыши:
Губки - алы, Показываем пальцем на губы
Зубки - белы, Показываем пальцем на зубки
Щечки - розовы? Показываем пальцем на щеки.
Да с мороза мы! Разводим руками
Подготовка ко сну, сон, пробуждение
1. Игра «Спокойного сна!»
Цель: Подготовка ко сну, расслабление мышц. Развитие
номинативного словаря, совершенствования представлений о
грамматическом строе речи.
Этот пальчик хочет спать, Загибают мизинец.
Этот пальчик лег в кровать, Загибают безымянный палец
Этот рядом прикорнул, Загибают средний палец
Этот пальчик уж заснул, Загибают указательный палец
А другой давненько спит… Загибают большой палец
Кто у нас еще шумит? Необходимо погрозить пальчиком другой руки
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! Погладить одной руку другую
Упражнения и игры на пробуждение можно сопровождать негромкой
плавной музыкой.
2. Пальчиковые упражнения «С добрым утром»
Цель: Организация пробуждения детей после сна, создания
позитивного эмоционального фона. Поддержание тонус мышц,
организация постепенного пробуждения. Стимулирование
коммуникативной активности, развитие активного словаря.
С добрым утром, глазки! Поглаживаем веки глаз.
Вы проснулись? Смотрим в «бинокль»
С добрым утром, ушки! Поглаживаем ушки.
Вы проснулись? Прикладываем ладонь к ушкам.
С добрым утром, ручки! Поглаживаем кисти рук.
Вы проснулись? Хлопаем в ладоши.
С добрым утром, ножки! Поглаживаем ноги.
Вы проснулись? Притопываем.
С добрым утром, солнце! Руки раскрываются навстречу солнышку.
Мы проснулись! Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.
Самостоятельная деятельность
1. Игра «Снежинки»
Цель: Разнообразить досуг детей, создать хорошее настроение,
стимулировать физическую активность, развивать кинестическую
основу движений мелкой моторики рук, совершенствовать
координацию движений. Развитие номинативного словаря.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками
Туча по небу плыла. и округлить в форме шара (тучи)
Вдруг из тучи над землёй, Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.
Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел. Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.
Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер с ними кружится, Продолжать вращающие движения кистями,
Может быть подружится. попеременно скрещивая руки
Прощание
1. Игра «Важные слова»
Цель: Разнообразить деятельность детей, создать хорошее
настроение. Активизации словарного запаса, формирование
связанной речи и основ этикета. Развивать тактильную
чувствительность, зрительно–двигательную координацию
движений.
Детям предлагается повторять слова (рекомендуется повторять несколько
раз):
Много есть различных слов
Для прощания и встречи:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»
«До свидания!», «Прощай»,
«Будь здоров!», « Спокойной ночи»
«Всем пока», «Прощай», «Привет».
«Буду рад вас видеть снова».
«Не прощаюсь!», «До утра!».
Литература по теме:
1. , «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.:
ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
4. , Смирнова игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.:
Просвещение, 2005. – 160 с.
6. , «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
7. , «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
9. , «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
10. Маханёва М. Д., «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». - М.:
Творческий центр Сфера, 2009.
11. , «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008